Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 34. План и масштаб

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «план», «масштаб»; способствовать формированию умений записывать и читать масштаб, выполнять построение отрезка в заданном масштабе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями «план», «масштаб», с видами масштаба 1 : 10,

10 : 1;

научатся определять на плане масштаб, выполнять построение отрезка в заданном масштабе

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; высказывают свое мнение и аргументируют свою точку зрения, дают свою оценку событий

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Какую цифру можно поставить вместо квадратиков, чтобы получить верное неравенство? Прочитайте полученные неравенства.

203 > 20 372 > 3 3 146 > 1 7

32540 < 3 540 17 5 < 1735

11111 < 1111

Отвечают на вопросы учителя . Выполняют задания устного счета.


203 > 202 372 > 363 146 > 137

32540 < 33540 1725 < 1735

11111 < 11112

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Какова масса тыквы, если ее уравновешивают такие гири:

а) 2 кг, 2 кг, 1 кг, 500 г. б) 2 кг, 1 кг, 500 г, 250 г.



а) 5 кг 500 г. б) 3 кг 750 г.




– Какие знаки действий можно поставить вместо звездочек и какие цифры вместо квадратиков так, чтобы получились верные равенства?

39 ¶ 16 = 5 56 ¶ 18 = 8

9 ¶ 4 : = 6 (63 ¶ 27) : 9 =

4 ¶ 5 – 60 = 0 75 ¶ 5 + 85 = 100


39 + 16 = 55 56 – 18 = 38

9 · 4 : 6 = 6 (63 + 27) : 9 = 10

4 · 15 – 60 = 0 75 : 5 + 85 = 100




– Выразите высоту, на которую могут подниматься птицы и насекомые, в километрах и метрах.

Орлы поднимаются на высоту 7000 м.

Журавли поднимаются на высоту 5000 м.

Бабочки и пчелы – на высоту 6600 м.

Дикие гуси – на высоту 9500 м



7000 м = 7 км

5000 м = 5 км

6600 м = 6 км 600 м

9500 м = 9 км 500 м

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 93–95).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– На прямоугольной грядке Маша решила посеять морковь и редис. На каждый квадратный метр грядки расходуется один пакетик семян. Сколько пакетиков семян каждой овощной культуры нужно Маше? Рассмотрите рисунок и выполните необходимые расчёты.

– На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше соответствующих размеров грядки?

– Отрезок на местности, равный ширине грядки

(1 м), Маша изобразила на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшила его в 100 раз (1 м = 100 см). Так же в 100 раз она уменьшила и остальные размеры грядки. На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане все действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз.

Таким образом, Маша выполнила план грядки в масштабе один к ста. Записывают это так: Масштаб 1 : 100. Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности, то есть первое число масштаба всегда относится к длине на плане, второе – к реальному размеру.

Задание. Начертите в тетради план грядки, как у Маши. Проставьте на нем размеры в метрах и укажите масштаб плана.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Запись:

2 · 1 = 2 (кв. м); 3 · 1 = 3 (кв. м)

– Необходимо 2 пакетика семян моркови и 3 пакетика семян редиса.

– В 100 раз меньше размеры на плане, чем на грядке.

Выполняют задание.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 2.

– Объясните, что означает следующий масштаб:

а) 1 : 10 в) 1 : 1 000

б) 1 : 5 г) 1 : 2 000 000

– Масштаб 1 : 10 означает, что в 1 см содержится 10 см, или 1 дм.

– Масштаб 1 : 5 означает, что в 1 см содержится 5 см.

– Масштаб 1 : 1000 означает, что в 1 см содержится 1000 см, или 10 м.

Масштаб 1 : 2 000 000 означает, что в 1 см содержится 2 000 000 см, или 20 км.

Задание 3.

– Запишите масштаб плана, если 1 см на плане соответствует в действительности: 10 000 см; 50 см; 10 м; 1 км.

Запись:

Масштаб 1 : 10000 Масштаб 1 : 1000

Масштаб 1 : 50 Масштаб 1 : 100000

Задание 4.

– Измерьте длину ключа, изображенного на рисунке. Какую длину имеет ключ, если рисунок выполнен в масштабе 1 : 2?

– Начертите отрезок, длина которого соответствует действительной длине ключа.

– Длина ключа на рисунке 4 см. Значит, если

М 1 : 2, то ключ имеет длину 8 см.
Выполняют задание.

Задание 5.

– Чему равна длина каждой стороны клумбы в действительности?

‒ Длина стороны клумбы равна 400 см, или 4 м.

Задание 6

– Определите масштаб плана детской площадки, выполнив необходимые измерения и вычисления

– На плане длина детской площадки равна 4 см. В действительности длина – 20 м.

20 м = 2000 см

2000 : 4 = 500 (раз) – уменьшение.

Ответ: масштаб 1 : 500

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 97–98).

Задание 13.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Соотнесите величину скорости и движущийся объект.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


6 км/ч – скорость пешехода.

13 км/ч, 24 км/ч – скорости велосипедиста.

70 км/ч – скорость поезда.

850 км/ч – скорость самолета.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Задание 14.

