Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. отвашегосамочувствия, отвашихвос­поминанийохорошемлете, отвашейдосадынадождь ит.д. Чемярчебыловашепредставлениеотом, каквы провеливремяиликакнеприятнобытьвмокромплатье, темвыразительнеевыговориливашуфразу, темболь­шеубедительностибыловвашихинтонациях. Наэтом упражнениистудентыучилисьпредставлятьвсвоемво­ображениитеилииныекартиныжизни (видение), отзы­ватьсянанихсвоимичувствами (эмоциональныйотклик), проникатьсяопределеннымижеланиямиинамерения­ми (постановкацели), концентрироватьволюивоздей­ствоватьнаслушателя, т.е. действоватьсловомспомо­щьюинтонации, котораяродиласьврезультатеихвиде­
ния, переживания, намерения. Взависимостиотмест­ныхусловий, характерагруппыифантазиипреподава­теляможнопредлагатьстудентамдругиезадания, например: «Расскажимне...», «Прочтиэтописьмо», «Едем завтраилинет», «Будет - 25° (или + 30°)».

  1. По аналогии с прочитанным составьте упраж­нения для работы с детьми.

  2. Можно ли, читая «чужое» (созданное кем-то) литературное произведение, добиться речевой дей­ственности?

Нужно ли для этого определять задачу словесногодействия? Как это сделать?
Итак, в процессе подготовки к выразительному чтению нужно не механически заучивать ту или иную интонацию, а стараться выполнить поставленную цель: заинтересовать, осудить, нарисовать картину и т.п. Это позволяет при ис­полнении избегнуть фальши, ложного актерства, правдиво и искренно передать содержание литературного произве­дения. Безусловно, для того чтобы поставить исполнитель­скую задачу, нужно понять замысел автора, предваритель­но детально проанализировав текст.


  1. Прочитайте текст дважды: а) не преследуя ак­тивной действенной цели (равнодушно), б) предва­рительно определив цель словесного действия и стре­мясь к ее достижению.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы, заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не запыленная,

Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве.

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!



(А.Л. Б а р т о. Веревочка)

Какую работу можно провести с детьми на основе материала данного упражнения? Каким образом?

2. Познакомьтесь с описанием урока по стихотво­рению А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Определите, следует ли учитель основным поло­жениям системы Станиславского. Каким именно?
Работунадстихотворениемначинаемсчтенияего почастям. Сначаладетичитаютпросебястрофыс описаниемзимнейбурисзаданиемобратитьвнимание наглавныепосмыслуслова (логическиецентры). За­темидетчтениевслух.

Учитель: Теперьэтожепрочитай, Миша, вслух. Мишачитает, невыделяявпервойстрокеглавного посмыслуслова«мглою».

Учитель: Тыговоришь«бурямглоюнебокроет», нов твоемголосенечувствуется, чтонебокроетмглою. Ка­коездесьглавноеслово? (мглою.) Втовремя,когданебо бываетпокрытомглою, токуда
бывынипосмотрели, вездекакбудтомгла.

Ученикчитает: «Бурямглоюнебокроет». Учитель: Воттеперьправильно. Теперьячувствую кругом, кругоммглу-у. Ноздесьещенехватаетодного. Скажите, когдамглананебе, каксебячувствуетче­ловек?

Ученик: Невесело; вприродежутко.

Учитель: Такипрочитай, чтобыотпрочитаннойфразы былоневесело, жутко.

Ученикчитаетслово«мглою»нанизкой, глухойнотке, несколькопротяжноисоздаетуженужноевпечатление.

Читаетдальшеслова: «Вихриснежныекрутя». Дру­гойученикделаетзамечание: «Нет, унегоневихрикру­тятся, апростоидеттихоснег».

Мишапонял. Перечитывает. Отыскиваеттон«озор­ной», каквихрь. Читаетсноваобестрочки
. Получается впечатлениеотпрочитанного. Ребятаудовлетворены своимтворчествоминачинаютработатьсбольшим увлечением1.

__________________

1 Добрынина Л. Н. Выразительное чтение художественных про­изведений в начальной школе. — М., 1950. — С. 17.



Сопоставьте свои рассуждения с мнением автора книги «Выразительное чтение как средство эстетичес­кого воспитания» (Л., 1963. — С. 152) Е.В. Язовицким: «Требование учителя, чтобы ученик рисовал го­лосом отдельные слова, не связывая их с общим на­строением стихотворения, разрушает эстетическое впе­чатление и в лучшем случае приводит к простому зву­коподражанию. В голосе учащихся только тогда по­чувствуются и «снежные вихри», и «мгла», и «завы­вание бури», и «плач ребенка», когда они ярко представят себе нарисованную Пушкиным картину, глу­боко прочувствуют его горячую любовь к няне и су­меют по-своему оценить обстоятельства, связанные с грустными лирическими переживаниями поэта».

  1. Сделайте методический анализ фрагмента уро­ка. Каким образом учитель ведет детей к осознанию задачи чтения?