Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Единицы массы: тонна, центнер.
их обозначение
Организационная структура урока
Ресурсный материал к уроку
Урок 46. Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы
Организационная структура урока
Ресурсный материал к уроку
Урок 47. Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки
их обозначение
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения соотношений между единицами массы: тонной, центнером и килограммом; способствовать формированию умений решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц; научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы | Метапредметные: Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничествос учителем и сверстниками: определяют цели и функции участников, способы взаимодействия | Личностные:применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности); понимают причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащихся | |||||||||||
I. Работа над ошибками II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Рассматривает наиболее типичные ошибки, дает тренировочные задания | Разбирают ошибки, выполняют задания | Находить и исправлять ошибки. Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||||||
Организует устный счет с целью актуализации знаний. 1) Математический диктант: а) Чему равно произведение чисел 7 и 9? б) Найдите частное чисел 72 и 8. в) Чему равна сумма чисел 72 и 8? г) Найдите разность чисел 72 и 8. д) Число 6 увеличьте на 8. е) Число 36 увеличьте в 2 раза. 2) Вставьте пропущенный делитель: 49000 : = 7000 81000 : = 9000 4800 : = 600 20000 : = 5000 54000 : = 9000 2400 : = 400 2700 : = 300 18000 : = 3000 3) Сравните: 0 · 3 и 3 · 0 0 · 3 и 0 : 3 0 : 3 и 3 – 0 0 + 3 и 0 · 3 0 + 3 и 3 – 0 0 + 3 и 3 · 0 – Из каких чисел составлены эти примеры? – Какие еще примеры в одно действие вы могли бы составить с этими же числами? Почему? 4) Помогите Волку и Зайцу расставить арифметические знаки: 752 52 = 700 90 4 = 360 360 9 = 40 700 52 = 752 – Назовите в каждом выражении компоненты. – Какие выражения взаимосвязаны? – Можете ли вы объяснить, почему? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. а) 63. б) 9. в) 80. г) 64. д) 14. е) 72. 2) 49000 : 7 = 7000 81000 : 9 = 9000 4800 : 8 = 600 20000 : 4 = 5000 54000 : 6 = 9000 2400 : 6 = 400 2700 : 9 = 300 18000 : 6 = 3000 3) 0 · 3 = 3 · 0 0 · 3 = 0 : 3 0 : 3 < 3 – 0 0 + 3 > 0 · 3 0 + 3 = 3 – 0 0 + 3 > 3 · 0 Отвечают на вопросы. 4) 752 – 52 = 700 90 · 4 = 360 360 : 9 = 40 700 + 52 = 752 Отвечают на вопросы | |||||||||||||
III. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 122–123). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий. – Сколько килограммов муки каждого сорта отправили в магазины? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Пшеничной муки – 1000 кг, ржаной муки – 100 кг. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии | |||||||||||
Задание 2. | – Верно ли, что 1 тонна содержит 10 центнеров? |
| ||||||||||||
Задание 3. | – Выразите величины в килограммах. – Выразите величины в центнерах. |
| ||||||||||||
Задание 4. | – Во сколько раз 15 т больше 5 ц? – На сколько 15 т больше 5 ц? – На сколько 160 кг меньше 2 ц? – На сколько 4 т больше 4 ц? – На сколько 500 г меньше 4 кг? | – 15 т = 150 ц, 150 : 5 = 30 (раз). В 30 раз 15 т больше 5 ц. – 150 – 5 = 145 (ц). На 145 ц 15 т больше 5 ц. – 2 ц = 200 кг, 200 – 160 = 40 (кг). На 40 кг 160 кг меньше 2 ц. – 4 т = 40 ц, 40 – 4 = 36 (ц). На 36 ц 4 т больше 4 ц. – 4 кг = 4000 г, 4000 – 500 = 3500 (г). На 3500 г 500 г меньше 4 кг. | ||||||||||||
Задание 5. | – Во сколько раз 1 т больше 1 ц? – Во сколько раз 1 кг меньше 1 ц? – На сколько 4 т больше 4 кг? | – В 10 раз. – В 100 раз. – 4 т = 4000 кг, 4000 – 4 = 3996 (кг). На 3996 кг 4 т больше 4 кг. | ||||||||||||
Задание 6 | – Решите задачу | Решение: 5 · 2 = 10 (т) 10 т = 10000 кг | ||||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 123–125). Задание 10. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Запишите наибольшее шестизначное число и три следующих за ним при счете числа. – Запишите наименьшее семизначное число и три предшествующих ему при счете числа. – Прочитайте число 1 010 000. Вычтите из него число 1 и запишите результат. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Запись: 999999, 1000000, 1000001, 1000002 Запись: 1000000, 999999, 999998, 999997 1 010 000 – 1 = 1 009 999 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия | |||||||||||
