ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Определение частот вращения и крутящих моментов на валах привода
2.2 Проектный расчёт быстроходной передачи
2.3 Проектный расчёт тихоходной передачи
3.1.2 Проверочный расчёт быстроходной передачи по напряжениям изгиба
3.2.2 Проверочный расчёт тихоходной передачи по напряжениям изгиба
4 Проектный расчет валов редуктора
5 Обоснование и расчет основных размеров корпуса редуктора
6.2 Расчёт тихоходного вала редуктора на усталостную выносливость
7 Выбор и расчёт шпоночных соединений привода
8 Выбор и расчёт подшипников привода
6.2 Расчёт тихоходного вала редуктора на усталостную выносливость
Условие усталостной выносливости вала согласно [3] выглядит в виде
, (6.12)
где ‑ коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости;
‑ допускаемый коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости = 1,5;
Коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости определяется по формуле
, (6.13)
где ‑ коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости по напряжения изгиба;
‑ коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости по напряжения кручения.
Коэффициенты запаса для вала по усталостной выносливости по напряжения изгиба и кручения определяются по формулам
, (6.14)
, (6.15)
где и ‑ пределы усталостной выносливости по напряжениям изгиба и кручения соответственно;
и ‑ амплитуды циклов напряжений изгиба и кручения соответственно;
и ‑ средние напряжения циклов напряжений изгиба и кручения соответственно;
и ‑ коэффициенты, корректирующие влияние средние напряжения циклов напряжений изгиба и кручения на усталостную выносливость;
и ‑ коэффициенты концентрации напряжений.
Пределы усталостной выносливости по напряжениям изгиба и кручения определяются в зависимости от предела прочности материала вала по формулам
, МПа, (6.16)
, МПа, (6.17)
МПа;
МПа;
Напряжения изгиба изменяется по знакопеременному циклу для которого амплитуда цикла напряжений изгиба равна максимальному значению напряжений изгиба, а среднее напряжение цикла напряжений изгиба равно нулю, т.е.
, (6.18)
где ‑ максимальное значение напряжений изгиба.
Максимальное значение напряжений изгиба определяется для опасного сечения вала. Опасным сечением вала является сечение, на которое действуют наибольшие изгибающий и крутящий моменты. В нашем случае опасным сечением (согласно рисунку 6.1) будет сечение в опоре В. Для данного сечения напряжения изгиба определяются по формуле
, (6.19)
где ‑ осевой момент сопротивления опасного сечения.
Для вала круглого сечения осевой момент сопротивления определяется по формуле
, (6.20)
где ‑ диаметр вала в опасном сечении.
м3
Тогда
Па = 29,29 МПа.
Напряжения кручения изменяется по отнулевому циклу для которого амплитуда цикла напряжений кручения равна среднему напряжению цикла напряжений кручения и составляет половину максимального значения напряжений кручения.
, (6.21)
где ‑ максимальное значение напряжений кручения.
Максимальное значение напряжений кручения определяется для опасного сечения вала по формуле
, (6.22)
где ‑ полярный момент сопротивления опасного сечения.
Для вала круглого сечения полярный момент сопротивления определяется по формуле
, (6.23)
м3
Тогда
Па = 7,94 МПа.
Коэффициенты, корректирующие влияние средние напряжения циклов напряжений изгиба и кручения на усталостную выносливость определяются в зависимости от предела прочности материала вала по формулам
(6.24)
(6.25)
Коэффициенты концентрации напряжений определяются по формулам
(6.25)
(6.26)
где , ‑ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
, ‑ коэффициенты учитывающие размеры вала;
, ‑ коэффициенты учитывающие качество (шероховатость) поверхности.
‑ коэффициент учитывающий наличие поверхностного упрочнения.
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений зависят от вида концентратора напряжений. Для рассматриваемого вала в опасном сечении концентратором напряжений является канавка для выхода шлифовального круга, выполняемая на рассматриваемой шейке вала (рисунок 6.2).
Рисунок 6.2 – Параметры канавки для выхода шлифовального круга
Для канавки для выхода шлифовального круга эффективные коэффициенты концентрации напряжений выбираются в зависимости от предела прочности материала вала и параметров канавки t/r и r/d по таблице 15.1 [3]. В нашем случае при МПа t/r = 1,875 и r/d = 0,03 = 1,95, =1,6.
Коэффициенты, учитывающие размеры вала определяются по формулам
, (6.27)
, (6.28)
где , ‑ показатель степени, зависящий от предела прочности материала вала.
(6.29)
(6.30)
В нашем случае
Тогда
Коэффициенты учитывающие качество (шероховатость) поверхности определяются по формулам
при < 1 мкм (6.31)
при < 1 мкм (6.32)
(6.33)
где ‑ шероховатость поверхности рассматриваемой шейки вала.
Шейка вала под подшипник требует шлифования. Назначаем шероховатость поверхности =0,8 мкм. Следовательно =1,6 мкм.
Тогда
Коэффициент учитывающий наличие поверхностного упрочнения выбирается по таблице 15.4, [3]. При отсутствии упрочнения = 1.
Определяем коэффициенты концентрации напряжений по формулам (6.25) и (6.26)
Определяем коэффициенты запаса для вала по усталостной выносливости по напряжениям изгиба и кручения по формулам (6.14) и (6.15)
Определяем коэффициент запаса для вала по усталостной выносливости по формуле (6.13)
> [S]=1,5
Следовательно, усталостная выносливость вала обеспечена.