Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Истоки возникновения теории принятия решений
Сущность и виды управленческих решений
Процесс разработки и принятия управленческого решения
Методы и модели разработки управленческого решения
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАО «НЕСТ»
2.1. Краткая характеристика НАО «Нест»
2.2. Принятие решения о переводе производства
2.3. Экономическое обоснование решения о переводе производства в Красное село
Не меньшее значение приобрела проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то начиная с середины 1950-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.
Принятие решения это особо важный вид деятельности всех менеджеров, но сами эти решения невозможно принимать с полной достоверностью, управленческие альтернативы почти всегда содержат неопределенность.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах специалисты, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
Процесс разработки и принятия управленческого решения
Принято считать, что методология включает в себя методику и угол зрения, под которым проводится исследование и изучение той или иной проблемы. Методика - это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Таким образом, методика разработки решения состоит из двух элементов:
-
- последовательности выполнения задач при разработке решения;
- способов и методов генерации и выбора вариантов решения.
Анализ специальной литературы[6] позволяет выделить следующую общую схему процесса разработки управленческого решения:
-
-
- Внешнее воздействие;
- Внутреннее воздействие;
- Ситуация;
- Стратегия решения:
-
- определение цели действия;
- определение способа достижения цели;
- выработка критериев выбора решений.
5. Оценка обстановки:
-
- кадрового состава;
- состояние ресурсов;
- состояние техники;
- состояние технологии;
- эффективность;
- временной фактор.
6. Прогнозирование результатов;
7. Подготовительный этап:
-
- определение места решения в управляющей подсистеме;
- установление функции управления, к которой относится решение;
- установление ступени управления, где будет приниматься решение;
- определение полномочий лица, принимающего решение;
- установление права лица принимать решение;
- определение границ решения.
8. Информационный цикл:
-
-
- поиск информации;
- сбор информации;
- обработка информации;
- анализ информации.
-
9. Уточнение прогноза результата;
10. Разработка экспертной рекомендации по элементам решения:
-
-
- выработка вариантов рекомендаций;
- сравнительный анализ рекомендаций;
- выбор рекомендаций.
-
11. Разработка решения:
-
-
-
- разработка вариантов решения;
- оценка вариантов по установленному критерию;
- выбор решения.
-
-
12. Оформление решения:
-
-
-
-
- формула решения;
- документальное оформление;
- фиксация решения.
-
-
-
13. Постановка задач исполнителям:
что делать?;
кому делать?;
как делать?;
где делать?;
когда делать?;
с кем делать?;
последовательность выполнения задач.
14. Документальное оформление задач;
15. Организация выполнения решения:
пропаганда решения;
мобилизация коллектива;
координация;
оперативное регулирование.
16. Контроль.
Необходимо отметить, что не все указанные этапы и действия являются обязательными. Конкретный набор отдельных процедур и операций зависит от специфики ситуации, сложности возникающих проблем и задач, поставленных перед менеджером.
Но, как правило, абсолютно всегда в хозяйственной практике соблюдается следующая общая модель разработки решения:
- Анализ и диагностика возникшей проблемы;
- Выявление возможных вариантов решения;
- Выбор наиболее оптимального варианта решения:
- Реализация и контроль выбранного решения.
Успешное решение проблемы во многом зависит от организации его поиска, соблюдения ряда основополагающих принципов:
-
- решения проблем должны быть сориентированы на позитивные конечные результаты, как в интересах фирмы, так и потребителей;
- разработка решения не должна ограничиваться одним вариантом;
- технология разработки должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений;
- учет вероятностного характера наступления социально-экономических событий и элиминирование риска;
- применение современной компьютерной техники;
- использование целевого, комплексного и системного подходов для разработки экономически обоснованных решений;
- гибкое использование наиболее рациональных организационных форм разработки решения: индивидуальные, групповые, коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональные группы, матричные структуры и др.
Теория принятия решений ориентируется на разработку и поиск оптимальных результатов по достаточно сложным проблемам, со значительным количеством связей и зависимостей, ограничений и вариантов решений. Методологической базой разрешения подобных проблем выступает системный подход, предполагающий определенную логику действий.
В 1960-е годы наметился новый подход к постановке и решению задач управления, который получил название системного.[7] Это произошло в результате изменения условий хозяйственной деятельности: увеличение масштабов и сложности управляемых систем, повышения требований к качеству управленческих решений, развития общей теории управления (кибернетики), возможности использования вычислительной техники.
Принципиальная особенность системного подхода состоит в рассмотрении объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами. Достоинством системного подхода является возможность учета неопределенности поведения элементов и системы в целом, а также обеспечение согласованности множества целей при принятии решения, в частности, целей элементов подсистем с общими (например, целей завода и цехов, участков).
