ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 589

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако, чтобы платить налоги, надо иметь реальные денеж­ные средства. На вопрос, всегда ли дочерние предприятия имеют их в достатке, ответим, что очень часто таких средств у них недостает. Дело в том, что реальные деньги получает то предприятие, которое находится в конце технологической це­почки, и только в том случае, если продаст изготовленный об­щими усилиями товар. Но если товар не будет полностью реа­лизован потребителю или потребитель за него не расплатится вовремя, то денег на счете у холдинга не будет или окажется яв­но недостаточно. Следовательно, начнется волна неплатежей в противоположном направлении. Конечное предприятие не за­платит предыдущему, то в свою очередь не расплатится со сво­им предшественником, тот сделает то же и т.д.

Таким образом, налоги дочерними предприятиями за про­межуточный и незаконченный результат деятельности холдинга в целом уплачены, а денежных средств у предприятий будет не­доставать или вообще не будет вследствие нарастания внутри компании кредиторской и дебиторской задолженности. Такие последствия в деятельности холдинга могут привести к тому, что производительные силы предприятия окажутся скованными, их уровень использования начнет постепенно снижаться, а финан­совое состояние — ухудшаться.

Кроме того, холдинговые компании второго типа обладают еще некоторыми недостатками. К их числу можно также отне­сти отсутствие у промежуточных предприятий холдинга стрем­лений сокращать свои затраты сырья, материалов, топлива, энергии, повышать производительность труда и т.п., поскольку следствием таких действий будет возможное снижение цены на реализуемый промежуточный товар, который передается далее на обработку в следующее предприятие. Можно указать и на распыление инвестиционных ресурсов по всем дочерним пред­приятиям, и на невозможность провести на их основе фунда­ментальные инновационные мероприятия.

Разумеется, все указанные недостатки наводят на мысль, а следовало ли вслепую копировать опыт холдинговых компаний зарубежных стран? Не следовало ли предварительно тщательно проанализировать возможные последствия от таких нововведе­ний? Ведь экономика нашей страны очень отличается от ста­бильной экономики развитых государств.


В промышленной России, для которой характерны неста­бильность, неплатежеспособность многих предприятий, несвое­временная оплата труда членов трудового коллектива (в том числе особенно внутри холдинга по указанным выше причи­нам), острый дефицит инвестиций, переносить такой «положи­тельный» опыт на нашу почву равносильно самоубийству. На наш взгляд, существуют другие пути решения задачи децентра­лизации управления крупными и средними предприятиями. На­пример, можно построить такой мотивационный механизм дея­тельности всех структурных подразделений, чтобы все они были заинтересованы в конечном результате работы предприятия в целом. Нужно обеспечить такое состояние подразделений, когда все они стремились бы работать так, чтобы предприятие как можно больше производило (и обязательно продавало) своего товара по наиболее выгодным ценам, чтобы выручка у предпри­ятия росла, а затраты на каждую единицу продукции — снижа­лись. Реализовать такую идею — значит, во многом облегчить нашим предприятиям дальнейшую антикризисную работу всего трудового коллектива.

В качестве одного из возможных методов решения сформу­лированной задачи, на наш взгляд, может быть предложен сле­дующий. Он заключается в том, чтобы, во-первых, сохранить предприятие как единое целое, не дробя его на совокупность дочерних предприятий, а сохранив его цеховую структуру, во-вторых, вместо большого количества внутри холдинговых цен на промежуточную продукцию ввести для каждого производствен­ного подразделения (цеха) только одну цену на весь комплекс выполняемых работ в виде квоты от конечного результата про­изводства всего предприятия. Это и есть ключевое понимание предлагаемого инновационного решения внутрипроизводствен­ной структуры современного предприятия вместо холдинговой компании с системой дочерних предприятий. Все остальное мо­жет быть разработано по конкретному предприятию с учетом его характерных особенностей.

Рассмотрим основные методологические результаты предла­гаемой реструктуризации предприятия по сравнению с холдин­говой компанией (табл. 3.4).

Как видно из приведенной таблицы, преимущества традици­онных предприятий, работающих на принципах квотирования конечного результата по производственным подразделениям, имеют несомненные преимущества перед холдинг-компаниями. И эти преимущества, будучи реализованными, на практике обеспечат предприятиям более совершенный и эффективный мотивационный механизм

, который принесет им стабильность и устойчивость при рыночном функционировании.

Рассмотрим на условном примере методологические аспекты построения такого механизма, имея в виду, что предлагаемое решение в принципе есть одно из возможных, учитывающее вполне определенные производственные и организационные ус­ловия работы предприятия.

Введем информацию, необходимую для проведения расчетов по обоснованию стимулирующих квот по производственным подразделениям предприятия.

