ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расчеты индекса прибыли при структурных сдвигах следует производить по тем же параметрическим моделям типа 4.5 или 4.6 с небольшой разницей, учитывающей эту характерную осо­бенность производства. Модификации этих моделей выгладят следующим образом:

(4.21)
(4.22)

где pскоэффициент рентабельности производства, учиты­вающий структурные сдвиги.

(4.23)
Все представленные в формуле 4.23 параметры имеют тот же экономический смысл, что и в формулах 4.2 и 4.3, но взяты по конкретным позициям продукции.

После подготовки всей необходимой информации считыва­ется индекс прибыли, по которому можно судить, насколько удачным оказались проведенные структурные сдвиги. Очень часто при этом результаты расчета отличаются от ожидаемых и порой выглядят парадоксальными. Вот конкретный пример. Пусть предприятие в базовом периоде выпускало и предполагает выпускать в анализируемом периоде три вида сопоставимой продукции (т.е. n = 3при т = 0 и L = 0). Коэффициент переменных затрат r = 0,3. Остальные исходные данные по видам продукции представлены ниже.



Базовый период

Объем производства, тыс. шт.

80

250

100

Цена реализации, руб./шт.

6,3

8,7

10,4

Себестоимость, руб./шт.

5,1

7,2

12,5

Анализируемый период

Объем производства, тыс. шт.

80

250

х

Цена реализации, руб./шт.

6,3

8,7

10,4

Себестоимость, руб./шт.

5,1

7,2

12,5


Из приведенных данных видно, что первые два вида продук­ции рентабельны, их производство и реализация приносят пред­приятию прибыль (так как цена превышает себестоимость). Иначе обстоит дело с третьим видом продукции. Она убыточна. Производство и реализация каждой единицы такой продукции приносят предприятию убыток в размере 2,1 руб./шт., ибо цена ее реализации ниже себестоимости.


Возникает вопрос: как поступить предприятию, чтобы повы­сить прибыльность производства? Сокращать ли производство убыточной продукции или, наоборот, увеличивать его? Именно поэтому в строке «объем производства» для анализируемого пе­риода среди исходных данных примера стоит неизвестная вели­чина x.

Чтобы разрешить этот вопрос, обратимся к параметрической модифицированной модели. Проведенные расчеты дали сле­дующие результаты:


Объем производства убыточ­ной продукции x, тыс. шт.

0


25


50


75


100


125


150


Индекс прибыли

− 1,54

−0,91

−0,27

0,36

1,0

1,64

2,27



Из приведенных данных видно, что с увеличением произ­водства убыточной продукции при фиксированных для этого примера исходных данных индекс прибыли возрастает.

Если в базовом периоде предприятие получило прибыль в размере

80000 (6,3−5,1) + 250000 (8,7 − 7,2) + 100000(10,4 − 12,5) = 261000 руб., то, изменив объем производства и реализации третьего вида продукции, прибыль составит:

при x = 0 → (−1,54) · 261000 = − 401940 руб.;

приx = 50 → (− 0,27) · 261000 = − 70470 руб.;

при x = 75 → 0,36 · 261000 = 93960 руб.;

при x = 100 → 1 · 261000 = 261000 руб.;

при x = 125 → 1,64 · 261000 = 428040 руб.;

при x = 150 → 2,27 · 261000 = 592470 руб.

Как видно из расчетов, если вообще снять с производства убы­точную продукцию, то предприятие понесет от всей своей дея­тельности убыток в размере примерно 402 тыс. руб. и доведет свою прибыль до 593 тыс. руб. при расширении производства в 1,5 раза.

Не будем вдаваться в анализ полученных результатов и предос­тавим читателю самому объяснить их экономический смысл. По­путно предлагаем ответить на ряд вопросов: 1) какой внутрипроизводственный механизм оказывает столь сильное влияние на вели­чину прибыли? 2) всегда ли найденная закономерность изменения прибыли будет иметь место в производстве, и если нет, то какой исходный параметр и на какую величину надо изменить

, чтобы за­кономерность формирования прибыли превратилась в свою пря­мую противоположность? 3) в каких видах производства можно с успехом применять столь оригинальный метод обогащения?

Такие неожиданные результаты можно получить в практике функционирования предприятий довольно часто, в том числе вследствие Изменения структуры продукции. Поэтому использова­ние параметрической модели может предотвратить нерациональ­ные планово-управленческие решения, сберечь предприятиям зна­чительные средства, уберечь от непредусмотренного ущерба.
4.10. 3оны принятия планово-управленческих решений

Каждое принятое, а затем и реализованное управленческое ре­шение приводит к определенным экономическим результатам, из которых наиважнейшим является показатель прибыли. Ни одно предприятие, фирма не останется равнодушным к вопросу о том, какая у них ожидается прибыль. Она может быть такой же или больше той, что была в базовом периоде, или понизиться, достиг­нув нулевого значения. Наконец реальной для каждой производственно-структурной единицы может оказаться ситуация, когда при­быль становится отрицательной, а производство убыточным.

Следовательно, можно четко выделить три основные зоны экономического состояния любого предприятия: 1) прибыль положительна и растет (I> 1); 2) прибыль положительна, но при этом уменьшается (0 < I<1); 3) прибыль уменьшается и стала отрицательной (I< 0).

