Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Любимый»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.2. Методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
2. ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Любимый»
2.2. Оценка торгово-закупочной деятельности ООО «Любимый»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
Таблица составлена по: 37
Динамика структуры товаров ООО «Любимый» свидетельствует о преобладании и увеличение доли группы «бытовая техника». Второе место в структуре занимает косметика и парфюмерия, доля которой значительно снизилась – на 5,92 процентных пункта. В динамике возросла доля посуды, а также канцелярских товаров.
Рис. 3. Динамика темпов роста розничной торговли по месяцам
Как следует из графиков, объем реализации не оставался постоянным. В общем, наблюдается сезонность спроса. Пик продаж приходится на декабрь, т.е. в канун новогодних праздников. В период с IV по II квартал акцент делается на розничную продажу мелким сбытом и обслуживание предприятий.
Рис. 4. Динамика темпов роста оптовой торговли по месяцам
Несмотря на темп роста розничного товарооборота, общий объем реализации в 2018 г. имеет отрицательную динамику. Снижение объема реализации объясняется следующим: уменьшением реализации товаров по группе «бытовая химия»; резкое снижения поступления товаров по основным группам, а также его спроса; не выполнение плана торговой надбавки с НДС на 13,6%, при плане 33,9% фактически заложили 20,3%; отсутствие достаточных финансовых ресурсов; высокая покупная стоимость товаров; реализация устаревших товаров со сниженной торговой наценкой до 5 – 10%.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. В таблице 13 приведены данные по поступлению товаров по группам в процентном соотношении к общему поступлению.
Таблица 13
Выполнение плана поступления по товарным группам, %
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
|
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
||||
Хозяйственные товары |
86,70 |
91,30 |
97,70 |
4,60 |
6,40 |
Бытовая химия |
79,60 |
93,20 |
75,10 |
13,60 |
-18,10 |
Косметика и парфюмерия |
84,90 |
97,20 |
93,40 |
12,30 |
-3,80 |
Нижнее белье, чулочно-носочные изделия |
82,80 |
85,30 |
72,40 |
2,50 |
-12,90 |
Посуда |
84,70 |
73,40 |
38,50 |
-11,30 |
-34,90 |
Товары для детей |
82,10 |
98,10 |
92,30 |
16,00 |
-5,80 |
Канцелярские товары |
95,40 |
87,40 |
93,60 |
-8,00 |
6,20 |
Таблица составлена по: 37
По всем основным группам товаров наблюдается снижение поступления, что говорит о недовыполнения плана по договорам. Основными причинами этого являются: несвоевременная оплата за товар по предыдущим заказам, которая связана с отсутствием денежных средств на расчетном счете вызванных низкой реализацией; снижение покупательской способности в связи со снижением жизненного уровня населения; высокая покупная стоимость товаров.
Такая тенденция ведет к уменьшению выручки и соответственно прибыли.
В ООО «Любимый» широкий ассортимент товаров, а это в свою очередь позволяет в полном объеме конкурировать с другими организациями. Однако в некоторых случаях помимо ассортимента недостаточным является и количество того или иного товара. Несоответствие количества товара спросу ведет соответственно к понижению реализации.
При анализе объема реализации ООО «Любимый» были выявлены и сгруппированы несколько основных причин невыполнения объема реализации. Основными причинами невыполнения объема реализации является:
1. Нестабильность и недостаточность выделенных финансовых ресурсов под необходимую потребность на товары в течение 2018 года. Из необходимой потребности в сумме 28482 тыс. руб. на бытовую химию было выделено 28041 тыс. руб., что составляет 94,8%. Т.е. дефицит финансовых ресурсов составляет 441 тыс. руб. Под группу «косметика и парфюмерия» всего за 2018 год было выделено 23201 тыс. руб.
