Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мини-маркет это магазин самообслуживания малой площади от 18 до 400. Формат обычно используется на трассах, автозаправках. Магазины располагаю форму в отдельно стоящих или примыкающих блочно- каркасных конструкциях, применяют традиционную форму торговли через прилавок или самообслуживание. Формат характеризуется узким смешанным ассортиментом. При этом формат позиционируется в ценовом диапазоне выше среднерыночных цен на 15-30 %.

Дискаунтер – магазины площадью 300-1000 . Формат ориентирован на продажу якорных товаров (либо ассортиментных сегментов) с минимальной торговой наценкой 5-7%. Ассортимент дискаунтера формируется из продовольственных или не продовольственных товаров с высокой оборачиваемостью. В России существует два понятия о дискаунтерах «мягкий» и «жёсткий». Различие достаточно условное, однако заметное. Основная разница между ними- в широте ассортимента, принятых стандартах оформления торгового зала и обслуживания. У «жёсткого» дискаунтера предельно простое оформление интерьера- строгие стеллажи, дешёвое оборудование, примитивная раскладка товара, продажа преимущественно с транспортных паллет Ассортиментных наименований примерно около 700-900 позиций. Концепт «жёсткого» дискаунтера сегодня применяют такие торговые сети как «Пятерочка», «Fix Price». В «мягком» дискаунтере оформлению уделяют больше внимания, товар выкладывается строго по планограммам. Так же он предлагает от 3 тыс. и более ассортиментных позиций. Сегодня на Российском рынке к мягким дискаунтерам относят торговую сеть «Пятёрочка», «Дикси», «Магнит».[7]

Магазин «у дома», или конвиньенс,- формат, преимущественно используемый в жилых кварталах, выражающий идеологию каждодневной покупки рядом с домом. Такой формат больше всего подходит для семейного бизнеса, так как ориентирован на узкий круг лояльных покупателей и требует повышенных затрат на культуру обслуживания, поддержания относительно широкого ассортимента при высоких издержках обращения. С точки зрения динамично развивающейся розничной торговой сети этот формат недостаточно рентабелен, даже при условии перенасыщения магазином ассортиментом, внедрения элементов дисконтной политики. Формат активно используется такими сетями, как продовольственные сети «Доброном», «Монетка», «МясновЪ». [8]

Супермаркет. Крупный универсальный магазин самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также сопутствующих товаров для домашнего хозяйства, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных растений, продуктов для домашних животных, автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой техники. Предполагает повышенное качество обслуживания и предложения широкого сектора дополнительных услуг. Торговая площадь- от 800 до 2500, расширенный ассортимент- от 12 до 20 тыс. и более, доля сопутствующих товаров -20%, наличие оригинальной продукции собственного производства (хлебобулочные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, салаты). Характерные представители формата в России- магазины сети «АТАК», «Седьмой континент», «Перекрёсток», «Виктория», «Billa.[9]


Гипермаркет- это формат предприятия розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары на торговой площади от 5 тыс. и более, преимущественно в форме самообслуживания. На практике торговая площадь формата начинается от 2,5 тыс. м. Формат отличает, прежде всего, масштаб деятельности. Ассортимент товаров превышает ассортимент супермаркета в 3-10 раз, особенно это касается сегмента непродовольственных товаров, в котором насчитывается 40-50 тыс. и более позиций. Ассортимент может увеличивается за счёт добавления нетипичных групп товаров. На непищевую продукцию в продуктовых гипермаркетах приходиться не менее 50% общего ассортимента. Формат широко используется сетями «X5 Retail Group”, «Auchan», «Магнит», «Лента», «Окей».

Специализированный гипермаркет. Концепт гипермаркета на практике применяется и в сфере непродовольственной торговли. Общая площадь магазина составляет от 4 до 20 тыс. и более, а торговая –от 3-18 тыс. и более. На этой площади размещается ассортимент от 40 до 100 тыс. наименований. Расчётно-кассовый узел значительно уже, нежели у продуктового гипермаркета (из расчёта не менее двух касс на 1 тыс. торговой площади стартовом режиме). Персонал магазина не менее 100-150 человек. Торговый зал гипермаркета чаще всего представляет собой прямоугольник и разделён на торговые улицы. Вход обычно располагается в правом углу, справа от входа располагаются якорные отделы. На рынке РФ стоит отметить такие специализированные гипермаркеты, как «М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила», «МедиаМаркт».

Магазин-склад[10] (Cash & Carry) Это объект розничной торговли, ориентированный на продажу продовольственные и непродовольственных товаров мелким оптом. Концептуально обслуживает потребности мелких предпринимателей и социальных учреждений, преимущественно за наличный расчёт. Формат предоставляет широкий ассортимент продуктов питания и промышленных товаров. По глубине ассортимента товарной группы уступает гипермаркету. Применяется политика низких розничных цен во всех категориях продукции. Используется несколько прайс-листов, т.е. цена зависит от объёма покупки. Оформление покупки предполагает составление бухгалтерских документов.

Схемы построения сетевого ритейла. Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности Организационная форма являет собой самостоятельную и целостную хозяйственную структуру, характеристики которой тесно связаны с внешней средой и отвечают ее принципиальным требованиям.[11] Любая торговая сеть создаётся в условиях реального рынка. Организационная структура должна отвечать реалиям внешней и внутренней среды.


Сегодня Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие организационно-правовые формы предприятия: индивидуальное предпринимательство, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество и публичное акционерное общество[12]. Каждая из форм имеет свои достоинства и недостатки.

