Файл: Процессы принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не меньшее значение приобрела проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то начиная с середины 1950-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Принятие решения это особо важный вид деятельности всех менеджеров, но сами эти решения невозможно принимать с полной достоверностью, управленческие альтернативы почти всегда содержат неопределенность.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах специалисты, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

Процесс разработки и принятия управленческого решения

Принято считать, что методология включает в себя методику и угол зрения, под которым проводится исследование и изучение той или иной проблемы. Методика - это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Таким образом, методика разработки решения состоит из двух элементов:

    • последовательности выполнения задач при разработке решения;
    • способов и методов генерации и выбора вариантов решения.

Анализ специальной литературы[6] позволяет выделить следующую общую схему процесса разработки управленческого решения:

      1. Внешнее воздействие;
      2. Внутреннее воздействие;
      3. Ситуация;
      4. Стратегия решения:
  1. определение цели действия;
  2. определение способа достижения цели;
  3. выработка критериев выбора решений.

5. Оценка обстановки:

    1. кадрового состава;
    2. состояние ресурсов;
    3. состояние техники;
    4. состояние технологии;
    5. эффективность;
    6. временной фактор.

6. Прогнозирование результатов;

7. Подготовительный этап:

    1. определение места решения в управляющей подсистеме;
    2. установление функции управления, к которой относится решение;
    3. установление ступени управления, где будет приниматься решение;
    4. определение полномочий лица, принимающего решение;
    5. установление права лица принимать решение;
    6. определение границ решения.

8. Информационный цикл:

      1. поиск информации;
      2. сбор информации;
      3. обработка информации;
      4. анализ информации.

9. Уточнение прогноза результата;

10. Разработка экспертной рекомендации по элементам решения:

      1. выработка вариантов рекомендаций;
      2. сравнительный анализ рекомендаций;
      3. выбор рекомендаций.

11. Разработка решения:

        1. разработка вариантов решения;
        2. оценка вариантов по установленному критерию;
        3. выбор решения.

12. Оформление решения:

          1. формула решения;
          2. документальное оформление;
          3. фиксация решения.

13. Постановка задач исполнителям:

что делать?;

кому делать?;

как делать?;

где делать?;

когда делать?;

с кем делать?;

последовательность выполнения задач.

14. Документальное оформление задач;

15. Организация выполнения решения:

пропаганда решения;

мобилизация коллектива;

координация;

оперативное регулирование.

16. Контроль.

Необходимо отметить, что не все указанные этапы и действия являются обязательными. Конкретный набор отдельных процедур и операций зависит от специфики ситуации, сложности возникающих проблем и задач, поставленных перед менеджером.

Но, как правило, абсолютно всегда в хозяйственной практике соблюдается следующая общая модель разработки решения:

  1. Анализ и диагностика возникшей проблемы;
  2. Выявление возможных вариантов решения;
  3. Выбор наиболее оптимального варианта решения:
  4. Реализация и контроль выбранного решения.

Успешное решение проблемы во многом зависит от организации его поиска, соблюдения ряда основополагающих принципов:

    • решения проблем должны быть сориентированы на позитивные конечные результаты, как в интересах фирмы, так и потребителей;
    • разработка решения не должна ограничиваться одним вариантом;
    • технология разработки должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений;
    • учет вероятностного характера наступления социально-экономических событий и элиминирование риска;
    • применение современной компьютерной техники;
    • использование целевого, комплексного и системного подходов для разработки экономически обоснованных решений;
    • гибкое использование наиболее рациональных организационных форм разработки решения: индивидуальные, групповые, коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональные группы, матричные структуры и др.

Теория принятия решений ориентируется на разработку и поиск оптимальных результатов по достаточно сложным проблемам, со значительным количеством связей и зависимостей, ограничений и вариантов решений. Методологической базой разрешения подобных проблем выступает системный подход, предполагающий определенную логику действий.

В 1960-е годы наметился новый подход к постановке и решению задач управления, который получил название системного.[7] Это произошло в результате изменения условий хозяйственной деятельности: увеличение масштабов и сложности управляемых систем, повышения требований к качеству управленческих решений, развития общей теории управления (кибернетики), возможности использования вычислительной техники.

Принципиальная особенность системного подхода состоит в рассмотрении объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами. Достоинством системного подхода является возможность учета неопределенности поведения элементов и системы в целом, а также обеспечение согласованности множества целей при принятии решения, в частности, целей элементов подсистем с общими (например, целей завода и цехов, участков).

