ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 591
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
b0 = 0,687 (1,2 : 1,746 = 0,687).
Можно также утверждать, что предприятие получит прибыль не ниже чем в базовом периоде, если объем реализации продукции снизится по сравнению с планом не больше, чем на 34,3% и превысит b1= 0,893 (1,2 : 1,343 = 0,893).
Таким образом, страховые коэффициенты опосредованно сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое планово-управленческое решение, какими запасами прочности оно обладает, какова вероятность того, что неопределенность рыночной ситуации может вывести предприятие из состояния устойчивости, стабильности, прибыльности работы. И чем выше эти коэффициенты, тем надежнее предприятие будет чувствовать себя в рынке.
Проанализируем полученные зависимости (формулы 4.13 и 4.14) с точки зрения количественных значений страховых коэффициентов и установления закономерности их изменения. Прежде всего, отметим, что с увеличением планируемого объема реализации продукции, цен реализации и снижение плановой величины затрат (параметры будут технически, экономически и производственно обоснованы) значения страховых коэффициентов будут расти. Это вытекает из того, что все перечисленные параметры находятся в числителе формул по определению искомых коэффициентов. Интерес поэтому представляет анализ величины страховых коэффициентов в зависимости от исходных параметров pи r.
Посмотрим, что будет происходить с величиной страховых коэффициентов, если изменять параметр r. Вначале проведем анализ по конкретным цифровым данным на основе значений параметров рассмотренного выше примера (т.е. для b= 1,2; d = 1,05; g = 0,98; p= 1,15; f =0). Результаты расчетов для разных значений параметра rприведены в табл. 4.5.
Приведенные цифры говорят о том, что для условий рассматриваемого примера страховые коэффициенты по мере увеличения доли переменных затрат в себестоимости продукции неукоснительно возрастают. А как будет для других исходных условий производства? Не изменится ли найденная закономерность?
Возьмем формулу 4.13 и проанализируем ее, предварительно несколько видоизменив:
Таблица 4.5
Закономерность изменения величины страховых коэффициентов в зависимости от коэффициента переменных затрат
Из полученного выражения однозначно следует, что чем больше коэффициент r, тем меньше знаменатель первого слагаемого и, следовательно, больше величина страхового коэффициента абсолютной безубыточности производства (ибо второе слагаемое остается постоянным). Аналогичный результат можно получить при анализе величины страхового коэффициента относительной безубыточности производства с той лишь разницей, что изменения искомых коэффициентов носят не столь выраженный характер.
Что касается коэффициента рентабельности p, то, как следует из формулы 4.12, его увеличение будет повышать значение страхового коэффициента абсолютной безубыточности. И это вполне понятно, ибо, если предприятие в базовом периоде сработало с высокой эффективностью, то тем самым оно заложило более высокий уровень стабильной и безубыточной работы в будущем.
Проведя соответствующие преобразования модели типа 4.6, можно получить формулы для определения страховых коэффициентов абсолютной и относительной безубыточности по цене и по себестоимости:
(4.15)
(4.16)
(4.17)
(4.18)
где и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по цене;
и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по себестоимости.
Учитывая важность и высокую информационную значимость страховых коэффициентов, опосредованно и косвенно устраняющих неопределенность рыночной ситуации, а также способность выполнения ими функции определения запасов прочности планово-управленческого решения и вероятности безубыточности работы предприятия, можно рекомендовать ввести эти коэффициенты в практику бизнес― планирования производства.
4.6. Компенсационные соотношения
прибылеобразующих параметров
Принимая различные варианты планово-управленческих решений, очень часто варьируют отдельными прибылеобразующими параметрами. Однако весьма полезно оперировать двумя параметрами-антиподами одновременно. Здесь имеются в виду такие пары, как «цена реализации — объем реализации», а также «затраты на производство — цена реализации». Нетрудно понять, что эти пары взаимосвязаны не только чисто физически в одной математической модели, но и экономически.
