ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Расчеты индекса прибыли при структурных сдвигах следует производить по тем же параметрическим моделям типа 4.5 или 4.6 с небольшой разницей, учитывающей эту характерную особенность производства. Модификации этих моделей выгладят следующим образом:
(4.21)
(4.22)
где pс — коэффициент рентабельности производства, учитывающий структурные сдвиги.
(4.23)
Все представленные в формуле 4.23 параметры имеют тот же экономический смысл, что и в формулах 4.2 и 4.3, но взяты по конкретным позициям продукции.
После подготовки всей необходимой информации считывается индекс прибыли, по которому можно судить, насколько удачным оказались проведенные структурные сдвиги. Очень часто при этом результаты расчета отличаются от ожидаемых и порой выглядят парадоксальными. Вот конкретный пример. Пусть предприятие в базовом периоде выпускало и предполагает выпускать в анализируемом периоде три вида сопоставимой продукции (т.е. n = 3при т = 0 и L = 0). Коэффициент переменных затрат r = 0,3. Остальные исходные данные по видам продукции представлены ниже.
Базовый период | Объем производства, тыс. шт. | 80 | 250 | 100 |
Цена реализации, руб./шт. | 6,3 | 8,7 | 10,4 | |
Себестоимость, руб./шт. | 5,1 | 7,2 | 12,5 | |
Анализируемый период | Объем производства, тыс. шт. | 80 | 250 | х |
Цена реализации, руб./шт. | 6,3 | 8,7 | 10,4 | |
Себестоимость, руб./шт. | 5,1 | 7,2 | 12,5 |
Из приведенных данных видно, что первые два вида продукции рентабельны, их производство и реализация приносят предприятию прибыль (так как цена превышает себестоимость). Иначе обстоит дело с третьим видом продукции. Она убыточна. Производство и реализация каждой единицы такой продукции приносят предприятию убыток в размере 2,1 руб./шт., ибо цена ее реализации ниже себестоимости.
Возникает вопрос: как поступить предприятию, чтобы повысить прибыльность производства? Сокращать ли производство убыточной продукции или, наоборот, увеличивать его? Именно поэтому в строке «объем производства» для анализируемого периода среди исходных данных примера стоит неизвестная величина x.
Чтобы разрешить этот вопрос, обратимся к параметрической модифицированной модели. Проведенные расчеты дали следующие результаты:
Объем производства убыточной продукции x, тыс. шт. | 0 | 25 | 50 | 75 | 100 | 125 | 150 |
Индекс прибыли | − 1,54 | −0,91 | −0,27 | 0,36 | 1,0 | 1,64 | 2,27 |
Из приведенных данных видно, что с увеличением производства убыточной продукции при фиксированных для этого примера исходных данных индекс прибыли возрастает.
Если в базовом периоде предприятие получило прибыль в размере
80000 (6,3−5,1) + 250000 (8,7 − 7,2) + 100000(10,4 − 12,5) = 261000 руб., то, изменив объем производства и реализации третьего вида продукции, прибыль составит:
при x = 0 → (−1,54) · 261000 = − 401940 руб.;
приx = 50 → (− 0,27) · 261000 = − 70470 руб.;
при x = 75 → 0,36 · 261000 = 93960 руб.;
при x = 100 → 1 · 261000 = 261000 руб.;
при x = 125 → 1,64 · 261000 = 428040 руб.;
при x = 150 → 2,27 · 261000 = 592470 руб.
Как видно из расчетов, если вообще снять с производства убыточную продукцию, то предприятие понесет от всей своей деятельности убыток в размере примерно 402 тыс. руб. и доведет свою прибыль до 593 тыс. руб. при расширении производства в 1,5 раза.
Не будем вдаваться в анализ полученных результатов и предоставим читателю самому объяснить их экономический смысл. Попутно предлагаем ответить на ряд вопросов: 1) какой внутрипроизводственный механизм оказывает столь сильное влияние на величину прибыли? 2) всегда ли найденная закономерность изменения прибыли будет иметь место в производстве, и если нет, то какой исходный параметр и на какую величину надо изменить
, чтобы закономерность формирования прибыли превратилась в свою прямую противоположность? 3) в каких видах производства можно с успехом применять столь оригинальный метод обогащения?
Такие неожиданные результаты можно получить в практике функционирования предприятий довольно часто, в том числе вследствие Изменения структуры продукции. Поэтому использование параметрической модели может предотвратить нерациональные планово-управленческие решения, сберечь предприятиям значительные средства, уберечь от непредусмотренного ущерба.
4.10. 3оны принятия планово-управленческих решений
Каждое принятое, а затем и реализованное управленческое решение приводит к определенным экономическим результатам, из которых наиважнейшим является показатель прибыли. Ни одно предприятие, фирма не останется равнодушным к вопросу о том, какая у них ожидается прибыль. Она может быть такой же или больше той, что была в базовом периоде, или понизиться, достигнув нулевого значения. Наконец реальной для каждой производственно-структурной единицы может оказаться ситуация, когда прибыль становится отрицательной, а производство убыточным.
