Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Определите жанр, тему, идею произведения. -
Решите, что вы хотите сказать слушателям, исполняя это произведение. -
Выделите элементы композиции:
а)экспозиция;
б)завязка;
в)кульминация;
г)развязка;
д)концовка.
4)Разбейте текст на части, законченные по смыслу. Озаглавьте части, определите задачу исполнения каждой из них.
-
Дайте краткую характеристику персонажей и их отношений. Как это передать в чтении? -
Определите отношение автора к изображаемым событиям.
_______________________
1 Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. — М., 1954. - С. 95.
7) Охарактеризуйте особенности языка автора. Как! их подчеркнуть во время чтения?
4. Подготовьтесь к выразительному чтению разобранного текста. При этом учтите следующее.
1) Цель экспозиции — привлечь внимание слушателей. Чтение ее предполагает спокойные повествовательные интонации, что помогает слушателям сосредоточиться.
Многие произведения не имеют экспозиции, начинаясь с завязки.
-
Завязку надо читать весомо, значительно, чтобы аудитория поняла, что вслед за этим начнется повествование. -
Кульминация — момент наивысшего напряжения, после которого наступает перелом в действии. При чтении нужно выделить кульминационный эпизод (силой голоса, замедлением темпа). -
Развязка — положение, которое создается в результате развития действия. Чаще всего это заключительный эпизод текста. Читать этот эпизод нужно замедленно, с интонацией конца, чтобы слушатели почувствовали завершение действия. После чтения заключительной сцены делается продолжительная пауза, чтобы дать возможность пережить прочитанное, побыть под впечатлением того, о чем читалось.
5) В некоторых произведениях после развязки бывает еще и эпилог (концовка). Эпилог «разряжает» внимание слушателей, возвращая их к действительности.
После анализа и на основе его составляется «партитура» чтения. Произношение слов, вызывающих сомнение, проверяется по словарю, и чтец тренируется в их произношении.
Перед чтением нужно постараться ярко представить изображенные автором картины природы, события, внешность и поведение персонажей.
Следующий этап — это тренировочное чтение вслух (лучше с записью на магнитофон) с анализом и исправлением недостатков.
В процессе многократного чтения возникают разнообразные интонационные оттенки. Важно стремиться к тому, чтобы при повторном чтении не выходить из такого душевного состояния, которое необходимо воссоздать при исполнении.
-
Познакомьтесь с примерным планом подготовки к выразительному чтению басни. Чем он отличается от плана подготовки к исполнению рассказа (см. выше)?
1.Определитькомпозициюбасни. 2. Вчемзаключаетсясловесноедействиеперсонажей, каковыихнамерения? Научитесьвыполнятьэтословесноедействие. 3. Каковоотношениеавторакнамерениямперсонажа? Постарайтесьвыполнятьодновременнодвасловесных действияперсонажаиавтора. 4. Найдитевбаснетакие фонетическиесочетания, которыепомогаютярчевоссоздатьобразыиликакой-либомоментразвитиядействия. Используйтезвучаниеэтихсочетанийпричтениибасни
. 5. Какиеимеютсявбаснеизмененияритмаикаковоих значение? Передайтевзвучащемсловеэтиритмические изменения. 6. Приготовьтеськчтениюбасни, выполняя намеченнуювамиисполнительскуюзадачу1.
-
Опираясь на предложенный выше план подготовки к чтению басни, подготовьтесь к чтению басни (по выбору), прочитайте ее. -
Особого внимания учителя требует подготовка к чтению поэтических произведений. Познакомьтесь с литературно-методическим анализом отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лучами...», сделанным учителем при подготовке к уроку во 2-м классе. Оцените его целесообразность и качество.
___________________________
1 См: Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. - М, 1976. - С. 36.
Этознаменитаяонегинскаястрофа, вней 14 строки онаимеетвидзаконченногостихотворенияовесне. При этомслово«весна»поэтнеупотребляетниразу, заменяяегометафорой«утрогода». Однакоужевпервой строкечитательугадываеттемупослову«вешними». Следуетподобратьсиноним:
вешними—весенними.
