ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 615

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• средневзвешенная цена реализации единицы продукции каждой номенклатурно-ассортиментной позиции;

• прямые переменные (пропорциональные) затраты на про­изводство единицы продукции каждой номенклатурно-ассорти­ментной позиции.

Вторая группа — переменная информация. Она относится к анализируемому периоду и может многократно изменяться в про­цессе поиска лучшего варианта планово-управленческого решения.

К переменной информации анализируемого периода относятся:

• общефирменное изменение условно-постоянных затрат;

• вся вышеперечисленная информация базового периода (только по наименованиям, а не числовая);

• изменения прямых переменных затрат на производство еди­ницы продукции каждой номенклатурно-ассортиментной позиции;

• изменения условно-постоянных затрат при производстве единицы продукции каждой позиции;

• капитальные вложения в совершенствование производства продукции по каждой позиции.

Третья группа — информация производная, получаемая в ре­зультате обработки информации первой и второй групп. При этом информация данной группы чрезвычайно важна, ибо именно она используется для поиска лучшего планово-управ­ленческого решения.

К числу показателей этой группы информации относятся все те показатели, которые используются при расчете прибыли с применением модели типа 4.5 или 4.6.

Рассчитанная по соответствующим формулам производная информация используется затем для определения прибыли предприятия, последующего анализа избранного варианта и пе­ресмотра технических и хозяйственных решений применительно к отдельным видам производимой продукции (разумеется, если это потребуется).

Проведя все поэтапные операции в строгом соответствии с вышеизложенной методологией, окончательно останавливаются на конкретном плане производства продукции. При этом на за­ключительном этапе рассчитываются все важнейшие показатели деятельности предприятия, включая показатели выручки, при­были, величины переменных затрат, рентабельности производ­ства, эффективности производства и др. На этом заканчивается планирование прибыли.


Вопросы для самопроверки и самоконтроля


1. Какой критерий планово-управленческого решения дол­жен применяться в современном бизнесе?

2. Какие резервы повышения прибыли фирмы вы можете на­звать? Как они дифференцируются?

3. Какие факторы и пути повышения прибыли фирмы им знаете?

4. Какие еще, кроме прибыли, могут применяться критерии принятия решений в бизнесе? В каких случаях ими можно вос­пользоваться?

5. Какие ограничения действуют в бизнесе при выработке планового решения?

6. Как получить многопараметрическую математическую модель индекса прибыли предприятия? Попробуйте повторить ее вывод.

7. Какие параметры прибыли представлены в математиче­ской модели?

8. Как перейти от однономенклатурного к многономенклатурному производству при определении индекса прибыли фирмы?

9. Укажите, как влияют на индекс прибыли предприятия от­дельные параметры модели.

10. Какую роль играет графика для познания и понимания закономерностей изменения прибыли и выработки стратегии фирмы?

11. Что такое абсолютная и относительная безубыточность |производства?

12. Как определить границы безубыточности производства?

13. Что собой представляет неопределенность рыночной ситуации?

14. Можно ли предвидеть такую ситуацию?

15. Как можно повысить надежность планового решения?

16. Что из себя представляют страховые коэффициенты?! Какую роль они могут исполнить? Как их можно рассчитать?

17. Какой смысл имеет изучение компенсационных соотношений прибылеобразующих параметров?

18. Какая пара параметров модели представляет для бизнеса; наибольший интерес с точки зрения компенсационных соотношений?

19. Какой количественной связью объединены параметры изменений объема производства и цены товара?

20. Какое практическое значение для бизнеса имеет знание компенсационных соотношений между объемом производства и ценой товара?

21. Какие методы можно применить в бизнесе с целью рас­ширения производственной мощности и развития предприятия?

22. Какие текущие затраты изменяются при расширении производственной мощности предприятия?

23. По какой закономерности изменяются переменные и по какой — условно-постоянные затраты предприятия при расши­рении его производственной мощности?

24. Какие возможности открываются для бизнеса в связи с расширением производственной мощности предприятия? Как можно использовать эти возможности и при каких условиях?



25. Для чего нужно оценивать влияние каждого параметра на конечный результат?

26. Каким методом лучше всего осуществить процедуру опре­деления влияния отдельных параметров на конечный результат?

27. Как можно впоследствии использовать полученную ин­формацию о влиянии отдельных параметров модели на конеч­ный результат производства?

28. Какие варианты структурных сдвигов продукции вы мо­жете указать?

29. Какую серьезную погрешность можно допустить, если не провести необходимых расчетов по определению влияния струк­турных сдвигов на прибыль предприятия?

30. Отчего может возникнуть серьезная погрешность в оцен­ке результатов структурных сдвигов продукции?

31. Как практически можно использовать в бизнесе резуль­таты анализа структурных изменений продукции?

32. Какие зоны экономического состояния предприятия можно выделить?

33. Каковы количественные границы между экономически­ми зонами состояния предприятия?

34. Как связаны экономические зоны состояния предпри­ятия с его производственной мощностью, с производственной программой и с величиной капитальных вложений в реконст­рукцию и модернизацию предприятия?

35. Как оценить эффективность капитальных вложений и целесообразность их использования для реконструкции пред­приятия?

36. На какие важнейшие вопросы должен ответить разраба­тываемый бизнес-план предприятия?

37. В чем заключается основная идея определения и плани­рования прибыли предприятия?

38. Перечислите основные требования, которые предъявляют­ся к рабочей методике по планированию прибыли предприятия.

39. Укажите этапы алгоритма планирования прибыли пред­приятия.
Глава 5. Рыночное моделирование и оптимизация

планово-управленческих решений
При переходе к рынку предприятия России столкнулись с мас­сой проблем, решить которые все разом оказалось большинству из них не под силу. Это привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису.

Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять предприятием и принимать решения, еще долгое время останет­ся актуальным. Все дело в том, что отечественные предприятия не имеют практически никакого опыта работы в рыночной эко­номике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные све­дения в принятии управленческих решений.

К сожалению, экономическая литература, выпускаемая в нашей стране, носит описательный характер. Трудно встретить конкретные рекомендации по расчету маркетинговых показате­лей, практически отсутствуют математические модели, с помо­щью которых можно рассчитать цены на товары, объемы их производства, прогнозы прибыли, выручки и т.п.


Все эти вопросы стали предметом рассмотрения в данной главе.
5.1. Спрос, предложение, цена товара

Поступающий на рынок товар может пользоваться у потреби­телей большим или меньшим успехом, или, как говорят, большим или меньшим спросом. Спрос на товар — понятие рыноч­ное. С ним связаны практически все рыночные категории, регу­ляторы и механизмы производства. Это ключевое понятие ры­ночной экономики. Оно означает желание и способность покупа­телей приобрести (купить) конкретный товар. Спросом можно назвать количество товара определенного качества и назначения, которое будет куплено потребителями в данном временном ин­тервале по конкретной цене.

В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при сни­жении цены спрос растет (рис. 5.1).



Рис. 5.1. Действие закона спроса

Как видно из рисунка, в соответствии с законом спроса при цене Ц1 спрос С1, а при цене Ц2спрос С2. При этом Ц1 2 , а С1 < С2 . Линия, в соответствии с которой изменяется величина спроса под влиянием изменения цены товара, называется кривой спроса. Для каждого конкретного товара она имеет свою форму и свой наклон к осям координат.

Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании по­вышения цен на товар. В таком случае описанная закономер­ность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на по­вышение цен.

Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара.

Предложение — это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое произво­дители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале.

В рыночной экономике действует закон предложения, со­гласно которому предложение при прочих равных условиях из­меняется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен — меньшее количество товаров (рис. 5.2).




Рис. 5.2. Действие закона предложения
Как видно из рисунка, при Ц1 2 имеет место С1> С2 . Линия, в соответствии с которой изменяется величина предло­жения под влиянием изменения цены товара, называется кривой предложения.

Направление изменения предложения товара от изменения цены на него объясняется двумя причинами. Во-первых, пред­приятия включают в производство резервные мощности, прово­дят модернизацию, реконструкцию и техническое перевооруже­ние производства, с тем чтобы произвести и продать больше то­варов, цены на которые в данный момент высоки. Во-вторых, предприятия других отраслей срочно начинают осваивать про­изводство тех товаров, цены на которые столь высоки.

Однако изменение предложения на рынке не может проис­ходить мгновенно, по мере повышения цены товара. Это требует определенного времени, в течение которого производство от­реагирует на конъюнктуру рынка соответствующим образом.

Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в на­стоящем времени.

Итак, спрос и предложение товара встречаются на рынке. Их совместное взаимодействие представлено на рис. 5.3.


Рис.5.3. Формирование цены равновесия спроса и предложения
Представим, что на рынке появился новый товар. Объем его производства и продаж вначале незначителен, ибо очень высока цена, поэтому спрос на данный товар значительно превышает предложение. Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, про­давцы поставят для покрытия дефицита дополнительное количе­ство данного товара. Тогда предложение превысит спрос и цена товара упадет.

Как только это произойдет, количество товара на рынке со­кратится, и цикл колебания цен повторится. При этом колеба­ния цен относительно некоторой стабильной величины с каж­дым новым циклом будут сокращаться, закручиваясь в спираль. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равно­весие между спросом и предложением товара (точка равнове­сия). Цена товара в этой точке называется ценой равновесия. Она довольно быстро устанавливается на рынке и с небольшими колебаниями может существовать длительное время, обеспечивая равновесие между спросом и предложением товара.