Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынках.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие стратегии предприятия и подходы к ее разработке
1.2. Стратегические альтернативы и выбор стратегии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОНУС-КЛУБ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Миссия и ключевые цели предприятия
2.3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТОНУС-КЛУБ»
3.1. Выбор и обоснование конкурентной стратегии предприятия
Однако, как показала практика, диверсификация всегда сопровождается возрастанием сложности, усложненности производственно-коммерческой деятельности компаний, а, следовательно, и возрастанием издержек сложности, усложнения, определяющего скрытые, а потому оперативно не контролируемые издержки. Подобная сложность, усложненность способна свести на нет преимущества, приносимые «эффектом масштаба», поскольку издержки сложности, усложнения могут составлять 50% совокупных издержек компании[17].
Диверсификация горизонтальная - пополнение номенклатуры фирмы новыми видами продукции, которые не связаны с выпускаемыми в данное время, но которые могут вызвать интерес существующих целевых потребителей.
Диверсификация конгломеративная - пополнение номенклатуры фирмы новыми видами продукции, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к выпускаемой ею продуктовой номенклатуре и целевым рынкам[18].
Диверсификация концентрическая - пополнение номенклатуры фирмы новыми видами продукции, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи на уже выпускаемые виды продукции.
Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация[19].
Сочетание. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения[20].
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации[21]. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями) [22].
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Процесс разработки стратегии включает: 1) определение миссии предприятия, организации; 2) формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации; 3) оценку и анализ внешней среды; 4) оценку и анализ внутренней структуры; 5) разработку и анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии.
При принятии решения о выборе стратегии используется ряд методов, которые помогут упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения: диаграмма «оценка целей»; матрица определения проблемы; лист проверки воздействия; оценка степени зависимости от покупателей; оценка степени зависимости от поставщиков; анализ поля сил.
Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей. Система оценки, ее критерии является важнейшим компонентом самой программы стратегии предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТОНУС-КЛУБ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Тонус-Клуб» создано в 2006 г.
Основной вид деятельности предприятия – оказание физкультурно-оздоровительных услуг. Предприятием открыт фитнес-клуб «Тонус-Клуб». Спортклуб оснащен современным оборудованием, предлагает широкую вариативность физических тренировок и разнообразие косметологических процедур. Фитнес-клуб «Тонус-Клуб» имеет профессионально оборудованный тренажерный зал, залы для занятия аэробикой, йогой и единоборствами, оснащенные мощной системой вентиляции и кондиционирования. Кроме того, в комплекс спортклуба входит спортивно-оздоровительный бассейн, финская сауна, турецкая парная, ИК–кабина, специально оборудованные кабинеты для проведения косметологических и SPA-процедур. Предусмотрена кардио-зона для занятий, укрепляющих сердечно-сосудистую и иммунную систему.
Организационная структура ООО «Тонус-Клуб» представлена на рис. 2.
Директор предприятия
Администратор
Инженер по обслуживанию оборудования
Бухгалтер
Тренеры, инструкторы
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Тонус-Клуб»
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Тонус-Клуб» представлен в таблице 1.
Таблица 1
Основные и финансово-экономические показатели работы ООО «Тонус-Клуб»
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
||
2015 г. от 2014 г. |
2016 г. от 2015 г. |
2015 г. от 2014 г. |
2016 г. от 2015 г. |
||||
Выручка, тыс. руб. |
27434 |
31296 |
27277 |
+3862 |
-4019 |
114,08 |
87,16 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2723 |
2807 |
2285 |
+85 |
-522 |
103,1 |
81,4 |
Себестоимость услуг, тыс. руб. |
22101 |
24441 |
21944 |
2338 |
-2497 |
110,6 |
89,8 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
10316 |
17330 |
16828 |
7014 |
-502 |
168 |
97,1 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
22109 |
24441 |
21944 |
2332 |
-2497 |
110,55 |
89,78 |
Затраты на 1 рубль услуг, руб. |
0,90 |
0,91 |
0,92 |
0,01 |
0,01 |
101,11 |
101,1 |
Материалоотдача, руб. |
1,24 |
1,28 |
1,24 |
0,04 |
-0,04 |
103,23 |
96,9 |
Оборачиваемость оборотных средств, количество оборотов |
2,66 |
1,80 |
1,62 |
-0,86 |
-0,18 |
67,67 |
90 |
Как видно из данных таблицы 1, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдался рост объема продаж услуг ООО «Тонус-Клуб» на 3 862 тыс.руб. (темп роста 114,08%), затем, в 2016 г. произошло снижение этого показателя до 2 728 тыс.руб. (изменение на – 4 019 тыс.руб.).