Между этими зонами имеются границы, которые однозначно определяются количественно. Так, граница между первой и вто­рой выделенными зонами четко определяется индексом прибы­ли I = 1, а граница между второй и третьей зонами проходит при величине индекса прибыли I = 0.

Принимая то или иное планово-управленческое решение, нужно сразу стремиться к такому варианту, у которого индекс прибыли будет попадать в определенную, заранее выбранную зону. Что для этого необходимо? Прежде всего задаются показа­тели работы предприятия в базовом периоде. Они известны, по­скольку факт прошлого производства уже свершился, и, стало быть, установить их не представляет особого труда. Такими по­казателями являются коэффициент рентабельности производст­ва pи коэффициент переменных затрат r. Затем выясняется, предполагается ли модернизация производства (реконструкция, техническое перевооружение, расширение и пр.), и если нет, то принимается показатель f= 0, а если да — то
f> 0.

После этого остаются три прибылеобразующих параметра: коэффициент изменения цены товара d, коэффициент измене­ния себестоимости продукции g , коэффициент изменения объе­ма производства продукции b. Один из этих параметров жестко задается в процессе принятия решения, а два других составляют, так называемую ключевую пару. Параметры, их составляющие, взаимосвязаны: изменение одного параметра влияет на величину другого. Следовательно, эти параметры будут соотноситься меж­ду собой как аргумент и функция. Это и дает возможность оп­ределить значения координат точек, совокупность которых со­ставит границу соответственно между первой и второй, а также между второй и третьей зонами.

Итак, два параметра из трех рассматриваемых принимаются в качестве ключевых. Поэтому здесь возможны три различных комбинации ключевых параметров из трех имеющихся: сочета­ние цены dи объема производства b, сочетание цены dи затрат g, и сочетание затрат gи объема производства b.

За основу рассмотрения примем первый вариант сочетания клю­чевых параметров, ибо именно он представляет наибольший практи­ческий интерес. Поэтому в дальнейшем объектом нашего внимания становятся ключевые прибылеобразующие параметры dи b.

С помощью параметрической модели типа 4.6, задав парамет­ры p, r, Iи g, определим координаты точек кривых, которые будут находиться между первой, второй и третьей зонами, являясь при этом границами между ними (рис. 4.4).

Смысл выделенных зон тот же, что и для прошлых рисунков. Первая зона — зона рентабельного производства, в которой прибыль, по сравнению с базовым периодом, возрастает. Вторая ― зона — зона падения прибыли, хотя производство остается рен­табельным. И наконец, третья зона — зона убыточного произ­водства.

Внутри одной из указанных зон (в зависимости от того, ка­кой индекс прибыли будет задан) можно построить кривую без­различия. Все точки этой кривой будут соответствовать задан­ному индексу прибыли.

Приняв то или иное значение коэффициента изменения це­ны, можно определить объем производства и реализации про­дукции, который и должен обеспечить заданную величину ин­декса прибыли.

Например, если принять p = 1,15, r = 0,5, g = 1, I= 1,7, то, как видно из рисунка, можно взять любое сочетание параметров ключевой пары, а именно:


при d= 1,1 → b = 0,987;

при d= 1,0 → b = 1,16;

при d= 0,95 → b = 1,274;

при d= 0,85 → b = 1,581 и т.д.


Рис. 4.4. Зоны принятия планово-управленческих решений:

p = 1,15; r = 0,5; g = 1
В таких сочетаниях и будет обеспечиваться заданный индекс прибыли I = 1,7. Объем производства, который при заданной цене обеспечивает искомую прибыль, обозначим bп.

Но каждое предприятие, как известно, обладает определенной производственной мощностью, и этот объем производства, кото­рый будет соответствовать мощности предприятия, обозначим bм.

Наконец, объем производства, при котором эффективность капитальных вложений, направленных на получение заданной прибыли, будет не ниже фирменного норматива, обозначим bэ.

Итак, есть величина производственной программы bп, кото­рая задается исходными условиями, и есть два ограничения bми bэ.Как соотносятся все эти три значения объема производства в различных условиях производства — знать крайне необходимо. Это чрезвычайно важная информация, использование которой при выработке планово-управленческих решений позволит из­бежать ошибок.

Все возможные соотношения между указанными объемами рассмотрены и проиллюстрированы на рис. 4.5. Всего оказыва­ется четыре случая разных соотношений.

Первый случай — b м < bn < bэ .

Второй случай — b n < bм < bэ .

Третий случай — bn < bэ < bм.

Четвертый случай: — bэ < bn < bм .


Рис. 4.5. Ограничения в управленческих решениях

по объему производства продукции
Вполне очевидно, что самым лучшим и приемлемым реше­нием будет такое, когда производственная программа по прибыли окажется, с одной стороны, больше минимальной границы эффективности, а с другой — меньше производственной мощ­ности предприятия. Такому условию соответствует только четвёртый случай. Его характерная особенность заключается в том, что точка, соответствующая необходимой производственной программе и обеспечивающая заданную прибыль, находится внутри зоны возможного принятия решения. Данная точка обладает большей эффективностью, чем установлено нормативом фирмы, но одновременно она находится внутри производствен­ных возможностей предприятия по его мощности.