ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 584
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Хотя представленный перечень вариантов плана не является исчерпывающим, сам по себе он уже несет богатую информацию о том, сколь разнообразны основания для формирования как минимум нескольких альтернативных плановых заданий на предстоящий временной интервал. Но все же весь представленный перечень возможных альтернатив формирования планов предприятия на тактический и особенно на стратегический периоды вызывает некоторые сомнения. Возникают вопросы о том, нужно ли вообще многовариантное планирование деятельности предприятий бизнеса? Не достаточно ли иметь хорошо проработанный, но только один вариант планового решения? Сколько можно сэкономить сил и средств, не прибегая к многовариантному планированию бизнеса?
Разумеется, можно пойти и по этому пути. И многие предприятия так и поступают, ибо затраты на формирование каждого варианта плана весьма существенны и отвлекают значительные ресурсы высококвалифицированных плановых работников. Однако это было оправдано в какой-то мере в период плановой экономики, когда предприятия располагали при планировании только одной степенью свободы: они могли заниматься только снижением затрат.
Иначе обстоят дела в рыночной экономике. Здесь уже действуют как минимум три степени свободы предприятий: они могут управлять затратами, ценами на реализуемый товар и ценами на приобретаемое сырье и, наконец, объемом производства продукции. В таких условиях количество вариантов плана, отличающихся между собой затратами и результатами производства, возрастает как минимум на два порядка.
Кроме того, возможности формирования планов, рассмотрения множества вариантов их оценки, а также оценки последствий от их реализации в настоящее время серьезно возросли благодаря применению в планово-расчетной работе компьютерной технологии. Поэтому с точки зрения существующих сейчас возможностей и научно-технического потенциала принципиальных ограничений для применения многовариантного планирования не существует. Зато положительные последствия от такой работы многократно возрастают. Ведь с точки зрения рынка любая конкуренция благотворно сказывается на конечных результатах деятельности, и многовариантное планирование — тоже весьма характерная область конкурентного отбора лучшей стратегии развития фирмы и тактики ее реализации.
Применяя многовариантное планирование деятельности предприятия, появляется возможность его тщательной оценки со всех позиций и выбора в соответствии с установленным критерием лучшего планово-управленческого решения. Выигрыш в результатах производства окажется весьма значительным, а главное — стабильным и малорисковым.
2.6. Экономическая оценка вариантов плана
Какое бы решение ни принималось на уровне предприятия, следует всегда исходить из интересов его собственника и всего трудового коллектива. Прежде всего речь идет об экономических интересах предприятия, ибо они наиболее распространены и являются универсальными.
Как известно, признак, по которому принимается то или иное решение, называют критерием. Обычно к критериям предъявляется ряд требований, которые желательно выдержать, чтобы они наиболее успешно выполняли отведенную им роль. К таким требованиям относятся следующие.
1. Критерий должен быть выражен в количественной форме и представлен в виде целевой функции.
2. Критерий должен быть единственным, ибо единственным должно быть и принимаемое решение (в случае, когда попутно требуется отразить еще какие-то важные признаки при принятии решения, по ним следует устанавливать количественные ограничения).
3. Критерий принимаемого решения должен быть производным от критерия производственного подразделения более высокого иерархического уровня, с тем чтобы между всеми подразделениями не было противоречий в интересах и они были бы полностью между собой согласованы.
Исходя из перечисленных требований для предприятий, функционирующих в условиях рынка, можно назвать несколько альтернативных показателей, которым может быть отведена роль критерия принятия решений. Это могут быть такие показатели, как: минимизация совокупных затрат; максимум производительности труда; минимум материалоемкости производства; минимизация загрязнений окружающей среды; максимум валового дохода; максимум выручки предприятия; максимум рентабельности производства; максимум балансовой прибыли; максимум чистой прибыли и др.
Большинство из названных показателей полностью удовлетворяют не всем, но лишь некоторым из перечисленных требований. Так, показатели, характеризующие какие-либо затраты, могут отражать интересы отдельных промежуточных подразделений и при этом не отвечать интересам конечного производственного звена. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве альтернативного критерия, способного отразить конечные результаты производства. По-видимому, наиболее обобщающими показателями, отражающими конечные результаты производства, могут быть: выручка предприятия; рентабельность производства; балансовая прибыль и чистая прибыль предприятия.
