Файл: Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств (Исторические аспекты договора поручительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также Б.М. Гонгало отмечает, что заключение договора поручительства по­рождает «юридическую связанность поручителя с кредитором», которая проявляется, в частности, в том, что «стороны договора не могут отказаться в одностороннем порядке как от договора, так и от обязательства, которое может быть возникнет на его основе»[21]. Обосновывается такой подход тем, что сама суть отношений поручителя и кредитора (и, соответственно, закон) обуславливает возникновение прав и обязанно­стей неисправностью должника.

Представляется, что права и обязанности сторон договора поручительства – кредитора и поручителя – возникают с момента заключения такого договора (п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 425 ГК РФ). Это означает, что именно с момен­та заключения договора возникает и обязательство поручительства, так как права и обязанности сторон составляют его содержание.

И те факты, что неисправность должника может не наступить и что в случае ее наступления кредитор может не воспользоваться своим правом по договору поручитель­ства, не свидетельствуют о том, что поручительства (как обязательства) нет. Кредитор получает с момента заключения договора поручительства право требования к поручителю нести ответственность за должника, не исполнив­шего своего обязательства; а на поручителя возлагается соответствующая обязанность.

И если у сторон есть такое право и обязанность, значит, меж­ду ними есть обязательственное правоотношение. Неисправность должни­ка в отношениях по договору поручительства – это условие для реализации принадлежащего кредитору права, а не основание возникновения такого права, которым наделен кредитор в силу заключенного договора поручительства.

Таким образом, момент, с которого возможно использование принадлежащего кредитору правомочия, не может рассматриваться в качестве ча­сти юридического состава, влекущего возникновение договора поручитель­ства как обязательственного правоотношения.

Поручительство представляет собой акцессорное обязательство. Акцессорность договора поручительства, его дополнительный характер по отношению к основ­ному (главному, обеспечиваемому) обязательству означает, что он имеет юридическую значимость только при его неразрывной связи с последним.

Таким образом, поручительство зависит от судьбы основного обязательства в вопросах его наличности и действительности. И.Б. Новиц­кий по этому вопросу писал: «Получается как бы два слоя обязательствен­ных отношений: первый слой – основное обязательство между кредитором и главным должником и, в качестве придатка к этому основному обязательству, второй слой – обязательство из договора поручительства (между тем же кредитором и поручителем)»[22].


Дополнительный характер договора поручительства подтверждается следующими положениями гражданского законодательства:

- нормой п. 1 ст. 367 ГК РФ, в соответствии с которой поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства;

- общими правилами для соглашений об обеспечении исполнения обязательства, по которым недействительность такого соглашения не вле­чет недействительности этого обязательства (основного обязательства), но недействительность основного обязательства влечет, по общему правилу, недействительность обеспечивающего его обязательства (п. 2 и п. 3 ст. 329 ГК РФ);

- правилом ст. 207 ГК РФ, по которому с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).

Такая характеристика договора имеет большое практическое значение для определения объема ответственности поручителя. Так, судебная практика идет по пути признания за поручителем самостоятельной ответственности только в случае установления ее в договоре поручительства, а в качестве общего правила применяется норма п. 2 ст. 363 ГК РФ, ограничивающая объем ответственности поручителя объемом ответственности должника[23].

Поручительство, по общему правилу, следует за основным обязательством при переходе прав кредитора по обеспечиваемому обязательству к другому лицу (ст. 384 ГК РФ)[24].

Акцессорность договора поручительства по отношению к обеспечиваемому обязательству и прочная связь этих «двух слоев обязательственных отношений» также должна стать решающим аргументом при ответе на во­прос о возможности уступки прав требования по договору поручительства независимо от такой уступки по основному обязательству.

Формально за­прета на это не установлено. Однако при перемене лица в акцессорном обя­зательстве как раз произойдет разрыв связи между главным и дополнитель­ным обязательством.

Так, если представить, что кредитор уступит другому лицу право требования к поручителю, но при этом останется кредитором должника по основному обязательству, мы получим абсурдную ситуацию, при которой поручитель будет обязан, как правило, уплатить денежную сумму за неисправного должника своему новому кредитору (который не имеет никакого отношения к обеспеченному поручительством обязательст­ву), а после исполнения этой своей обязанности поручитель должен будет получить права кредитора по основному обязательству, заменив в нем сво­его первоначального кредитора (ст. 365 ГК РФ).


Поэтому представляется верным подход, что право требования по акцессорному договору поручи­тельства не может быть передано в отрыве от права требования по основно­му обязательству, которое обеспечено поручительством (по аналогии с нор­мой абз. 2 ст. 355 ГК РФ). Такой позиции придерживается и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в отношении сходной ситуации[25].