Выделение оборотных средств в неполном объеме и без учета динамики поступления и реализации, негативно сказываются на финансовых показателях, а именно: на возможности ритмичной поставки товаров соответствующего ассортимента и в необходимых объемах; исключает возможность заключения коммерческих договоров на более выгодных условиях; резко снижает конкурентоспособность организации по причине отсутствия возможности влияния на ценовую политику в городе; сдерживает рост реализации.
Динамика выделения оборотных средств и необходимой потребности в них прослеживается на рис. 5.
Рис. 5. Динамика необходимой потребности и выделения оборотных средств
Поскольку в начале года выделение оборотных средств было довольно незначительным, это и повлекло за собой негативную реакцию на получение положительных финансовых результатов.
2. Снижение покупательского спроса в связи с отсутствием надлежащего ассортимента пользующего спросом. Так как не было достаточного поступления товаров для детей, реализация проводилась за счет остатков закупленного товара в 2017 году. Низкий ассортимент и морально устаревшие модели, предлагаемая цена которого, не позволяла конкурировать с торговыми организациями.
3. Существенное влияние оказало снижение продажи товаров в кредит на 1250,3 тыс. руб., фактически – 1412,8 тыс. руб., в 2017 году реализация составила 2663,1 тыс. руб.
4. Широта ассортимента занимает немаловажное место в снижении объемов реализации, как в розничной, так и в оптовой торговле. В свою очередь снижение ассортимента товара связано с изменением конъюнктуры рынка, покупательского спроса на отдельные виды товара, недостаток в системе управления и материального стимулирования.
Из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов не проводился закуп посуды. Покупная стоимость товаров, в связи с большой конкуренцией в городе, также не позволяла применять более высокую торговую надбавку.
5. Рост затрат по таким статьям как хранение и подсортировка.
Снижение объема реализации и рост среднереализационных цен ведет к низкой рентабельности всей организации. Очевидно, что торгово-закупочная деятельность организации требует полного пересмотра.
Таким образом, проведя анализ деятельности ООО «Любимый», выявлено, что в торгово-закупочной деятельности организации много проблем, которые необходимо в срочном порядке решать.
Финансы предприятий являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств организации и источников этих средств. Денежные средства ООО «Любимый» находятся в основном на расчетном (текущем) счете банка, так как подавляющая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке, согласно заключенным договорам. Только в небольших суммах денежные средства находятся в кассе организации для оперативного расчета.
Таблица 14
Состав и структура поступления денежных средств
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
||||
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
|
Реализация всего, в т.ч. |
144777 |
100,00 |
185235 |
100,0 |
184754 |
100,00 |
40458 |
-481 |
1. Розничная торговля |
120947 |
83,54 |
162433 |
87,69 |
164930 |
89,27 |
41486 |
2497 |
наличный расчет |
30838 |
21,30 |
45457 |
24,54 |
38817 |
21,01 |
14619 |
-6640 |
терминал |
90109 |
62,24 |
116976 |
63,15 |
126113 |
68,26 |
26867 |
9137 |
2. Оптовая торговля |
23830 |
16,46 |
22802 |
12,31 |
19824 |
10,73 |
-1028 |
-2978 |
наличный расчет |
738 |
0,51 |
370 |
0,20 |
1663 |
0,90 |
-368 |
1293 |
кредит |
3952 |
2,73 |
7817 |
4,22 |
10882 |
5,89 |
3865 |
3065 |
терминал |
19140 |
13,22 |
14615 |
7,89 |
7279 |
3,94 |
-4525 |
-7336 |
Таблица составлена по: 37
Согласно данным таблицы 14, основной формой расчета организации в 2018 г. является безналичная форма, которая для ООО «Любимый» в настоящий момент является самой выгодной, и составляет 72,2%. Реализация товаров в кредит возросла на 39,21%. Снизилась реализация за безналичный расчет на 50,2%.