Поэтому крайне важно знать, как изменение одного параметра из выделенной пары может быть компенсировано изменением другого параметра, но так, чтобы прибыль осталась на уровне базового периода. Познания в этой области могут быть полезны для быстрой оценки выгодности того или иного решения в условиях меняющейся конъюнктуры рынка как в области приобретения средств производства для своего бизнеса, так и в сфере реализации изготовленной продукции. Рассмотрение этого вопроса проведем на примере пары параметров «цена — объем реализации».
Хорошо известно, что в условиях рыночных отношений действует непреложный закон: больше цена товара — меньше скорость его реализации, а следовательно, в определенную единицу времени должен быть сокращен объем производства данного товара с целью полной его реализации потребителю. Справедливо и обратное действие: меньше цена товара — больше скорость его реализации, увеличивается спрос на этот товар и, чтобы его удовлетворить, надо больше производить товарной продукции.
Разумеется, снижение цены на товар приводит к сокращению получаемой прибыли и, чтобы эту потерю компенсировать, необходимо увеличить объем производства и реализации продукции. В этом случае как раз и возникает вопрос: насколько нужно его увеличить, каково компенсационное соотношение между сокращением одного параметра (цены реализации) и возрастанием другого (объема реализации)?
Для ответа на этот вопрос воспользуемся основной формулой индекса прибыли 4.6 для определения компенсационного соотношения между двумя параметрами, имея в виду, что цену реализации понизим на величину ∆d, а индекс прибыли примем I = 1 . Дополнительно примем g = 1 и f= 0. Тогда, после подстановки всех исходных данных в указанную формулу и простейших алгебраических преобразований, получим:
(4.19)
где ∆b — необходимый прирост объема реализации с целью компенсации потерь прибыли при снижении цены реализации на ∆d.
Как видно из формулы, компенсационное соотношение между двумя параметрами зависит от коэффициента рентабельности производства в базовом периоде и коэффициента переменных затрат. На конкретном примере рассмотрим, как они действуют и влияют на искомое соотношение. Пусть p = 1,235 и r = 0,58. Определим прирост объема реализации продукции, компенсирующий потерю прибыли, если планируется снизить цену товара на ∆d = 0,03 (т.е. на 3%). Подставим эти данные в формулу 4.19:
Полученный результат трактуется следующим образом. При фиксированных исходных данных снижение цены товара на 3% компенсируется при формировании той же прибыли приростом объема производства и реализации продукции почти на 6%. Если этот прирост будет больше, то прибыль, несмотря на снижение цены реализации на 3%, будет прирастать, т.е. станет больше, чем была в базовом периоде.
Проведенные расчеты по формуле 4.19 дали результаты, которые приведены в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Компенсационный прирост объема реализации продукции в процентах при снижении цены товара на один процент
Как видно из табл. 4.6, компенсационная величина прироста объема реализации продукции снижается с увеличением коэффициента рентабельности и растет с увеличением коэффициента переменных затрат. Видно также, что количество процентов прироста объема реализации для компенсации потерь прибыли всегда больше единицы: незначительно больше — при небольших коэффициентах переменных затрат порядка r = 0,1 r 0,2, существенно больше, когда r > 0,7. При промежуточных значениях этого коэффициента компенсационный прирост объема реализации продукции составляет от 1,3 до 2,5%. И очень часто такой прирост объема производства и реализации не только для компенсации потерь прибыли, но и для ее наращивания, является оправданным. Это связано с одним из возможных стратегических направлений получения прибыли, когда снижаются цены на реализуемый товар, но существенно увеличивается скорость его продажи, растет товарооборот, а следовательно увеличивается объем производства продукции для поддержания на определенном уровне насыщенности рынка товарами в соответствии со складывающимся спросом. Такая стратегия способна не только воспроизвести прибыль на прежнем уровне, но и многократно его превысить. И та фирма, которая это поняла и применяет в своей деятельности, имеет, как правило, успех, выходит победителем в конкурентной борьбе с многочисленными производителями аналогичных и взаимозаменяемых товаров.
