Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (ООО «Караоке-Клуб»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и факторы, влияющие на коммерческую деятельность предприятий на рынке товаров и услуг
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Караоке-Клуб»
2.2. Исследование особенностей организации коммерческой деятельности в ООО «Караоке-Клуб»
Права и обязанности работников исследуемого предприятия, функционирующего на рынке товаров и услуг, определены специальными инструкциями и правилами внутреннего распорядка.
Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Караоке-Клуб»с целью выявления и оценки тенденций хозяйственных процессов на данном предприятии в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Экономическиепоказатели ООО «Караоке-Клуб»в 2017–2019 гг.
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отношение 2019 г. к 2018 г. |
||||
план |
факт |
% вы- пол- нения плана |
отклонение от плана: +,- |
отклонение: +,– |
темпы изменения, % |
|||
Товарооборот, тыс. руб. |
35560 |
37254 |
38500 |
37124 |
96,43 |
–1376 |
–130 |
–0,35 |
Валовой доход, тыс. руб. |
8118,72 |
8564,14 |
8870,97 |
8305,15 |
93,62 |
-565,82 |
–258,99 |
–3,24 |
Уровень валового дохода, в % |
22,83 |
22,99 |
23,04 |
22,37 |
– |
–0,67 |
–0,62 |
– |
Издержки обращения, тыс. руб. |
7112 |
7450,8 |
7519,53 |
7454,62 |
99,14 |
-64,91 |
3,82 |
0,05 |
Уровень издержек обращения, в % |
20 |
20 |
19,53 |
20,08 |
– |
0,55 |
0,08 |
– |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1006,72 |
1113,34 |
1351,44 |
850,53 |
62,94 |
-500,91 |
–262,81 |
–23,61 |
Рентабельность продаж, в % |
2,83 |
2,99 |
3,51 |
2,29 |
– |
–1,21 |
–0,70 |
– |
Прочие расходы, тыс. руб. |
133,78 |
94,29 |
66,38 |
99,05 |
149,22 |
32,67 |
4,76 |
5,05 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
872,94 |
1019,05 |
1285,06 |
751,48 |
58,48 |
-533,58 |
–267,57 |
–26,26 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
698,35 |
815,24 |
1028,06 |
601,18 |
58,48 |
-426,88 |
–214,06 |
–26,26 |
Рентабельность, в % |
9,37 |
10,94 |
13,67 |
8,06 |
– |
–5,61 |
–2,88 |
– |
Численность работников, чел. |
25 |
27 |
26 |
23 |
88,46 |
–3 |
–4 |
–14,81 |
Товарооборот на одного работника, тыс. руб. |
1422,4 |
1379,78 |
1480,77 |
1614,09 |
109 |
133,31 |
234,31 |
16,98 |
Источник: таблица разработана автором по данным бухгалтерской отчетности
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития товарооборота за 2017–2019 гг. позволяет сделать следующие выводы: товарооборот ООО «Караоке-Клуб»в 2017–2019 гг. увеличился на 4,4%; караоке бар активно ведет работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков и дополнительному выпуску собственной продукции. Товарооборот ООО «Караоке-Клуб» как предприятия общественного питания имеет свою специфику, разделяясь на товарооборот по реализации: продукции собственного производства, в том числе от услуг караоке; покупных товаров.
Динамика показателей структуры товарооборота ООО «Караоке-Клуб», в тыс. рублей, представленына рисунке2.3.
Рисунок 2.3 – Динамика показателей структуры товарооборота
ООО «Караоке-Клуб» за 2017–2019 гг.
Реализация продукции собственного производства ООО «Караоке-Клуб», в том числе от предоставления караоке услуг, в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросла на 270 тыс. рублей, и в целом составила 72,3 % от общего товарооборота. На развитие оборота большое влияние оказало повышение продажных цен. Реализация покупных товаров в 2019 году снизилась на 400 тыс. рублей, и в общем объеме товарооборота составило 27,7 %.
