Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
1.3 Организация управления торговыми сетями
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
Глава 3. Направления совершенствования организации сетевой розничной торговли.
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности компании «М. Видео»
Уровень 1 (класс товаров) выделяется при ориентации торговой сети на продажу функционально разнонаправленного товара. Практикуемое деление: продовольственные и не продовольственные товары, одежда, обувь, продукты.
Уровень 2 (товарная группа) - совокупность товаров, которые можно объединить по общим признакам или способу производства, хранения. Например, в производственной торговой сети можно выделить группы «молочная продукция», «гастрономические товары», «хлеб и хлебобулочные изделия».
Уровень 3 (товарная категория) - совокупность товаров, объединённых потребностью покупателя или их совместным использованием. Например, в группе «алкогольные товары», например, выделяют обычно несколько категорий, такие как алкоголь крепостью свыше 40 градусов, вино, коньяки, настойки, игристые вина, крепкие напитки. Отдельные категории образуют пиво и коктейли. См. приложение 5.
Следующим пунктом в формировании грамотной ассортиментной политики идёт формирование ассортиментной матрицы. Ассортиментная матрица-это полный перечень всех товарных позиций, утверждённых для продажи в конкретном магазине на определённый период времени с учётом требований ассортиментной политики вашей компании и особенностей формата и расположения магазина.[17] Это документ, определяющий реальное наполнение сетевых магазинов товарами, содержащие перечень SKU для каждого объекта (группы объектов), утверждённых компанией на определённый период времени. Stock Keeping Unit (SKU) – дословный перевод с английского – единица удержания запаса. По сути это ассортиментная позиция- единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной ёмкости. См. приложение 6.
Количество SKU зависит, во-первых, от формата магазина. Продуктовый магазин формата «дискаунтер возле дома» площадью около 150 кв м имеет ассортимент 3–4 тыс SKU, а супермаркет 800–1000 кв. м. – около 15 000 SKU. Гипермаркет в 10 тыс кв. м. может иметь 40 000 SKU, следовательно, в первую очередь при определении количества SKU нужно ориентироваться на количество SKU для магазинов аналогичного формата других (крупных) сетей.
Таблица 2. Основные характеристики форматов торговли.[18]
Торговый формат |
Торговая площадь, |
Ассортимент, кол-во позиций |
«Магазин у дома» |
200-400 |
500-1500 |
Дискаунтер |
500-1000 |
700-2500 |
Супермаркет |
1000-10000 |
3000-20000 |
Cash&Carry |
5000-20000 |
3500-20000 |
Гипермаркет |
5000-40000 |
15000-50000 |
Молл |
150000 и более |
100000 и более |
Во-вторых, от конкурентной ситуации. Если рядом с вашим магазином «у дома», появились схожие по формату конкуренты, но с более низкими ценами, то единственный вариант остаться на плаву это расширение SKU позиций. Для грамотного расширения SKU позиций внутри товарной категории применяется несколько методов. Первый это – количество ответов на позицию, или количество вариантов, предложений товара в рамках одной потребности покупателя.
Ширина и глубина ассортимента регулируются ритейлером в зависимости от торговой площади, оборудования, оценки товарооборота, обслуживаемого контингента посетителей. Разрабатывается ассортиментная матрица коммерческим департаментом и управлением ассортимента сети в согласовании с операционным департаментом. При этом все типы или форматы ассортиментных матриц, применяемых в торговой сети, роднит понятие ассортиментного минимума. Ассортиментный минимум- это перечень товарных позиций разных категорий, которые должны постоянно присутствовать во всех магазинах сети, в любой период времени и вне зависимости от сезона. Это ядро ассортимента, определяющее «лицо» торговой сети. Часто совпадает с ассортиментной матрицей низшего разряда (АМ 1 на рис. 4). Наиболее развёрнутая матрица АМ 5 является матрицей высшего разряда.
Рисунок 4. Построение ассортиментной матрицы для объектов сетевой торговли.[19]
Для оптимизации ассортимента в розничные торговли часто используют ABC- анализ. Основной постулат которого говорит о том, что повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции. Цель ABC- анализа заключается в определении наиболее доходных 20% товаров ассортимента.[20] Ещё один инструмент в анализе ассортимента XYZ- анализ. Проведение XYZ-анализа предоставляет чёткую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы. Группа Х. Товары, спрос на которые стабилен. Коэффициент вариации таких товаров составляет до 10%.
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
Полное и сокращённое фирменное наименование Общества: Публичное акционерное общество «Компания «М. Видео» /ПАО «Компания «М. Видео». К основным видам деятельности компании относятся: Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой.
Сеть насчитывает общее число магазинов 368 в158 городах России. Общая торговая площадь 848 500 кв. . Всего 327 магазинов Компании расположены в торговых центрах, в то время как 41 магазин находится в отдельно стоящих зданиях. Компания арендует около 93% своих торговых площадей и владеет около 7% магазинов на праве собственности.
В прошлом году компания продолжили активное развитие сети в регионах, и прошлый год стал для нее знаковым по многим причинам – теперь сеть «М. Видео» представлена во всех регионах России – от Калининграда до Дальнего Востока. Как видно в приложении 7 сеть «М. Видео» плохо развита на Дальнем Востоке и в Северо-Кавказском федеральном округе. Причиной сложностей развития на Дальнем востоке связана с отдалённостью его и сильной конкуренцией.
