Файл: Курсовая работа студентки 3 курса по направлению 45. 03. 02 Лингвистика Айгумовой Барият Мурадовны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 анализ французского учебника среднего этапа 6-7 класс ( les oiseau bleu)


Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, учебно-методические комплекс “L'oiseau bleu” («Синяя птица») рекомендован к использованию в образовательных учреждениях.

Рассмотрим учебно-методические комплекты, предназначенные для 6-7 классов средней школы.

Учебно-методический комплект «Синяя птица», предназначенный для учащихся 6-го класса средней школы состоит из следующих элементов: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиоприложение. Учебник содержит учебный материал для чтения, письма и говорения. Рабочая тетрадь содержит набор письменных заданий к каждому уроку. Книга для чтения предоставляет материал для домашнего чтения. Его рекомендуется начинать со второго полугодия.

Основой УМК является учебник Э. М. Береговской и Т. В. Белосельской «Французский язык. Второй иностранный язык» для 6 класса, который состоит из двух книг, а также из «Вводного курса» и восьми «Units». Каждый из Unit посвящён отдельной теме: семья, школа, День рождения, магазин, домашние животные, город, предпочтения, каникулы.

Вводный курс «Bonjour, la France!» рассчитан на первый месяц обучения французскому языку. Основная задача этого периода обучения - выучить все правила чтения. В данном курсе встречается простая для изучения лексика, например, интернационализмы, французские имена собственные. Учащиеся знакомятся с частотными словами, которые будут неоднократно встречаться в основном курсе. Во вводном курсе предполагается их усвоение на уровне узнавания. В каждом уроке вводного курса встречается несколько разговорных клише, что с самого начала обучения приближает учащихся к диалогической форме выражения. В таких типах заданий часто встречаются вопросительные предложения.

Грамматический материал вводного курса продиктован присутствием в нём нужного буквосочетания. Так, например, в первом уроке, где дано правило чтения буквосочетания “оu”, помещена фотография Лувра, рядом с которой можно увидеть вопросы: “Oщ est la Tour Eiffel?”, “Oщ est le Louvre?”, “Oщ est Toulouse?”. При отработке звука [k] вводится вопрос “Qu'est-ce que c'est?”. При отработке звука [wa] вводится вопрос “C'est toi?”. Чаще всего вопросы даются в паре с ответом: “- Qu'est-ce que c'est? - C'est ma fleur”, “ - C'est toi, Franзois? - Oui, c'est moi”.


Вопросительные предложения активно участвуют в введении страноведческого материала. Встречаются такие мини-диалоги: “- Oщ est la Loire? - Voilа la Loire”, “- Patrick, tu sais qui est l'auteur des “Trois Mousquetaires”? - Oui, je sais, c'est Alexandre Dumas”.

В разделе «Учимся говорить по-французски» даются основные фразы речевого этикета (“Comment va?”, “Tu t'appelles comment?”). Чаще всего вопрос задаются без инверсии, что характерно для разговорного языка. На примере предложений, которые встречаются в одном из диалогов этого раздела, ученикам показана возможность задавать как вопросы с инверсией, так и без неё. Также в этом разделе закрепляются уже известные конструкции из предыдущих уроков. Данные задания подразумевают прослушивание аудиозаписи, что поможет ученикам запоминать правильную вопросительную интонацию.

Все Units основного курса построены одинаково. Сначала следует введение речевых клише и лексики, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач урока. Речевые клише встречаются и в комиксе, и в следующем за ним диалоге. Разнообразные упражнения тренируют ученика в употреблении новых клише и лексики.

В ходе изучения раздела «Jacques Tardieu et sa famille» школьники учатся узнавать имя собеседника (“Tu t'appelles comment?”), узнавать о чьей-либо профессии (“Que fait ton pиre, Nadine?”) и спрашивать о возрасте (“Quel вge as-tu?”). В учебнике предложены следующие тренировочные упражнения: расставить перепутанные реплики диалога в правильном порядке, восстановить в диалоге недостающие вопросы, составить вопросы по картинке, составить диалог с соседом по парте, перевести диалог с русского языка на французский. Упражнение, предлагающее учащимся рассказать о семье Жака Тардье, содержит различные типы вопросов (“Qui est-ce?”, “Est-ce qu'il aime sa mиre?”, “Est-ce que la famille est grande?”, etc). В следующем задании учащимся предлагается рассказать о себе, отвечая на подобные вопросы: “Comment tu t'appelles?”, “Que fait ton pиre?”, “Que fait ta mиre?”, “Tu as un frire ou une soeur?”, etc.

В ходе изучения раздела «La cloche sonne» школьники учатся спрашивать, кому принадлежит та или иная вещь (“A qui est ce cahier?”), спрашивать об изучаемых предметах (“Tu as dessin aujourd'hui?”), спрашивать, какое сегодня число (“Quelle date nous sommes?”), сколько времени (“Quelle heure est-il?”), кто дежурный (“Qui est de service?”). В учебнике предложены следующие тренировочные упражнения: ответить на вопросы, заданные по содержанию стихотворения о режиме дня, ответить на вопросы, заданные по содержанию текста “Ma classe” (“Comment s'appelle la meilleure copine de Cйcile?”, “Qui est le premier de la classe?”, etc), рассказать о своём классе, отвечая на вопросы: “Est-ce que toi, tu aimes bien ta classe?”, “Comment s'appelle ton meilleur copain (ta meilleure copine)?”, “Qui est le premier de la classe?”, “Est-ce que vous avez gйographie, histoire et dessin, comme la classe de Cйcile?”, “Vous commencez а quelle heure?”, “A quelle heure tu rentres chez toi?”, etc.