Всего (для простоты изложения материала) на предприятии имеются три производственных подразделения, связанных об­щим технологическим процессом:
Таблица 3.4

Сравнительная характеристика холдинговой модели предпри­ятия и предприятия, структурные подразделения которого рабо­тают на основе инновации мотивационной модели


Характеристика формы изменений

Холдинг-компания


Реорганизуемое

предприятие

Отношения собственности


Изменение структуры

соб­ственности, дробление имущественных прав

Сохранение имущественной целостности предприятия


Производственно-технологическое единство


Угроза распада единой технологии производства


Сохранение предприятия как производственного объекта. Интеграционная сплоченность

Управление деятельностью структурных подразделений


На основе контрольного пакета акций дочерних предприятий

На основе квотирования

под­разделений в общем бюджете предприятия

Юридическое оформление


Затруднено в силу нали­чия пробелов в законода­тельстве по созданию хол­дингов

Простота юридического оформления


Передача продукта по стадиям технологической обработки

Кумуляция налогов по цепочке дочерних

пред­приятий

Отсутствие объекта

налогооб­ложения при внутрипроизвод­ственном обороте


Характеристика задолженностей


Частое наличие кредитор­ской и дебиторской задолженности по дочерним предприятиям из-за низ­кого конечного результата всего производства

Полное отсутствие

финансо­вой задолженности между производственными подразделениями предприятия


Платежи налогов


Производятся до реализа­ции конечного продукта

Производятся после реализа­ции конечного продукта


Ценообразование


Необходимость выделения службы трансфертного

це­нообразования

Отсутствует служба

транс­фертного ценообразования



Финансовый результат


Зависит от величины отпускной цены на

проме­жуточный продукт


Зависит от величины отпуск­ной цены на конечный про­дукт и величины затрат

произ­водственных подразделений



Мотивационный механизм


Отсутствие интереса в реализации конечной

про­дукции. Стремление к

уве­личению цен

Работа на конечный результат. Заинтересованность

подразде­лений в снижении затрат



Инвестиционная политика


Распыление инвестицион­ных ресурсов по дочерним предприятиям

Возможность создания еди­ного фонда социально-производственного развития



первое — заготовительное;

второе — механообрабатывающее;

третье — сборочное.

В целом по предприятию для начала расчетов необходимо знать годовые постоянные затраты — Спос, переменные затраты на единицу продукции — сп , цену реализации единицы продук­ции — Ц.

При наличии этой информации можно рассчитать годовую производственную программу выпускаемых изделий по следую­щей формуле (ее обоснование и вывод будет дан в разделе 2):

(3.8)

где Спос , сп , Цн — соответственно годовые постоянные за­траты, переменные затраты на одно изделие и цена реализации изделия, которая принимается в качестве нормативной;

рн — нормативная величина рентабельности производст­ва продукции в долях от единицы;

Nннормативная годовая производственная программа выпуска изделий, при выполнении которой предприятие обес­печит заданную рентабельность производства.

Пусть предприятие при производстве продукции имеет сле­дующие исходные данные для расчета необходимой производст­венной программы:

Спос = 1000000 руб.;

сп = 124 руб.;

Цн = 183 руб.

В качестве норматива рентабельности предприятие приняло Рн = 0,25. Тогда, используя приведенные исходные данные, по формуле 3.8 рассчитаем нормативную годовую производствен­ную программу:



Следовательно, если предприятие примет годовую производ­ственную программу в размере N = 44643 изд. и каждое из них реализует потребителю по нормативной цене Ц = 183 руб., то оно обеспечит рентабельность своего производства на уровне принятого норматива, т.е. рн = 0,25.

Рассмотрим структуру выручки предприятия (рис. 3.2).

Рис.3.2. Структура выручки предприятия
Как видно из представленного рисунка, выручка предпри­ятия включает себестоимость всей товарной продукции и балан­совую прибыль.

Себестоимость товарной продукции состоит из заработной платы работников предприятия (включая социальный налог) плюс материальные затраты (переменные и постоянные) и плюс амортизационные отчисления (постоянная часть затрат).

Но себестоимость всей продукции будет состоять из сумм себестоимости работ по всем структурным подразделениям, т.е.


(3.9)

где С — себестоимость товарной продукции;

сi — себестоимость работ в i-ом подразделении;

п — количество производственных подразделений.

Далее можно приступить к расчету квот по каждому подраз­делению. Выполнить его можно по формуле

(3.10)

где Uiквота i-го производственного подразделения по нормативу;

Вн — норматив годовой выручки.

Представим исходные данные, принятые в качестве норма­тивных констант, по рассматриваемому примеру в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Нормативные данные по подразделениям предприятия, руб.


Номер подразделения

Доход

подразделения

Di

Материальные затраты,

Мi

Амортизация
Аi

Социальный налог,

Нс

Налог

предприятия,

Н

Дивиденды

дА

Резервный

фонд,

рф

Чистая

прибыль,

Пч

Квота %
Ui

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1 209 739

1 000 784

285 938

362 922


517877


212410


163 400


686 248


35

2

460 540

1 200 000

243715

138 162

25

3

280000

800 000

469 934

84000

20

Ито-

го

1 950 279

3 000 784

999 587

585 084









80


Доход подразделения (оплата труда членов трудового коллек­тива) определяется по нормам и нормативам в зависимости от принятого объема производства продукции. Эта величина со­стоит из переменной части оплаты труда для рабочих основного производства и постоянной части — для работников, выпол­няющих вспомогательные операции и занятых на управленче­ских и инженерно-технических работах. Пусть такой расчет по подразделениям выполнен и его результаты представлены в гра­фе 2. Аналогичным образом рассчитываются материальные за­траты. Они также состоят из переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат на единицу времени и представ­лены по подразделениям в графе 3. Затраты по амортизации — в графе 4, а