Таблица 15
Структура источников поступления денежных средств
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
||||
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. вес, % |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2017 гг. |
|
Реализация всего, в т.ч. |
144777 |
100,00 |
185235 |
100,0 |
184754 |
100,00 |
40458 |
-481 |
наличный расчет |
31576 |
21,81 |
45827 |
24,74 |
40480 |
21,91 |
14251 |
-5347 |
терминал |
109249 |
75,46 |
131591 |
71,04 |
133392 |
72,20 |
22342 |
1801 |
кредит |
3952 |
2,73 |
7817 |
4,22 |
10882 |
5,89 |
3865 |
3065 |
Таблица составлена по: 37
За наличный расчет реализовано товаров на сумму 40480 тыс. руб., что составляет – 21,91% к общей реализации. По безналичному расчету реализовано товаров на сумму 133392 тыс. руб., что составляет 72,2% к общей реализации. Данная тенденция изменения структуры расчетов объясняется следующим: малый срок оплаты по кредитам, в среднем на оплату кредита давалось 3 месяца; отсутствие надлежащего ассортимента товаров; отсутствие мотивации работников и др.
Таким образом, проведя анализ торгово-закупочной деятельности организации, можно выделить: отсутствие жесткого контроля за выполнением товарооборота; нерациональное использование денежных фондов; отсутствие контроля за движением денежных средств и изменениями дебиторской задолженности; неумение эффективно прогнозировать отток и приток денежных средств; отсутствие систематических расчетов основных финансовых показателей, что ведет к неправильному распределению финансовых средств; неэффективная и не рациональная финансовая политика; неумение принимать правильные управленческие решения.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЮБИМЫЙ»
По результатам анализа можно отметить, что у организации имеется потенциал для повышения эффективности коммерческой деятельности при грамотном, четко выверенном подходе к управлению торгово-закупочной и сбытовой деятельностью организации.
Повышение эффективности торгово-закупочной и сбытовой деятельности ООО «Любимый» возможно путем изменения ценовой политики. В рамках совершенствования сбытовой деятельности необходимо опираться на результаты ABC/VEN-анализа. Необходимы мероприятия, направленные на снижение запасов, что позволит оптимизировать структуру бухгалтерского баланса.
Перспективные мероприятия имеют очень большое значение, поскольку в настоящее наблюдается тенденция к снижению прибыли организации. Полученную разницу целесообразно направить на увеличение собственных средств организации и предположить погашение кредиторской задолженности. В таком случае финансовая устойчивость и ликвидность претерпят некоторые изменения.
На основе результатов проведенного ABC-анализа товары подразделяются на категории: товары категории А являются наиболее выгодными для организации, менее выгодными являются товары категории B и товары категории С. С точки зрения затрат и прибыльности организации выгоднее сконцентрироваться на товарах категорий А и В.
Таблица 16
Сводная таблица АВС-анализа
Группа А |
Группа В |
Группа С |
Моющие средства |
Освежители воздуха и ароматизаторы |
Репелленты |
Чистящие средства |
Химические средства по уходу за одеждой и обувью |
Парфюмерия |
Дезинфицирующие средства |
Декоративная косметика |
Детская косметика и духи |
Окончание таблицы 16
Отбеливатели и пятновыводители |
Системы хранения (сумки, контейнеры для еды, подставки, полки, органайзеры) |
Аппаратная косметология |
Аксессуары для ванной и туалета |
Посуда |
Корректирующее белье |
Инвентарь для уборки |
Кухонные принадлежности |
Нижнее белье |
Товары для ухода за одеждой и бельем |
Школьные принадлежности |
Детские книги |
Зоотовары |
Письменные принадлежности |
Наборы для творчества |
Товары для ухода за телом |
Бумажная продукция |
|
Товары для гигиены полости рта |
Чертежные принадлежности |
|
Товары для ухода за лицом |
Офисные принадлежности |
|
Товары для ухода за волосами |
||
Чулки и колготки |
||
Носки и гольфы женские |
||
Детские игрушки |