Файл: Содержание договора банковского вклада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обязанности уполномоченного банка входит проведение валютного контроля операций с иностранной валютой. После поступления денег на транзитный валютный счет резидента сотрудник уполномоченного банка ставит его об этом в известность. После получения уведомления, на протяжении 15 дней со дня поступления средств, резиденту необходимо предоставить в банковское учреждение документы, подтверждающие сделку. К ним относятся документы, связанные с проведением операций, заключенный контракт по сделке, различные подтверждающие документы по ввозу-вывозу товарной продукции и справка об этих документах. При оплате резидентом предоставленного нерезидентом товара одновременно с переводом валютных средств предоставляется аналогичный пакет документов. Либо уполномоченный банк выполнит это самостоятельно, получив от клиента нужные сведения.

Для непосредственной реализации функций агента валютного контроля в каждом уполномоченном банке создается специальное структурное подразделение - отдел (служба, управление) валютных операций или валютного контроля.

Решение о создании отдела принимается органом уполномоченного банка, которому такое право предоставлено уставом (например, правлением банка). Обычно этот же орган утверждает внутренний документ (положение), в соответствии с которым структурное подразделение уполномоченного банка осуществляет свою деятельность.

В функцию такого подразделения входит: 1) консультирование клиентов и сотрудников банка по вопросам, связанным с предоставлением документов; 2) контроль за репатриацией резидентами иностранной валюты и валюты РФ; 3) информирование клиентов о необходимости предоставления документов по валютным операциям, в том числе в случае нарушения срока ввоза товара; 4) оформление списков лиц, уполномоченных подписывать от банка документы валютного контроля; 5) обеспечение оперативного контроля по зачислению иностранной валюты и валюты РФ в соответствии с действующим законодательством РФ; 6) ведение и учет информации по контрактам в компьютерной банковской программе валютного контроля; 7) создание документов в банковской системе и ведение отчетности и др.

Кроме уполномоченных банков агентами валютного контроля являются Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся кредитными организациями. Участие в валютном контроле указанных субъектов аналогично участию уполномоченных банков.


Внешэкономбанк согласно Федеральному закону от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития"31 осуществляет права и исполняет обязанности агента валютного контроля, установленные для уполномоченных банков (п. 5 ч. 3 ст. 3). Его право проведения банковских операций основывается не на лицензии Банка России, а непосредственно на указанном выше законодательном акте. Поэтому с точки зрения ст. 1 Федерального закона Внешэкономбанк не относится к уполномоченным банкам, а для совершения им валютных операций применяются общие правила, установленные для резидентов.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"32 к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относит лиц, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринговую), депозитарную и по ведению реестра владельцев. Как агенты валютного контроля указанные лица подотчетны Банку России. В силу своих служебных обязанностей профессиональные участники рынка ценных бумаг обладают информацией по операциям с ценными бумагами, которые подпадают под валютный контроль.

Правовые аспекты взаимодействия органов и агентов валютного контроля предполагают обмен информацией о резидентах и нерезидентах и осуществляемых ими валютных операциях, о выявленных нарушениях валютного законодательства, а также предоставление документов и материалов в рамках соответствующих производств.

Непосредственно регламент взаимодействия органов и агентов валютного контроля различается в зависимости от того, между какими органами и агентами это взаимодействие осуществляется.

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России.

Согласно требованиям валютного законодательства Банк России осуществляет взаимодействие с органами валютного контроля и координацию взаимодействия с ними уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.


В соответствии с ч. 6.1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку России и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России. Такая информация передается уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.


Глава 3. Особенности защиты гражданских прав вкладчиков

3.1. Понятие защиты гражданских прав и их способы
Законодательство ПМР не содержит легального определения понятия "способы защиты субъективных гражданских прав", и в юридической литературе не сложилось единой точки зрения, единой концептуальной позиции на определение понятия "способы защиты субъективных гражданских прав".

Так, некоторые ученые характеризуют эти способы как закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя33.