Эволюция управленческой мысли и деятельности в зарубежном менеджменте имеет тенденцию к развитию групповых форм разработки решений. В ряде стран они получили широкое распространение, в других являются основополагающими, например в Японии.
Известное патерналистское направление в развитии менеджмента связано также с различными формами привлечения трудящихся к процедуре принятия управленческих решений. Порой это проводится под лозунгами движения за самоуправление и носит различные названия: «хозяйственная демократия», «производственное самоуправление», «демократия на рабочем месте», «соучастие в производственном управлении» и т.п.
Кроме указанных исторических достижений в развитии методологии процесса разработки решений, необходимо отметить использование экспертных оценок. Экспертные оценки в той или иной форме использовались во все времена. Однако внимание к ним существенно возрастало по мере усложнения производственных технологий, следовательно, и процесса разработки решений. Официальным началом их становления и развития считают 50-е и 60-е годы XX века.[8] К этому времени относится публикация первых работ, посвященных описанию и исследованию технологий экспертного оценивания. Современным руководителям важно знать сущность и назначение данного метода разработки решений, его достоинства, процедуру организации и проведения, типичные ошибки экспертных технологий и направления совершенствования.
Фатхутдинов Р.А.[9] в современных российских условиях предлагает рассматривать методологию процесса разработки и реализации управленческого решения в рамках системы менеджмента как совокупности научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Методы и модели разработки управленческого решения
В настоящее время существует большое количество разнообразных методов, используемых в процессе разработки управленческого решения. Все эти методы условно могут быть сгруппированы по основным этапам процесса разработки и реализации решения:
- Методы анализа и диагностики проблем. В данную группу могут быть включены метод сравнений, факторный анализ, методы количественного и качественного прогнозирования и моделирование. Моделирование заслуживает особого внимания, поскольку данный метод является наиболее важным при решении сложных проблем. Моделирование применяется при разработке очень сложных решений и представляет собой построение моделей или их системы исследуемого объекта для его изучения. Исследование моделей объектов позволяет уточнить свойства и характеристики изучаемого явления. Их использование дает возможность проводить эксперименты, которые нельзя осуществить непосредственно с самим исследуемым объектом.
Основное назначение модели заключается в возможности проведения экспериментов, анализа и изучения. В связи с этим к моделям предъявляются требования по глубине и времени.[10] Следовательно, модель должна обладать необходимой глубиной описания, достаточной для решения актуальных проблем, связанных с объектом, и дополнительными ограничениями по времени, которое отводится для разработки решения.
При моделировании появляется широкая возможность для экспериментальной деятельности: можно менять параметры, условия, ограничения и выяснять, к каким конечным результатам это приводит. Многовариантные эксперименты с моделью позволяют найти ответ на главный вопрос – при каких условиях следует ожидать эффективного функционирования объекта с точки зрения его основных целей.
Кроме этого, при разработке стратегических управленческих решений рекомендуется выполнять следующие условия:
- применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
- обеспечение лиц принимающих решения полной и достоверной информацией;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- обеспечение многовариантности решения;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений.
По мнению, уже упоминавшегося, Фатхутдинова Р.А., при анализе и диагностике проблем, требующих стратегических решений, в настоящее время необходимо использовать SWOT-анализ.[11]
Процедура SWOT-анализа (ССВУ-анализа) сводится к следующей последовательности действий:
1. Выявление текущей, реализуемой стратегии, которой следует организация.
2. Определение не более 7-8 ключевых изменений внешнего окружения (возможности и угрозы), действующие (в том числе, в будущем) на организацию.
3. Определение важнейших (в сумме не более 8) факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество (сильные стороны) и основные ограничения (слабые стороны) в разрезе ресурсов организации. В основу процесса отбора должна быть положена концепция ценности.
Также могут быть использованы оценки, полученные путем взаимной обработки результатов взаимной оценки подразделений организации.
4. Полученные результаты могут быть сведены в матрицу следующего вида (рис. 1.1).
Возможности |
Угрозы |
Результат |
||||||||
1 |
2 |
3…. |
1 |
2 |
3….. |
|||||
+ |
- |
|||||||||
Сильные стороны |
1 |
|||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
Слабые стороны |
1 |
|||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
Результат |
+ |
|||||||||
- |
Рис. 1.1. Матрица SWOT-анализа
Каждый фактор левого столбца рассматривается сквозь набор факторов окружающей среды (возможностей и угроз) и ему присваивается оценка «+», либо взвешенное значение «++», «+++» или «-, --, ---», либо «0» по следующим правилам: