ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 601
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
На первый взгляд, эта задача не выглядит сложной. На самом деле решение ее связано с большими трудностями. Все дело в том, что важно установить производительность изделия не абстрактно, т.е. учитывая только паспортные его характеристики, а фактически, рассчитывая данный показатель по условиям эксплуатации изделия у потребителя.
Запишем в самом общем виде годовой фактический объем работы (или годовой результат — Гр), выполняемый изделием в рамках производственной системы:
Гp=Sф . Фф . N, (3.4)
где Sф — фактическая часовая производительность единицы изделия;
Фф — фактическое время работы единицы изделия в течение года, час;
N — количество эксплуатируемых единиц изделия.
Поскольку нас интересуют в основном сравнительные результаты изменения паспортной производительности изделия, то для обеспечения сопоставимости необходимо принять для двух сравниваемых видов изделий одинаковый годовой результат от их функционирования.
Тогда можно будет записать:
Гp = Sф1 . Фф1 . Sф2 . N 2 (3.5)
В этой формуле все параметры с индексом «1» относятся к базовой, а с индексом «2» — к новой продукции. Из этого выражения имеем
(3.6)
где Ψ — коэффициент повышения годовой фактической производительности единицы продукции;
В1и B2 — годовая фактическая производительность единицы соответственно базовой и новой продукции.
Из полученной формулы следует, что фактический рост производительности продукции будет иметь место только в том случае, если для выполнения одинакового объема работы требуется различное количество базовой и новой продукции, т.е. N1 = N2. Проанализируем, когда такое соотношение при повышении паспортной производительности продукции может быть выдержано.
При анализе примем, что фактическое время работы каждой единицы продукции (базовой и новой) будет одинаковым, т.е. Фф2 = Фф1. Тогда формулу 3.6 можно представить в следующем виде:
(3.7)
где Sn1 и Sn2 — часовая паспортная производительность соответственно базовой и новой единицы продукции;
Ψэ1, Ψэ2 — коэффициенты возможного использования паспортной производительности соответственно у базовой и новой продукции с учетом эксплуатационной пропорциональности всех элементов производственной системы.
Аналитическая задача сводится к тому, чтобы установить те конкретные производственные условия, при которых рост паспортной производительности изделия (т.е. Sn2 > Sn1) не вызовет прироста его фактической производительности (т. е. когда коэффициент останется равным единице). Чтобы это установить, необходимо проводить анализ с позиций системного подхода.
В любой функционирующей производственной системе сложились строго определенные соотношения между потенциальными параметрами и показателями производительности всех ее элементов. При этом зачастую, как отмечалось, потенциальные возможности ряда элементов производственной подсистемы полностью не используются. Любой элемент в производственно-эксплуатационной подсистеме может оказаться «узким» звеном, сдерживающим возможности повышения эффективности ее функционирования. Это могут быть и предмет труда, и человек, и окружающая среда, и информация, и средства труда.
Предположим, что в производственной системе (исключая само анализируемое изделие) имеется «узкое» звено, которое обусловливает использование не только изделия, но и всей подсистемы в целом с определенным уровнем производительности (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Зависимость уровня использования паспортной производительности изделия от производительности «узкого» звена:
1 — базовое изделие; 2 — новое (более производительное) изделие;
I — уровень паспортной производительности; II — неиспользуемая часть паспортной производительности; III— резерв повышения паспортной производительности, IV — приращение паспортной производительности.
Тогда в первом случае повышение паспортной производительности изделия ничего, кроме дополнительных затрат, обеспечить не сможет. Система не позволяет в процессе эксплуатации использовать прирост паспортной производительности изделия. Другими словами, если оперировать показателями формулы 3.7, то во сколько раз возрастет паспортная производительность изделия (увеличение Sn по сравнению с Sn2), во столько же раз ухудшится использование этой производительности (сокращение ψЭ2 по сравнению с ψЭ1). В результате фактическая производительность продукции останется на прежнем уровне, т.е. нисколько не повысится, так как S
ф2 = SФ1, а ψ = 1.
Аналогичная картина будет наблюдаться и во втором случае. В третьем случае, по сути дела, само изделие было «узким» звеном в системе, и повышение паспортной производительности приведет не только к росту этого показателя у изделия, но и повысит эффективность эксплуатации системы в целом. Все это обусловливается тем, что повышение Sn2по сравнению с Sn1 сопровождается полным использованием паспортной производительности как у базовой, так и у новой продукции, т.е.
ψЭ1= ψЭ2= 1, ψ > 1
В четвертом случае результат будет примерно таким же, что и в третьем случае, но полностью использовать прирост паспортной производительности изделия не удастся. При этом можно провести глубокий экономический анализ использования на практике приращения паспортной производительности новой модели продукции.
При проведении анализа надо учитывать, что точность проводимых расчетов всецело зависит от точности используемой исходной информации. Вот почему для того чтобы иметь действительную возможность повышать качество продукции, наращивать ее технические параметры и максимально использовать их на практике, повышать эффективность продукции, необходимо изучать потребителей, т.е. существующие у них условия эксплуатации продукции, используемые производственные системы, степень концентрации работ, потребность в тех или иных качественных параметрах продукции и т.п. Только в этом случае можно быть уверенным, что реинжиниринг продукции принесет действительную пользу.
Реинжиниринг в области производства продукции. Многие промышленные предприятия России в связи с приватизацией, сменой собственника, реструктуризацией и финансовым оздоровлением существенно изменили свою организационно-правовую форму, организацию производства и управление. В процессе таких изменений широко использовался многолетний производственный опыт предприятий в развитых странах. Особенно популярным было создание предприятий типа холдинг-компаний.
Холдинг-компания (общество) создается крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций.
На принципах холдинга было реорганизовано большое количество предприятий России. При этом можно выделить два типа холдингов. Во-первых, совокупность дочерних предприятий, технологически не связанных между собой (например, холдинг «Медиа-Мост», в составе которого технологически независимые друг от друга телевизионная и радиокомпании, газеты и пр.). Во-вторых, совокупность дочерних предприятий, технологически взаимосвязанных, при этом предмет труда передается по технологической цепочке от одного предприятия к другому по мере завершения его обработки и продолжения процесса производства в последующих предприятиях до выхода готовой продукции. Таковым, например, является АО «Ростсельмаш», все цеха которого превращены в дочерние предприятия. Они стали представлять собой относительно независимые предприятия, являющиеся юридическими лицами, контрольный пакет акций которых принадлежит с целью контроля их деятельности холдинг-компании.
Холдингами второго типа стали в большинстве своем ранее крупные и средние промышленные предприятия. Теперь накоплен определенный опыт их функционирования, который свидетельствует, что не всем предприятиям проведенная реорганизация пошла на пользу. Многие из них, став холдингами второго типа, не смогли выйти из кризисного состояния, их положение еще более усугубилось, хотя прошедшее разукрупнение предприятия и его расчленение на несколько дочерних по идее могло бы принести им определенную пользу.
Причин такого кризисного состояния предприятий достаточно много. Это и обесценивание оборотных средств предприятий в условиях инфляции, снижение покупательной способности потребителей продукции, в результате которой произошло снижение спроса на нее, недостаточно грамотный менеджмент, который был совершенно неподготовлен к рыночной экономике, и др.
И все же, несмотря на преодоление указанных трудностей, некоторые предприятия при их реорганизации в холдинги второго типа очень часто начинают довольно быстро ощущать сложности в работе, которые со временем усугубляются.
Попытаемся выяснить причину этого неблагоприятного явления. Пусть имеется холдинг-компания, у которой все дочерние предприятия технологически связаны между собой, передают предмет труда после обработки следующему предприятию, затем — далее по технологической цепочке и так до конечного предприятия. Последнее реализует на рынке готовую продукцию. Таковы исходные позиции в структуре анализируемого холдинга.
Теперь проанализируем, как функционирует в этой компании мотивационный механизм деятельности дочерних предприятий.
Каждое такое предприятие, являясь юридическим лицом, продает результаты своего труда (т.е. изготовленный у себя товар) следующему предприятию внутри данного холдинга по технологической цепочке, а то, добавив частицу своего труда, продает готовый товар следующему предприятию и т.д. Каждое предприятие определяет цены на свой товар внутри холдинга и поэтому должно содержать отдел или бюро цен (хотя в принципе это может делать и централизованная ценовая служба при управлении холдингом). Следовательно, это весьма дорогостоящие дополнительные расходы, возникающие при товарных отношениях между дочерними предприятиями.
Далее каждое предприятие будет стремиться получить дополнительный доход в результате повышения цен на свой товар, и всеми правдами и неправдами будет добиваться изменения цен в свою пользу. Или, как принято теперь говорить, будет «тянуть одеяло на себя».
Следующее по цепочке предприятие, очевидно, будет поступать аналогичным образом, ибо, с одной стороны, возрастают цены на используемый ресурс от смежника, а с другой — действует то же стремление повысить цены на свой товар. И так продолжается по всей цепочке смежных предприятий. В итоге постоянно будет возрастать цена на готовый продукт, реализуемый на рынке. И это не может быть положительным процессом, ибо чем выше цена на товар, тем меньше на нее спрос на рынке. В этом механизме как бы изначально заложено противоречие, устранить которое не так просто.
Теперь проведем анализ первого дочернего предприятия. Выполнив в соответствии с технологией свою работу и продав свой товар следующему по цепочке предприятию, у первого образуется выручка, с которой он по действующему законодательству должен выплатить налоги в федеральный и местный бюджеты. Точно так же поступит и второе по ходу техпроцесса предприятие, и третье и т.д.