Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3

проходит очень важную стадию социализации, что позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы.

С целью снятия психического напряжения игротерапия использовалась на занятии 11 «Верь в себя» в упражнение «На море». В этом упражнении происходит снятие мышечного тонуса, в конце упражнение заканчивается расслаблением всех групп мышц.

Занятие 3 «Будь смелым» в игровой ситуации «Волшебный стул» благодаря этой игре у детей улучшается самооценка и взаимоотношения в группе, дети учатся играть вместе, налаживать контакт друг с другом. Метод игротерапия способствует осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. В ходе занятий происходит установление

эмоционального контакта со всеми участниками, снятие напряжения и создание положительного фона.

Метод изотерапия – это способ психологической коррекции, через который ребенок осознает конфликтную ситуацию, находит способы как ее проиграть наиболее удобным, для него способом. Помогает выразить ребенку свои чувства, эмоции. Благодаря разнообразию материалов этот метод является интересным для ребенка. Рассмотрим использование данного метода на следующих занятиях:

Занятие 6 «Мой портрет» рисование на тему «Автопортрет» через рисование ребенок показывает свое настроение и настрой на день.

Занятие 8 «Сказочная шкатулка» рисование на тему «Волшебные зеркала» дети рисуют свои ожидания на предстоящую жизнь, здесь вырисовываются из опасения и страхи их настрой на будущее.

В рамках данной программы также был разработан перспективный план работы с
родителями, представленный в таблице 7.
Таблица 7

Перспективный план работы с родителями



п/п

Тема

Форма работы

1

Дети с высоким уровнем тревожности

Индивидуальная консультация

2

Тревоги ваших детей

Родительское собрание

3

Повышение самооценки

Групповой тренинг

4

Причины возникновения тревожности

Семинар

5

Мешок со страхами

Консультация

6

Все о страхах

КВН

7

Детский невроз страха

Практикум

8

Как помочь ребенку избежать

тревожного состояния

Круглый стол


Мероприятия с родителями проводились раз в неделю. Продолжительность каждого мероприятия была 40 минут. В ходе работы с родителями использовались такие методы активизации родителей как:

  • «Мозговой штурм»

  • «Реверсионная мозговая атака, или Разнос»

  • «Список прилагательных и определений»

  • «Ассоциации»:

  • «Коллективная запись»

  • «Запись на листах»

  • «Эвристические вопросы».

  • «Мини-эксперимент».

Таким образом, нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. В результате реализации данной
программы с детьми должен заметно снизиться уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста, установиться положительный эмоциональный настрой к миру. Данное утверждение проверим на третьем этапе исследования.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Анализ и обсуждение результатов исследования




Для определения эффективности реализации программы и выявления динамики уровня тревожности в ходе экспериментальной работы, нами был проведен контрольный срез и получены данные, характеризующие уровень тревожности. Определение уровня тревожности на контрольном срезе осуществлялось на основе того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. В таблице 8 представлены результаты контрольного среза.

Таблица 8 Результаты контрольного этапа экспериментальной работы




п/п

Фамилия, имя

ребенка

Индекс тревожности

Уровень тревожности

1

Ребенок 1

19%

Низкий

2

Ребенок 2

59%

Высокий

3

Ребенок 3

20%

Средний

4

Ребенок 4

16%

Низкий

5

Ребенок 5

50%

Средний

6

Ребенок 6

10%

Низкий

7

Ребенок 7

51%

Высокий

8

Ребенок 8

56%

Высокий

9

Ребенок 9

16%

Низкий

10

Ребенок 10

67%

Высокий

11

Ребенок 11

19%

Низкий

12

Ребенок 12

19%

Низкий

13

Ребенок 13

17%

Низкий

14

Ребенок 14

67%

Высокий

15

Ребенок 15

13%

Низкий

16

Ребенок 16

11%

Низкий

17

Ребенок 17

47%

Средний

18

Ребенок 18

20%

Низкий

19

Ребенок 19

21%

Средний

20

Ребенок 20

46%

Средний

21

Ребенок 21

19%

Низкий

22

Ребенок 22

30%

Средний

23

Ребенок 23

39%

Средний

24

Ребенок 24

19%

Низкий

25

Ребенок 25

16%

Низкий



На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, представлены в таблице 9.

Таблица 9 Результаты контрольного этапа эксперимента % отношении)


Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

20

28

52



Количество детей, %
Представим данные результатов по критериям на контрольном этапе экспериментальной работы (нулевой срез) на рисунке 3.


Рис. 3 Результаты контрольного этапа экспериментальной работы Рассматривая полученные данные в ходе экспериментальной работы,

представим данные двух этапов эксперимента в таблице 10.
Таблица 10 Сравнительные результаты экспериментальной работы % отношении)



Этапы эксперимента

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

28

60

12

Контрольный

20

28

52


Количество детей (%)
Для большей наглядности полученные результаты на этапе констатирующего и контрольного эксперимента представлены на рисунке (см. рис. 4).