ПАО «Компания «М. Видео» является единственным участником всех Компаний Группы, осуществляющих хозяйственную деятельность в Российской Федерации.
Рисунок 5. Врез организационной структуры ПАО «Компания «М. Видео».
Организационная структура. Рассмотрим организационную структуру компании «М. Видео».
ДРП – Дирекция по розничным продажам – Развитие структуры продаж розницы. Управление сетью розничных магазинов. Обеспечение достижения ключевых показателей: оборот, прибыль, уровень сервиса и т.д.
КД – Коммерческая дирекция – Разработка стратегии закупок товара. Разработка и внедрение ассортиментной стратегии, ценовой политики, стратегии продвижения товаров. Планирование проведения рекламных кампаний. Разработка стратегии отдела оптовых продаж. Разработка стратегии работы с поставщиками. Осуществление поддержки и продвижения товарных категорий в розничных магазинах.
ДМ – Дирекция по маркетингу – Изучение мнений потребителей о товаре Компании. Планирование, разработка и проведение рекламных мероприятий. Разработка маркетинговых мероприятий целью привлечения новых покупателей в магазины. Формирование и внедрение программ лояльности.
ДЛ – Дирекция по логистике – Координация взаимодействия отделов в цепочке поставок товара. Оптимизация бизнес-процессов логистических служб. Повышение эффективности использования складских мощностей. Взаимодействие с представителями сертификационных и таможенных органов.
ФД – Финансовая дирекция _ Установление и внедрение финансовых, юридических и бухгалтерских требований к Компании. Формирование и контроль исполнения бюджета. Развитие инвестиционной стратегии Компании. Координация процесса аудита Компании. Управление бухгалтерской отчётностью.
ДИТ – Дирекция по Информационным технологиям - Разработка, внедрение и развитие информационной системы Компании. Управление проектами автоматизации операционных процессов. Организация технической поддержки информационных систем и программного обеспечения. Реализация мер по защите информации.
ДП – Дирекция по персоналу – Разработка, внедрение и развитие кадровой политики Компании. Осуществление процесса подбора персонала. Обеспечение развития и обучения персонала Компании. Ведение кадрового учёта сотрудников. Расчёт заработной платы. Разработка систем мотивации и премирования персонала.
ДПП – Дирекция по проектам – Разработка стратегии управления поставками товаров. Координация деятельности отделов по планированию материальных потоков, обслуживанию клиентов, закупкам, таможенным вопросам, складской и транспортной логистике.
АХД – Административно-хозяйственная дирекция – Обеспечение процесса доставки документов по Компании. Организация служебных командировок для сотрудников ЦО. Снабжение структурных подразделений всеми видами расходных материалов. Организация питания сотрудников Компании. Поддержание рабочего состояния всех инженерных систем зданий и оборудований. Планирование проведения ремонтных работ.
ДКР – Дирекция по корпоративному развитию – Определение концепции и стратегии корпоративного развития Компании. Прогнозирование эффективности реализации проектов. Формирование предложений по освоению новых видов бизнеса. Подготовка программ реструктуризации. Организация взаимодействия всех структур Компании по реализации проектов развития.
ДСО – Дирекция по связям с общественностью – Выполнение представительских функций при взаимодействии с государственными органами, общественными организациями, средствами массовой информации. Представление информации и разъяснение деятельности, способствующей формированию имиджа Компании.
Рисунок 6. Структура управления торговой сети «М. Видео».
Рассмотрим организационную структуру магазинов «М. Видео» на примере ОП №81. Полное юридическое наименование: Обособленное подразделение "Магазин № 81" Общества с ограниченной ответственностью "М. Видео Менеджмент". Юридический адрес: 127081, г Москва, пр-д Дежнева, д 23А. Магазин № 81 «М. Видео» располагается в СВАО на перекрёстке между ул. Полярной и ул. Дежнёва. СВАО - является самым густо населённым округом в городе и занимает 1 место по плотности населения 10,5 человека на 1 км2. Месторасположение на основной транспортной артерии - связывающей районы "Отрадное", "Южное Медведково", "Бабушкинский".
Рисунок 7. Схема магазина и размещения товара.
Характеристики магазина: Общая площадь 2537 , площадь торгового зала 1981, Офис– 171 ; склад – 385.
Метод продажи – самообслуживание. Численность работников в ОП №81 «М. видео Менеджмент» составляет 37 человек.
Рисунок 8. Структура управления магазина.
Торговая сеть «М. видео Менеджмент» ориентирована на население РФ с уровнем доходов не ниже среднего. Режим работы предприятия с 10:00 до 22:00, ежедневно, без выходных.
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
В понятие производственно-хозяйственная деятельность предприятия включаются процесс изготовления продукции, добыча продукции или проведение определенного вида работ, а также экономическая деятельность предприятия.
Деятельность любого предприятия связана не только с тем, чтобы организовать производство, обеспечив его необходимыми ресурсами, но и с тем, чтобы постоянно следить за текущей деятельностью предприятия, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения плановых результатов. Все это предполагает постоянное сравнение основных экономических и финансовых фактических результатов деятельности предприятия с заранее рассчитанными и запланированными показателями.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.