От объема и структуры товарооборота ООО «Караоке-Клуб» зависят такие показатели, как доходы предприятия, его прибыль, рентабельность, издержки обращенияи др.Валовой доход за 2019 год снизился на 3,24 % по отношению к 2018 году, при снижении товарооборота на 0,35 %. Снижение товарооборота на 130,0 тыс. руб. повлекло в исследуемом предприятии снижение издержек на 3,82 тыс. руб. или на 0,05 %.
Динамика показателей прибыли ООО «Караоке-Клуб» в 2017–2019 гг. представлена на рисунке2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика показателей прибыли ООО «Караоке-Клуб»
Прибыль от реализации в 2019 году снизилась по сравнению с 2018 годом на 262,81 тыс. рублей и составила 850,53 рублей. Прибыль до налогообложения в 2019 году составила 751,48 тыс. руб. по сравнению с 1019,05 тыс. руб. в 2018 году, что меньше на 267,57 тыс. рублей. Темп снижения роста прибыли до налогообложения в 2019 году по сравнению с 2018 – 26,26 %. Чистая прибыль в отчетном 2019 году по сравнению с предыдущим 2018 годом снизилась на 214,06 тыс. рублей. Темп измененияпри этом также составил – 26,26%.
Прибыль в распоряжении ООО «Караоке-Клуб» составила в 2019 году 601,18 тыс. рублей. Эта прибыль распределяется между работниками, идет на выплату дивидендов и остается в фонде накопления прибыли. Показатель рентабельности, характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции, на единицу издержек в основной деятельности предприятия составляет в 2019 году 8,06 %, что на 2,88 % ниже 2018 года.
Таким образом, эффективность функционирования ООО «Караоке-Клуб» за 2017–2019 года имеет тенденцию к понижению, это видно по основным финансовым показателям.
2.2. Исследование особенностей организации коммерческой деятельности в ООО «Караоке-Клуб»
Для проведения анализа организации коммерческой деятельностиООО «Караоке-Клуб», по нашему мнению необходимо рассмотреть факторы, оказывающие наибольшее влияние на ее организацию. В рамках ограниченности объемов нашего исследования, к указанным факторам были отнесены:
1) материально-техническая база ООО «Караоке-Клуб»;
2) количественный и качественный анализ персонала, непосредственно участвующий впродаже услуг предприятия питания (обслуживании клиентов) и способствующий стимулированию продаж;
3) анализ ассортиментной политики как важной части коммерческой деятельности предприятия питания.
Итак, в организации коммерческой деятельности ООО «Караоке-Клуб», важная роль отводится материально-технической базе (далее МТБ) предприятия. Для осуществления хозяйственной деятельности исследуемое предприятие располагает соответствующей материально-технической базой, представленной на рисунке2.5.
Наибольший удельный вес в составе МТБ ООО «Караоке-Клуб»занимают здание и торговые площади (40%), в том числе общий зал для приема посетителей на 80 человек, VIP-зал на 30 человек, три VIP-комнаты на 20 человек. Причиной этого является то, что именно они нацелены на стимулирование увеличения товарооборота. Исследуемое предприятие имеет необходимое торговое оборудование, мебель, посуду и приборы для приема пищи, их доля в структуре МТБ предприятия составляет 14%, а также производственные помещения, с необходимым оборудованием для приготовления блюд, их доля в структуре МТБ предприятия составляет 13%. Склады предприятия имеют удобные подъездные пути.
Рисунок 2.5 – Структура материально-технической базы ООО «Караоке-Клуб»
Кроме этого, ООО «Караоке-Клуб» имеет все необходимое оборудование для оказания караоке услуг (их доля в структуре МТБ – 18 %), в том числе комплект звукового оборудования «Yamaha»; микшерный пульт «Yamaha»; профессиональную караоке-машину «Evolution PRO» (более сорока тысяч песен); восемь радиомикрофонов «Shure»; шесть плазменных панелей «LG» диагональ – 127см; каталоги зарубежных и российских песен; каталог детских песен. Отметим, что ООО «Караоке-Клуб»– это новый современный караоке-клуб с уникальным звуковым оборудованием, новейшим караоке «StudioEvolution», профессиональным светом.
