Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. отвашегосамочувствия, отвашихвоспоминанийохорошемлете, отвашейдосадынадождь ит.д. Чемярчебыловашепредставлениеотом, каквы провеливремяиликакнеприятнобытьвмокромплатье, темвыразительнеевыговориливашуфразу, тембольшеубедительностибыловвашихинтонациях. Наэтом упражнениистудентыучилисьпредставлятьвсвоемвоображениитеилииныекартиныжизни (видение), отзыватьсянанихсвоимичувствами (эмоциональныйотклик), проникатьсяопределеннымижеланиямиинамерениями (постановкацели), концентрироватьволюивоздействоватьнаслушателя, т.е. действоватьсловомспомощьюинтонации, котораяродиласьврезультатеихвиде
ния, переживания, намерения. Взависимостиотместныхусловий, характерагруппыифантазиипреподавателяможнопредлагатьстудентамдругиезадания, например: «Расскажимне...», «Прочтиэтописьмо», «Едем завтраилинет», «Будет - 25° (или + 30°)».
Нужно ли для этого определять задачу словесногодействия? Как это сделать?
Итак, в процессе подготовки к выразительному чтению нужно не механически заучивать ту или иную интонацию, а стараться выполнить поставленную цель: заинтересовать, осудить, нарисовать картину и т.п. Это позволяет при исполнении избегнуть фальши, ложного актерства, правдиво и искренно передать содержание литературного произведения. Безусловно, для того чтобы поставить исполнительскую задачу, нужно понять замысел автора, предварительно детально проанализировав текст.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
(А.Л. Б а р т о. Веревочка)
Какую работу можно провести с детьми на основе материала данного упражнения? Каким образом?
2. Познакомьтесь с описанием урока по стихотворению А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Определите, следует ли учитель основным положениям системы Станиславского. Каким именно?
Работунадстихотворениемначинаемсчтенияего почастям. Сначаладетичитаютпросебястрофыс описаниемзимнейбури—сзаданиемобратитьвнимание наглавныепосмыслуслова (логическиецентры). Затемидетчтениевслух.
Учитель: Теперьэтожепрочитай, Миша, вслух. Мишачитает, невыделяявпервойстрокеглавного посмыслуслова«мглою».
Учитель: Тыговоришь«бурямглоюнебокроет», нов твоемголосенечувствуется, чтонебокроетмглою. Какоездесьглавноеслово? (мглою.) Втовремя,когданебо бываетпокрытомглою, токуда
бывынипосмотрели, везде—какбудтомгла.
Ученикчитает: «Бурямглоюнебокроет». Учитель: Воттеперьправильно. Теперьячувствую кругом, кругоммглу-у. Ноздесьещенехватаетодного. Скажите, когдамглананебе, каксебячувствуетчеловек?
Ученик: Невесело; вприродежутко.
Учитель: Такипрочитай, чтобыотпрочитаннойфразы былоневесело, жутко.
Ученикчитаетслово«мглою»нанизкой, глухойнотке, несколькопротяжноисоздаетуженужноевпечатление.
Читаетдальшеслова: «Вихриснежныекрутя». Другойученикделаетзамечание: «Нет, унегоневихрикрутятся, апростоидеттихоснег».
Мишапонял. Перечитывает. Отыскиваеттон«озорной», каквихрь. Читаетсноваобестрочки
. Получается впечатлениеотпрочитанного. Ребятаудовлетворены своимтворчествоминачинаютработатьсбольшим увлечением1.
__________________
1 Добрынина Л. Н. Выразительное чтение художественных произведений в начальной школе. — М., 1950. — С. 17.
Сопоставьте свои рассуждения с мнением автора книги «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания» (Л., 1963. — С. 152) Е.В. Язовицким: «Требование учителя, чтобы ученик рисовал голосом отдельные слова, не связывая их с общим настроением стихотворения, разрушает эстетическое впечатление и в лучшем случае приводит к простому звукоподражанию. В голосе учащихся только тогда почувствуются и «снежные вихри», и «мгла», и «завывание бури», и «плач ребенка», когда они ярко представят себе нарисованную Пушкиным картину, глубоко прочувствуют его горячую любовь к няне и сумеют по-своему оценить обстоятельства, связанные с грустными лирическими переживаниями поэта».