Рассмотрим эти показатели с позиций их возможной конкуренции в отражении конечных результатов производства. Показатель выручки хоть и важен для предприятия, но может выполнять роль критерия принятия управленческих решений только в исключительных случаях и то временно, впредь до изменения рыночной и производственной ситуации, вызвавшей к жизни этот критерий. Главный его недостаток заключается в том, что он не отражает затрат, которые предприятие понесло, чтобы эту выручку получить.
Показатель рентабельности производства тоже выполняет важную для предприятия роль, ибо он характеризует эффективность производства. Однако он не отражает «живых» денег. Кроме того, в нем не находят отражения капитальные вложения и инвестиции, а также налоговые платежи предприятия. Поэтому принять данный показатель в качестве критерия принятия управленческих решений тоже не представляется возможным, ибо ошибка в данном случае может оказаться достаточно серьезной.
Остаются два показателя — балансовая прибыль и чистая прибыль предприятия, которые полностью соответствуют духу и букве рыночной экономики, отражают реальный конечный результат производства на данном предприятии. Разумеется, более полно отвечает интересам не только предприятия, но и национальной экономики показатель чистой прибыли, в котором присутствуют налоговые платежи. Поэтому именно максимум чистой прибыли предприятия будет в дальнейшем рассматриваться как основной критерий принятия планово-управленческих решений на каждом конкретном предприятии.
Величину этого критерия можно представить в следующем виде
Пэ = N [(Ц — С + 4 Eн Kу + H)] Þ max, (2.1)
где, Пэ — годовая чистая экономическая прибыль, которая будет получена от реализации более совершенного управленческого решения;
N — годовой объем производства продукции по варианту;
Ц — цена реализации единицы продукции;
С — себестоимость единицы продукции;
Kу — удельные капитальные вложения, приходящиеся на единицу продукции (Kу = К : N);
Ну — удельные налоговые платежи на единицу продукции (Ну = Н : N);
Eн — нормативный коэффициент эффективности.
Оценивая каждый вариант планово-управленческого решения по формуле 2.1, можно определить лучший из них, который будет соответствовать требованиям установленного критерия. Тогда любой другой вариант плана будет заведомо хуже отобранного по установленному критерию, и в случае его внедрения приведет фирму к дополнительным затратам и к снижению чистой прибыли.
Такова должна быть типовая схема экономической оценки и принятия планово-управленческого решения из множества альтернативных вариантов. Однако в некоторых случаях от этой схемы могут быть определенные отклонения, зачастую возникающие на практике.
2.7. Выбор планово-управленческого решения
Итак, наличие обоснованного критерия отбора лучшего решения не дает стопроцентной гарантии того, что с его помощью можно всегда выбрать самый достойный с экономической точки зрения вариант планового решения. Дело в том, что наличие критерия оптимизации экономической системы есть условие необходимое, но не достаточное, чтобы обеспечить действительно наилучший вариант плана. Этому препятствует целый ряд объективных причин (производственные ограничения по используемым ресурсам, по технико-экономическим возможностям самого предприятия, а также ограничения рыночного и законодательного характера). Рассмотрим некоторые особо распространенные в практике деятельности предприятий ограничения, которые вносят существенные поправки при выборе вариантов планово-управленческих решений.
Прежде всего, укажем на такое ограничение, как производственная мощность предприятия. Сверх этой мощности выпуск продукции в принципе невозможен, и предприятие не сможет реализовать оптимальный план производства продукции, если таковой по своей величине окажется больше располагаемого потенциала. Поэтому поневоле придется сокращать план производства продукции против его оптимальной величины, доводя объем производства товара ниже уровня производственной мощности предприятия.
Следующий фактор, под действием которого снижается возможность производства продукции, — ограничения по различным производственным ресурсам, нередко возникающие в реальном производственном планировании. К таким ресурсам относятся: разнообразные материалы, которых недостает для принятия плана на уровне оптимальной производственной программы; инструмент; нехватка квалифицированной рабочей силы по отдельным профессиям и специальностям; отсутствие в нужном количестве комплектующих деталей, узлов, агрегатов, поставляемых предприятиями-смежниками; невозможность приобрести необходимое количество высокопроизводительного оборудования; отсутствие знаний в области прогрессивной технологии и ноу-хау; нехватка требуемых финансовых ресурсов. Серьезным ограничителем производства продукции может стать отсутствие достаточных заказов со стороны потребителей данного товара, у которых возникли трудности в области финансов, спроса на продукцию и пр.