С данной точкой зрения весьма трудно согласиться. Она не охватывает в полной мере сущность и основные особенности гражданско-правовых способов защиты. Во-первых, включение в определение такого существенного признака, как способность воздействовать на правонарушителя, нисколько не отличает обсуждаемый термин от понятий "меры защиты", "меры ответственности", "гражданско-правовые санкции", поскольку они также призваны оказывать влияние на правонарушителя. Следует иметь в виду, что меры защиты не идентичны мерам ответственности. Не все меры защиты являются мерами ответственности. В некоторых случаях меры ответственности не являются способами защиты гражданских прав. Из содержания предложенного определения можно сделать вывод о доминирующей роли неблагоприятных последствий (санкций) для лица, нарушающего (нарушившего) субъективные права других лиц, в то время как основной задачей (целью) защиты является восстановление нарушенных, признание оспариваемых прав34. Во-вторых, в предложенном определении перечислены не все цели (задачи) правовой защиты, не отмечены такие целевые установки защиты, как: а) превенция (предупреждение) правонарушения; б) пресечение нарушаемого права; в) устранение препятствий в осуществлении субъективных прав; г) компенсация потерь, вызванных нарушением субъективных прав. В-третьих, не предусматривается определения и возможности прибегать к договорному методу установления того или иного способа защиты. В-четвертых, круг предлагаемых способов ограничивается только способами, закрепленными законом, в то время как Конституция Российской Федерации указывает на способы, не запрещенные законом
(ч. 2 ст. 45).

Правовой конфликт является межотраслевым понятием, основанным на реализации субъективных прав и обязанностей в условиях защиты, связанной с выбором, предусмотренных законом и судебной практикой способов (средств), судебных и (или) несудебных форм, в соответствии с официально установленным порядком (процедурой). Многоаспектное исследование правового конфликта как "проблемной зоны"35 в юрисдикционном процессе и (или) претензионной материально-правовой процедуре36 позволяет рассматривать его как общее понятие для искового порядка разрешения спора о праве, законности (недобросовестности)37 действий (бездействия). Отличие в том, что связанная с субъективным правом обязанность реализуется участниками конфликта в плоскости частноправовых и публично-правовых отношений. В этом случае восстановление субъективных прав заявителя и (или) обязанной стороны38 осуществляется в гражданско-правовом и ином административно-правовом порядке. Например, по требованиям о возмещении ущерба ответчиками выступают не только граждане и организации, но и субъекты административных и иных публичных отношений, обладающие властными полномочиями. При этом орган государственной власти, орган местного самоуправления и их должностные лица, муниципальные служащие могут быть ответчиками в различных гражданско-правовых и административно-правовых судебных (исковых) и несудебных (заявительных) производствах, несмотря на то, что первоначально заявителем спора являлся гражданский истец.

Научное исследование сущности и содержания правового конфликта дает возможность понять не только предпосылки и условия его возникновения, но и последствия развития, смоделировать механизм управления конфликтной ситуацией, определить пути и способы предотвращения и наиболее эффективного разрешения конфликтов39, например, такие, как урегулирование, устранение, ликвидация, консенсуализация, предупреждение40. Вместе с тем вопрос о роли правового конфликта в механизмах защиты гражданских прав не получил комплектного (междисциплинарного) исследования. Отдельные вопросы затронуты в работах в области общей теории права (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Н.В. Витрук, В.В. Лазарев, А.В. Малько), конституционного права (О.Е. Кутафин), административного права (Д.Н. Бахрах, В.Д. Сорокин), гражданского права (В.М. Баранов, В.М. Горшенев, Е.А. Суханов, В.А. Юсупов), процессуального права (А.Т. Боннер, Д.М. Чечот, М.А. Викут, Р.Е. Гукасян, А.А. Добровольский), трудового права (В.И. Смолярчук, Е.А. Голованова, С.А. Голощапов, В.Н. Толкунова), земельного права (И.А. Иконицкая), международного права (Д.Б. Левин, Э.А. Пушмин).