Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: учитель спрашивает: «Что мы узнали из басни?» Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель задает более конкретные вопросы:
— Что сделала Голубка для Муравья? Как отплатил ей за добро Муравей? Расскажите, как это было.
Затем предлагается прочитать поговорку, помещенную после текста: «Долг платежом красен».
Дома дети будут готовить басню для выразительного чтения и передачи содержания.
Чтобы дети правильно выполнили домашнее задание, учитель читает выразительно весь текст, затем обращает внимание детей на то, как надо читать басню: какой выбрать темп, какие интонации должны присутствовать.
Читайте средним темпом, не спеша, как будто рассказываете случай, который вы сами наблюдали. Вы одобряете поступки и Голубки и Муравья, сочувствуете тому и другому, как бы говоря: «Вот так и надо помогать другдругу!»1.
поэзия
«Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Заучивая наизусть стихи и читая их, приучаясь давать голосом мерные объемы слов, учащиеся воспитываются музыкально, они учатся владеть речью, подавать ее мерными толчками мыслей-слов»2, — писала М.А. Рыбникова.
Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям.
«... Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение»3, — писал Н.В. Гоголь, который сам был прекрасным чтецом.
Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого характера о специфике стихотворной речи, отметим важнейшие особенности чтения поэтических текстов.
Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (каковыми являются дети) характерно скандирование или, напротив, произнесение стихов как прозы.
__________________________
1 Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 102
2Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1945. - 143.
3Г о г о л ь Н.В. Собр. соч. - М., 1950. - Т. 6. - С. 124.
Размер
стихотворения, егоритм, расположениеихарактеррифм, звуковаяорганизация—всеэтосказываетсянапроизнесениистихаидолжнобытьучтеноисполнителем. Всякаямысльивсякоечувствоимеетсвою форму выражения. И мы, передавая заключенные в стихотворении мысли и чувства, должны передать и форму их выражения.
Прежде всего нужно усвоить основные и непререкаемые для наших дней правила произнесения стиха. Главнейшим из них является «соблюдение стиха». Что это значит? Мы знаем, что стихотворения обычно печатаются отдельными строчками, часто заканчивающимися рифмами. Отдельный стих в большинстве случаев равен такой строчке <...> При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой.
Попробуйте произнести следующие четыре стиха:
Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты...
При произнесении их вы неминуемо сделаете остановку после каждого стиха, потому что невозможно иначе произнести их осмысленно. Такое исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой паузой, является обязательной нормой чтения стиха...
В данном примере это было чрезвычайно легко, так как синтаксическое деление на предложения и деление на стихи совпадают.
Труднее «держать стих», не нарушая логики чтения, в тех случаях, когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется. Это явление носит название стихового переноса. Обильное употребление стиховых переносов придает произведению разговорный характер.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц, — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Здесь концы фраз не совпадают с концами стихов. А между тем, членение этого рассказа только в соответствии с окончанием фраз превратит стих в прозу. Нельзя читать это так:
Прошла неделя, месяц, —
Он к себе домой не возвращался.
Или:
Евгений за своим добром не приходил.
Он скоро свету стал чужд.
Весь день бродил пешком, а спал на пристани.
Питался в окошко поданным куском.
Рифмы пропадают, ритм стиха нарушается.
Необходимо, чтобы это естественное в прозе синтаксическое членение соединилось с теми необходимым паузами, которые определяются концами стихов:
Прошла неделя, месяц, — он
К себе домой не возвращался.
Здесь совсем нетрудно сделать паузу после слова «он» даже с настоящей психологической мотивировкой. Это пауза заинтересованности, внимания, напряжения, во время нее у слушателя как бы возникает вопрос: ну, что же? что с Евгением? Нужно только проследить, чтобы понижением голоса не поставить в конце строки несуществующую точку, чтобы не прочесть так:
Прошла, неделя, месяц. Он.
Точка — конец фразы — в устной речи обозначается понижением голоса. При «стиховом переносе» надо, наоборот, в конце стиха повысить голос не в смысле силы, а мелодически, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения фразы. И тогда паузу можно держать сколько угодно. Обозначая повышение голоса стрелкой, направленной вверх, а понижение — стрелкой, направленной вниз, получим следующую разметку повышений и понижений голоса в продолжении этого отрывка:
Другимважныммоментомвтехникепроизнесения стихаявляетсяцезура. Благодаряцезурепри
— Что сделала Голубка для Муравья? Как отплатил ей за добро Муравей? Расскажите, как это было.
Затем предлагается прочитать поговорку, помещенную после текста: «Долг платежом красен».
