ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 591

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
b0 = 0,687 (1,2 : 1,746 = 0,687).

Можно также утверждать, что предприятие получит прибыль не ниже чем в базовом периоде, если объем реализации продук­ции снизится по сравнению с планом не больше, чем на 34,3% и превысит b1= 0,893 (1,2 : 1,343 = 0,893).

Таким образом, страховые коэффициенты опосредованно сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое пла­ново-управленческое решение, какими запасами прочности оно обладает, какова вероятность того, что неопределенность ры­ночной ситуации может вывести предприятие из состояния ус­тойчивости, стабильности, прибыльности работы. И чем выше эти коэффициенты, тем надежнее предприятие будет чувство­вать себя в рынке.

Проанализируем полученные зависимости (формулы 4.13 и 4.14) с точки зрения количественных значений страховых коэффи­циентов и установления закономерности их изменения. Прежде всего, отметим, что с увеличением планируемого объема реализации продукции, цен реализации и снижение плановой величины затрат (параметры будут технически, экономически и производст­венно обоснованы) значения страховых коэффициентов будут рас­ти. Это вытекает из того, что все перечисленные параметры нахо­дятся в числителе формул по определению искомых коэффициен­тов. Интерес поэтому представляет анализ величины страховых ко­эффициентов в зависимости от исходных параметров pи r.

Посмотрим, что будет происходить с величиной страховых коэффициентов, если изменять параметр r. Вначале проведем анализ по конкретным цифровым данным на основе значений параметров рассмотренного выше примера (т.е. для b= 1,2; d = 1,05; g = 0,98; p= 1,15; f =0). Результаты расчетов для разных значений парамет­ра rприведены в табл. 4.5.

Приведенные цифры говорят о том, что для условий рассмат­риваемого примера страховые коэффициенты по мере увеличения доли переменных затрат в себестоимости продукции неукосни­тельно возрастают. А как будет для других исходных условий производства? Не изменится ли найденная закономерность?

Возьмем формулу 4.13 и проанализируем ее, предварительно несколько видоизменив:

Таблица 4.5

Закономерность изменения величины страховых коэффициентов в зависимости от коэффициента переменных затрат


Исходные данные

Значение

коэффициента

r

Величина страховых коэффициентов

абсолютной безубыточности

относительной безубыточности

b= 1,2

0,1

1,503

1,288

d = 1,05

0,3

1,59

1,309

g= 0,98

0,5

1,746

1,343

p = 1,15

0,7

2,11

1,407

f= 0,0

0,9

3,93

1,572




Из полученного выражения однозначно следует, что чем больше коэффициент r, тем меньше знаменатель первого сла­гаемого и, следовательно, больше величина страхового коэффи­циента абсолютной безубыточности производства (ибо второе слагаемое остается постоянным). Аналогичный результат можно получить при анализе величины страхового коэффициента отно­сительной безубыточности производства с той лишь разницей, что изменения искомых коэффициентов носят не столь выраженный характер.

Что касается коэффициента рентабельности p, то, как следует из формулы 4.12, его увеличение будет повышать значение стра­хового коэффициента абсолютной безубыточности. И это вполне понятно, ибо, если предприятие в базовом периоде сработало с высокой эффективностью, то тем самым оно заложило более вы­сокий уровень стабильной и безубыточной работы в будущем.

Проведя соответствующие преобразования модели типа 4.6, можно получить формулы для определения страховых коэффи­циентов абсолютной и относительной безубыточности по цене и по себестоимости:

(4.15)

(4.16)


(4.17)
(4.18)
где и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по цене;
и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по себестоимости.

Учитывая важность и высокую информационную значимость страховых коэффициентов, опосредованно и косвенно устра­няющих неопределенность рыночной ситуации, а также способ­ность выполнения ими функции определения запасов прочно­сти планово-управленческого решения и вероятности безубы­точности работы предприятия, можно рекомендовать ввести эти коэффициенты в практику бизнес― планирования производства.
4.6. Компенсационные соотношения



прибылеобразующих параметров

Принимая различные варианты планово-управленческих ре­шений, очень часто варьируют отдельными прибылеобразующими параметрами. Однако весьма полезно оперировать двумя параметрами-антиподами одновременно. Здесь имеются в виду такие пары, как «цена реализации — объем реализации», а так­же «затраты на производство — цена реализации». Нетрудно по­нять, что эти пары взаимосвязаны не только чисто физически в одной математической модели, но и экономически.

Поэтому крайне важно знать, как изменение одного парамет­ра из выделенной пары может быть компенсировано изменением другого параметра, но так, чтобы прибыль осталась на уровне ба­зового периода. Познания в этой области могут быть полезны для быстрой оценки выгодности того или иного решения в условиях меняющейся конъюнктуры рынка как в области приобретения средств производства для своего бизнеса, так и в сфере реализа­ции изготовленной продукции. Рассмотрение этого вопроса про­ведем на примере пары параметров «цена — объем реализации».

Хорошо известно, что в условиях рыночных отношений дей­ствует непреложный закон: больше цена товара — меньше ско­рость его реализации, а следовательно, в определенную единицу времени должен быть сокращен объем производства данного то­вара с целью полной его реализации потребителю. Справедливо и обратное действие: меньше цена товара — больше скорость его реализации, увеличивается спрос на этот товар и, чтобы его удовлетворить, надо больше производить товарной продукции.

