Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Определите жанр, тему, идею произведения.

  2. Решите, что вы хотите сказать слушателям, ис­полняя это произведение.

  3. Выделите элементы композиции:

а)экспозиция;

б)завязка;

в)кульминация;

г)развязка;

д)концовка.

4)Разбейте текст на части, законченные по смыслу. Озаглавьте части, определите задачу исполне­ния каждой из них.

  1. Дайте краткую характеристику персонажей и их отношений. Как это передать в чтении?

  2. Определите отношение автора к изображаемым событиям.

_______________________

1 Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. — М., 1954. - С. 95.


7) Охарактеризуйте особенности языка автора. Как! их подчеркнуть во время чтения?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению разоб­ранного текста. При этом учтите следующее.

1) Цель экспозиции — привлечь внимание слушате­лей. Чтение ее предполагает спокойные повествователь­ные интонации, что помогает слушателям сосредото­читься.

Многие произведения не имеют экспозиции, на­чинаясь с завязки.

  1. Завязку надо читать весомо, значительно, что­бы аудитория поняла, что вслед за этим начнется по­вествование.

  2. Кульминация — момент наивысшего напряже­ния, после которого наступает перелом в действии. При чтении нужно выделить кульминационный эпизод (си­лой голоса, замедлением темпа).

  3. Развязка — положение, которое создается в ре­зультате развития действия. Чаще всего это заключи­тельный эпизод текста. Читать этот эпизод нужно за­медленно, с интонацией конца, чтобы слушатели по­чувствовали завершение действия. После чтения зак­лючительной сцены делается продолжительная пауза, чтобы дать возможность пережить прочитанное, по­быть под впечатлением того, о чем читалось.

5) В некоторых произведениях после развязки бы­вает еще и эпилог (концовка). Эпилог «разряжает» внима­ние слушателей, возвращая их к действительности.
После анализа и на основе его составляется «партиту­ра» чтения. Произношение слов, вызывающих сомнение, проверяется по словарю, и чтец тренируется в их произ­ношении.


Перед чтением нужно постараться ярко представить изоб­раженные автором картины природы, события, внешность и поведение персонажей.

Следующий этап — это тренировочное чтение вслух (лучше с записью на магнитофон) с анализом и исправлением недо­статков.

В процессе многократного чтения возникают разнооб­разные интонационные оттенки. Важно стремиться к тому, чтобы при повторном чтении не выходить из такого ду­шевного состояния, которое необходимо воссоздать при исполнении.



  1. Познакомьтесь с примерным планом подготовки к выразительному чтению басни. Чем он отличается от плана подготовки к исполнению рассказа (см. выше)?


1.Определитькомпозициюбасни. 2. Вчемзаключа­етсясловесноедействиеперсонажей, каковыихнаме­рения? Научитесьвыполнятьэтословесноедействие. 3. Каковоотношениеавторакнамерениямперсонажа? Постарайтесьвыполнятьодновременнодвасловесных действияперсонажаиавтора. 4. Найдитевбаснетакие фонетическиесочетания, которыепомогаютярчевоссоз­датьобразыиликакой-либомоментразвитиядействия. Используйтезвучаниеэтихсочетанийпричтениибасни

. 5. Какиеимеютсявбаснеизмененияритмаикаковоих значение? Передайтевзвучащемсловеэтиритмические изменения. 6. Приготовьтеськчтениюбасни, выполняя намеченнуювамиисполнительскуюзадачу1.


  1. Опираясь на предложенный выше план подго­товки к чтению басни, подготовьтесь к чтению басни (по выбору), прочитайте ее.

  2. Особого внимания учителя требует подготовка к чтению поэтических произведений. Познакомьтесь с ли­тературно-методическим анализом отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лу­чами...», сделанным учителем при подготовке к уроку во 2-м классе. Оцените его целесообразность и качество.


___________________________

1 См: Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. - М, 1976. - С. 36.


Этознаменитаяонегинскаястрофа, вней 14 строки онаимеетвидзаконченногостихотворенияовесне. При этомслово«весна»поэтнеупотребляетниразу, заме­няяегометафорой«утрогода». Однакоужевпервой строкечитательугадываеттемупослову«вешними». Следуетподобратьсиноним:
вешнимивесенними.