Эволюция управленческой мысли и деятельности в зарубежном менеджменте имеет тенденцию к развитию групповых форм разработки решений. В ряде стран они получили широкое распространение, в других являются основополагающими, например в Японии.

Известное патерналистское направление в развитии менеджмента связано также с различными формами привлечения трудящихся к процедуре принятия управленческих решений. Порой это проводится под лозунгами движения за самоуправление и носит различные названия: «хозяйственная демократия», «производственное самоуправление», «демократия на рабочем месте», «соучастие в производственном управлении» и т.п.

Кроме указанных исторических достижений в развитии методологии процесса разработки решений, необходимо отметить использование экспертных оценок. Экспертные оценки в той или иной форме использовались во все времена. Однако внимание к ним существенно возрастало по мере усложнения производственных технологий, следовательно, и процесса разработки решений. Официальным началом их становления и развития считают 50-е и 60-е годы XX века.[8] К этому времени относится публикация первых работ, посвященных описанию и исследованию технологий экспертного оценивания. Современным руководителям важно знать сущность и назначение данного метода разработки решений, его достоинства, процедуру организации и проведения, типичные ошибки экспертных технологий и направления совершенствования.


Фатхутдинов Р.А.[9] в современных российских условиях предлагает рассматривать методологию процесса разработки и реализации управленческого решения в рамках системы менеджмента как совокупности научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Методы и модели разработки управленческого решения

В настоящее время существует большое количество разнообразных методов, используемых в процессе разработки управленческого решения. Все эти методы условно могут быть сгруппированы по основным этапам процесса разработки и реализации решения:

  1. Методы анализа и диагностики проблем. В данную группу могут быть включены метод сравнений, факторный анализ, методы количественного и качественного прогнозирования и моделирование. Моделирование заслуживает особого внимания, поскольку данный метод является наиболее важным при решении сложных проблем. Моделирование применяется при разработке очень сложных решений и представляет собой построение моделей или их системы исследуемого объекта для его изучения. Исследование моделей объектов позволяет уточнить свойства и характеристики изучаемого явления. Их использование дает возможность проводить эксперименты, которые нельзя осуществить непосредственно с самим исследуемым объектом.

Основное назначение модели заключается в возможности проведения экспериментов, анализа и изучения. В связи с этим к моделям предъявляются требования по глубине и времени.[10] Следовательно, модель должна обладать необходимой глубиной описания, достаточной для решения актуальных проблем, связанных с объектом, и дополнительными ограничениями по времени, которое отводится для разработки решения.

При моделировании появляется широкая возможность для экспериментальной деятельности: можно менять параметры, условия, ограничения и выяснять, к каким конечным результатам это приводит. Многовариантные эксперименты с моделью позволяют найти ответ на главный вопрос – при каких условиях следует ожидать эффективного функционирования объекта с точки зрения его основных целей.

Кроме этого, при разработке стратегических управленческих решений рекомендуется выполнять следующие условия:


  • применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
  • обеспечение лиц принимающих решения полной и достоверной информацией;
  • автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
  • обеспечение многовариантности решения;
  • обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений.

По мнению, уже упоминавшегося, Фатхутдинова Р.А., при анализе и диагностике проблем, требующих стратегических решений, в настоящее время необходимо использовать SWOT-анализ.[11]

Процедура SWOT-анализа (ССВУ-анализа) сводится к следующей последовательности действий:

1. Выявление текущей, реализуемой стратегии, которой следует организация.

2. Определение не более 7-8 ключевых изменений внешнего окружения (возможности и угрозы), действующие (в том числе, в будущем) на организацию.

3. Определение важнейших (в сумме не более 8) факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество (сильные стороны) и основные ограничения (слабые стороны) в разрезе ресурсов организации. В основу процесса отбора должна быть положена концепция ценности.

Также могут быть использованы оценки, полученные путем взаимной обработки результатов взаимной оценки подразделений организации.

4. Полученные результаты могут быть сведены в матрицу следующего вида (рис. 1.1).

Возможности

Угрозы

Результат

1

2

3….

1

2

3…..

+

-

Сильные стороны

1

2

3

Слабые стороны

1

2

3

Результат

+

-

Рис. 1.1. Матрица SWOT-анализа

Каждый фактор левого столбца рассматривается сквозь набор факторов окружающей среды (возможностей и угроз) и ему присваивается оценка «+», либо взвешенное значение «++», «+++» или «-, --, ---», либо «0» по следующим правилам: