Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
1.3 Организация управления торговыми сетями
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
Глава 3. Направления совершенствования организации сетевой розничной торговли.
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности компании «М. Видео»
Содержание:
Введение
В связи с повешением уровня и темпа жизни, современные потребители выбирают торговые сети. Этот выбор обусловлен тем, что сегодняшние супермаркеты позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте. Таким образом, открывается все больше и больше торговых центров, в которых не только можно делать покупки, а также отдохнуть и развлечься. В торговых развлекательных центрах располагаются кинотеатры, кафе, салоны красоты, боулинг, игровые автоматы.
Ввиду роста российской экономики рынок розничной торговли становиться привлекательным не только для отечественных компаний, но и для иностранных игроков. В крупных городах России очень высокая конкуренция среди торговых сетей. Связи с этим торговые сети все чаще и чаще выбирают для своего развития регионы. Уход в регионы помогает им диверсифицировать риски, увеличить выручку, сформировать имидж компании как национального игрока, получить конкурентное преимущество от выхода на рынок первыми.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития сетевой торговли, так как именно торговые сети позволяют уходить от не цивилизованной торговли, создают рабочие места, позволяют покупателям совершать покупки максимально комфортно.
Целью настоящей работы является исследование развития сетевых форм организации бизнеса на примере розничных торговых сетей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю развития торговых сетей в России и за рубежом;
- Охарактеризовать роль и функции торговли в современном мире;
- Рассмотрение особенностей организации сетевой розничной торговли;
- Проанализировать хозяйственную деятельность компании «М. Видео»;
- Охарактеризовать конкурентную среду компании «М. Видео»;
- Выявить проблемы развития розничных торговых сетей в России;
- Разработать предложения по развитию компании «М. Видео».
Объектом изучения является сетевое предприятие розничной торговли ПАО «компания М. Видео».
Предмет - факторы внешней и внутренней среды, существующие в процессе функционирования и развития сетевых компаний.
В курсовой работе применялись методы экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения, а также принципы системности и развития.
Степень разработанности проблемы. Сетевые формы организации бизнеса в последнее время привлекают значительный интерес зарубежных и российских исследователей. Следует отметить, что работы, посвященные различным аспектам развития сетей, с определенной периодичностью публикуются в специализированных профессиональных изданиях в России и за рубежом, но, тем не менее, непосредственно организационные формы и стратегии развития сетевых фирм, а также методы и модели стратегий сетевых предприятий, по-прежнему, относятся к числу малоизученных прикладных вопросов современной теории стратегического управления.
Подобная ситуация в области теории и практики управления сетевыми предприятиями неадекватна достаточно быстрому развитию в России сетевых форм организации бизнеса как в результате прихода в Россию международных сетей, так и вследствие возрастания в последние годы инвестиционной привлекательности этого бизнеса для национального капитала. Проблема значительной фрагментарности исследований зарубежных авторов, отсутствия единого методологического аппарата и устоявшейся терминологии в источниках российских авторов по вопросу сетевых форм организации бизнеса определяют необходимость детального изучения данного явления с применением аппарата современных концепций теории стратегического управления и качественных методов исследования.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования в практике консалтинга по вопросам организации сетевого бизнеса.
В структурном отношении работа представлена тремя главами, в которых последовательно рассматриваются следующие вопросы. Первая глава посвящена общему анализу сетевых организаций, их специфики и тенденций развития. Во второй главе рассматривается комплекс факторов внешней и внутренней среды сетевой организации, также анализируются факторы внешней и внутренней среды сетевой организации «М. Видео». В третьей главе определены направления совершенствования организации сетевой розничной торговли анализируемого предприятия. Также курсовая работа включает в себя введение, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована графическим материалом.
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей. Объем торговля является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Оборот торговли характеризует благосостояние населения. На сегодняшний день торговля – одна из успешно развивающихся отраслей в Российской Федерации. Оптовая и розничная торговля занимает 35 % в обороте действующих предприятий, опережая с большим отрывом обрабатывающие производства. Оборот торговых предприятий в двое превышает оборот производственных компаний.
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Торговля выполняет следующие функции:
- поддержание соответствия между спросом и предложением по объёму товарной массы, как в целом, так и по отдельным товарным группам;
- формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и совокупности издержек обращения;
- создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности торгово-технологических процессов;
- доведение товаров народного потребления до потребителей (транспортирование, хранение), послепродажное обслуживание;
- реализация произведённой потребительной стоимости, воплощённой в товарах, что создаёт предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, обеспечивая связь между производством и потреблением;
- рационализация издержек торговых предприятий путём совершенствования технологии продаж, внедрения современных форматов торговли, формирования товарного ассортимента.