Намалойплощадитекстапоказанавсявеснаотначаладоконца: отмартовскоготаянияснеговчерезапрельскоетеплодопениясоловьявмае.
Пейзажнаякартинаврезультатечтениядолжна восприниматьсяцелостно, нообразы-пейзаживстихотворениидинамичны, меняются. Втакомслучаеполезно словесноерисованиекартинвесныблизкоктексту. Крометого, перечислениепейзажныхкартинпоможетдетям запомнить последовательность стихов, которые они б дут заучивать наизусть.
Выделяется примерно семь картин: с гор бегут ручьи (4 строки), 2 строки называют время года; далее строка — картина неба и 2 —леса; пчела летит из уль (2 строки); сохнут и зацветают долины (1 строка); животные и птицы приветствуют весну (2 строки). Столь тщательное деление пейзажной лирики на законченные части облегчит детям заучивание произведения. Но одновременно для этого должна идти большая работа над языком. Комментариев здесь требуют тропы: потопленные луга, блещут небеса, покрытые пухом, прозрачные леса, долины пестреют, пчела летит за данью полевой. Каждое образное слово требует творческого сочинения. Объяснения эпитетов и метафор должны быть столь корректны, чтобы и они содержали поэзию или во всяком случае не разрушали бы поэтический образ, лишь уточняли бы представления детей, обогащали речь. Например, о зимнем небе мы читали у Пушкина: «Под голубыми небесами». По весне небо «блещет синевой». Как вы это видите? (небо ярче, оно освещается солнцем). Почему долины пестреют? Из чего складывается пестрый ковер лугов по весне? Какие ранние цветы вы знаете? Какого они цвета?
Чтобы не получилось унылого словотолкования, следует вести исполнительский анализ текста — составлять вместе с детьми речевую партитуру выразительного чтения, т.е. делать пометы, как читать то или иное место, и, пользуясь этим, объяснять сложные тропы. Например, трудное место в стихотворении: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой». Какую картину мы мысленно видим, читая эти строки? По каким словам догадываемся, что пчела вылетела из улья? Какое слово старинное, незнакомое? (келья — небольшая, узкая, иногда темная комната в крепости-монастыре; такой же тесный и темный улей с одним узким выходом — щелью). Зачем пчела летит в поле? (Ей надоело за зиму в улье, она летит собирать дань. Дань — от слова дать. Данью здесь называют то, что цветы отдают пчелам: пыльцу, сок, из которых потом пчелы сделают мед и положат в свои восковые комнатки — соты). При чтении голосом выделите слова, значения которых узнали.
Следует дать детям задание найти главные строки стихотворения: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». Почему они главные? (В них говорится обо всей весне. В них называется весна — «утро года». В них чувствуется отношение автора к весне: любование ею). Как вы понимаете эти строки? Что представляете, читая их? (Природа улыбается весне—значит, радуется ей. Улыбается сквозь сон, так как весной все просыпается от зимней спячки, просыпаются и растения, и звери в лесу, и земля.)
Продолжим фантазировать вместе с поэтом. Если весна—это утро года, то чем будет лето? (жаркий день), осень? (вечер года), зима? (ночь, когда вся природа спит, замерзла). Вот какое удивительное, красивое название дал весне поэт, и такое точное, раз оно соотносится с другими временами года.
Результатом работы над текстом стихотворения должно быть выразительное чтение его детьми. Например, как прочитать главные строки стихотворения? (медленно, любуясь, радостно, с удовольствием»1.
__________________________
'Первова Г.М. Обучение чтению детской литературы в начальных классах. — Тамбов, 1993. — С. 24—25.
Как вы считаете, что дает подобная подготовка учителя к уроку?
4. Выберите любое поэтическое произведение и тщательно подготовьтесь к его исполнению.