Разумеется, снижение цены на товар приводит к сокраще­нию получаемой прибыли и, чтобы эту потерю компенсировать, необходимо увеличить объем производства и реализации про­дукции. В этом случае как раз и возникает вопрос: насколько нужно его увеличить, каково компенсационное соотношение между сокращением одного параметра (цены реализации) и воз­растанием другого (объема реализации)?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся основной формулой индекса прибыли 4.6 для определения компенсационного соот­ношения между двумя параметрами, имея в виду, что цену реали­зации понизим на величину ∆d, а индекс прибыли примем I = 1 . Дополнительно примем g = 1 и f= 0. Тогда, после подстановки всех исходных данных в указанную формулу и простейших алгеб­раических преобразований, получим:


(4.19)

где ∆b — необходимый прирост объема реализации с целью компенсации потерь прибыли при снижении цены реализации на ∆d.

Как видно из формулы, компенсационное соотношение меж­ду двумя параметрами зависит от коэффициента рентабельности производства в базовом периоде и коэффициента переменных за­трат. На конкретном примере рассмотрим, как они действуют и влияют на искомое соотношение. Пусть p = 1,235 и r = 0,58. Оп­ределим прирост объема реализации продукции, компенсирую­щий потерю прибыли, если планируется снизить цену товара на ∆d = 0,03 (т.е. на 3%). Подставим эти данные в формулу 4.19:



Полученный результат трактуется следующим образом. При фиксированных исходных данных снижение цены товара на 3% компенсируется при формировании той же прибыли приростом объема производства и реализации продукции почти на 6%. Ес­ли этот прирост будет больше, то прибыль, несмотря на сниже­ние цены реализации на 3%, будет прирастать, т.е. станет боль­ше, чем была в базовом периоде.

Проведенные расчеты по формуле 4.19 дали результаты, ко­торые приведены в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Компенсационный прирост объема реализации продукции в процентах при снижении цены товара на один процент


Коэффициент переменных затрат, r

Коэффициент рентабельности производства, p

1,05

1,15

1,25

1,5

1,75

2

0,1

1,105

1,109

1,09

1,07

1,061

1,053

0,2

1,235

1,21

1,19

1,154

1,129

1,111

0,3

1,4

1,353

1,316

1,25

1,207

1,176

0,4

1,615

1,533

1,47

1,363

1,296

1,25

0,5

1,91

1,77

1,666

1,5

1,4

1,333

0,7

3

2,555

2,27

1,875

1,666

1,538

0,8

4,2

3,285

2,777

2,143

1,842

1,666

0,9

7

4,6

3,57

2,5

2,06

1,82



Как видно из табл. 4.6, компенсационная величина прироста объема реализации продукции снижается с увеличением коэффи­циента рентабельности и растет с увеличением коэффициента переменных затрат. Видно также, что количество процентов при­роста объема реализации для компенсации потерь прибыли все­гда больше единицы: незначительно больше — при небольших коэффициентах переменных затрат порядка r = 0,1 r  0,2, сущест­венно больше, когда r > 0,7. При промежуточных значениях этого коэффициента компенсационный прирост объема реализации продукции составляет от 1,3 до 2,5%. И очень часто такой прирост объема производства и реализации не только для компенса­ции потерь прибыли, но и для ее наращивания, является оправ­данным. Это связано с одним из возможных стратегических на­правлений получения прибыли, когда снижаются цены на реали­зуемый товар, но существенно увеличивается скорость его прода­жи, растет товарооборот, а следовательно увеличивается объем производства продукции для поддержания на определенном уровне насыщенности рынка товарами в соответствии со склады­вающимся спросом. Такая стратегия способна не только воспроизвести прибыль на прежнем уровне, но и многократно его превысить. И та фирма, которая это поняла и применяет в своей деятельности, имеет, как правило, успех, выходит победителем в конкурентной борьбе с многочисленными производителями ана­логичных и взаимозаменяемых товаров.
4.7. Учет производственной мощности предприятия при прогнозировании прибыли

Богатый мировой и отечественный опыт свидетельствует, что практически ни одно производство не остается таким, каким оно создано изначально. Каждое из них с течением времени постоян­но находится в движении и развитии, совершенствуется и техни­чески, и организационно. Для этого существуют многочисленные формы и методы: рационализация и модернизация, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его простое расширение.

Выбор того или иного направления развития предприятия за­висит от многих факторов, вся совокупность которых учитывает­ся в процессе принятия решения и обусловлена теми конкретны­ми задачами, которые стоят в стратегическом и тактическом пла­нах предприятия. Тем не менее, независимо от того, какое на­правление будет взято фирмой на вооружение, реализация лю­бого из них потребует дополнительных прямых переменных и ус­ловно-постоянных затрат. Поэтому развитие и расширение про­изводства продукции обязательно должно найти отражение в параметрической модели формирования прибыли: для переменных затрат — в виде изменения себестоимости продукции, для услов­но-постоянных затрат — их прирост и изменение. Причем для модели типа 4.6 эти изменения отражаются в параметрах