– Сколько стоит покупка?
– Какими купюрами без сдачи Петя может расплатиться?

Запись:

15 + 85 + 25 = 125 (р.) – стоит покупка.

– Петя может расплатиться следующими купюрами: 100 р. + 10 р. + 10 р. + 5 р. = 125 р.

Задание 15.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись: АВ = АС = 28 мм

Р = 72 см

ВС – ? см

Решение: 72 – 28 – 28 = 16 (см) – сторона ВС.

Задание 16.

– Какая фигура нарушает признак, по которому отобраны остальные фигуры?

– Четвертая фигура «лишняя».

Задание 17

– Вычислите неизвестное число

а) 50505 – 4949 = 45556 б) 128 · 6 = 768

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как определить расстояние на плане?

– Что такое масштаб?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности



Урок 35. План и масштаб. Практическая работа

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «план», «масштаб»; способствовать формированию умений записывать и читать масштаб

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями «план», «масштаб», с различными видами масштаба;

научатся определять на плане масштаб, выполнять построение отрезка в заданном масштабе

Метапредметные:

Познавательные: определяют наиболее эффективный способ достижения результата.

Регулятивные: контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Рассмотрите таблицу и выполните задания.

На доске:

№ п/п

1

2

3

4

5

1

700

90

390

200

420

2

800

40

740

100

770

3

500

8

908

500

450

4

600

9

109

400

310

5

900

80

880

300

660

а) Каждое число первого столбца увеличьте в 2 раза.

б) Найдите сумму всех чисел второго столбца.

в) Из каждого числа первого столбца вычтите первое число второго столбца.

г) Каждое число второго столбца увеличьте

в 4 раза.

д) Каждое число третьего столбца уменьшите на 9 единиц.

е) Каждое число четвертого столбца уменьшите в 100 раз, а затем увеличьте на 6.

ж) Найдите сумму всех чисел четвертого столбца.

з) Каждое число пятого столбца дополните до тысячи.

и) Каждое число первой строки уменьшите на 2 десятка.

к) Назовите числа второй строки, которые можно разделить на 100.

л) Каждое число третьей строки дополните до 2 тысяч.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

а) 1400, 1600, 100, 1200, 1800.

б) 227.

в) 610, 740, 492, 591, 820.
г) 360, 160, 32, 36, 320.
д) 381, 731, 899, 100, 871.
е) 8, 7, 11, 10, 9.
ж) 1500.

з) 580, 230, 550, 690, 340.
и) 680, 70, 370, 180, 400.
к) 800, 100.
л) 500, 992, 92, 600, 690.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Выберите из данных величин – 75 г, 5 кг, 25 кг – наиболее подходящую для указания примерной массы одной моркови, одного арбуза, мешка картофеля

– Масса одной моркови – 75 г, одного арбуза – 5 кг, мешка картофеля – 25 кг

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 95–96).

Задание 7.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Измерьте длину гусеницы на рисунке. Чему равна длина этой гусеницы в природе, если ее размеры на рисунке увеличены в 2 раза?

– Говорят, что рисунок гусеницы сделан в масштабе 2 : 1. Объясните, что означает этот масштаб.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
– Длина гусеницы на рисунке 6 см, значит длина гусеницы в жизни – 3 см. Масштаб 2 : 1 означает, что 2 см на плане соответствует 1 см в действительности.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства
в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль действий по результату

Задание 8.

– Что означает данный масштаб?

– Масштаб 10 : 1 означает, что 10 см на плане соответствует 1 см в действительности, то есть все размеры на плане в 10 раз больше, чем в действительности.

– Масштаб 3 : 1 означает, что 3 см на плане соответствует 1 см в действительности, то есть все размеры на плане в 3 раза больше, чем в действительности.

– Масштаб 5 : 1 означает, что 5 см на плане соответствует 1 см в действительности, то есть все размеры на плане в 5 раз больше, чем в действительности.

– Масштаб 4 : 1 означает, что 4 см на плане соответствует 1 см в действительности, то есть все размеры на плане в 4 раза больше, чем в действительности.

Задание 9.

– Запишите масштаб плана, если одному сантиметру на плане соответствует в действительности: а) 5 мм; б) 10 мм.

Запись:

а) Масштаб 2 : 1; б) Масштаб 1 : 1.

Задание 10.

– Измерьте длину радиуса колесика часов, изображенного на рисунке в масштабе 10 : 1. Вычислите настоящую длину радиуса этого колесика.

– На рисунке радиус колесика – 3 см. Так как масштаб 10 : 1, то в реальности радиус этого колесика в 10 раз меньше, чем на плане, то есть 3 мм.

Задание 11.

– Определите масштаб рисунка, если на нем каждому отрезку длиной 3 см соответствует в действительности отрезок длиной 3 мм.

Запись:

Масштаб 10 : 1.

Задание 12

– Начертите план в масштабе 1 : 100:

а) своей классной комнаты;

б) одной из комнат своей квартиры

Выполняют измерения и чертят план
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   95




Урок 37. Вершины, ребра и грани многогранника.

