Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Истоки возникновения теории принятия решений
Сущность и виды управленческих решений
Процесс разработки и принятия управленческого решения
Методы и модели разработки управленческого решения
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАО «НЕСТ»
2.1. Краткая характеристика НАО «Нест»
2.2. Принятие решения о переводе производства
2.3. Экономическое обоснование решения о переводе производства в Красное село
2.1. Краткая характеристика НАО «Нест»
В 1897 году в Санкт-Петербурге в доме 56/58 по Калашниковской (ныне Синопская) набережной был основан винный склад – будущий завод «Нест». Начало производства водки в Санкт-Петербурге связано с именем Петра Великого, при котором этот напиток производили в основном на винокурнях дворянских поместий. В начале прошлого века в Петербурге действовало уже свыше десяти частных и казенных водочных заводов.[17]
Вехой для отрасли стал 1894 год, когда была установлена государственная водочная монополия, ужесточившая требования к технологическому процессу и оснащению предприятий современными ректификационными агрегатами и паровыми машинами. Всего в России было построено 353 винных склада, которые подчинялись Министерству финансов России. Под номером один в реестре значился склад на Калашниковской набережной.
Предприятие имело самое современное по тем временам оборудование, а в производстве напитков стало использовать наряду с новейшими технологиями лучшие традиции и достижения петербургских винокуров. Розлив водки производился в следующие емкости: 1/40 ведра, 1/20 ведра и 1/4 ведра. Только на этом складе имелась технология для выделки особого высшего сорта вина. Уже в первые годы к заводу пришел успех, он стал поставщиком императорского двора, его водка хорошо продавалась не только по стране, но и за рубежом.
Первый период внедрения средств механизации производственных процессов относится к периоду 1938 – 1941 годов, когда стали применять ленточные транспортеры для тары с продукцией и различные контейнеры.
В годы войны 1941-1945 гг. завод был полностью переключен на выпуск продукции для нужд фронта: вырабатывалась горючая смесь, белковые дрожжи, витамин «С» из хвои.
В 1946 году впервые в отрасли на заводе была сконструирована и изготовлена машина для мойки бутылок. В последующие годы (1948-1956) специалистами предприятия были разработаны и изготовлены автоматы для розлива продукции, контроля качества, наклейки этикеток и укладки бутылок в ящики. На основе такой технологической базы в 1960 году началась комплексная механизация и автоматизация всего производства водок с внедрением поточно-автоматизированных линий мойки, розлива и оформления изделий производительностью 15 тысяч бутылок в час.
Начиная с 1990 года происходит очередное обновление технологии и оборудования водочного производства. Для производства алкогольных напитков используются только спирты, изготовленные из лучших сортов хлебного зерна. Отработанные технологические режимы позволяют доводить спирт-сырец до высокой кондиции, удовлетворяющей самого строгого эксперта. Особый вкус водкам завода «Нест» придает ладожская вода, однако ее химический состав подвержен сезонным колебаниям: осенью и весной ее качество может ухудшаться, поэтому после изучения мирового рынка заводом была приобретена установка по очистке воды гамбургской фирмы POKEM. Теперь после очистки вода имеет идеальный солевой состав: удаляются соли тяжелых металлов, микрофлора, радионуклеиды, хлор. В процессе производства спиртоводочная смесь проходит тщательную фильтрацию на современном оборудовании с использованием березового древесного угля, кварцевого песка и уникальных природных минералов. Поэтому на выходе получается водка, полностью освобожденная от примесей, сивушных масел и т.д. – кристально чистая традиционная русская водка.
Оборудование предприятия и организация выпуска качественной продукции постоянно совершенствуются:
• внедрены линии по розливу водки в бутылки с винтовым горлом 0,5; 0,7; 0,75 литра фирмы ZEITZ, производительностью 24 тыс. бутылок в час, а также организованы участки для розлива изделий в бутылки емкостью 0,05 л., в фарфор, хрусталь, керамику;
• разработаны технологии и освоено изготовление новых сортов водок («Синопская», «Пятизвездная», «Петр Великий», «Дипломат» и др.);
• обновлен дизайн всей номенклатуры выпускаемых напитков;
• установлена и введена в действие система управления реализацией продукции на современном уровне маркетинга;
• завершен переход на розлив водок и ликеро-водочных напитков в одноразовую посуду с автоматической упаковкой и перевозкой готовой продукции на поддонах;
• после внедрения новой системы контроля качества одна и та же продукция выпускается и в экспортном оформлении, и для внутреннего рынка;
• проведена компьютеризация всех видов производства, рабочих мест, контроля, хранения и учета.
По своим производственным возможностям (выпуск свыше 100 млн бутылок продукции в год) завод – крупнейший производитель алкогольной продукции в России. НАО «Нест» вырабатывает свыше 25 наименований продукции, в том числе 6 наименований водок, 5 наименований горьких настоек, 3 – ликеров и свыше 10 наименований сладких изделий. Продукция завода неоднократно экспонировалась на международных выставках и ярмарках. Многие из наименований изделий удостоены золотых медалей и почетных дипломов.
Поставка водки на экспорт была возобновлена в 1949 году в количестве 3000 декалитров. В 1995 году объем экспорта составил около 400000 декалитров, то есть вырос более чем в сто раз. Самыми крупными импортерами продукции завода являются США, Канада, Англия, Германия, страны Скандинавии, Бразилия, Перу, Панама и др.
В то же время наметились негативные тенденции в деятельности компании и в 2008 г. руководство НАО «Нест» обратилось в арбитражный суд с просьбой о признании себя банкротом. Возможное банкротство старейшего петербургского завода не удивила участников рынка: за последние три года позиции «Неста» существенно ослабли, признают они. По данным Росстата, в 2005 году НАО «Нест» произвело 3,29 млн дал ликероводочной продукции, в 2006-м — уже 2,76 млн дал, а в 2007-м — всего 1,87 млн дал, что составляет 39,5% от уровня 2006 года.[18]
Завод «Нест» некоторое время назад обзавелся резервной производственной площадкой в Красном Селе. Это было тем более важно, что участок на Синопской набережной и здание завода находились в собственности города. Таким образом, возникает вопрос о необходимости перевода производства в Красное село и принятии соответствующего решения.
2.2. Принятие решения о переводе производства
Решение о переводе производства с площадки на Синопской набережной в Красное село требует: во-первых, разработки сетевого графика; во-вторых, принятия решения о количестве персонала; в-третьих, экономического обоснования рациональности перевода производства.
Прежде всего, определим перечень работ, необходимых при переводе производства (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1
Перечень работ
№ события |
Наименование события |
Предшествующие события |
1 |
2 |
3 |
0 |
Начало работ |
- |
1 |
Заказан проект по переводу производства |
- |
2 |
Заключен договор на охрану объекта в Красном селе |
- |
3 |
Подобраны работники |
- |
4 |
Заключен договор о материальной ответственности |
3 |
5 |
Подготовлен ассортимент продукции для производства в Красном селе |
4 |
6 |
Проект по переводу производства готов |
1 |
7 |
Проект по переводу производства утвержден генеральным директором |
6 |
8 |
Проект по переводу производства передан на исполнение |
7 |
9 |
Перевезены производственные мощности |
8 |
10 |
Производственные мощности установлены |
2,9 |
11 |
Производственная линия готова |
10 |
12 |
Сырье и ресурсы закуплены и завезены |
2,11 |
13 |
Производственная линия готова к запуску |
12 |
Построим сетевой график на основе данных табл. 2.1. (см. рис. 2.1).
Рис. 2. 1. Сетевой график работ по переводу производства
Выбранное решение о переводе производства, как уже отмечалось выше, требует разработки и принятия соответствующих вспомогательных управленческих решений.
Одним из таких решений является управленческое решение в области персонала. Открытие производственной линии в красном селе, наряду с множеством организационных проблем, предполагает поиск, отбор и подготовку оптимального количества персонала, поскольку существенная часть рабочего персонала отказывается от работы в Красном селе. К моменту запуска производственной линии в Красном селе персонал должен быть готов к качественной работе. Это решение принимается в условиях риска, поскольку точно спрогнозировать величину спроса и соответственно объем производства, которые потребует качественной работы персонала, невозможно. В этих условиях можно использовать такой метод принятия решений в условиях риска как матрица решений.
