Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономической ситуации в России с усложнением хозяйственной практики и возрастанием конкуренции на большинстве рынков все более востребованным становится умение принимать менеджерами отечественных организаций эффективные управленческие решения.

Данные обстоятельства вызывают интерес к исследованию методологии процесса разработки управленческих решений. Изучение методологии разработки управленческих решений учеными и практиками должно проводиться сквозь призму настоящих экономических условий и требований с целью выявления актуальных методик и технологий. Только знание исторического опыта развития управления позволяет осознать структуру и специфику современного российского управления, усвоить необходимые умения и навыки современного менеджера. Одним из основных навыков является разработка решения.

Целью данной курсовой работы является выявление основных элементов методологии процесса разработки решений в современных условиях России.

Для достижения указанной цели курсовой работы поставлены следующие основные задачи:

  • рассмотрение сущности управленческих решений и их видов;
  • анализ алгоритма процесса разработки и принятия управленческих решений;
  • изучение основных методов и приемов, используемых при разработке и принятии решений;
  • выявление методов, востребованных в российских экономических реалиях и ближайшую перспективу развития страны.

Структура курсовой работы соответствует логике поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Истоки возникновения теории принятия решений

Поиск наилучшего решения занимал умы людей на протяжении многих веков. Еще Евклид описал способы построения наибольшего и наименьшего из отрезков, соединяющих данную точку с окружностью, и показал, как среди параллелограммов с заданным параметром найти параллелограмм максимальной площади. Принято считать, что прародительницей современной теории принятия решений является математическая наука.


Становление математических методов анализа и выработки хозяйственных решений как самостоятельной ветви математики произошло в XVIII веке. Во Франции Франсуа Кенэ предпринял одну из первых попыток экономико-математического моделирования механизма движения финансов. Он построил экономическую таблицу, рассматривающую экономику государства как единую систему. Кенэ применил идею кровообращения человека к кругообороту экономических отношений. К. Маркс, используя таблицы Кенэ, ввел алгебраические формулы и мечтал «вывести главные законы кризисов».

Конец XIX и начало XX века характеризуются значительной активизацией работ, развивающих математические методы решения экономических задач. Одной из первых задач, решенных на основе математического подхода, является «задача о землекопе», сформулированная Ф. Тейлором в 1885 г. По постановке этой задачи требовалось определить оптимальную разовую массу подбираемой земли, обеспечивающую максимум объема работ землекопа за день. Если землекоп за раз забирает много земли, то усталость его быстро нарастает. Если брать за раз мало земли, то падает общий объем работ.

В России в 1920-е годы С.Г. Струмилиным была сформулирована идея о составлении плана как результата решения оптимизационной задачи. Одновременно, В.А. Базаров, выделяя требования к плану, отмечал необходимость плавного изменения показателей, согласованность элементов системы, кратчайший путь к цели.

Становление современного математического аппарата оптимальных экономических решений началось в 1940-е годы благодаря первым работам Н. Винера, Р. Беллмана, С. Джонсона, Л. Канторовича. Задача линейного программирования впервые математически была сформулирована Л.В. Канторовичем в 1939 г. на примере задачи раскроя материалов для Ленинградского фанерного треста. В 1947 г. Дж. Данциг предложил универсальный алгоритм решения задач линейного программирования, названный им симплекс-методом. В 1941 г. Хичкок и независимо от него Купсман в 1947 г. Формулируют транспортную задачу, Стиглер в 1945 г. – задачу о диете. В 1952 г. было проведено первое успешное решение задачи линейного программирования на ЭВМ «Seac» в Национальном бюро стандартов США.[1]

Начало разработок специфических экономико-математических моделей финансовых фирм связывают с работой Френсиса Эджуорта, опубликованной в 1988 г. Дальнейшее развитие этого направления реализуется по двум направлениям:

  • разработка моделей на базе теории Марковица-Томина (теория управления портфелем);
  • разработка моделей на базе традиционной неоклассической теории фирмы (на основе первых работ Дж.Р. Хикса).

Таким образом, мировой и отечественной наукой в XX веке разработана новая область знаний – теория принятия решений. Возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на область экономического управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений. В то же время, усложнение хозяйственной деятельности требуют ее дальнейшего развития и совершенствования.

Сущность и виды управленческих решений

Первичной функцией менеджмента, как считает Акио Морита, бывший председатель совета директоров и главный управляющий «Sony Corporation», является принятие решений. Решения нужны для приготовления гамбургеров в «McDonald’s», распределение большинства коек по отделениям в местной больнице, посадка и высадка пассажиров в аэропорту «Пулково». Незаметные на первый взгляд решения составляют часть почти любой деятельности в нашей жизни личной и профессиональной.

Из всех областей современного менеджмента научные методы были применены к принятию решений в большей мере, чем к чему-либо другому. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решения скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей согласны между собою в том, что принятие решений занимает немалую часть времени менеджеров, даже если они расходится во мнениях о том, единственная ли это у них функция. Практически многие полагают, что единственный «родовой» вид деятельности в профессии менеджера - принятие решений. Герберт А. Саймон называл принятие решения «сутью управленческой деятельности»[2].

В специальной литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Необходимо отметить, что в экономической литературе понятие «решение» неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Авторы работ по менеджменту понятие «управленческое решение» формулируют как[3]:


· продукт управленческого труда, организационная реакция на проблему;

· выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив);

· выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;

· выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.[4]

Представляется наиболее удачным и полным, в комплексе, учитывающем отдельные аспекты, следующее определение: управленческое решение – это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на несколько типов.

С учетом стереотипности ситуаций и используемых методов, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. Около 90% решений принимаются по типичным ситуациям (связанные с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др.). Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (разработка новых технологий, формирование новой структуры).

Авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.


Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями.

Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Также, одной из оправданных представляется классификация А. И. Пригожина[5]: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

  1. жёстко обусловленные (детерминированные);
  2. слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий.

В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции. Большое место среди факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.