Практическая работа

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о многограннике; способствовать формированию умения определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра; содействовать развитию умения решать арифметические задачи

Предметные:

познакомятся с понятиями «многогранник» (пространственная фигура), «грани», «вершины», «ребра многогранника»;

научатся определять видимые и невидимые элементы многогранника, изображенного на чертеже, выполнять обозначение элементов многогранника буквами латинского алфавита, моделировать различные многогранники

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Личностные: формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Сколько треугольников на чертеже?



Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.


– На чертеже 10 треугольников.

Выделять существенную информацию

из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




Решение комбинаторных задач (задание на доске).

– Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составьте все двузначные числа, которые:

а) начинаются цифрой 4;

б) оканчиваются цифрой 3;

в) содержат одинаковые цифры;

г) начинаются цифрой 3;

д) оканчиваются цифрой 5;

е) начинаются цифрой 1 и оканчиваются цифрой 2;

ж) начинаются цифрой 5 и оканчиваются цифрой 4;

з) начинаются цифрой 5 или цифрой 1.


Ответы:

а) 41, 42, 43, 44, 45;

б) 13, 23, 33, 43, 53;

в) 11, 22, 33, 44, 55;

г) 31, 32, 33, 34, 35;

д) 15, 25, 35, 45, 55;

е) 12;
ж) 54;
з) 51, 52, 53, 54, 55, 11, 12, 13, 14, 15.




Вычислите устно, запишите только ответы. Прочитайте значения выражений в порядке возрастания.

Вариант I

Вариант II

3 · 10

100 · 128

100 · 32

8 · 100

27 · 10

35 · 100

871 · 10

10 · 3027

834 · 100

758 · 100

10 · 370

6300 · 100






Вариант I

Вариант II

30

270

3200

800

3700

3500

8710

30270

12800

75800

83400

630000




II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику

(с. 101–102).

Задание 5.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Как попасть из вершины А в вершину К куба, двигаясь по его ребрам? Укажите несколько вариантов.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

1) ADDPPK 4) ABDCCK

2) ABBMMK 5) ADDC CK

3) AEEPPK 6) AEEMMK

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Задание 6.

– Найдите среди окружающих вас предметов те, которые имеют форму разных многогранников.

– Книга, тумба, коробка имеют форму многогранников.

Задание 7

– Используя спички и пластилин, выполните модели многогранников

Выполняют модели многогранников, используя спички и пластилин

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 103–104).

Задание 15.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.


– Неизвестное число увеличили на 3562 и получили 14017. Найдите неизвестное число.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

+ 3562 = 14017

14017 – 3562 = 10455

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели
в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

Задание 16.

– Если из 170200 вычесть задуманное число, то получится 2345. Какое число задумано?

170200 –  = 2345

170200 – 2345 = 167855

Задание 17.

– К какому числу надо прибавить разность чисел 1903 и 618, чтобы получить 8040?

+ (1903 – 618) = 8040

+ 1285 = 8040

8040 – 1285 = 6755

Задание 18.

– Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

– При каких значениях а и b значение выражения а · b равно 400? равно 1000? меньше 400?
– При каких значениях а и b значение выражения а : b равно 40? меньше 50? больше 25?

– Если а = 100 и b = 4, то значение выражения

а · b равно 400.

Если а = 200 и b = 5, то значение выражения а · b равно 1000.

Если а = 0 и b = 36 или а = 50 и b = 1, то значение выражения а · b меньше 400.

– Если а = 200 и b= 5, то значение выражения

а : b равно 40.

Если а = 100 и b = 4 или а = 0 и b = 36, то значение выражения а : b меньше 50.

Если а = 200 и b = 5 или а = 50 и b = 1, то значение выражения а : b больше 25.




– Назовите значения а и b, при которых значения выражений а · b и а : b равны.

– При всех значениях, когда или а, или b равны 1 или когда а = 0. Например: 50 · 1 = 50 : 1

0 · 36 = 0 : 36

Задание 19.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись: Тополей – ? д.

Лип – ? д., в 3 раза б.

Всего – 24 д.



Решение:

1) 3 + 1 = 4 (части)

2) 24 : 4 = 6 (д.) – тополей.

3) 6 · 3 = 18 (д.) – лип.

Задание 20.

– Килограмм конфет стоит 280 р. Сколько рублей надо заплатить за 250 г этих конфет?

Решение:

1) 1 кг = 1000 г

1000 : 250 = 4 (раза) – во столько раз меньше.

2) 280 : 4 = 70 (р.) – стоят 250 г конфет.

Задание 21

– Составьте таблицу для выражений х + y и

x y, если х = 2036, 12800, 3000, 850, а y = 936, 2800, 50, 850. Выполните вычисления и заполните таблицу.

– При каких значениях х и y выражение хy равно нулю?

– При каких значениях х и y выражение х + y принимает наибольшее значение?

– При каких значениях х и y выражение хy принимает наименьшее значение?

Составляют и заполняют таблицу:

х

2036

12800

3000

850

y

936

2800

50

850

х – y

1100

10000

2950

0

х + y

2972

15600

3050

1700

Отвечают на вопросы по таблице

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какое тело называют многогранником?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик; те, у кого некоторые вопросы вызвали затруднения, – синий

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость