Файл: Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ СЕМЬИ (БРАКА) В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Брак – как исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной.

1.2. Традиционные формы российской семьи.

1.2.1. Модель русской семьи XII – XIVвеков.

1.2.2. «Домострой» как поворот к модели православной патриархальной российской семьи.

1.2.3. Модель российской семьи XVIII – XIX веков.

1.3. Современная российская семья как наследница советской семьи.

2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

2.1. Семья как социальный институт.

2.2. Психология семейных отношений как теоретическая база практикующего семейного психолога.

2.3. Современные формы психологической помощи семье.

2.4. Из практического опыта применения методик

2.4.1. Применение метафорических техник с целью психодиагностики супругов.

2.4.2 Некоторые практические советы молодой семье С.В. Ковалева[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Вместо «равенства» мужчины и женщины, которое рассматривалось как достижение социализма, общество приобрело гипертрофированную всесильную машину в женском обличии. Это не могло не отразиться на воспитании детей:

- матерям долгое время не позволяли укрепить материнский инстинкт: декретный отпуск по уходу за новорожденным ребенком составлял 56 дней, после чего мать должна была выйти на работу, а ребенка отдать либо няньке, либо в ясли;

- считалось, что государство полностью взяло заботу о воспитании детей – дети действительно были заняты – школа, кружки, секции, музыкальные, художественные, цирковые школы, библиотеки – все они серьезно занимались обучением детей и воспитанием в идеологическом направлении;

- в советской школе у руля педагогики также стояли властные тетки, стиль воспитания – авторитарный;

- от детей требовалось послушание, примерное поведение; их контролировали всюду – соседи, прохожие, педагоги, детская комната милиции… все, кроме работающих папы и мамы;

- детей продолжали бить, шлепать, давать подзатыльники, наказывать иными «более гуманными способами».

Отдушиной для детей было наличие неработающей бабушки, которая могла внести в их по сути казенную жизнь хоть немного тепла и заботы. Были и матери, и отцы, которые, несмотря ни на что, проводили время отпуска и выходные непосредственно с детьми - семейные чтения, совместные походы, рыбалка, отдых на турбазе, выезды на море и т.п.

Детей рано приучали к труду. И в этом было не только наследие предыдущих традиций русской православной семьи, но и следование требованиям идеологии партии рабочих и крестьян.

В стране беспризорные дети были исключением. В первые же годы советской власти выдающиеся педагоги стали на защиту детства: по всей стране собирали беспризорников – осиротевших за военные годы бездомных сирот, пополнявших ряды асоциальных элементов, и помещали в образованные для них коммуны. Системе трудового воспитания Макаренко, пожалуй, до сих пор нет равной в мире. Он и его соратники не только спасли тысячи детских судеб, но и дали государству достойных граждан, большинство из которых встало потом на защиту Родины.

И тем не менее, существовали и другие детские учреждения – детские дома для детей врагов народа, где из детей делали не только ненавистников своих отцов и матерей, но и отчаянных фанатиков.

Отношение к детям сказалось и в официальном разрешении на медицинские аборты, которые внесли очередное искажение в менталитет советской семьи. Запрет на аборты вновь будет введен в годы войны и в послевоенное время, а затем вновь отменен. Советские женщины, ударницы, стахановки, ведущие инженеры, спортсменки, активистки вновь делали до 20 абортов!!! И приучали своих дочерей и сыновей относиться к такому способу детоубийства, как к обычной житейской ситуации.


Эмансипация женщин привела к массовым разводам, в результате которых бывшие жены нередко не позволяли отцам видеться с детьми, меняли им фамилии, всячески манипулировали отцовскими чувствами, при этом получая алименты. Дети, воспитанные в таких семьях, испытывали трудности социализации ввиду искажения структуры семьи (неполная семья), в аномальных стилях воспитания, которые применяет мать. А.И.Захаров считает, что главной причиной детских неврозов является извращенная ролевая структура семьи: мать в такой семье излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Если отец мягок, раним и не способен управлять ситуацией, ребенок становится для матери «козлом отпущения» [4, с. 110].

