ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аналогичным образом выполняются функции управления по всем другим процессам, происходящим на предприятии.

Организация производства на современном предприятии. Все три подсистемы предприятия (блок подразделений, блок процессов и блок функций управления) тесно взаимосвязаны и, совместно функционируя, обеспечивают производственно-технологический процесс изготовления продукции с тем или иным результатом (с определенной прибылью).

Но для того, чтобы этот процесс запустить, нужно организо­вать и постоянно поддерживать производство. Эту комплексную и важную функцию выполняет организация производства, кото­рая как бы обеспечивает соединение трех указанных подсистем предприятия в единый функциональный организм.

Строго говоря, организация производства есть комплекс мер по обеспечению совместного функционирования во времени и про­странстве живого труда, средств производства и самого управле­ния, объединенных в скоординированный производственный процесс изготовления и реализации определенного продукта.

Организация производства включает множество функций. Это, например, нормирование (живого труда, расхода топливно-энергетических и материальных ресурсов, запасов ресурсов и вели­чины оборотных фондов и т.п.), координация деятельности (разра­ботка графиков выполнения работ и операций, согласование их во времени), оперативное планирование и диспетчеризация произ­водства, разделение труда и его кооперация, оплата труда, снабже­ние ресурсами и сбыт готовой продукции.

В широком смысле организация производства предполагает организацию всех вышеперечисленных процессов внутри каждого производственного подразделения. Это и организация научных исследований, организация проектирования различных объектов (продукции, процессов производства и т.п.), организация изго­товления продукции, контроля качества и профилактики брака, управления производством и пр.

Организация распространяется и на функции управления: организуются учет статистической информации и ее анализ, система стимулирования результатов труда и т.д.

Можно утверждать, что на предприятии нет ни одной сферы деятельности, которая не нуждалась бы в организации. И не просто в организации, а в научной организации!

Научная организация производства строится на фундаменталь­ных принципах, сформулированных еще в начале 20-х годов XX в. организатором первого в мире поточного производства массовых легковых автомобилей Г. Фордом. Такими принципами являются ритмичность, параллельность, непрерывность, прямоточность, специализация. Это значит, что процесс производства надо строить таким образом, чтобы он был ритмичным, равномерным, все эле­менты и части общего процесса происходили бы по возможности параллельно (а не последовательно) и без перерывов, чтобы в дви­жении предметов труда не было возвратно-поступательных и зиг­загообразных перемещений и чтобы каждая частичка труда была в разумных пределах специализирована.


Рационально организованный процесс производства — важ­ное условие высокой производительности труда на предприятии, экономного использования предметов и средств труда, выпуска качественной продукции в необходимом объеме, в требуемые сроки и с минимальной длительностью производственного цикла.

Совершенствование производства. Каким бы совершенным ни был производственный процесс, на предприятии всегда найдутся внутрипроизводственные резервы по его модернизации и рацио­нализации. С течением времени в силу появления новых дости­жений научно-технического прогресса величина этих резервов будет возрастать.

Если вскрыть существующие внутрипроизводственные ре­зервы, а затем реализовать их, то выход из системы должен улучшиться, результаты производства — стать более значимыми и полезными для предприятия. Конкретно это выражается в: со­вершенствовании структуры выпускаемой продукции и запуске в производство более совершенных и прогрессивных ее моделей; повышении качества готовых продуктов и образцов; увеличении производства пользующихся спросом видов продукции и сокра­щении тех ее видов, которые не находят сбыта; сокращении отходов производства, их утилизации; снижении загрязнений ок­ружающей природной среды; уменьшении издержек производ­ства; своевременной отгрузке и поставке готовой продукции потребителям. В конечном счете это приведет к увеличению прибыли предприятия и сокращению выплачиваемых штрафов.

Однако достичь этой цели можно лишь в том случае, если внутри производственно-хозяйственной системы будет вестись постоянная работа по ее совершенствованию, для чего необхо­димо знать основные направления возможной рационализации производства и комплексно их использовать.

Анализ работы многих предприятий показывает, что наряду с несомненными достижениями в технике, технологии, в орга­низации производства и управлении на отдельных участках про­изводства используются допотопное оборудование и устаревшая технология, много ручного, тяжелого труда, выпускается низкокачественная продукция. Все это свидетельствует об отсутствии системного, комплексного подхода в работе по совершенствова­нию производства, что оборачивается серьезными диспропор­циями в осуществляемых процессах и в подразделениях предприятия, ведет к невысокой эффективности модернизации и рационализации производства.

Чтобы устранить отмеченные недостатки, прежде всего сле­дует уяснить, что объектами совершенствования будут подразде­ления предприятия и происходящие в них процессы. Совершен­ствование может происходить по двум направлениям:



1) за счет изменения элементов процессов, т.е. путем улуч­шения внутренней структуры каждого процесса (внесение изме­нений в технологию производства, в используемые предметы труда, оборудование, оснастку, приспособления, инструмент, в профессиональный и квалификационный состав кадров, в окружающую производственную среду). Источником таких измене­ний являются конструктивно-технологические решения и меры по их реализации;

2) за счет внешних по отношению к процессам факторов, из­меняющих состав процессов и подразделений, их связи, структу­ру, уровень использования. Такие изменения вносятся службами организации производства и управления и реализуются посредст­вом проводимой на предприятии реконструкции его производст­венной и организационной структуры.

Комплексное использование и реализация всех внутрипроизводственных резервов по всем направлениям, процессам и подразделениям предприятия должно привести к улучшению ко­нечных результатов его деятельности, к росту прибыли.