Начинающий предприниматель не просто стремиться облегчить себе ведение бизнеса и получить возможные льготы, он вынужден скрывать часть своей деятельности и уходить от полноценного налогообложения, иначе он разориться. Именно поэтому на практике получила широкое распространение форма индивидуального предпринимательства. Только в процессе развития бизнеса предприниматели обращают своё внимание на формы общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества. А вот формы полного и коммандитного товариществ в практике построения торговых сетей сегодня не востребованы. Предпринимателей в условиях волатильности условий ведения бизнеса смущают высокие риски, возможность потери личного имущества.

Разберём несколько организационных-правовых схем торговой сети. Самый простой. Предприниматель арендует несколько торговых точек (места в торговых центрах, магазинах, павильоны) и объединяет их единым управлением и логистикой. Как правило при этой схеме востребована форма индивидуального предпринимательства. Риски владельцев в основном сводятся к работе с товаром. Соучастие в бизнесе других предпринимателей оговаривается сторонами в рамках гражданского законодательства и на организационной структуре не отражается. Форма управления таки предприятием – линейная. (См. Приложение 1)

Ассоциированная торговая схема применяется, когда объекты сети арендуются несколькими индивидуальными предпринимателями, при этом они проводят единую закупочную и ассортиментную политику. Этим они повышают уровень своей конкурентно способности и привлекательности у поставщиков. Здесь уже фигурирует несколько равноправных партнёров, каждый из которых осуществляет бизнес. Отношения между ними строятся на договорной основе. Форма управления линейно-функциональная, все участники задействованы в бизнесе и выполняют отведённые им «роли». Такая форма управления торговой сетью имеет высокий риски распасться. (см. приложение 2)

Если предприниматели владеют недвижимостью и не хотят ей рисковать, то в этом случае, как правило, имеющиеся недвижимость оформляется на индивидуальных предпринимателей, коими выступают владельцы сети. Собственно, же торговый бизнес отделяется от владельцев. создаётся управляющая компания в форме общества с ограниченной ответственностью Организационная структура изображена в приложении 3.


Четвёртый вариант реализуется в случае, когда объекты розничной сети создаются в форме общества с органичной ответственностью. Утверждается холдинговая компания, которая контролирует торговые объекты, а также принимает на себя ведение операционной деятельности компании. Схема реализации данной модели изображена в приложении 4.[13]

В процессе развития торговых сетей и усложнения бизнеса акцент в построении сдвигается в сторону более сложных конструкций, нежели показано выше. Бизнес делиться на составные части. Выделяются бизнес-составляющие компоненты: владения имуществом, управления компанией, осуществления торговых операций, логистики, сервисной поддержки, строительства и реконструкции объектов, финансового обеспечения и др. Каждая составляющая часть бизнеса выстраиваться в форме отдельного предприятия, иногда-группы предприятий. Здесь находят применения такие организационно правовые формы, как обществ с органичной ответственностью, закрытое или открытое акционерные общества. Однако и здесь прослеживаются определённые закономерности. Например, в торговой сети М. Видео операционной компанией является ООО «М. Видео Менеджмент», а дискаунтер «Магнит» имеют организационно-правовую форму закрытого акционерного общества под названием «Тандер».

Франчайзинг. Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает льгота, привилегия. По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющий как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услугах (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технология ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будут содействовать росту и надёжному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультативную помощь.[14] В франчайзинговом договоре как правило две стороны. Франчайзер является правообладателем товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права.

Рисунок 2. Схема отношений в системе франчайзинга.

На рисунке один изображена система взаимоотношений в договоре франшизы. Франчайзер выступает организатором сети сбыта, он владеет торговой маркой и ноу-хау, предоставляет франчайзи право осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием торговой марки, фирменным дизайном, маркетинговые технологии. В свою очередь франчайзи гарантирует своевременную выплату вознаграждения, соблюдения стандартов обслуживания, качества продукции и предоставлять возможность франчайзеру его контролировать.


В классической товароведческой структуре рисунок 3 управления ассортиментом функции управления ассортиментом чётко поделены между несколькими равноправными подразделениями. Отдел закупок отвечает за приобретение нужного товара по наименьшей цене, заключение договор, организацию поставок. Отдел продаж несёт ответственность за продажу закупленных товаров, и их размещение в торговом зале, подготовку к продаже, культуру обслуживания, контролирует товарные остатки. Отдел маркетинга, при его наличии, занимается стимулирующей рекламой, организацией распродаж, мерчендайзингом. Планово-экономический отдел устанавливает розничные цены. Этой схеме присущ постоянный конфликт интересов.

Рисунок 3. Традиционная схема закупки товаров в розничной торговой сети.[15]

Классическое товародвижение делает акцент на потребительских свойствах товаров, их качестве, полезности, безвредности и безопасности, быстром и правильном ориентировании в вопросах спроса, конкурентоспособности, жизненном цикле и стабильности производства товаров

Цель ассортиментной политики – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.

Ассортимент товаров – совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группированными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский.[16]Что бы грамотно построить ассортиментную политику надо разобраться с общей стратегией компании и позиционированием ее на рынке. Позиционирование- обеспечение торговому бренду сети выраженных отличий, узнаваемости, не вызывающей сомнения в сознании потребителей. Нужно понять какой товар, кому и по какой цене будем продавать. Для этого нужно изучить потребителя. Ситуация, когда сначала товар закупается, а затем мы решаем, как и кому будем это продавать, приводит к неликвидам, неизбежному образованию провалов в ассортименте и невозможности его в дальнейшем структурировать.

Формирование ассортимента в розничной сети начинается с разработки классификатора товаров. Разделение на группы, подгруппы, виды, подвиды, даёт возможность проведение много планового анализа ассортимента. Товарный классификатор -это документ, который содержит максимально возможный сектор товаров, с которым хочет или может работать торговая сеть. Имеет двух или многоуровневую структуру.