Однако акцессорность договора поручительства не означает, что поручительство и основное обязательство представляют собой одно единое обя­зательство. Обособленность договорной конструкции поручительства вытекает из ст. 361 ГК РФ, подтверж­дается судебной практикой и поддерживается большинством ученых.

Иные характеристики поручительства. Договор поручительства является консенсуальной двусторонней сделкой; односторонним и безвозмезд­ным обязательством.

Договор поручительства является консенсуальным: считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглаше­ние по всем существенным условиям договора, и признается таковым в мо­мент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 362, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК РФ). Оферентом здесь, как правило, выступает сам поручи­тель, а акцептантом — кредитор должника по основному обязательству, ко­торый «принимает поручительство»[26].

Как следует из ст. 361 ГК РФ, договор поручительства как сделка явля­ется двусторонним, так как для его совершения необходимо выражение воли двух субъектов — кредитора по основному обязательству и поручителя. Одна­ко судебной практикой не ставится под сомнение законность заключения до­говора поручительства между всеми участниками отношений по основному обязательству и обеспечивающему его договору поручительства[27].

В литературе по-разному квалифицируют договор поручительства по признаку его возмездности.

Одни авторы полагают, что поручительство представляет собой возмездный договор[28]. Другие специалисты указывают на его безвозмездность[29].

При решении этой проблемы следует, прежде всего, отметить, что договором поручительства регулируются только отношения между кредитором должника по основ­ному обязательству и поручителем. Отношения, которые имеются между поручителем и должником по основному обязательству, не входят в кон­струкцию рассматриваемого договора.


Поэтому договор поручительства можно считать безвозмездным, так как поручитель уплачивает кредитору денежную сумму без получения от него платы или иного встречного пре­доставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ).

Что касается отношений поручителя и должника – здесь возможны два основных варианта:

- либо речь идет о воз­мездном договоре поручителя и должника (как мы отмечали выше, догово­ре об оказании услуг по поручительству);

- либо поручительство предоставля­ется на безвозмездных началах (руководствуясь дружескими, родственны­ми и иными доверительными (фидуциарными) отношениями). Однако при этом необходимо помнить об общей презумпции возмездности граж­данско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ).

2.2.Особенности некоторых правоотношений, связанных с поручительством.

Как уже упоминалось выше, договор поручительства выступает в качестве дополнительного обязательства к основному обязательству. При этом недействительность основного обязательства обусловливает и недействительность договора поручительства.

Взаимозависимость указанных обязательств (основного обязательства и дополнительного, то есть поручительства) следующая:

- недействительность основного обязательства приводит к недействительности поручительства;

- в то де время недействительность поручительства не влечет за собой не недействительности основного обязательства.

Однако кроме связи с основным обязательством поручительство может быть связано и с другими правоотношениями.

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством»[30] указано, что обязательства, которые могут возникнуть у поручителя перед кредитором, в свою очередь, могут быть обеспечены залогом, поручительством, банковской гарантией и т.п. Таким образом, возможным оказывается применение указанных средств обеспечения обязательств уже по отношении к самому договору поручительства.

В этой связи уже договор поручительства будет выступать в качестве основного договора по отношению к другому договору, которым обеспечивается исполнение первого договора поручительства. Теоретически возможна, таким образом, целая цепочка договоров поручительства.


Пленум ВАС РФ в указанном постановлении также отмечает, что в договоре поручительства может быть установлена неустойка за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поручителем обязательств по договору поручительства перед кредитором.

Однако такая неустойка (либо проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ) не может быть взыскана поручителем с должника при предъявлении к последнему требования на основании ст. 387 ГК РФ.

Следует также отметить, то в качестве поручителей могут выступать субъекты, обладающие различным правовым статусом. В связи с этим правоотношения по поручительству могут быть связаны и с иными обязательствами, вытекающими из статуса этих субъектов.

В частности, в случае, когда в качестве поручителя намерено выступить акционерное общество, то в соответствии с положениями ст. ст. 78, 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[31] договор поручительства может быть квалифицирован как крупная сделка или сделка с заинтересованностью.

Следовательно, при заключении такого договора должен быть соблюден порядок одобрения такой сделки, установленный ст. ст. 79, 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Аналогичные правила установлены действующим законодательством и в отношении выступающих в качестве поручителей обществ с ограниченной ответственностью (ст. ст. 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[32]).

По вопросу, связанные с участием в качестве поручителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, прежде всего, необходимо учитывать положения ст. 18 Федерального закона Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[33], которые запрещает унитарному предприятию без согласия собственника имущества совершать, наряду с другими, сделки, связанные с предоставлением поручительств.

Отсутствие такого согласия будет означать, что сделка ничтожна как не соответствующая требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

Законодательством также ограничиваются права саморегулируемых организаций на участие в качестве поручителей в рассмтриавемых правоотношениях. Так, в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[34] саморегулируемая организация не вправе выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников.