Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«M. Видео» конкурирует как с национальными, так и региональными компаниями розничной торговли бытовой техники и электроники по всей России, а также с узкоспециализированными ритейлерами, такими как магазины компьютерной техники, средств телекоммуникаций и фототоваров.

По данным маркетингового исследования, проведённого компанией «Бизнес Аналитика МК» в период с января по декабрь 2016г., выявлено:

«М. Видео» №1 в умах потребителей – 31%

«М. Видео» №1 по спонтанному знанию сети – 75%

«М. Видео» №1 по уровню осведомленности о бонусной программе (35%) и доле участников бонусной программы (21%)

Формат рекламы с участием А. Пушного уже стал достаточно узнаваемым и в большинстве случаев хорошо ассоциируется с «М. Видео».

Роликам «М. Видео» присущи оригинальность и юмор, что повышает запоминаемость рекламы

Ролики «М. Видео» отличаются от конкурентских, что дает ощутимый вклад в потенциал создания долгосрочной мотивации покупателей

2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей

В рейтинге основных барьеров в развития собственного бизнеса предприниматели выделили шесть наиболее важных проблем.

  1. Высокая конкуренция.
  2. Недостаточный платежеспособный спрос.
  3. Высокий уровень налогов.
  4. Недостаток финансовых средств.
  5. Высокая арендная плата.
  6. Высокие транспортные расходы.

. Многие предприниматели сетуют на чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создаёт, в том числе, опасность для жизни здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительных практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых «серых», хотя нарушений в деятельности по средних в среднем значительно больше.


Ещё одна проблема — это злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных розничных компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам. Кроме того, высокий уровень коррупции при получении разрешений, лицензий, сертификатов и различных проверок существенно увеличивает необходимые для развития торговли инвестиции и расходы, что существенно снижает инвестиционную привлекательность отрасли. В секторе оптовой торговли можно отметить злоупотребления и халатность со стороны сотрудников таможенных органов. В частности, отмечаются неоправданно длительные сроки оформления грузов, халатное обращение с грузами и их неправильное хранение, приводящие в отдельных случаях к порче или полной потере груза.[23]

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций.

Большинство участников сектора торговли отмечают низкий уровень подготовки персонала для торговых организаций. Дефицит / недостаточная квалификация кадров отмечается на всех уровнях, в т.ч. торговые компании отмечают необходимость переучивания сотрудников среднего звена – выпускников факультетов вузов, обучающих торговым специальностям. Т.е. фактором дефицита квалифицированных кадров среднего звена является неэффективность программ обучения торговым специальностям в российских вузах

Проблемы развития франчайзинга. В интернете можно найти огромное количество каталогов франшиз, но порой информация в них отражена ложная. В стране нет единого списка франшиз потому что франчайзинг не выделяют в отдельный вид бизнеса. При этом общий объем Российского рынка франшиз оценивается в 5 млрд. доллар. Ещё одной проблемой отечественного франчайзинга является отсутствие законодательной базы. Сложно развивать бизнес в условиях неопределённости. По неофициальным данным бизнес по франшизе пополняет Российский ВВП на 1%, к примеру, в США этот показатель приближается к 10 %. Существует не мало причин, сдерживающих развитие франчайзинга в России к примеру, не хватка качественных помещений под ведение бизнеса, недостаток специализированных посредников между франчайзерами и начинающими бизнесменами-франчайзи, так же проблемы с получением банковских кредитов. Например, во Франции именно участие банковской системы сделало возможным развитие франчайзинга. По данным специалистов из Европейской Ассоциации Франчайзинга рост российского рынка франчайзинга за три года составил 98 % и такая тенденция продлится в ближайшие пять лет.[24] Сегодня франчайзинг бурно развивается в стране. Готовый бизнес помогает развивать целые отрасли. На эту модель обращают внимание не только бизнесмены, но и государственные структуры. В Москве к примеру, подумывают о переводе на франчайзинговую систему структур ЖКХ. Сейчас франчайзинговой системой в основном пользуется торговля 43%, общепит 35% и сфера услуг 17% что показано на диаграмме № 5. Уверенно растет и традиционно очень небольшой сегмент франчайзинга — производственный. Например, производство резиновых покрытий, хромированных деталей, фотопанелей, переработка вторресурсов. В 2015 году конъектура была не много другая доля торговли составляла 47 %, услуги — 30%, и только доля общепита была приблизительно такой же — 14-15%.


