Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
из видов противоборства».
Также неоднозначно трактуют понятие «конфликт» и современные рос- сийские исследователи. Некоторые из них в качестве причины конфликта называют «несовпадающие интересы», что в корне неверно. Несовпадающие интересы, как правило, не вызывают конфликта. Так, если одному субъекту нравится собирать грибы, а другому ловить рыбу, то их интересы не совпа- дают, а конфликтная ситуация не возникает. Вот если они оба заядлые рыбаки и претендуют на одно и то же место у водоема, то в этом случае конфликт вполне возможен. Очевидно, здесь правомерно говорить о несовместимых или взаимоисключающих интересах и целях сторон конфликта.
Конфликт – острейший способ разрешения важных противоречий, воз- никающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.
Признаками конфликта являются:
В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от выбран- ных за основу критериев:
По способу разрешения: конструктивные и деструктивные конфликты. Причины возникновения конфликта: трудовой процесс; психологические осо- бенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.); личностное своеобразие членов группы.
Этапы развития конфликта:
В ситуации любого конфликта вполне ясно, что для успешной жизнеде- ятельности, формирования и духовного становления личности всех участни- ков конфликта, необходимо обязательно эффективно разрешить этот кон- фликт. Поэтому необходимо выявить причины конфликта в детско-родитель- ских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разре- шить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между роди- телями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов. Поэтому детско-родительские конфликты, как и любые конфликты могут иногда носить характер непредсказуемости. Очень важно не доводить до того, чтобы конфликт был непредсказуемым, надо стараться понимать друг друга, хоть это и не всегда получается.
Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин)
конфликтов в отношениях родителей и детей. Во-первых, причиной конфлик- тов между старшим и младшим поколениями является тип внутрисемейных отношений, который бывает гармоничным и дисгармоничным. Также стиль воспитания негативно влияет на детско-родительские отношения.
Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ре- бёнку,применение ими определенных приемов и методов воздействия на ре- бенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаи- модействия с ребёнком. В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократиче- ский (авторитетный), индифферентный. Часто попустительский и индиффе- рентныйстили воспитания соединяют в один. Черты характера ребёнка, опре- деляемые
стилем родительского поведения:
В гармоничной семье складывается динамическое равновесие, проявля- ющееся в утверждении психологических ролей каждого члена семьи, станов- лении семейного «Мы», способности членов семьи решать противоречия.
Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер су- пружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимоотношении су- пругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенден- цию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, появлению чувства постоянной тревоги у детей.
Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и
детьми относят губительность семейного воспитания. Его чертами, как пра- вило, являются следующие характеристики:
Наиболее известной в нашей стране классификацией отклонений в стилях се- мейного воспитания является А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер, в которой названы следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи вызывают различные проблемы в воспитании, такие как:
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить как явный, так и скрытый (латентный)
Также неоднозначно трактуют понятие «конфликт» и современные рос- сийские исследователи. Некоторые из них в качестве причины конфликта называют «несовпадающие интересы», что в корне неверно. Несовпадающие интересы, как правило, не вызывают конфликта. Так, если одному субъекту нравится собирать грибы, а другому ловить рыбу, то их интересы не совпа- дают, а конфликтная ситуация не возникает. Вот если они оба заядлые рыбаки и претендуют на одно и то же место у водоема, то в этом случае конфликт вполне возможен. Очевидно, здесь правомерно говорить о несовместимых или взаимоисключающих интересах и целях сторон конфликта.
Конфликт – острейший способ разрешения важных противоречий, воз- никающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.
Признаками конфликта являются:
-
Столкновение противоположно направленных целей, интере- сов позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодей- ствия; -
Наличие объективных или мнимых противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, мотивами, ролями субъек- тов; -
Противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремлениенанести ущерб по оппоненту, травмировать «Я»; -
Негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновыехарактеристики конфликтного взаимодействия.
В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от выбран- ных за основу критериев:
-
внутриличностные; -
межличностные; -
между личностью и организацией.