-
Красен, — говорит учитель, — значит красив, хорош. За добро Муравей отплатил Голубке добром. Это хорошо. Есть такое правило: за добро платят добром. -
Вспомните стихотворение «Бревно», которое мы читали раньше. Кто из действующих лиц этого стихотворения сделал доброе дело для всех? (Третий путник, который без лишних слов убрал бревно с дороги, чтобы оно не мешало людям ходить свободно.) -
И люди сделают для него что-то хорошее, доброе, а если не сделают, то скажут ему спасибо.
Дома дети будут готовить басню для выразительного чтения и передачи содержания.
Чтобы дети правильно выполнили домашнее задание, учитель читает выразительно весь текст, затем обращает внимание детей на то, как надо читать басню: какой выбрать темп, какие интонации должны присутствовать.
Читайте средним темпом, не спеша, как будто рассказываете случай, который вы сами наблюдали. Вы одобряете поступки и Голубки и Муравья, сочувствуете тому и другому, как бы говоря: «Вот так и надо помогать другдругу!»1.
поэзия
«Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Заучивая наизусть стихи и читая их, приучаясь давать голосом мерные объемы слов, учащиеся воспитываются музыкально, они учатся владеть речью, подавать ее мерными толчками мыслей-слов»2, — писала М.А. Рыбникова.
Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям.
«... Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение»3, — писал Н.В. Гоголь, который сам был прекрасным чтецом.
Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого характера о специфике стихотворной речи, отметим важнейшие особенности чтения поэтических текстов.
Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (каковыми являются дети) характерно скандирование или, напротив, произнесение стихов как прозы.
__________________________
1 Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 102
2Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1945. - 143.
3Г о г о л ь Н.В. Собр. соч. - М., 1950. - Т. 6. - С. 124.
-
Познакомьтесь с фрагментом книги Г.В. Артоболевского «Очерки по художественному чтению» (М., 1959. — С. 75—78), где изложены особенности чтения стихов на ритмико-мелодической основе. После чтения ответьте на вопрос: что нового вы узнали о чтении поэзии?
Размер
стихотворения, егоритм, расположениеихарактеррифм, звуковаяорганизация—всеэтосказываетсянапроизнесениистихаидолжнобытьучтеноисполнителем. Всякаямысльивсякоечувствоимеетсвою форму выражения. И мы, передавая заключенные в стихотворении мысли и чувства, должны передать и форму их выражения.
Прежде всего нужно усвоить основные и непререкаемые для наших дней правила произнесения стиха. Главнейшим из них является «соблюдение стиха». Что это значит? Мы знаем, что стихотворения обычно печатаются отдельными строчками, часто заканчивающимися рифмами. Отдельный стих в большинстве случаев равен такой строчке <...> При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой.
Попробуйте произнести следующие четыре стиха:
Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты...
При произнесении их вы неминуемо сделаете остановку после каждого стиха, потому что невозможно иначе произнести их осмысленно. Такое исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой паузой, является обязательной нормой чтения стиха...
В данном примере это было чрезвычайно легко, так как синтаксическое деление на предложения и деление на стихи совпадают.
Труднее «держать стих», не нарушая логики чтения, в тех случаях, когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется. Это явление носит название стихового переноса. Обильное употребление стиховых переносов придает произведению разговорный характер.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц, — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Здесь концы фраз не совпадают с концами стихов. А между тем, членение этого рассказа только в соответствии с окончанием фраз превратит стих в прозу. Нельзя читать это так:
Прошла неделя, месяц, —
Он к себе домой не возвращался.
Или:
Евгений за своим добром не приходил.
Он скоро свету стал чужд.
Весь день бродил пешком, а спал на пристани.
Питался в окошко поданным куском.
Рифмы пропадают, ритм стиха нарушается.
Необходимо, чтобы это естественное в прозе синтаксическое членение соединилось с теми необходимым паузами, которые определяются концами стихов:
Прошла неделя, месяц, — он
К себе домой не возвращался.
Здесь совсем нетрудно сделать паузу после слова «он» даже с настоящей психологической мотивировкой. Это пауза заинтересованности, внимания, напряжения, во время нее у слушателя как бы возникает вопрос: ну, что же? что с Евгением? Нужно только проследить, чтобы понижением голоса не поставить в конце строки несуществующую точку, чтобы не прочесть так:
Прошла, неделя, месяц. Он.
Точка — конец фразы — в устной речи обозначается понижением голоса. При «стиховом переносе» надо, наоборот, в конце стиха повысить голос не в смысле силы, а мелодически, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения фразы. И тогда паузу можно держать сколько угодно. Обозначая повышение голоса стрелкой, направленной вверх, а понижение — стрелкой, направленной вниз, получим следующую разметку повышений и понижений голоса в продолжении этого отрывка:
Другимважныммоментомвтехникепроизнесения стихаявляетсяцезура. Благодаряцезурепри