Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, оказавших воздействие на их возникновение, выявить наиболее острые и часто встречающиеся противоречия между родителями и детьми. Исходя из этого, изучение семейных детско-родительских конфликтов и организация последу- ющей психопрофилактической работы становится чрезвычайно актуальной

задачей практической психологии.

Детско-родительские конфликты рассматриваются в психологии в каче- стве одной из наиболее распространенных категорий конфликтов. Они присут- ствуют даже в благополучных семьях и основываются чаще всего на противо- речиях, возникающих между родителями и их детьми.

В психологической науке принято выделять несколько типов детско- ро- дительских конфликтов, в частности И.Н. Гамаюнова классифицирует следу- ющие из них:

  • конфликт, связанный с неустойчивостью родительского отно- шения, который основывается на постоянном изменении родителями крите- риев оценивания ребенка;

  • конфликт, связанный с чрезмерной заботой, который предпо- лагает сверхмерную опеку и сверхожидания со стороны родителей по отноше- нию к ребенку;

  • конфликт, основанный на отсутствии со стороны родителей уважения прав на самостоятельность ребенка, в основе которого лежат тоталь- ные указания и чрезмерный контроль;

  • конфликт «отцовского авторитета», который заключается в же- ланиидобиться своего любой ценой.

В качестве основных причин возникновения детско-родительских кон- фликтов В.Ф. Сафин выделяет следующие: общественная жизнь и привычки детей (организация досуга, режим дня, подход к выбору друзей, внешний вид и т.д.); ответственность (выполнение домашних обязанностей, отношение к
личным вещам, заработок и расход финансов семьи); школа (успеваемость, по- ведение, отношение к учебе и педагогам, регулярность посещения школьных занятий, прогулы, подготовка домашнего задания); взаимоотношения в семье (проявление неуважительного отношения родителям и остальным членам се- мьи, ссоры и конфликты с братьями и сестрами); отношение к моральным нор- мам, к социальным правилам, несоблюдение данных правил (нецензурная речь, употребление алкоголя, ложь).

В детско-родительских конфликтах особенное место отводится позиции взрослых, поскольку ребенок, находясь на стадии становления личности,не всегда способен действовать как взрослый. Реакция на внешние воздействия у него часто бывает более непосредственной, в сравнении с реакцией взрослых.

Это связано в первую очередь с тем, что еще:

  • не устоялись принятые социальные нормы, «Я-концепция»;

  • не сформирована реакция на социальные запреты;

  • отсутствует способность осуществлять контроль за своими эмоциями в конкретных ситуациях.

В ответ на притязания и конфликтное поведение со стороны родителей ребенок отвечает различными реакциями: личностной оппозицией (демон- стративные действия, которые носят преимущественно негативный характер); отказом (нежелание подчиняться установленным родителями требованиям); изоляцией – стремлением избежать нежелательные контакты с родителями, сокрытие от родителей информации и действий. В психологии выделяют сле-

дующие психологические факторы конфликтов с участием родителей и детей:

  • тип отношений внутри семьи,

  • деструктивность семейного воспитания,

  • возрастные кризисы,

  • личностный аспект.

Детско-родительские конфликты оказывают непосредственное влияние на характер ребенка, его поведение и развитие личности в целом, на школьную успеваемость, социальную адаптацию и так далее. Ребенок становится озлобленным, начинает вступать в частые конфликты с окружающими, снижа- ется уровень его эмпатии, он менее склонен к осуществлению совместной де- ятельности, сотрудничеству и доверительным отношениям. Наиболее ярко эти проявления наблюдаются в подростковом возрасте.

В качестве основных причин возникновения детско-родительских кон- фликтов В.Ф. Сафин выделяет следующие:

  • общественная жизнь и привычки детей (организация досуга,

режим дня,подход к выбору друзей, внешний вид и т.д.);

  • ответственность (выполнение домашних обязанностей, отно- шение к личным вещам, заработок и расход ресурсов семьи);

  • учебное заведение (успеваемость, поведение, отношение к учебе и педагогам, регулярность посещения школьных занятий, прогулы, под- готовка домашнего задания);

  • взаимоотношения в семье (проявление неуважительного отно- шения к родителям и остальным членам семьи, ссоры и конфликты с братьями и сестрами);

  • отношение к моральным нормам, к социальным правилам, не- соблюдение данных правил (нецензурная речь, употребление алкоголя, ложь). В детско-родительских конфликтах особенное место отводится позиции взрослых, поскольку ребенок, находясь на стадии становления личности, не всегда способен действовать как взрослый. Реакция на внешние воздействия у него часто бывает более непосредственной, в сравнении с реакцией взрослых. Это связано в первую очередь с тем, что еще не устоялись принятые социаль- ные нормы, «Я-концепция», не сформирована реакция на социальные запреты, отсутствует способность осуществлять контроль за своими эмоциями в кон-


кретных ситуациях.

В ответ на притязания и конфликтное поведение со стороны родителей ребенок отвечает различными реакциями личностной оппозицией (демонстра- тивные действия, которые носятпреимущественно негативный характер); от- казом (нежелание подчиняться установленным родителями требованиям); изоляцией – стремлением избежать нежелательные контакты с родителями, сокрытие от родителей информации и действий.

В психологии выделяют следующие психологические факторы кон- фликтов с участием родителей и детей: тип отношений внутри семьи, деструк- тивность семейного воспитания, возрастные кризисы, личностный аспект.Дет- ско-родительские конфликты оказывают непосредственное влияние на харак- тер ребенка, его поведение и развитие личности в целом, на школьную

успеваемость, социальную адаптацию и так далее.

Ребенок становится озлобленным, начинает вступать в частые кон- фликты с окружающими, снижается уровень его эмпатии, он менее склонен к осуществлению совместной деятельности, сотрудничеству и доверительным отношениям. Наиболее ярко эти проявления наблюдаются в подростковом возрасте.

1.2. Конфликт как психологический феномен


Американский психолог, Б. Вул: «Жизнь – процесс решения бесконеч- ного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим.»

Чарльз Ликсон: «Конфликты это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.»

«Человеческие споры бесконечны не потому, что невозможно найти ис- тину,а потому, что спорящие ищут не истину, а самоутверждение.» (Буддий- скаямудрость)

Определение понятия и сущности конфликта

Слово «конфликт» (от лат, confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил.

Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъек- тов социального взаимодействия находит широкую (поливариантную) интер- претацию у представителей различных направлений конфликтологической па- радигмы.

К. Маркс: «В классовом обществе основной социальный конфликт про- является в виде непримиримой классовой борьбы, кульминацией которой явля- етя социальная революция».

Л. Козер: «Конфликт является одним из видов социального взаимодей- ствия. Это «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников».

Р. Дарендорф: «Социальный конфликт представляет собой различные по

интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в ко- торых классовая борьба является одним