Положение многодетных семей. Многодетная семья к середине XX столетия становится редкостью, хотя бы для России, хотя в мусульманских республиках СССР деторождаемость все еще остается высокой. Чтобы решить демографическую ситуацию было введено звание и награда «Мать-героиня». И хотя многодетным семьям стала оказываться некоторая материальная помощь – снабжение вещами, учебниками, эти семьи жили достаточно скромно. Положение и отношение к многодетной семье хорошо показано в фильме режиссера Юрия Егорова с Натальей Гундаревой и Виктором Проскуриным в главных ролях многодетных родителей.

Дискриминация роли отца:

- уход за ребенком могла осуществлять только мать, хотя законом не запрещалось брать больничный по уходу за ребенком отцу, но общественно порицалось; только в наше время семьи добились права отцов находиться в декретном отпуске по уходу за ребенком, получать детское пособие, получать «детский капитал» за рождение второго и третьего ребенка (если мать умерла) и использовать по назначению его средства т.д.;

- звания «Отец-герой» не было, то же касалось и орденов и медалей за воспитание приемных детей; причем, достойное воспитание детей в таких семьях не учитывалось, важно было количество – родители могли быть асоциальными личностями;

- Вот некоторые образы отца советской семьи – от дебошира и тунеядца до работоголика-стахановца, от бегающего от семьи алиментщика до страдающего от разлуки с ребенком воскресного папы;

- отца-муж не только принижен психологически, но и зачастую материально: жена могла получать большую зарплату и попрекать его при детях; жена-мать имела право получать за пьяницу-«кормильца» зарплату;

- авторитет отца сохранялся в крестьянских семьях дольше, чем в рабочих;


- жилищные проблемы заставляли молодые семьи ютиться в небольших квартирах вместе с родителями; как правило, с родителями жены, т.к. считалось, что в быту мать и дочь легче найдут взаимопонимание, чем со свекровью; эта ситуация сохраняется и сегодня, хотя молодожены сейчас, имея стабильный заработок могут снять жилье или купить в ипотеку, которая по сути загоняет семью в пожизненную долговую «яму».

Вот какие варианты лидерства в семье приводит В.Н. Дружинин: «1) наличие явного фактического главы семьи, 2) наличие формального главы, при фактическом равноправии родителей, 3) семьи с неопределенным понятием главы. Семьи второго типа чаще встречаются в городах, семьи первого типа – в сельской местности» [4 с.109].

Подводя итоги главы, поясним следующее:

Знание истории развития, изменения, исторической эволюции института семьи (брака) необходимо специалистам, которые занимаются проблемами психологической помощи семье прежде всего потому, что большинство из перечисленных форм брака продолжает существовать и как форма брачных и как форма сексуальных отношений. Институт брака испытывает серьезный кризис. Однако основное отличие сегодняшних отношений между мужчиной и женщиной от исторических прототипов в том, что даже в доисторические времена, при наличии неконтролируемых сексуальных связей, мужчина нес ответственность перед женщиной и оставался с нею, по крайней мере, до рождения ребенка; в групповых формах брака дети, не зная, кто их отец, знали свою мать, и это было нормой для их традиции, поэтому они воспринимали подобные отношения как естественные и не страдали психологически или социально; в рамках жесткой патриархальной семьи, какими бы жестокими не были в ней отношения с точки зрения современности, они были нормальными с позиции норм морали своей эпохи и менталитета, поэтому и здесь конфликт между родителями и детьми был регулируем.

1990-е годы сделали еще один вызов постсоветской семье – безработица, разрушение социальной системы, разгул бандитизма, войны поставили семью перед вопросом: быть или не быть. И здесь взрослое население максимально боролось с главной проблемой – прокормить детей. Женщины одними из первых вызвали огонь на себя – работая днями и ночами, хватаясь за любую возможность найти пропитание для детей. Мужчины либо возмужали и стали помощниками жен, либо покинули семьи, став для них балластом… Дети в большинстве семей остались почти безнадзорными. Целое поколение, за небольшим исключением, было подсажено на неконтролируемую никем пропаганду наркотиков, проституции, бездуховных ценностей. Однако, именно отсутствие родительского внимания, скорее всего, послужило толчком к тому, что в современных молодых семьях возникла огромная потребность его компенсации, не только создавать семью, но и общаться, растить и воспитывать детей.
 


2. Институт семьи как объект исследования психологической науки

Есть два направления работы с институтом семьи – научный, теоретический подход – собственно психология семейных отношений – изучение семейных отношений и разработка рекомендаций с точки зрения психологии; практический – оказание семье реальной психологической помощи в предупреждении и решении конфликтных и иных проблемных ситуаций.

