Файл: 1 Теоретические основы учета, контроля и анализа вознаграждений работникам на предприятии 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тарифная СОТ самая распространённая, применяется и госорганами, и коммерческими организациями. В её основе лежит ранжирование заработной платы сотрудников в зависимости от их квалификации, стажа работы, приобретённых навыков, выработки, условий и характера труда. Например, для работников сферы образования установлена индивидуальная тарифная СОТ в соответствии с Постановлением Правительства от 05.08.2008 за № 583.

Выделяют два вида тарифной системы: сдельную и повременную.

Повременная СОТ применяется на тех предприятиях, где нет необходимости или возможности нормировать выработку.

При простой повременной СОТ оплачивается время, отработанное в периоде. Периодами могут признаваться: часы, дни, месяцы и вариации этих периодов.

При премиальной – к зарплате за время добавляется премия за качество работы, исчисляемая в % от оклада по ставке. Премия может носить разовый характер или применяться на постоянной основе.

При окладной – работник вправе рассчитывать на ежемесячную зарплату в том размере, как она установлена в трудовом договоре. При достижении определённой квалификации (определяемой субъективно работодателем) оклад может быть повышен.

Сдельная СОТ применяется организациями, которые предоставляют услуги, выполняют работы или же производят товар. Их прибыль напрямую зависит от скорости работы сотрудников, поэтому выгодно платить не за единицу времени, а за единицу выработки.

Основанием начисления заработной платы будут документы, подтверждающие выполнение сотрудников личного производственного плана. Для того, чтобы облегчить подсчёт и минимизировать ошибки необходимо тщательно продумать систему учёта показателей сотрудников.

Смешанная СОТ объединяет в себе тарифной и бестарифной СОТ – у сотрудника есть определённый оклад, но в данном случае он напрямую зависит от успешности его работы: от количества продаж, от качества разработок, от отработанного времени и т.п. [23, c.87].

Структура заработной платы сотрудников бюджетных учреждений включает в себя помимо окладной части и премий выплаты стимулирующего и компенсационного характера. (Таблица 5)
Таблица 5

Структура заработной платы

Структура заработной платы в бюджетном учреждении

Должностной оклад

Стимулирующие надбавки

Компенсационные надбавки




Окладная часть – это тот минимальный размер денежных средств, которые гарантирует государство. Окладная часть всегда зависит от должности сотрудника и прописывается в региональных нормативно-правовых актах, посвященных профессиональным квалификационным группам.

Суммы окладов могут увеличивать для некоторых профессий с помощью повышающих коэффициентов – от 5 до 30 процентов. Так у педагогического персонала наличие категории влияет на конечную сумму оклада.

Стимулирующую часть заработной платы прописывают в эффективном контракте каждого сотрудника. Эффективный контракт – это тот же самый трудовой договор, но только в нем представлены показатели, от которых зависит размер стимулирующих выплат.

Эти показатели показывают интенсивность, высокие результаты и качество работ каждого конкретного сотрудника. Для каждого типа учреждения есть свои определенные показатели, которые указаны в локально-нормативных актах каждого субъекта РФ.

Персональную стимулирующую выплату рассчитывают только, если остается неиспользованным весь фонд оплаты труда. В этом случаи рассчитывают процент каждого педагога в общем количестве баллов и умножают на неиспользованный фонд оплаты труда.

Таким образом, стимулирующие выплаты призваны увеличить мотивацию сотрудников в улучшении качества и количества предоставляемых услуг, создавать стремления повышать обязательства и делать свою работу ответственной и привлекательной.

Компенсационная часть выплат зависит от проведенной специальной оценки труда, в которой указывают процентные надбавки за работу с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, согласно статьям 153-154 ТК РФ к компенсационным выплатам относят выплаты за работу в ночное время, работу в праздничные и выходные дни. Также в организации могут назначить компенсационные выплаты за дополнительно возложенные функции.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками надо обеспечивать включение в них условий, связанных, в частности, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям.