- функции, обусловленные концепцией маркетинга (разработка товаров, рыночные исследования, организация распределения, определение цены).[1]
Розничная торговля обладает набором функций, которые являются важными для разных участников взаимодействия рыночного процесса купли-продажи. Сегодня меняются взаимоотношения производителей-поставщиков и представителей торговли. Раньше позиция производителя состояла в том, «как продать в торговлю», теперь формируется другая позиция – «как продать через торговлю». Смена подхода к торговому процессу означает, что промышленность становится заинтересованной в эффективной работе предприятий торговли. Это вызывает интерес к новым методам и способам продвижения товаров.
У торговли есть не только эконмическая роль, но и социальная. Одним из важнейших внутренних экономических показателей страны является информация о количестве работающих и безработных в стране. Каждая страна старается бороться с безработицей, а торговля — это отрасль с высоким уровнем занятости населения, которая в любой период может обеспечить местами значительную часть трудоспособного населения. Серьёзным социальным последствием безработицы, прежде всего, является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. Уменьшая доходы семей, она разрушает семьи, усиливает дифференциацию населения, ухудшает социально-психологический климат в обществе и может служить источником дестабилизации и социальной напряжённости, в худшем случае социального взрыва. В таблице 1 приведены данные по количеству безработных по федеральным округам России. По таблице видно, что больше всего безработных в Северо-Кавказкам федеральном округе, это связано с тем что там еще не решены социальные и экономические проблемы. В регионе процветает преступность и террористические организации, это один из самых депрессивных округов в России.
Таблица 1.
Усреднённые показатели безработицы по всем округам Российской Федерации с 2014 по 2017 год (в процентах).[2]
Регион |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Дальневосточный федеральный округ |
7,4 |
6,7 |
6,5 |
6,4 |
Приволжский федеральный округ |
6,5 |
5,3 |
4,9 |
4,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
5,1 |
4 |
4,3 |
4,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
14,5 |
13,1 |
13 |
11,2 |
Сибирский федеральный округ |
8,1 |
7,1 |
7,2 |
7 |
Уральский федеральный округ |
6,8 |
6 |
5,7 |
5,8 |
Центральный федеральный округ |
4,1 |
3,1 |
3,3 |
3,1 |
Южный федеральный округ |
7 |
6,2 |
6,5 |
6,2 |
Итого |
6,5 |
5,5 |
5,5 |
5 |
Государственное регулирование торговли выражается в создании экономических условий для ее развития, а также в законодательных нормах и предписаниях, контролирующих экономическую деятельность организаций торговли. Система регулирования торговли на государственном уровне призвана способствовать повышению эффективности торговли, создавать условия для активизации ее деятельности; на уровне предприятия – реализовывать оптимальную систему мер по повышению его экономической и социальной эффективности.
Основными принципами регулирования торговли в Российской Федерации являются:
обоснованность и объективность применения мер регулирования торговли в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами;
исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование торговли;
защита рынка в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров; контроль за качеством торгового обслуживания;
защита прав и законных интересов граждан, в том числе путём реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения;
обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
Появление розничных торговых сетей в России можно отнести к XVII веку. В это время появились прообразы современных торговых сетей, цепи торговых лавок, созданные промышленниками и купцами: Григорием Никитниковым, Евстафием Филатьевым, Максимом и Петром Затрапезновыми. Лавки купца Никитникова были и в Москве, и в Вологде, Ярославле, Нижнем Новгороде и Астрахани. Только в Москве на красной площади у него было до четырёх лавок, правда торговал он в основном солью.
Распространение инновационных технологий в Российской империи можно связывать с 18 веком. Тенденции развития торговли в Европе и в России происходили синхронно. Все больше и больше купцов стремились держать по нескольку торговых лавок, для этого они налаживали отношения с поставщиками. Так появилась сеть чайных магазинов Перловых (конец 18 в.), булочных Ивана Филипова (середина 19 в.), сеть торговых лавок и центров, гастрономов купцов Елисеевых (начало 20 в.). Размещались эти магазины на специально отведённых рыночных местах и в линиях жилых домов. Так, в Санкт-Петербурге от основания города императором Петром Великим сложилось несколько рыночных мест, известных под названием Щукин рынок, Апраксин двор, Гостиный двор у Зелёного моста и др. Однако уже с 1738 г. Можно проследить начало государственной политики благоустройства розничной торговли в городах. Стихийно сложившиеся торговые ряды и рынки начинают перестраивать. Постепенно появляются первые торговые центры.[3]