4.7. Учет производственной мощности предприятия при прогнозировании прибыли
Богатый мировой и отечественный опыт свидетельствует, что практически ни одно производство не остается таким, каким оно создано изначально. Каждое из них с течением времени постоянно находится в движении и развитии, совершенствуется и технически, и организационно. Для этого существуют многочисленные формы и методы: рационализация и модернизация, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его простое расширение.
Выбор того или иного направления развития предприятия зависит от многих факторов, вся совокупность которых учитывается в процессе принятия решения и обусловлена теми конкретными задачами, которые стоят в стратегическом и тактическом планах предприятия. Тем не менее, независимо от того, какое направление будет взято фирмой на вооружение, реализация любого из них потребует дополнительных прямых переменных и условно-постоянных затрат. Поэтому развитие и расширение производства продукции обязательно должно найти отражение в параметрической модели формирования прибыли: для переменных затрат — в виде изменения себестоимости продукции, для условно-постоянных затрат — их прирост и изменение. Причем для модели типа 4.6 эти изменения отражаются в параметрах
Можно также утверждать, что предприятие получит прибыль не ниже чем в базовом периоде, если объем реализации продукции снизится по сравнению с планом не больше, чем на 34,3% и превысит b1= 0,893 (1,2 : 1,343 = 0,893).
Таким образом, страховые коэффициенты опосредованно сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое планово-управленческое решение, какими запасами прочности оно обладает, какова вероятность того, что неопределенность рыночной ситуации может вывести предприятие из состояния устойчивости, стабильности, прибыльности работы. И чем выше эти коэффициенты, тем надежнее предприятие будет чувствовать себя в рынке.
Проанализируем полученные зависимости (формулы 4.13 и 4.14) с точки зрения количественных значений страховых коэффициентов и установления закономерности их изменения. Прежде всего, отметим, что с увеличением планируемого объема реализации продукции, цен реализации и снижение плановой величины затрат (параметры будут технически, экономически и производственно обоснованы) значения страховых коэффициентов будут расти. Это вытекает из того, что все перечисленные параметры находятся в числителе формул по определению искомых коэффициентов. Интерес поэтому представляет анализ величины страховых коэффициентов в зависимости от исходных параметров pи r.
Посмотрим, что будет происходить с величиной страховых коэффициентов, если изменять параметр r. Вначале проведем анализ по конкретным цифровым данным на основе значений параметров рассмотренного выше примера (т.е. для b= 1,2; d = 1,05; g = 0,98; p= 1,15; f =0). Результаты расчетов для разных значений параметра rприведены в табл. 4.5.
Приведенные цифры говорят о том, что для условий рассматриваемого примера страховые коэффициенты по мере увеличения доли переменных затрат в себестоимости продукции неукоснительно возрастают. А как будет для других исходных условий производства? Не изменится ли найденная закономерность?
Возьмем формулу 4.13 и проанализируем ее, предварительно несколько видоизменив:
Таблица 4.5
Закономерность изменения величины страховых коэффициентов в зависимости от коэффициента переменных затрат
Исходные данные | Значение коэффициента r | Величина страховых коэффициентов | |
абсолютной безубыточности | относительной безубыточности | ||
b= 1,2 | 0,1 | 1,503 | 1,288 |
d = 1,05 | 0,3 | 1,59 | 1,309 |
g= 0,98 | 0,5 | 1,746 | 1,343 |
p = 1,15 | 0,7 | 2,11 | 1,407 |
f= 0,0 | 0,9 | 3,93 | 1,572 |
Из полученного выражения однозначно следует, что чем больше коэффициент r, тем меньше знаменатель первого слагаемого и, следовательно, больше величина страхового коэффициента абсолютной безубыточности производства (ибо второе слагаемое остается постоянным). Аналогичный результат можно получить при анализе величины страхового коэффициента относительной безубыточности производства с той лишь разницей, что изменения искомых коэффициентов носят не столь выраженный характер.