Экономическая оценка результатов совершенствования про­изводства может быть произведена по формуле

∆П = Пc — П, (1.5)

где ∆П — прирост прибыли предприятия;

П — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия но базовому варианту и определяемая по формуле 1.4;

Пc — прибыль предприятия после реализации внутрипроизводственных резервов, определяемая по формуле

(1.6)

где n— количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции;

Njколичество произведенной и реализованной потре­бителем j-ой продукции в натуральном выражении;

ЦJ, Сj — соответственно цена и себестоимость едини­цы j-ой продукции;

Нс — величина налогов, выплачиваемых предприятием после реализации внутрипроизводственных резервов;

Шc — штрафные санкции по различным причинам. Таким образом, прирост прибыли может быть получен в ре­зультате структурных сдвигов в выпускаемой продукции, при изменениях объема реализации производимой продукции, цен и себестоимости каждой единицы продукции, а также изменениях величины налогов и штрафов.

Однако не каждое решение по реализации резервов, обеспе­чивающее положительный прирост прибыли, может быть при­знано удачным для предприятия. Дело в том, что нужно еще оце­нить, какой ценой он достигается. Ведь для реализации резервов нужны инвестиции, и порой немалые. Следовательно, для окончательного решения необходимо оценить эффективность инве­стиций в рыночных условиях. Такая оценка может быть произве­дена с достаточной для практики точностью по формуле


(1.7)
где Е — расчетный коэффициент эффективности инвестиций в реализацию внутрипроизводственных резервов (реконструкция предприятия, его модернизация, рационализация, техническое перевооружение, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство);

∆П — прирост прибыли (формула 1.5);

К — величина инвестируемых капитальных вложений в реализацию резервов;

 — годовой процент платежей предприятия за исполь­зуемый банковский кредит(поделенный на 100);

Еф — норматив эффективности капиталовложений, уста­навливаемый каждой фирмой для себя самостоятельно.

Если условие формулы 1.7 выдерживается, то решение о реализации резервов принимается, в противном случае — нет.

Как показывает многочисленный и многолетний мировой производственный опыт, на каждом предприятии всегда имеются внутрипроизводственные резервы, реализация которых позволит существенно улучшить конечные результаты производства.
1.4. Стратегия и тактика деятельности предприятия

Каждое предприятие (фирма), если оно стремится долгое время функционировать и при этом обязательно процветать, по­стоянно думает о будущем. Много вопросов возникает у высших менеджеров фирмы в связи с будущим рынком и местом, кото­рое она в нем займет.

Чтобы иметь четкую перспективу будущих успехов, предпри­ятие должно сформировать стратегический план своего развития на период порядка 5―10 лет. В этом плане предприятие должно ответить для себя на ряд важнейших вопросов:

• что оно будет производить и предлагать на продажу, в ка­ком количестве и какого качества?

• следует ли наращивать производственную мощность пред­приятия, какие средства потребуются для инвестирования его модернизации?

• какие товаропроизводители будут его конкурентами?

• какова будет их рыночная доля, к какой рыночной доле следует стремиться предприятию?

• какая технология будет применяться в производстве, какие средства труда будут использоваться?

• какие затраты потребуются при производстве продукции, как они будут соотноситься с затратами основных конкурентов?

• какова будет цена реализации продукции в будущем рын­ке, какова будет рентабельность ее производства?

• какова будет платежеспособность будущих потребителей реализуемых на рынке товаров и услуг?

• какова будет политика государства в области налогообло­жения предприятий, как это может сказаться на развитии биз­неса в будущем?


• каковы будут темпы инфляции в будущем, как они отразятся па величине банковской ставки платежей за банковский кредит?

• как построить управление стратегическим развитием пред­приятия, какую избрать тактику достижения поставленной цели?

Чтобы сделать хотя бы попытку ответить на возникающие вопросы при разработке плана стратегического развития пред­приятия, необходимо построить схему причинно-следственных связей, действующих в реальном рынке, которые следует по возможности учитывать в процессе прогноза и выработки пла­ново-управленческих решений, принимаемых за основу форми­рования будущего состояния фирмы.

Прежде всего следует сформулировать для себя, какие пара­метры являются критерием стратегического развития фирмы. Это могут быть различные показатели, которые следует либо максимизировать (если речь идет о результате производства), либо минимизировать (если интерес фирмы локализуется на из­держках производства).

Однако если речь идет о бизнесе, то не подлежит сомнению, что критерием стратегического развития должен быть максимум прибыли фирмы за суммарный плановый период искомой стра­тегии. И не просто максимум прибыли, а максимум чистой прибыли, ибо налоги, которые выплачивают предприятия, име­ют существенное значение при выработке их стратегии. Послед­няя может значительно измениться в зависимости от того, како­ва будет политика государственных органов (федеральных и региональных) в области налогообложения предприятий бизнеса.

Итак, стало быть, для бизнес-предприятий критерием их стратегического развития должен быть показатель максимума чистой прибыли. Так, во всяком случае, работает бизнес во всем рыночном мире. И нет оснований для изменения этой, положи­тельно оправдавшей себя, практики и многолетнего опыта функционирования мирового бизнеса. Таким образом, максимум чистой прибыли — важнейший обобщающий экономический пока­затель деятельности любой рыночной бизнес-фирмы.

Теперь перейдем к рассмотрению следующего вопроса на пу­ти решения о стратегии развития фирмы. Это показатели, кото­рые являются факторными по отношению к чистой прибыли предприятия и частными, расположенными на ступеньку ниже обобщающего показателя (рис. 1.2):

• объем продаж товара;

• цена единицы товара, по которой она будет продана по­требителю;

• издержки производства единицы товара;

• совокупные налоги (система прямого и косвенного налогообложения предприятия).