Намалойплощадитекстапоказанавсявеснаотна­чаладоконца: отмартовскоготаянияснеговчерезап­рельскоетеплодопениясоловьявмае.

Пейзажнаякартинаврезультатечтениядолжна восприниматьсяцелостно, нообразы-пейзаживстихот­ворениидинамичны, меняются. Втакомслучаеполезно словесноерисованиекартинвесныблизкоктексту. Кро­метого, перечислениепейзажныхкартинпоможетдетям запомнить последовательность стихов, которые они б дут заучивать наизусть.

Выделяется примерно семь картин: с гор бегут ручьи (4 строки), 2 строки называют время года; далее строка — картина неба и 2 —леса; пчела летит из уль (2 строки); сохнут и зацветают долины (1 строка); животные и птицы приветствуют весну (2 строки). Столь тщательное деление пейзажной лирики на законченные части облегчит детям заучивание произведения. Но одно­временно для этого должна идти большая работа над языком. Комментариев здесь требуют тропы: потоплен­ные луга, блещут небеса, покрытые пухом, прозрачные леса, долины пестреют, пчела летит за данью полевой. Каждое образное слово требует творческого сочинения. Объяснения эпитетов и метафор должны быть столь корректны, чтобы и они содержали поэзию или во всяком случае не разрушали бы поэтический образ, лишь уточняли бы представления детей, обогащали речь. Например, о зимнем небе мы читали у Пушкина: «Под голубыми небесами». По весне небо «блещет сине­вой». Как вы это видите? (небо ярче, оно освещается солнцем). Почему долины пестреют? Из чего складывается пестрый ковер лугов по весне? Какие ранние цветы вы знаете? Какого они цвета?


Чтобы не получилось унылого словотолкования, следует вести исполнительский анализ текста — со­ставлять вместе с детьми речевую партитуру вырази­тельного чтения, т.е. делать пометы, как читать то или иное место, и, пользуясь этим, объяснять сложные тропы. Например, трудное место в стихотворении: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой». Какую картину мы мысленно видим, читая эти стро­ки? По каким словам догадываемся, что пчела выле­тела из улья? Какое слово старинное, незнакомое? (ке­лья — небольшая, узкая, иногда темная комната в кре­пости-монастыре; такой же тесный и темный улей с одним узким выходом — щелью). Зачем пчела летит в поле? (Ей надоело за зиму в улье, она летит соби­рать дань. Дань — от слова дать. Данью здесь назы­вают то, что цветы отдают пчелам: пыльцу, сок, из которых потом пчелы сделают мед и положат в свои восковые комнатки — соты). При чтении голосом выде­лите слова, значения которых узнали.

Следует дать детям задание найти главные строки сти­хотворения: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встре­чает утро года». Почему они главные? (В них говорится обо всей весне. В них называется весна — «утро года». В них чувствуется отношение автора к весне: любова­ние ею). Как вы понимаете эти строки? Что представляе­те, читая их? (Природа улыбается весне—значит, раду­ется ей. Улыбается сквозь сон, так как весной все просыпается от зимней спячки, просыпаются и растения, и звери в лесу, и земля.)

Продолжим фантазировать вместе с поэтом. Если весна—это утро года, то чем будет лето? (жаркий день), осень? (вечер года), зима? (ночь, когда вся природа спит, замерзла). Вот какое удивительное, красивое название дал весне поэт, и такое точное, раз оно соотносится с другими временами года.

Результатом работы над текстом стихотворения дол­жно быть выразительное чтение его детьми. Например, как прочитать главные строки стихотворения? (медлен­но, любуясь, радостно, с удовольствием»1.


__________________________

'Первова Г.М. Обучение чтению детской литературы в началь­ных классах. — Тамбов, 1993. — С. 24—25.




Как вы считаете, что дает подобная подготовка учи­теля к уроку?

4. Выберите любое поэтическое произведение и тща­тельно подготовьтесь к его исполнению.