Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: учитель спрашивает: «Что мы узна­ли из басни?» Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель задает более конкретные вопросы:

Что сделала Голубка для Муравья? Как отплатил ей за добро Муравей? Расскажите, как это было.

Затем предлагается прочитать поговорку, помещен­ную после текста: «Долг платежом красен».

  • Красен, говорит учитель, значит красив, хо­рош. За добро Муравей отплатил Голубке добром. Это хорошо. Есть такое правило: за добро платят добром.

  • Вспомните стихотворение «Бревно», которое мы читали раньше. Кто из действующих лиц этого стихотво­рения сделал доброе дело для всех? (Третий путник, который без лишних слов убрал бревно с дороги, чтобы оно не мешало людям ходить свободно.)

  • И люди сделают для него что-то хорошее, доб­рое, а если не сделают, то скажут ему спасибо.

Дома дети будут готовить басню для выразительного чтения и передачи содержания.


Чтобы дети правильно выполнили домашнее задание, учитель читает выразительно весь текст, затем обращает внимание детей на то, как надо читать басню: какой выб­рать темп, какие интонации должны присутствовать.

Читайте средним темпом, не спеша, как будто рас­сказываете случай, который вы сами наблюдали. Вы одобряете поступки и Голубки и Муравья, сочувствуете тому и другому, как бы говоря: «Вот так и надо помогать другдругу!»1.

­


поэзия

«Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувство­вать объем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Заучивая наизусть стихи и читая их, приучаясь давать голо­сом мерные объемы слов, учащиеся воспитываются музы­кально, они учатся владеть речью, подавать ее мерными тол­чками мыслей-слов»2, — писала М.А. Рыбникова.

Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми по­этического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмо­циональный мир стихотворения, углубиться в его содержа­ние, выявить отношение автора к описываемым явлениям.

«... Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, напол­нявшее его душу: нужно и душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение»3, — писал Н.В. Гоголь, который сам был прекрас­ным чтецом.

Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого ха­рактера о специфике стихотворной речи, отметим важней­шие особенности чтения поэтических текстов.

Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (како­выми являются дети) характерно скандирование или, напро­тив, произнесение стихов как прозы.

__________________________

1 Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению млад­ших школьников. — М., 1981. — С. 102

2Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чте­ния. - М., 1945. - 143.

3Г о г о л ь Н.В. Собр. соч. - М., 1950. - Т. 6. - С. 124.

  1. Познакомьтесь с фрагментом книги Г.В. Арто­болевского «Очерки по художественному чтению» (М., 1959. — С. 75—78), где изложены особенности чте­ния стихов на ритмико-мелодической основе. После чтения ответьте на вопрос: что нового вы узнали о чтении поэзии?


Размер
стихотворения, егоритм, расположениеиха­рактеррифм, звуковаяорганизациявсеэтосказы­ваетсянапроизнесениистихаидолжнобытьучтеноис­полнителем. Всякаямысльивсякоечувствоимеетсвою форму выражения. И мы, передавая заключенные в сти­хотворении мысли и чувства, должны передать и форму их выражения.

Прежде всего нужно усвоить основные и непререкае­мые для наших дней правила произнесения стиха. Глав­нейшим из них является «соблюдение стиха». Что это значит? Мы знаем, что стихотворения обычно печатают­ся отдельными строчками, часто заканчивающимися риф­мами. Отдельный стих в большинстве случаев равен та­кой строчке <...> При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой.

Попробуйте произнести следующие четыре стиха:
Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты...
При произнесении их вы неминуемо сделаете оста­новку после каждого стиха, потому что невозможно ина­че произнести их осмысленно. Такое исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой пау­зой, является обязательной нормой чтения стиха...

В данном примере это было чрезвычайно легко, так как синтаксическое деление на предложения и деление на стихи совпадают.

Труднее «держать стих», не нарушая логики чтения, в тех случаях, когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется. Это явление носит название стихового пе­реноса. Обильное употребление стиховых переносов придает произведению разговорный характер.
Его терзал какой-то сон.

Прошла неделя, месяц, — он

К себе домой не возвращался.

Его пустынный уголок

Отдал внаймы, как вышел срок,

Хозяин бедному поэту.

Евгений за своим добром


Не приходил. Он скоро свету

Стал чужд. Весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.
Здесь концы фраз не совпадают с концами стихов. А между тем, членение этого рассказа только в соответствии с окончанием фраз превратит стих в прозу. Нельзя читать это так:
Прошла неделя, месяц, —

Он к себе домой не возвращался.
Или:


Евгений за своим добром не приходил.

Он скоро свету стал чужд.

Весь день бродил пешком, а спал на пристани.

Питался в окошко поданным куском.
Рифмы пропадают, ритм стиха нарушается.

Необходимо, чтобы это естественное в прозе синтаксическое членение соединилось с теми необходимым паузами, которые определяются концами стихов:
Прошла неделя, месяц, — он

К себе домой не возвращался.
Здесь совсем нетрудно сделать паузу после слова «он» даже с настоящей психологической мотивировкой. Это пауза заинтересованности, внимания, напряжения, во время нее у слушателя как бы возникает вопрос: ну, что же? что с Евгением? Нужно только проследить, что­бы понижением голоса не поставить в конце строки несу­ществующую точку, чтобы не прочесть так:
Прошла, неделя, месяц. Он.


Точка — конец фразы — в устной речи обозначается понижением голоса. При «стиховом переносе» надо, на­оборот, в конце стиха повысить голос не в смысле силы, а мелодически, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения фразы. И тогда паузу можно держать сколько угодно. Обозначая повышение голоса стрелкой, направленной вверх, а понижение — стрелкой, направ­ленной вниз, получим следующую разметку повышений и понижений голоса в продолжении этого отрывка:


Другимважныммоментомвтехникепроизнесения стихаявляетсяцезура. Благодаряцезурепри