Задание 11. | – Какие числа нужно записать в пустых клетках таблицы? | Заполняют таблицу:
| ||||||||||||
Задание 12. | – Выполните вычисления, записывая сложение и вычитание в столбик. | Работают самостоятельно. | ||||||||||||
Задание 13. | – Найдите значения выражения х · 42 + y · 107, если х = 14, y = 8. – Найдите значения выражения а · m + х, если х = 360, а = 60, m = 9. | Запись: 14 · 42 + 8 · 107 = 588 + 856 = 1444 60 · 9 + 360 = 540 + 360 = 900 | ||||||||||||
Задание 14. | – Проверьте равенство 64 · 7 + 1692 = 64 · 8 + 1692, не выполняя вычислений. | – Равенство неверно. Так как в обеих его частях первое слагаемое представлено произведениями, где 64 · 7 меньше чем 64 · 8, то и вся левая часть равенства меньше, чем правая. | ||||||||||||
Задание 15. | – Выполните вычисления. Какие математические правила вы использовали? | Работают самостоятельно. | ||||||||||||
Задание 16. | – Запишите данные числа в порядке убывания. | Запись: 13954380, 13954270, 1522448, 1385361, 1325337 | ||||||||||||
Задания 17, 18 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу 17 двумя способами. – Каким способом быстрее получается результат? | См. Ресурсный материал к уроку | ||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке: – Что нового вы узнали на уроке? – Назовите единицы массы. – Какое задание вам понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • Сегодняшний урок – это… • Сегодня на уроке я… | Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
Задание 17.
Решение: I способ 1) 300 : 2 = 150 (см) – расход на одно изделие. 2) 600 : 150 = 4 (п.) – можно сшить из 6 метров. II способ 1) 6 : 3 = 2 (раза) – больше ткани. 2) 2 · 2 = 4 (п.) – можно сшить из 6 метров. | Задание 18.
Решение: 1) 6 + 10 + 8 = 24 (нав.) – всего сшили. 2) 72 : 24 = 3 (м) – идет на 1 наволочку. 3) 3 · 6 = 18 (м) – израсходовала 1-я швея. 4) 3 · 10 = 30 (м) – израсходовала 2-я швея. 5) 3 · 8 = 24 (м) – израсходовала 3-я швея. |
Урок 46. Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц; научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы | Метапредметные: Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы. Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: контролируют действия партнера | Личностные: имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащихся | |||
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Вставьте пропущенный делитель. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||
440 : = 44 330 : = 3 4400 : = 44 33000 : = 33 44000 : = 440 330000 : = 330 440000 : = 440 3300000 : = 330 4400000 : = 440 33000000 : = 330 | 440 : 10 = 44 330 : 10 = 3 4400 : 100 = 44 33000 : 1000 = 33 44000 : 100 = 440 330000 : 1000 = 330 440000 : 1000 = 440 3300000 : 10000 = 330 4400000 : 10000 = 440 33000000 : 100000 = 330 | |||||
– Расположите числа в порядке убывания. а) 3751, 3571, 3157, 1573 б) 1375, 1753, 5713, 7513 | а) 3751, 3571, 3157, 1573 б) 7513, 5713, 1753, 1375 | |||||
– Даны числа: 21, 30, 19, 2, 25, 15, 16, 27. Выберите из них три числа, сумма которых равна: а) 50; б) 70; в) 60 | а) 15 + 16 + 19 = 50; 21 + 27 + 2 = 50 б) 25 + 15 + 30 = 70; 21 + 19 + 30 = 70 в) 25 + 16 + 19 = 60 | |||||
II. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 123). Задание 7. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий. – Сколько всего центнеров картофеля привезли? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. 3 т · 3 = 9 т, 9 т = 90 ц. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Осуществлять контроль действий по результату | |||
Задание 8. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. |
Решение: 3) 4 т = 4000 кг 4000 – 2905 = 1095 (кг) – осталось. | ||||
Задание 9 | – Составьте по рисунку задачу и решите ее | Запись: Было – 10 т. Отгрузили – 35 ц и 4280 кг. Осталось – ? Решение: 1) 35 ц = 3500 кг 3500 + 4280 = 7780 (кг) – отгрузили. 2) 10 т = 10000 кг 10000 – 7780 = 2220 (кг) – осталось | ||||
III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 125–128). Задание 19. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Назовите координаты центра каждой из окружностей. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Центр синей окружности имеет координаты (4; 4). Центр красной окружности имеет координаты (7; 4). | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия | |||
