ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хотя представленный перечень вариантов плана не является исчерпывающим, сам по себе он уже несет богатую информа­цию о том, сколь разнообразны основания для формирования как минимум нескольких альтернативных плановых заданий на предстоящий временной интервал. Но все же весь представлен­ный перечень возможных альтернатив формирования планов предприятия на тактический и особенно на стратегический пе­риоды вызывает некоторые сомнения. Возникают вопросы о том, нужно ли вообще многовариантное планирование деятель­ности предприятий бизнеса? Не достаточно ли иметь хорошо проработанный, но только один вариант планового решения? Сколько можно сэкономить сил и средств, не прибегая к много­вариантному планированию бизнеса?

Разумеется, можно пойти и по этому пути. И многие пред­приятия так и поступают, ибо затраты на формирование каждого варианта плана весьма существенны и отвлекают значительные ресурсы высококвалифицированных плановых работников. Одна­ко это было оправдано в какой-то мере в период плановой эко­номики, когда предприятия располагали при планировании толь­ко одной степенью свободы: они могли заниматься только снижением затрат.

Иначе обстоят дела в рыночной экономике. Здесь уже дей­ствуют как минимум три степени свободы предприятий: они могут управлять затратами, ценами на реализуемый товар и це­нами на приобретаемое сырье и, наконец, объемом производст­ва продукции. В таких условиях количество вариантов плана, отличающихся между собой затратами и результатами производ­ства, возрастает как минимум на два порядка.

Кроме того, возможности формирования планов, рассмотре­ния множества вариантов их оценки, а также оценки послед­ствий от их реализации в настоящее время серьезно возросли благодаря применению в планово-расчетной работе компьютер­ной технологии. Поэтому с точки зрения существующих сейчас возможностей и научно-технического потенциала принципиаль­ных ограничений для применения многовариантного планиро­вания не существует. Зато положительные последствия от такой работы многократно возрастают. Ведь с точки зрения рынка любая конкуренция благотворно сказывается на конечных результатах деятельности, и многовариантное планирование — тоже весьма характерная область конкурентного отбора лучшей стратегии развития фирмы и тактики ее реализации.


Применяя многовариантное планирование деятельности предприятия, появляется возможность его тщательной оценки со всех позиций и выбора в соответствии с установленным критери­ем лучшего планово-управленческого решения. Выигрыш в ре­зультатах производства окажется весьма значительным, а глав­ное — стабильным и малорисковым.


2.6. Экономическая оценка вариантов плана

Какое бы решение ни принималось на уровне предприятия, следует всегда исходить из интересов его собственника и всего трудового коллектива. Прежде всего речь идет об экономиче­ских интересах предприятия, ибо они наиболее распространены и являются универсальными.

Как известно, признак, по которому принимается то или иное решение, называют критерием. Обычно к критериям предъявля­ется ряд требований, которые желательно выдержать, чтобы они наиболее успешно выполняли отведенную им роль. К таким тре­бованиям относятся следующие.

1. Критерий должен быть выражен в количественной форме и представлен в виде целевой функции.

2. Критерий должен быть единственным, ибо единственным должно быть и принимаемое решение (в случае, когда попутно требуется отразить еще какие-то важные признаки при приня­тии решения, по ним следует устанавливать количественные ог­раничения).

3. Критерий принимаемого решения должен быть производ­ным от критерия производственного подразделения более высо­кого иерархического уровня, с тем чтобы между всеми подраз­делениями не было противоречий в интересах и они были бы полностью между собой согласованы.

Исходя из перечисленных требований для предприятий, функционирующих в условиях рынка, можно назвать несколько альтернативных показателей, которым может быть отведена роль критерия принятия решений. Это могут быть такие показатели, как: минимизация совокупных затрат; максимум производи­тельности труда; минимум материалоемкости производства; минимизация загрязнений окружающей среды; максимум валового дохода; максимум выручки предприятия; максимум рентабель­ности производства; максимум балансовой прибыли; максимум чистой прибыли и др.

Большинство из названных показателей полностью удовле­творяют не всем, но лишь некоторым из перечисленных требо­ваний. Так, показатели, характеризующие какие-либо затраты, могут отражать интересы отдельных промежуточных подразделений и при этом не отвечать интересам конечного производст­венного звена. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве альтернативного критерия, способного отразить конечные результаты производства. По-видимому, наиболее обобщающи­ми показателями, отражающими конечные результаты произ­водства, могут быть: выручка предприятия; рентабельность про­изводства; балансовая прибыль и чистая прибыль предприятия.