Что касается коэффициента рентабельности p, то, как следует из формулы 4.12, его увеличение будет повышать значение страхового коэффициента абсолютной безубыточности. И это вполне понятно, ибо, если предприятие в базовом периоде сработало с высокой эффективностью, то тем самым оно заложило более высокий уровень стабильной и безубыточной работы в будущем.
Проведя соответствующие преобразования модели типа 4.6, можно получить формулы для определения страховых коэффициентов абсолютной и относительной безубыточности по цене и по себестоимости:
(4.15)
(4.16)
(4.17)
(4.18)
где и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по цене;
и — страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по себестоимости.
Учитывая важность и высокую информационную значимость страховых коэффициентов, опосредованно и косвенно устраняющих неопределенность рыночной ситуации, а также способность выполнения ими функции определения запасов прочности планово-управленческого решения и вероятности безубыточности работы предприятия, можно рекомендовать ввести эти коэффициенты в практику бизнес― планирования производства.
4.6. Компенсационные соотношения
прибылеобразующих параметров
Принимая различные варианты планово-управленческих решений, очень часто варьируют отдельными прибылеобразующими параметрами. Однако весьма полезно оперировать двумя параметрами-антиподами одновременно. Здесь имеются в виду такие пары, как «цена реализации — объем реализации», а также «затраты на производство — цена реализации». Нетрудно понять, что эти пары взаимосвязаны не только чисто физически в одной математической модели, но и экономически.
Поэтому крайне важно знать, как изменение одного параметра из выделенной пары может быть компенсировано изменением другого параметра, но так, чтобы прибыль осталась на уровне базового периода. Познания в этой области могут быть полезны для быстрой оценки выгодности того или иного решения в условиях меняющейся конъюнктуры рынка как в области приобретения средств производства для своего бизнеса, так и в сфере реализации изготовленной продукции. Рассмотрение этого вопроса проведем на примере пары параметров «цена — объем реализации».
Хорошо известно, что в условиях рыночных отношений действует непреложный закон: больше цена товара — меньше скорость его реализации, а следовательно, в определенную единицу времени должен быть сокращен объем производства данного товара с целью полной его реализации потребителю. Справедливо и обратное действие: меньше цена товара — больше скорость его реализации, увеличивается спрос на этот товар и, чтобы его удовлетворить, надо больше производить товарной продукции.
Разумеется, снижение цены на товар приводит к сокращению получаемой прибыли и, чтобы эту потерю компенсировать, необходимо увеличить объем производства и реализации продукции. В этом случае как раз и возникает вопрос: насколько нужно его увеличить, каково компенсационное соотношение между сокращением одного параметра (цены реализации) и возрастанием другого (объема реализации)?
Для ответа на этот вопрос воспользуемся основной формулой индекса прибыли 4.6 для определения компенсационного соотношения между двумя параметрами, имея в виду, что цену реализации понизим на величину ∆d, а индекс прибыли примем I = 1 . Дополнительно примем g = 1 и f= 0. Тогда, после подстановки всех исходных данных в указанную формулу и простейших алгебраических преобразований, получим:
(4.19)
где ∆b — необходимый прирост объема реализации с целью компенсации потерь прибыли при снижении цены реализации на ∆d.
Как видно из формулы, компенсационное соотношение между двумя параметрами зависит от коэффициента рентабельности производства в базовом периоде и коэффициента переменных затрат. На конкретном примере рассмотрим, как они действуют и влияют на искомое соотношение. Пусть p = 1,235 и r = 0,58. Определим прирост объема реализации продукции, компенсирующий потерю прибыли, если планируется снизить цену товара на ∆d = 0,03 (т.е. на 3%). Подставим эти данные в формулу 4.19:
Полученный результат трактуется следующим образом. При фиксированных исходных данных снижение цены товара на 3% компенсируется при формировании той же прибыли приростом объема производства и реализации продукции почти на 6%. Если этот прирост будет больше, то прибыль, несмотря на снижение цены реализации на 3%, будет прирастать, т.е. станет больше, чем была в базовом периоде.