Диаграмма 5. Структура рынка франшиз в России за 2017 год.[25]

Начали сдавать свои позиции одежная розница. Ряд иностранных брендов просто уходят с рынка, а отечественные ритейлеры просто не могут занять так много места на рынке. Так же наблюдается не благоприятная ситуация в сфере дорогих франшиз в общественном питании. Франчайзеры пересматривают сроки окупаемости и переоценки франшиз в целом. Эксперты прогнозируют развитие формата в сторону сервиса B2B[26] ((англ. «Business to business» — рус. бизнес для бизнеса, юридические лица, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.) услуг. В этом отношении Россия идёт в одну ногу со всем миром.

В разгар кризиса многие компании пересматривают тактику ведения бизнеса. Главное достоинство франшизы — это сокращение расходов на ведении бизнеса. Каждый новый магазин приносит больше прибыли чем реклама. Многие компании рассматривают франчайзинг как инструмент развития бизнеса.

Экономические проблемы. Говоря о проблемах ритейла невозможно упомянуть о проблемах экономики. Российская экономика сейчас находится в не самом лучшем состоянии. Падение ВВП, сокращение доходов населения, сокращение спроса и неустойчивый курс национальной валюты, не создают условий для развития торговли.

2018 год ознаменовался рекордным падением розничной торговли на 8,1 %- такого спада не было с 1991 года. Тем не менее по уверениям государственных структур страны рецессия продолжится не более трёх кварталов и к концу года экономика России начнёт расти. Подобная турбулентность в экономике заставляет по-новому взглянуть на свой бизнес. Многие экономисты считают кризис санитаром леса, в данном случае рынка. В условиях снижения спроса, начинает возрастать конкуренция. Слабые игроки просто не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Даже крупным игрокам нужно стратегически мыслить и разрабатывать новую концепцию ведения бизнеса. Во время кризиса потребитель становиться более избирательным, уделяет больше времени изучению товаров и услуг. Постоянное удешевление продуктового ряда ведёт только к временным увеличением продажам. Исходя из этого необходимо более чёткое позиционирование компании на рынке, увеличивать ассортиментный ряд, улучшать качество продуктов и услуг.

В целом за 2016 год реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,0% по сравнению с предыдущим годом. Реальная заработная плата в декабре снизилась на 4,7% по сравнению с декабрём 2015 года, по сравнению с ноябрём 2016 года - выросла на 25,7%. За 2016 год рост показателя составил 1,3%, за 2015 год - на 4,8%. По диаграмме можно понять, что рост цен прямо противоположен росту доходов. Инфляция в России за 2017 году 12,9%, в 2016 она составила 11,4%, а в 2015 году 6,5%.


Предпочтения граждан, несколько изменившиеся в результате кризиса, в большинстве своём остаются прежними: опережающими темпами развивается торговля продовольственными товарами, в основном более низкого ценового сегмента. Около 10-15% покупателей, ранее делавших покупки в супермаркетах, теперь отдают предпочтение дискаунтерам.

Сети общественного питания зафиксировали падение продаж на уровне 20 %, даже повышение цен не смогло компенсировать уровень продаж. В тоже время, у трети торговых организаций оборот в рублях был повышен. Повлияло на это уход с рынка конкурентов и оптимизация внутренних процессов, грамотно выстроена программа лояльности, и падение ставок аренды. Не смотря на такое падение отечественный рынок становиться привлекательным для западного ретейла, т.к. проникнуть на рынок стало дешевле. В этом году на рынок пришло 17 новых брендов, хотя планировалось на много меньше. Многие из этих компаний приходят в тестовом режиме, попробовать свои силы.

Рисунок 8.Товарная структура оборота розничной торговли РФ в 2017 г

В структуре оборота розничной торговли РФ наблюдается незначительное преобладание непродовольственных товаров. Доля продовольственных товаров в 2016 г. составила 47,0 %, оставаясь относительно стабильной в последние 15 лет. Вместе с тем в период с 2010 по 2016 годы происходит незначительное снижение удельного веса продуктов питания в совокупном объеме оборота розничной торговли. В 2010 г. он составил 48,5 %, то в 2013 г. – 47,7 %, 2014 г. – 46,6 %, 2015 г. – 47,0 %, 2016 г. – 47,0 %.

Рынок розничного ретйла сужается. Компаниям приходится пересматривать свои программы развития. Ещё более тщательнее приходиться подходить к вопросу открытия новых точек. Все чаще компании закрывают уже действующие точки, оставляя только более прибыльные магазины. Это привело к тому что на рынке появилось много вакантных площадей. Собственникам приходиться бороться за каждого арендатора, что приводит к снижению арендных ставок. Все больше ретейлеров переходят на расчёт арендной платы в виде процента с оборота. Сейчас этой схемой пользуются около 60 %, к концу года планируется 70%.