Важным фактором, который оказывает влияние на управленческие процессы, является персонал предприятия, занятый в организации коммерческой деятельности и его профессиональный уровень. Нами был проведен количественный и качественный анализ персонала в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ численности персонала ООО «Караоке-Клуб»
Численность персонала по категориям |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение +,– |
Темпы изменения, % |
Удельный вес категорий, % |
Отклонение в удельном весе категорий, % |
|
2018 г. |
2019 г. |
||||||
1.Руководители: |
4 |
4 |
0 |
100 |
18,2 |
16,7 |
–1,5 |
2.Директор |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
3.Главный бухгалтер |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
4.Заведующий производством |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
5.Заместитель директора |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
6.Специалисты: |
3 |
3 |
0 |
100 |
13,6 |
12,5 |
–1,1 |
6.1 бухгалтер-калькулятор |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
6.2 администратор-технолог |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
6.3 менеджер по закупкам |
1 |
1 |
0 |
100 |
– |
– |
– |
7.Служащие, в том числе звукорежиссер |
15 |
17 |
2 |
113,3 |
68,2 |
70,8 |
2,7 |
Всего численность персонала |
22 |
24 |
2 |
109,1 |
100 |
100 |
– |
Источник: таблица разработана автором
На основании вышеизложенных данных сделаны следующие выводы: 1) общая численность персонала ООО «Караоке-Клуб» возросла в 2019 году на 9,1%и составила 24 человека; 2) удельный вес в категории руководителей и специалистов остался неизменным; 3) в структуре служащих произошли значительные изменения, их доля возросла с 38,2% в 2018 году до 70,8% в 2019 году, за счет приема на работу одного повара и одного официанта. В целом ООО «Караоке-Клуб» обеспечен достаточным количеством трудовых ресурсов для обеспечения стабильной бесперебойной коммерческой деятельности.
Рассмотрим характеристику персонала ООО «Караоке-Клуб» по показателям возрастной структуры, структуры персонала по уровню образования и знания иностранных языков за 2018–2019 гг. приведены в Приложении 1. В качественной структуре персонала очевидны следующие тенденции: на предприятии преобладающее значение имеет категория молодых сотрудников в возрасте от 23 до 30 лет. При этом удельный вес этих сотрудников в 2019 году повысился на 20%, по сравнению с 2018 годом, что в целом можно оценивать положительно.
Итак, можно сделать вывод, что ключевой персонал предприятия питания остается стабильным как по численности, так и по уровню профессионализма, о чем свидетельствует стабильный рост персонала, имеющего высшее профессиональное образование, что помогает ему развиваться и на должном уровне и участвовать в процессе организации коммерческой деятельности.
Также в организации коммерческой деятельности большое значение имеет качество обслуживания потребителей услуг ООО «Караоке-Клуб»,рассмотрим соблюдение персоналом исследуемого предприятиястандартов обслуживания, по наблюдениям, проведенным нами и обобщенных в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ соблюдения сотрудниками стандартов обслуживания
Требования стандарта |
Среднее значение оценки по 5 бальной шкале |
1. Стандарты внешнего вида сотрудников караоке клуба: |
|
1.1 Униформа (форма одежды) |
5 |
1.2 Прическа и гигиена |
5 |
2. Стандарты действий и качества обслуживания сотрудников караоке клуба: |
|
2.1 Быстрота обслуживания гостя |
3,5 |
2.2 Точность исполнения заказа гостя |
5 |
2.3 Предвосхищениежеланиягостей |
3,5 |
2.4 Дружелюбие и вежливость |
5 |
2.5 Внимательность к гостям |
5 |