Проведенные расчеты по формуле 4.19 дали результаты, которые приведены в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Компенсационный прирост объема реализации продукции в процентах при снижении цены товара на один процент
Коэффициент переменных затрат, r | Коэффициент рентабельности производства, p | |||||
1,05 | 1,15 | 1,25 | 1,5 | 1,75 | 2 | |
0,1 | 1,105 | 1,109 | 1,09 | 1,07 | 1,061 | 1,053 |
0,2 | 1,235 | 1,21 | 1,19 | 1,154 | 1,129 | 1,111 |
0,3 | 1,4 | 1,353 | 1,316 | 1,25 | 1,207 | 1,176 |
0,4 | 1,615 | 1,533 | 1,47 | 1,363 | 1,296 | 1,25 |
0,5 | 1,91 | 1,77 | 1,666 | 1,5 | 1,4 | 1,333 |
0,7 | 3 | 2,555 | 2,27 | 1,875 | 1,666 | 1,538 |
0,8 | 4,2 | 3,285 | 2,777 | 2,143 | 1,842 | 1,666 |
0,9 | 7 | 4,6 | 3,57 | 2,5 | 2,06 | 1,82 |
Как видно из табл. 4.6, компенсационная величина прироста объема реализации продукции снижается с увеличением коэффициента рентабельности и растет с увеличением коэффициента переменных затрат. Видно также, что количество процентов прироста объема реализации для компенсации потерь прибыли всегда больше единицы: незначительно больше — при небольших коэффициентах переменных затрат порядка r = 0,1 r 0,2, существенно больше, когда r > 0,7. При промежуточных значениях этого коэффициента компенсационный прирост объема реализации продукции составляет от 1,3 до 2,5%. И очень часто такой прирост объема производства и реализации не только для компенсации потерь прибыли, но и для ее наращивания, является оправданным. Это связано с одним из возможных стратегических направлений получения прибыли, когда снижаются цены на реализуемый товар, но существенно увеличивается скорость его продажи, растет товарооборот, а следовательно увеличивается объем производства продукции для поддержания на определенном уровне насыщенности рынка товарами в соответствии со складывающимся спросом. Такая стратегия способна не только воспроизвести прибыль на прежнем уровне, но и многократно его превысить. И та фирма, которая это поняла и применяет в своей деятельности, имеет, как правило, успех, выходит победителем в конкурентной борьбе с многочисленными производителями аналогичных и взаимозаменяемых товаров.
4.7. Учет производственной мощности предприятия при прогнозировании прибыли
Богатый мировой и отечественный опыт свидетельствует, что практически ни одно производство не остается таким, каким оно создано изначально. Каждое из них с течением времени постоянно находится в движении и развитии, совершенствуется и технически, и организационно. Для этого существуют многочисленные формы и методы: рационализация и модернизация, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его простое расширение.
Выбор того или иного направления развития предприятия зависит от многих факторов, вся совокупность которых учитывается в процессе принятия решения и обусловлена теми конкретными задачами, которые стоят в стратегическом и тактическом планах предприятия. Тем не менее, независимо от того, какое направление будет взято фирмой на вооружение, реализация любого из них потребует дополнительных прямых переменных и условно-постоянных затрат. Поэтому развитие и расширение производства продукции обязательно должно найти отражение в параметрической модели формирования прибыли: для переменных затрат — в виде изменения себестоимости продукции, для условно-постоянных затрат — их прирост и изменение. Причем для модели типа 4.6 эти изменения отражаются в параметрах