Учебно-методический комплект «Синяя птица», предназначенный для учащихся 6-го класса средней школы, является логическим продолжением УМК для 5-го класса средней школы и включает учебник, книгу для учителя, сборник упражнений в чтении и письме, аудиоприложение с записью диалогов и текстов учебника.

Основой УМК является учебник Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной «Французский язык» для 6 класса, который состоит из двенадцати «Unitйs». Каждый из Unitй посвящён отдельной теме: знакомство, школа, еда, дружба, телевидение, путешествия, литература, Швейцария, детективы, Франция.

Каждый из разделов состоит из пяти частей: вводный диалог, грамматические страницы, текст, страноведческие страницы, текст для домашнего чтения. Вводный диалог задаёт основную тематику раздела и предназначен для обучения восприятию на слух французской разговорной речи (со зрительной опорой и без неё), её интонационным особенностям и закреплению произносительных навыков. На грамматических страницах в коммуникативной форме представлены новые для учащихся грамматические явления. Текст предназначен для отработки основных стратегий чтения (поисковое чтение, чтение с общим охватом содержания, чтение с полным пониманием). На страноведческих страницах учащиеся получают сведения о стране изучаемого языка, о культурных, исторических и географических реалиях Франции и некоторых других франкоговорящих стран. Текст для домашнего чтения, построенный в основном на знакомом для учащихся материале, предназначен для развития и закрепления навыков работы с письменным источником информации.

Объём грамматического материала сознательно ограничен авторами с тем, чтобы повторить и закрепить изученное в 5-м классе и создать необходимый лексический запас для усвоения новых грамматических структур с разным лексическим наполнением, поскольку главной целью обучения французскому языку в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке.

Особенностью данного учебника является появление в нём грамматического приложения (“Prsic grammatical”), котором небольшой раздел посвящён теме «Вопросительное предложение» (“Proposition interrogative”). Там ученик может найти информацию о том, что во французском языке вопрос можно задать: а) при помощи интонации (“Marie est malade?”, “Ils partent quand?”); б) при помощи вопросительного оборота “Est-ce que” (“Est-ce que Marie est malade?”, “Qu'est-ce que tu lis?”); в) при помощи инверсии (“Marie et Pierre, partent-ils pour Paris?”, “Combien sont-ils dans la famille?”). Однако в данном учебнике
встречается много вопросительных предложений, построенных по моделям, не представленных в грамматическом приложении, поэтому у ученика нет возможности систематизировать полученные знания.

7 класс

Каждый из разделов данного учебника включает в себя пять блоков: “Lecture 1” (обучение различным стратегиям чтения на базе одного текста), “Grammaire” (обучение грамматике с акцентом на глагольную систему французского языка), “Lecture 2” (развитие и закрепление навыка чтения и навыка смысловой переработки текста), “Civilisation” (введение страноведческого материала), “Table ronde” (обучение говорению при помощи создания на уроке естественных ситуаций общения).

Особое внимание вопросительным предложениям уделяется в блоке “Lecture 1” каждого из разделов. Каждый из разделов начинается текстом, тематически связанным с темой раздела. Unitй 1. “Il йtait un petit navire” содержит текст “Vacances d'йtй”, Unitй 2. “Les copains d'abord” содержит текст “L'insigne”, Unitй 3. “A la mode de chez nous” содержит текст “Cucu la praline”, Unitй 4. “Ah! Vous dirai-je, maman!” содержит текст“Papa ne vient pas pour Noёl”, Unitй 5. “Ecoutez le guitariste et fermez les yeux” содержит текст “Grand concours”, Unitй 6. “Plus haut, plus vite, plus fort!” содержит текст “Les 10-15 ans et le sport”, Unitй 7. “C'est un peu de libertй bien mйritйe!” содержит текст “Vivement dimanche!”, Unitй 8. “Comment зa va sur la terre?” содержит текст “Ma planиte, зa me regarde”, Unitй 9. “Si tous les gars du monde...” содержит текст “Qu'est-ce que c'est, l'Europe?”. После каждого текста учащемуся предлагается ответить на большое количество (от 14 до 25) вопросов разных типов, в основном с инверсией. Для удобства поиска информации вопросы, как и сам текст, разделены на небольшие группы - параграфы.

Работа над заключительным блоком каждого раздела - “Table ronde” - предполагает использование в обучении ведущего типа деятельности школьников 13-14 лет, а именно - общения. Учащиеся моделируют ситуацию, которая могла бы иметь место в реальной практике общения. Они «собираются за круглым столом», чтобы обсудить интересующие их проблемы.

Такая форма работы даёт возможность использовать различные структурные элементы речи, в то числе и вопросительные предложения, ведь учащимся необходимо не только высказывать своё мнение, но и спрашивать одноклассников в их взгляде на тот или иной вопрос.

В каждом разделе даны определённые речевые клише, которые можно использовать в беседе. Среди них встречаются вопросительные предложения. Например, если ученик хочет попросить слово, он может использовать фразу “Je peux dire quelque chose?”.


Если ученик хочет вызвать собеседника на разговор, он может использовать следующие фразы: “Vous n'кtes pas de mon avis?”, “Qu'est-ce que vous en pensez?”, “Rien а ajouter?”, “Et toi, ton avis?”. Если ученик хочет попросить уточнить мысль, он может использовать следующие фразы: “C'est а dire?”, “Vous pouvez prйciser?”. Если ученик хочет дать разъяснения, он может использовать следующие фразы: “Vous voyez ce que je veux dire?”, “Vous comprenez?”. Если ученик хочет попросить повторить, он может использовать следующие фразы: “Pardon? Vous dites?”, “Comment?”, “Qu'est-ce que vous dites?”, “Tu as dit quelque chose?”, “Vous pouvez rйpйter, s'il vous plaоt?”.