Следовательно, можно четко выделить три основные зоны экономического состояния любого предприятия: 1) прибыль положительна и растет (I> 1); 2) прибыль положительна, но при этом уменьшается (0 < I<1); 3) прибыль уменьшается и стала отрицательной (I< 0).
Между этими зонами имеются границы, которые однозначно определяются количественно. Так, граница между первой и второй выделенными зонами четко определяется индексом прибыли I = 1, а граница между второй и третьей зонами проходит при величине индекса прибыли I = 0.
Принимая то или иное планово-управленческое решение, нужно сразу стремиться к такому варианту, у которого индекс прибыли будет попадать в определенную, заранее выбранную зону. Что для этого необходимо? Прежде всего задаются показатели работы предприятия в базовом периоде. Они известны, поскольку факт прошлого производства уже свершился, и, стало быть, установить их не представляет особого труда. Такими показателями являются коэффициент рентабельности производства pи коэффициент переменных затрат r. Затем выясняется, предполагается ли модернизация производства (реконструкция, техническое перевооружение, расширение и пр.), и если нет, то принимается показатель f= 0, а если да — то
f> 0.
После этого остаются три прибылеобразующих параметра: коэффициент изменения цены товара d, коэффициент изменения себестоимости продукции g , коэффициент изменения объема производства продукции b. Один из этих параметров жестко задается в процессе принятия решения, а два других составляют, так называемую ключевую пару. Параметры, их составляющие, взаимосвязаны: изменение одного параметра влияет на величину другого. Следовательно, эти параметры будут соотноситься между собой как аргумент и функция. Это и дает возможность определить значения координат точек, совокупность которых составит границу соответственно между первой и второй, а также между второй и третьей зонами.
Итак, два параметра из трех рассматриваемых принимаются в качестве ключевых. Поэтому здесь возможны три различных комбинации ключевых параметров из трех имеющихся: сочетание цены dи объема производства b, сочетание цены dи затрат g, и сочетание затрат gи объема производства b.
За основу рассмотрения примем первый вариант сочетания ключевых параметров, ибо именно он представляет наибольший практический интерес. Поэтому в дальнейшем объектом нашего внимания становятся ключевые прибылеобразующие параметры dи b.
С помощью параметрической модели типа 4.6, задав параметры p, r, Iи g, определим координаты точек кривых, которые будут находиться между первой, второй и третьей зонами, являясь при этом границами между ними (рис. 4.4).
Смысл выделенных зон тот же, что и для прошлых рисунков. Первая зона — зона рентабельного производства, в которой прибыль, по сравнению с базовым периодом, возрастает. Вторая ― зона — зона падения прибыли, хотя производство остается рентабельным. И наконец, третья зона — зона убыточного производства.
Внутри одной из указанных зон (в зависимости от того, какой индекс прибыли будет задан) можно построить кривую безразличия. Все точки этой кривой будут соответствовать заданному индексу прибыли.
Приняв то или иное значение коэффициента изменения цены, можно определить объем производства и реализации продукции, который и должен обеспечить заданную величину индекса прибыли.
Например, если принять p = 1,15, r = 0,5, g = 1, I= 1,7, то, как видно из рисунка, можно взять любое сочетание параметров ключевой пары, а именно:
при d= 1,1 → b = 0,987;
при d= 1,0 → b = 1,16;
при d= 0,95 → b = 1,274;
при d= 0,85 → b = 1,581 и т.д.
Рис. 4.4. Зоны принятия планово-управленческих решений:
p = 1,15; r = 0,5; g = 1
В таких сочетаниях и будет обеспечиваться заданный индекс прибыли I = 1,7. Объем производства, который при заданной цене обеспечивает искомую прибыль, обозначим bп.
Но каждое предприятие, как известно, обладает определенной производственной мощностью, и этот объем производства, который будет соответствовать мощности предприятия, обозначим bм.
Наконец, объем производства, при котором эффективность капитальных вложений, направленных на получение заданной прибыли, будет не ниже фирменного норматива, обозначим bэ.
Итак, есть величина производственной программы bп, которая задается исходными условиями, и есть два ограничения bми bэ.Как соотносятся все эти три значения объема производства в различных условиях производства — знать крайне необходимо. Это чрезвычайно важная информация, использование которой при выработке планово-управленческих решений позволит избежать ошибок.
Все возможные соотношения между указанными объемами рассмотрены и проиллюстрированы на рис. 4.5. Всего оказывается четыре случая разных соотношений.
Первый случай — b м < bn < bэ .
Второй случай — b n < bм < bэ .
Третий случай — bn < bэ < bм.
Четвертый случай: — bэ < bn < bм .
Рис. 4.5. Ограничения в управленческих решениях
по объему производства продукции
Вполне очевидно, что самым лучшим и приемлемым решением будет такое, когда производственная программа по прибыли окажется, с одной стороны, больше минимальной границы эффективности, а с другой — меньше производственной мощности предприятия. Такому условию соответствует только четвёртый случай. Его характерная особенность заключается в том, что точка, соответствующая необходимой производственной программе и обеспечивающая заданную прибыль, находится внутри зоны возможного принятия решения. Данная точка обладает большей эффективностью, чем установлено нормативом фирмы, но одновременно она находится внутри производственных возможностей предприятия по его мощности.