Задание 20. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. | См. Ресурсный материал к уроку. | ||||
Задание 21. | – Изобразите в тетради такие многогранники. ‒ Как называется каждый из них? | Выполняют практическую работу. – Это куб и параллелепипед. | ||||
Задание 22. | – Составьте задачи и решите их. | См. Ресурсный материал к уроку. | ||||
Задание 23. | – Рассмотрите многогранник. Назовите невидимые ребра нижней грани; задней грани. – Какие грани видимые и какие невидимые? | – Невидимые ребра нижней грани – АВ, BC. Невидимые ребра задней грани – KB, ВС. – Видимые грани: передняя AMED, верхняя MKOE и правая боковая EOCD. Невидимые грани: нижняя ABCD, задняя BKOC и левая боковая AMKB. | ||||
Рубрика «Путешествие в прошлое». | ‒ Решите старинную задачу. Какие нитки обошлись Марфе дороже и на сколько? | Решение: 1) 2 + 1 = 3 (к.) – столько катушек черных ниток. 2) 3 руб. 50 коп. – 50 коп. = 3 (р.) – стоит 1 катушка черных ниток. 3) 2 · 350 = 700 (коп.) = 7 (р.) – стоят красные нитки. 4) 3 · 300 = 900 (коп.) = 9 (р.) – стоят все черные нитки. 5) 9 р. – 7 р. = 2 р. Ответ: черные обошлись дороже на 2 рубля. | ||||
Задание 24. | – Вычислите площадь четырехугольника АВСD. | См. Ресурсный материал к уроку. | ||||
Задание 25. | – Как должна выглядеть новая надпись на этикетке? | Решение: 1) 1350 – 900 = 450 (г) – масса банки. 2) 650 + 450 = 1100 (г) – брутто. Новая надпись: НЕТТО – 650 г БРУТТО – 1100 г. | ||||
Задание 26. | – На сколько меньше попаданий было у Петрова, чем у Васильева, если при каждом броске мяч попадал в корзину? | Решение: 1) 24 : 2 = 12 (п.) – у Петрова. 2) 36 : 2 = 18 (п.) – у Васильева. 3) 18 – 12 = 6 (п.) – на столько меньше. | ||||
Задание 27. | – Выполните построение (см. Ресурсный материал к уроку). | | ||||
Задание 28. | – Начертите в тетради прямоугольник. Сколькими способами можно разделить построенный прямоугольник отрезком на два равных прямоугольника? – Вычислите периметр каждого прямоугольника. Сколько решений имеет задача? | Выполняют построение. – Это можно сделать двумя способами. Решение при первом способе деления: Р = (3 + 2) · 2 = 10 (см) Решение при втором способе деления: Р = (6 + 1) · 2 = 14 (см) | ||||
Задание 29 | – В питомник для посадки привезли 480 кустов ягодных кустарников. На круговой диаграмме показано, какую часть числа всех кустов занимает каждый из этих видов кустарников. Подсчитайте число кустов смородины, малины, крыжовника и голубики, используя диаграмму | Запись: Всего – 480 к. Смородины – ?, одна вторая Крыжовник – ?, одна восьмая Малина – ?, одна четвертая Голубика – ?, одна восьмая Решение: 480 : 8 = 60 (к.) – по стольку кустов голубики и крыжовника. 480 : 4 = 120 (к.) – кустов малины. 480 : 2 = 240 (к.) – кустов смородины | ||||
IV. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке: – Что нового вы узнали на уроке? – Сколько килограмм в 1 тонне? – Сколько килограмм в 1 центнере? – Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
Задание 20.
Решение: 1) 150 : 5 = 30 (км/ч) – скорость по течению. 2) 30 – 12 = 18 (км/ч) – скорость против течения. 3) 18 · 3 = 54 (км) – путь против течения. Задание 22.
Решение: 24 · 5 = 120 (км)
Решение: 120 : 60 = 2 (ч)
Решение: 180 : 5 = 36 (км/ч) | Задание 24. АВ = СЕ = 2 см АЕ = ВС = 4 см SСЕD = 6 см2 SАВСD – ? Решение: SАВСЕ = 2 · 4 = 8 (см2) SАВСD = SАВСЕ + SСЕD SАВСD = 8 + 6 = 14 (см2) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 27. 1) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был треугольник. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был четырехугольник. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был пятиугольник. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был шестиугольник. | |
Урок 47. Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, при решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с движением двух тел в противоположных направлениях из одной точки, с понятием «скорость удаления»; научатся: вычислять расстояния между движущимися телами через данные промежутки времени; решать задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки | Метапредметные: Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания»; имеют мотивацию к учению |