Себестоимость услуг выросла в 2014-2015 гг. на 2 338 тыс.руб., а к 2016 г. снизилась на 2 497 тыс.руб. Изменения этих показателей обусловили изменение прибыли от продаж, которая выросла в 2015 г. по сравнению с 2014 г. за счет опережающего роста объема продаж над ростом себестоимости услуг (114,08% и 110,6% соответственно). В 2016 г. прибыль от продаж снизилась на 522 тыс.руб., несмотря на снижение себестоимости (темп изменения 89,8%), которое, тем не менее, уступило в снижении изменению объема продаж (87,16%).
Удельный вес прибыли от продаж в структуре выручки от продаж снижается на протяжении всего исследуемого периода: в 2014 г. она составляла 11 % от выручки, в 2015 г. снизилась до 10 %, а в 2016 г. – до 9 %. Это негативно характеризует работу предприятия и свидетельствует о росте затратоемкости оказываемых услуг.
Оборотные средства в 2014-2015 гг. имели тенденцию к увеличению на 7 014 тыс. руб., а в 2016 г. произошло их снижение на 502 тыс.руб. (темп изменения 97,1%). Оборачиваемость оборотных средств была снижена к 2015 г на 0,86 оборота, к 2016 г. на 0,18 оборота. Материальные затраты выросли в 2015 г. по сравнению с предыдущим на 2 332 тыс.руб., затем произошло их снижение к 2016 г. на 2 497 тыс.руб. Затраты на 1 рубль услуг в период 2014-2016 гг. изменялись незначительно и составляли 0,90 – 0,92 руб.
2.2. Миссия и ключевые цели предприятия
Основная миссия фитнес-клуба «Тонус-Клуб» заключается в том, что предприятие стремится:
1) предоставить всем желающим качественные фитнес услуги согласно потребностям;
2) предложить клиентам ориентироваться на правильный, здоровый образ жизни;
3) предоставлять отличный сервис, который сможет вызвать доверие и уважение к клубу;
4) к высочайшему качеству обслуживания;
5) достичь наивысшего уровня профессионализма и компетентности в сфере предоставления фитнес услуг.
Основные ценности и культура фитнес-клуба — это забота о клиентах, взаимное доверие и честность, доброжелательность, стремление к счастью, организация всех необходимых условий для укрепления и поддержания физической формы и личного здоровья. Эти принципы формируют культуру нашего клуба, помогая осуществлять поставленную миссию. Они присутствуют во всех предлагаемых услугах. Персонал призван обслуживать и помогать клиентам на пути к здоровому образу жизни.
Цели предприятия представим в виде таблицы 3.
Таблица 3
Цели предприятия
Иерархия целей |
Подцели, показатели |
Престиж и позиция на рынке |
Общественное признание, известность и престижность, улучшение имиджа фирмы |
Повышение эффективности кадровой политики |
Повышение уровня профессиональной подготовки кадров путем посещения семинаров, школ, получения дополнительной информации от специалистов в области спорта и медицины |
Завоевание рынка |
Прирост доли рынка не менее чем на 10% ежегодно, расширение спектра услуг по методу горизонтальной и вертикальной интеграции |
Финансовая устойчивость |
Устойчивая кредитоспособность, ликвидность вложений |
Рентабельность |
Прибыль, рентабельность услуг, капитала; прирост рентабельности не менее чем на 10% ежегодно |
стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб». Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: исследовать теоретические аспекты разработки стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: исследовать теоретические аспекты разработки стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб». Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: исследовать теоретические аспекты разработки стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб». Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: исследовать теоретические аспекты разработки стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб». Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: исследовать теоретические аспекты разработки стратегии управления организацией; обосновать выбор объекта управления; представить миссию и ключевые цели объекта управления; провести анализ внешней и внутренней среды организации; выбрать и обосновать стратегию развития объекта управления; разработать предложения по формированию системы управления объектом. Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ООО «Тонус-Клуб».