2.1. Семья как социальный институт.

Существует множество определений семьи:

– это социальный институт, имеющий свою структуру, функции;

- это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке и усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью;

- как социальная система обладает одновременно чертами социального института и малой группы:

Таблица 1

Как социальный институт семья обладает:

Как малая социальная группа (общность) основана:

правовым узаконением; общественной и государственной поддержкой;

на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении)

характеризуется

Связана:

совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, членами семьи и другими родственниками;

Единством быта,

взаимной моральной

ответственностью и взаимопомощью

предметом анализа семьи

как социального института являются:

Предметом анализа семьи

как социальной группы

являются:

образцы семейного поведения, присущие определенному типу культуры;

характерные роли и распределение власти (доминирования) в семье;

Специфике формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений;

выяснению причин и мотивов,

в следствие которых люди женятся любят или ненавидят;

стремятся иметь детей или не иметь их

и т.д.


Структура семьи. Семья имеет свою структуру, которая также отражается на построении межличностных взаимоотношений и должна учитываться при оказании психологической помощи семье или одному из ее членов.

Под структурой семьи понимают:

- её количественный состав;

- число совместно живущих в семье поколений;

- систему социальных ролей внутри семьи;

- систему отношений членов семьи.

Структурные особенности семьи представлены в таблице:

Таблица 2

Структурные особенности семьи

ВИДЫ СЕМЬИ ПО СТРУКТУРНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ:

Нуклеарная семья

Расширенная семья

Родители и дети на иждивении

Помимо нуклеарной семьи в ней проживают и другие родственники –

Дедушка, бабушка, внуки, дядя, тетя, двоюродные братья и сестры и т.д.

Функции семьи. Проживая совместно, члены семьи совместно осуществляют различные формы деятельности, которые выражаются в функциях семьи. Под функциями семьи понимают направления ее жизнедеятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. По определению Н.Я. Соловьева, функций семьи столько, «сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [15].

Ниже приводим таблицу, в которой представлены основные функции семьи и их характеристики:

Таблица 3[1]

Наименование функции семьи

Характеристика

функции семьи

Экономическая

экономическо-материальную— добывание трудоспособными членами семьи средств к жизни, в том числе и для других членов семьи –несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных. Реализация этой функции лежит на обоих супругах. Глубокое овладение выбранными профессиями гарантирует партнерам стабильную заработную плату, а семье – материальный достаток.

Хозяйственно-бытовая

Совместное ведение хозяйства и оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами другим: поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми; удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.) и т.д.

Репродуктивная

биологическое воспроизводство, удовлетворение естественной потребности в детях, сохранения потомства, продолжениярода

Среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий

Супружество

взаимодействие между мужем и женой, любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение и физиологическая совместимость

Родительство

рождение и воспитание детей

Родство

взаимодействие с родственниками – братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, тётями и дядями и др.

Осуществления первичного социального контроля

Определение и обеспечение норм поведения членов семьи в разных сферах жизедеятельности, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.. Ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Определение обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений

Формирование и поддержаний моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи

ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность;

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Создание условий для полноценной реализации личности – духовного, нравственного, эстетического, патриотического, физического, умственного развития и воспитания

забота о детях и старшем поколении

Защита интересов и прав детей

духовное воспроизводство населения – формируя личность ребенка, семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

«реализация» родителей в детях через удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании

Духовного общения

Развитие членов семьи, их духовного взаимообогащения, поддержание дружеских отношений и моральной ответственности друг перед другом

Социально-статусная

Предоставление членам семьи определённого статуса и удовлетворение их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям

Досуговая

Организация рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени с целью удовлетворения потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов

создании особой атмосферы теплоты и оказание поддержки в реализации личности и развитии своих способностей и талантов,

поддержание семьи как цело стной системы;

проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

духовное (культурное) общение играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Рекреативная

Совместный отдых членов семьи, восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения

Эмоциональная

Стабилизация семейных отношений

Получение эмоциональной поддержки и психологической защиты в семье

Удовлетворение потребности в любви , симпатии, уважении, признании, и семейном счастье

обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Сексуально-эротическая функция

удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.