Рассмотрим эти показатели с позиций их возможной конку­ренции в отражении конечных результатов производства. Показа­тель выручки хоть и важен для предприятия, но может выполнять роль критерия принятия управленческих решений только в исклю­чительных случаях и то временно, впредь до изменения рыночной и производственной ситуации, вызвавшей к жизни этот критерий. Главный его недостаток заключается в том, что он не отражает за­трат, которые предприятие понесло, чтобы эту выручку получить.

Показатель рентабельности производства тоже выполняет важную для предприятия роль, ибо он характеризует эффектив­ность производства. Однако он не отражает «живых» денег. Кро­ме того, в нем не находят отражения капитальные вложения и инвестиции, а также налоговые платежи предприятия. Поэтому принять данный показатель в качестве критерия принятия управ­ленческих решений тоже не представляется возможным, ибо ошибка в данном случае может оказаться достаточно серьезной.

Остаются два показателя — балансовая прибыль и чистая прибыль предприятия, которые полностью соответствуют духу и букве рыночной экономики, отражают реальный конечный ре­зультат производства на данном предприятии. Разумеется, более полно отвечает интересам не только предприятия, но и нацио­нальной экономики показатель чистой прибыли, в котором присутствуют налоговые платежи. Поэтому именно максимум чистой прибыли предприятия будет в дальнейшем рассматривать­ся как основной критерий принятия планово-управленческих решений на каждом конкретном предприятии.

Величину этого критерия можно представить в следующем виде
Пэ = N [(Ц — С + 4 Eн Kу + H)] Þ max, (2.1)
где, Пэ — годовая чистая экономическая прибыль, которая будет получена от реализации более совершенного управленче­ского решения;

N — годовой объем производства продукции по варианту;

Ц — цена реализации единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции;

Kу — удельные капитальные вложения, приходящиеся на единицу продукции (Kу = К : N);

Ну — удельные налоговые платежи на единицу продук­ции (Ну = Н : N);

Eн — нормативный коэффициент эффективности.

Оценивая каждый вариант планово-управленческого реше­ния по формуле 2.1, можно определить лучший из них, который будет соответствовать требованиям установленного критерия. Тогда любой другой вариант плана будет заведомо хуже ото­бранного по установленному критерию, и в случае его внедре­ния приведет фирму к дополнительным затратам и к снижению чистой прибыли.


Такова должна быть типовая схема экономической оценки и принятия планово-управленческого решения из множества аль­тернативных вариантов. Однако в некоторых случаях от этой схемы могут быть определенные отклонения, зачастую возни­кающие на практике.
2.7. Выбор планово-управленческого решения

Итак, наличие обоснованного критерия отбора лучшего ре­шения не дает стопроцентной гарантии того, что с его помощью можно всегда выбрать самый достойный с экономической точки зрения вариант планового решения. Дело в том, что наличие критерия оптимизации экономической системы есть условие необходимое, но не достаточное, чтобы обеспечить действитель­но наилучший вариант плана. Этому препятствует целый ряд объективных причин (производственные ограничения по ис­пользуемым ресурсам, по технико-экономическим возмож­ностям самого предприятия, а также ограничения рыночного и законодательного характера). Рассмотрим некоторые особо распространенные в практике деятельности предприятий ограничения, которые вносят сущест­венные поправки при выборе вариантов планово-управленческих решений.

Прежде всего, укажем на такое ограничение, как производ­ственная мощность предприятия. Сверх этой мощности выпуск продукции в принципе невозможен, и предприятие не сможет реализовать оптимальный план производства продукции, если таковой по своей величине окажется больше располагаемого по­тенциала. Поэтому поневоле придется сокращать план произ­водства продукции против его оптимальной величины, доводя объем производства товара ниже уровня производственной мощности предприятия.

Следующий фактор, под действием которого снижается воз­можность производства продукции, — ограничения по различным производственным ресурсам, нередко возникающие в реальном производственном планировании. К таким ресурсам относятся: разнообразные материалы, которых недостает для принятия плана на уровне оптимальной производственной программы; инстру­мент; нехватка квалифицированной рабочей силы по отдельным профессиям и специальностям; отсутствие в нужном количестве комплектующих деталей, узлов, агрегатов, поставляемых предпри­ятиями-смежниками; невозможность приобрести необходимое ко­личество высокопроизводительного оборудования; отсутствие знаний в области прогрессивной технологии и ноу-хау; нехватка требуемых финансовых ресурсов. Серьезным ограничителем про­изводства продукции может стать отсутствие достаточных заказов со стороны потребителей данного товара, у которых возникли трудности в области финансов, спроса на продукцию и пр.