Повышающие коэффициенты следует применять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендовано определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

Впоследствии названные коэффициенты суммируются и применяются путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Таким образом, оплата труда является значимым участком в деятельности каждой организации. От правильно выбранной системы оплаты труда во многом зависит производительность и финансовые результаты компании. В связи с тем, что расходы на оплату труда занимают весомую долю в составе всех расходов предприятия, необходимо на регулярной основе проводить внутренний контроль данного направления.


1.3 Виды контроля по оплате труда с персоналом организации



Основной целью контроля оплаты труда является проверка соответствия законодательным, нормативным, внутренним локальным актам и положениям бюджетного учреждения, постоянно информировать руководство учреждения о достоверности, объективности и правильности учета выполненных работ, начисленной оплаты труда.

Основными задачами контроля оплаты труда является проверка правильности применения и соблюдения условий оплаты труда, наличия и соответствия законодательству первичных документов по учету рабочего времени, правильность начисления выплат по временной нетрудоспособности, состояния синтетического и аналитического учета заработной платы, эффективности использования средств на оплату труда.

Формирование составляющих данных по труду и его оплате является обязательной и необходимой частью оперативного управления, для составления отчетности и осуществления своевременных расчетов с налоговыми органами и фондами социального страхования.

С помощью полученной информации непосредственно осуществляется контроль использования времени, поддержания соотношения между затратами и оплатой труда, распределение прогрессивных методов оплаты труда, распределение премий, надбавок, стимулирующих выплат [44, c.76].

Контроль в бюджетном учреждении, в том числе и по оплате труда составляет одну из важных составляющих внутреннего контроля.

Внутренний контроль соблюдения норм по расчетам оплаты труда в учреждениях, имеет огромное значение и его наличие является обязательным согласно статье 19 Федерального Закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Методическую основу внутреннего контроля составляют: аналитические методы, метод хронометража, метод фотографии рабочего дня, визуальное наблюдение, экспертная оценка, опрос персонала др. Аналитические методы включают анализ конкретного трудового процесса, разделение его на элементы, проектирование рациональных режимов работы оборудования, организации труда и необходимых затрат времени по элементам трудового процесса, установление норм на операции.

Внутренний контроль оплаты труда должен проводится на регулярной основе и быть направлен на: - проверку соблюдения требований трудового, гражданского и налогового законодательства; - оценку правильности отражения в
учете операций по расчетам с персоналом; - проверку обоснованности отчетных показателей в бухгалтерской отчетности и т.д.

Контроль в бюджетном учреждении носит характер целостного процесса, который осуществляется руководителями учреждений, персоналом целью которого является определение рисков и обеспечение уверенности в приобретении оптимального уровня и механизма управления.

При этом преследует конкретные цели в получении точных данных по результатам проведения внутреннего контроля по расчетам оплаты труда сотрудников, соблюдение законодательно- нормативных положений, актов при расчетах по оплате труда сотрудников учреждения, сбережение и экономию бюджетных ресурсов учреждения [15, c.10-13].

Организации внутреннего контроля, по сути своей подразумевает обеспечение надлежащей действенности, в которой четко распределены обязанности работников бухгалтерии для проверки направлений отчетности по оплате труда, а также определены границы их полномочий в соответствии с возложенными обязанностями.

Такой подход при условии внедрения и использования на практике обеспечит формирование функционального алгоритма внутреннего контроля, соответствующей необходимым требованиям, продуманного и рационального использования бюджетных ассигнований, рост объемов и качества предоставляемых услуг.

Система внутреннего контроля обеспечивает реализацию сохранения собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов, способствует повышению эффективности и качества работы, усилению экономии, выявлению причин и условий, способствовавших возникновению мошенничества, недостач и осуществлению краж.

И напротив, использование различных форм внутреннего контроля (внутренней ревизии, структурно-функциональной фирмы контроля, внутреннего аудита) создает условия для объединения, эффективной структуры и реализации контрольного механизма учреждений.

Целью проведения аудита являются оценка применяемой бухгалтерией данного предприятия методики в области оплаты труда и выявление ее соответствия действующему законодательству. Для осуществления проверки правильности организации расчетов в бухгалтерской службе с сотрудниками предприятия по начислению и выплатам денежных сумм по оплате труда проводится аудит расчетов с персоналом по оплате труда.