ния, переживания, намерения. Взависимостиотместныхусловий, характерагруппыифантазиипреподавателяможнопредлагатьстудентамдругиезадания, например: «Расскажимне...», «Прочтиэтописьмо», «Едем завтраилинет», «Будет - 25° (или + 30°)».
-
По аналогии с прочитанным составьте упражнения для работы с детьми. -
Можно ли, читая «чужое» (созданное кем-то) литературное произведение, добиться речевой действенности?
Нужно ли для этого определять задачу словесногодействия? Как это сделать?
Итак, в процессе подготовки к выразительному чтению нужно не механически заучивать ту или иную интонацию, а стараться выполнить поставленную цель: заинтересовать, осудить, нарисовать картину и т.п. Это позволяет при исполнении избегнуть фальши, ложного актерства, правдиво и искренно передать содержание литературного произведения. Безусловно, для того чтобы поставить исполнительскую задачу, нужно понять замысел автора, предварительно детально проанализировав текст.
-
Прочитайте текст дважды: а) не преследуя активной действенной цели (равнодушно), б) предварительно определив цель словесного действия и стремясь к ее достижению.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
(А.Л. Б а р т о. Веревочка)
Какую работу можно провести с детьми на основе материала данного упражнения? Каким образом?
2. Познакомьтесь с описанием урока по стихотворению А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Определите, следует ли учитель основным положениям системы Станиславского. Каким именно?
Работунадстихотворениемначинаемсчтенияего почастям. Сначаладетичитаютпросебястрофыс описаниемзимнейбури—сзаданиемобратитьвнимание наглавныепосмыслуслова (логическиецентры). Затемидетчтениевслух.
Учитель: Теперьэтожепрочитай, Миша, вслух. Мишачитает, невыделяявпервойстрокеглавного посмыслуслова«мглою».
Учитель: Тыговоришь«бурямглоюнебокроет», нов твоемголосенечувствуется, чтонебокроетмглою. Какоездесьглавноеслово? (мглою.) Втовремя,когданебо бываетпокрытомглою, токуда
бывынипосмотрели, везде—какбудтомгла.
Ученикчитает: «Бурямглоюнебокроет». Учитель: Воттеперьправильно. Теперьячувствую кругом, кругоммглу-у. Ноздесьещенехватаетодного. Скажите, когдамглананебе, каксебячувствуетчеловек?
Ученик: Невесело; вприродежутко.
Учитель: Такипрочитай, чтобыотпрочитаннойфразы былоневесело, жутко.
Ученикчитаетслово«мглою»нанизкой, глухойнотке, несколькопротяжноисоздаетуженужноевпечатление.
Читаетдальшеслова: «Вихриснежныекрутя». Другойученикделаетзамечание: «Нет, унегоневихрикрутятся, апростоидеттихоснег».
Мишапонял. Перечитывает. Отыскиваеттон«озорной», каквихрь. Читаетсноваобестрочки
. Получается впечатлениеотпрочитанного. Ребятаудовлетворены своимтворчествоминачинаютработатьсбольшим увлечением1.
__________________
1 Добрынина Л. Н. Выразительное чтение художественных произведений в начальной школе. — М., 1950. — С. 17.
Сопоставьте свои рассуждения с мнением автора книги «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания» (Л., 1963. — С. 152) Е.В. Язовицким: «Требование учителя, чтобы ученик рисовал голосом отдельные слова, не связывая их с общим настроением стихотворения, разрушает эстетическое впечатление и в лучшем случае приводит к простому звукоподражанию. В голосе учащихся только тогда почувствуются и «снежные вихри», и «мгла», и «завывание бури», и «плач ребенка», когда они ярко представят себе нарисованную Пушкиным картину, глубоко прочувствуют его горячую любовь к няне и сумеют по-своему оценить обстоятельства, связанные с грустными лирическими переживаниями поэта».
-
Сделайте методический анализ фрагмента урока. Каким образом учитель ведет детей к осознанию задачи чтения?