Отдел маркетинга «Неста» провел дополнительные исследования, которые привели к следующим результатам: спрос составит 2000 (литров) с вероятностью 10%; 3000 – 50%; 4000 – 20%; 5000 – 20%. Соответственно для каждого состояния спроса требуется соответствующий объем производства и потребуется различное количество подготовленных и обученных сотрудников, исходя из средней нормы выработки сотрудника (по опыту функционирования производственной линии на Синопской набережной): если производство составит 2000 литров – потребуется 50 сотрудников; 3000 – 70; 4000 – 90; 5000 – 120 человек. Средняя норма выработки – 3250 руб., а себестоимость продукции, где определенную часть занимает оплата труда – 1000 руб. Кроме этого, если компания не сможет удовлетворить спрос (обеспечить запросы дилеров и посредников), то она понесет дополнительные издержки за неудовлетворенный спрос 250 руб. (на поддержание имиджа и возврат дилера). Имея эти данные можно построить матрицу решений и выбрать оптимальное решение по количеству сотрудников, исходя из экономической целесообразности (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Матрица решений
Показатели |
Состояние спроса |
||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
4500000 |
4250000 |
4000000 |
3750000 |
70 сотрудников |
3500000 |
6750000 |
6500000 |
6250000 |
|
90 сотрудников |
2500000 |
5750000 |
9000000 |
8750000 |
|
120 сотрудников |
1500000 |
4750000 |
8000000 |
11250000 |
|
Вероятность |
0,1 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Воспользовавшись формулой (1) рассчитаем математическое ожидание дохода для каждого решения:
Е1=4500000*0.1+4250000*0.5+4000000*0.2+3750000*0.2=4125000 руб.
Е2=6275000 руб.
Е3=6675000 руб.
Е4=6375000 руб.
Наилучшим по ожидаемому среднему доходу является третье решение – нанять и обучить 90 сотрудников.
Следующий этап: определим риски, связанные с каждым решением. Для определения величин (vi2) возведем в квадрат все элементы матрицы решений (в у.е.), в результате получим следующие данные (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Матрица решений
Показатели |
Состояние спроса |
||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
324 |
289 |
256 |
225 |
70 сотрудников |
196 |
729 |
676 |
625 |
|
90 сотрудников |
100 |
529 |
1296 |
1225 |
|
120 сотрудников |
36 |
361 |
1024 |
2025 |
|
Вероятность |
0,1 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Рассчитаем математическое ожидание квадрата дохода по каждому решению:
Е1=6827,5 руб.
Е2=16107,5 руб.
Е3=19467,5 руб.
Е4=19847,5 руб.
Средние квадратические отклонения дохода по решениям буду равны:
б 1=0,92
б 2=3,78
б 3=8,11
б 4=11,99
Коэффициенты вариации:
v 1=5,6%
v 2=15,1%
v 3=30,4%
v 4=47%.
Сопоставление риска и среднего дохода по каждому решению позволяет сделать более обоснованный выбор. Так, хотя оптимальным решением является третье решение (90 сотрудников), но оно при разнице в среднем доходе около 40000 руб. (около 6%) со вторым решением (70 сотрудников) имеет более чем в два раза меньший риск. Таким образом, решение о наборе и обучении 70 сотрудников выигрывает и является оптимальным по соотношению средний доход/риск.
Кроме этого, руководству компании необходимо помнить о том, что одним из следствий перевода производства может являться ухудшение качества выпускаемой продукции. Можно составить дерево параметров, где корневым элементом принимается ухудшение качества продукции (см. рис. 2.2).
Рабочие |
Агрегаты |
Ухудшение качества продукции |
|||||
Квалификация |
Возраст |
||||||
Здоровье |
Наладка |
||||||
Внимание |
|||||||
Марка |
Контроль |
||||||
Размеры |
Поставщик |
Режим |
|||||
Заготовка |
Технология |