Сейчас тенденция крупных игроков на рынке бытовой техники и электроники такова все стараются продолжить развивать свой бизнес в интернете. Работающим «по-белому» игрокам приходится сталкиваться с компаниями-однодневками, торгующими «серым» товаром, так как в сети люди ищут не сервис, а самые низкие цены. Как для традиционных операторов, так и для крупных интернет компаний, интернет работа на перспективу, игроки здесь не зарабатывают или зарабатывают мало. Настоящая конкуренция, по мнению участников опроса начнётся, когда рынок избавится от серого товара, доля которого в сети составляет как минимум 50%. Но издержки классических операторов выше, чем у игроков, изначально ориентированных на работу в онлайн, так как проблема компаний, которые пришли в онлайн из офлайна, в том, что их модель была построена под другой формат продаж. Так, у «Юлмарт» и «Ситилинк» витриной магазина служит сайт, а вот забрать товар можно в удобном для покупателя месте. Обе компании активно идут в регионы, открывая в крупных городах «М.Видео» уже давно уделяет большое внимание интернет-торговле. Покупатель может заказать товар в интернете и прийти получить его в обычном магазине. Это самое динамичное направление. Таким образом, есть вероятность того, что он купит что-то и офлайн. В 2015 и 2016 гг. «Эльдорадо» активно открывала пункты выдачи заказов, что помогло компании стать лидером в области Интернет-торговли в своём сегменте. За девять месяцев 2016 года доля онлайн-торговли компании в общей доле рынка увеличилась с 6,4 до 9%,а выручка от продаж в интернете по сравнению с 2015 годом выросла на 57,6%, до 10,2 млрд руб. Решение проблемы серого онлайн бизнеса может введение возможности оплаты банковскими карами. К сожалению большинство потенциальных покупателей не доверяют онлайн сервисам, ввиду этого необходима модернизация и усиление сохранности личных данных покупателей.


Сейчас основной проблемой для БТиЭ является не стабильность курса валют. Поставщики в основном закупают товар за границей за доллары и евро, за последний год курс валют в стране вырос в двое. Это не могло не отразится на розничном ритейле. Цены в розничных магазинах сильно возросли, что повлияло на падение продаж. Чтобы на фоне общего падения рынка сохранить какую-то прибыль, ритейлеры рассматривают иные пути сохранения выручки. Например, ряд магазинов пошли на расширение ассортимента товаров, в который включили товары для дома, спортивные принадлежности и товары для детей.  Тенденция расширения ассортиментной матрицы за счет выхода на другие сегменты имеет свои плюсы и минусы. Ассортимент расширять нужно, положительные примеры показывают онлайн-игроки, и они от этого выигрывают. С другой стороны, в этом случае ты рискуешь слишком размыть позиционирование, в результате бренд сети будет ассоциироваться не с техникой и электроникой, а непонятно с чем. Меньше всего пострадали продажи смарт телефонов, смарт часов и фитнесс трекеры. Ввиду популярности в стране здорового образа жизни в магазинах расширился ассортимент техники следящей за состоянием здоровья.

Еще одним вариантом для привлечения клиентов является ориентированность сетей на более дешёвых производителей, например, китайских. Ранее китайские производители были ориентированы на свой внутренний рынок. Уже некоторые китайские компании выбились в лидеры и конкурируют с более известными российскому потребителю марками. С учетом удорожания товаров из-за валютных колебаний китайские бренды в самом деле имеют все шансы на вытеснение традиционных лидеров в более высокую ценовую категорию, что может оказаться объективно на руку китайским производителям при вынужденной переориентации покупателей на бюджетные ценовые ниши, где цена имеет первостепенное значение.

Основные факторы риска связанные с деятельностью компании «М. Видео». Поскольку Компания осуществляет свою деятельность на территории России, основные страновые и региональные риски, влияющие на ее деятельность, это риски, связанные с Российской Федерацией.

Усиливающаяся глобализации мировой экономики, потенциальное существенное ухудшение экономической и политической ситуации в мире в целом, и в России, в частности, (отзыв лицензий у кредитных организаций, нестабильность на Украине, присоединение Крыма, падение цен на нефть, санкции) уже в конце 2015 года - начале 2016 года привело к резкому ослаблению рубля. Безусловно, это может привести к дальнейшей негативной динамике валютных курсов, спаду промышленного производства, увеличению безработицы, автоматически ведущей к понижению уровня жизни и естественному снижению покупательной способности, уменьшению платежеспособности населения и, как следствие, снижению спроса на продукцию и услуги Компании.