По способу разрешения: конструктивные и деструктивные конфликты. Причины возникновения конфликта: трудовой процесс; психологические осо- бенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.); личностное своеобразие членов группы.
Этапы развития конфликта:
-
Скрытый (латентный): возникновение объективной проблем- ной ситуации. Осознание объективной проблемной ситуации. Попытка разре- шить проблемную ситуациюнеконфликтным способом. Возникновение пред- конфликтной ситуации. -
Открытый этап: инцидент – первое противодействие сторон. Эскалация конфликта – резкое углубление разногласий. Сбалансированное противодействие. Завершение открытого периода конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт). -
Скрытый этап (послеконфликтная ситуация): частичное налажи- вание отношений. Полная нормализация отношений.
1.3 Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях
В ситуации любого конфликта вполне ясно, что для успешной жизнеде- ятельности, формирования и духовного становления личности всех участни- ков конфликта, необходимо обязательно эффективно разрешить этот кон- фликт. Поэтому необходимо выявить причины конфликта в детско-родитель- ских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разре- шить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между роди- телями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов. Поэтому детско-родительские конфликты, как и любые конфликты могут иногда носить характер непредсказуемости. Очень важно не доводить до того, чтобы конфликт был непредсказуемым, надо стараться понимать друг друга, хоть это и не всегда получается.
Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин)
конфликтов в отношениях родителей и детей. Во-первых, причиной конфлик- тов между старшим и младшим поколениями является тип внутрисемейных отношений, который бывает гармоничным и дисгармоничным. Также стиль воспитания негативно влияет на детско-родительские отношения.
Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ре- бёнку,применение ими определенных приемов и методов воздействия на ре- бенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаи- модействия с ребёнком. В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократиче- ский (авторитетный), индифферентный. Часто попустительский и индиффе- рентныйстили воспитания соединяют в один. Черты характера ребёнка, опре- деляемые
стилем родительского поведения:
-
При авторитарном стиле воспитания дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики
-
неуправляемы и агрессивны. Как правило, высокий уровень конфликтности, вызванный родителем.
-
При либеральном стиле воспитания дети склонны к непослуша- нию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В не- которых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны. Тоже может сопровождаться высоким уровнем конфликтности, только уже со стороны ребёнка. -
При демократическом стиле воспитания дети адаптированы, уве- рены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство соб- ственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль. Благоприятная обстановка в семье, ведущая к низком уровню конфликтности. -
При индифферентном стиле воспитания дети самостоятельны, им по плечурешение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению, поэтому тоже сопровождается высоким уровнем конфликтности со стороны детей.
В гармоничной семье складывается динамическое равновесие, проявля- ющееся в утверждении психологических ролей каждого члена семьи, станов- лении семейного «Мы», способности членов семьи решать противоречия.
Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер су- пружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимоотношении су- пругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенден- цию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, появлению чувства постоянной тревоги у детей.
Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и
детьми относят губительность семейного воспитания. Его чертами, как пра- вило, являются следующие характеристики:
-
противоречия членов семьи по вопросам воспитания; -
нелогичность, непоследовательность, неадекватность; -
опека и запреты во многих сферах жизни детей; -
накрученные требования к детям, частое применение шантажа. Указанные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания.
Наиболее известной в нашей стране классификацией отклонений в стилях се- мейного воспитания является А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер, в которой названы следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
-
Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведе- нием, доходящий иногда до полной безнадзорности; -
Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и за- бота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов; -
Воспитание по типу «кумир семьи»; -
Эмоциональное отвержение; -
Повышенные моральные требования; -
Непрогнозируемые эмоциональные реакции; -
Жестокость; -
Противоречивое воспитание.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи вызывают различные проблемы в воспитании, такие как:
-
Тревожность, страхи у ребенка; -
Высокий уровень агрессивности ребенка; -
Низкая адаптация к группе сверстников; -
Низкая адаптация к школьным требованиям; -
Негативизм одного или обоих родителей; -
Систематические нарушения правил и норм поведения.
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить как явный, так и скрытый (латентный)