Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Единицы массы: тонна, центнер.

их обозначение

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для повторения соотношений между единицами массы: тонной, центнером и килограммом; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями:

1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничествос учителем и сверстниками: определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

Личностные:применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности); понимают причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Работа над ошибками

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Рассматривает наиболее типичные ошибки, дает тренировочные задания

Разбирают ошибки, выполняют задания

Находить и исправлять ошибки. Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1) Математический диктант:

а) Чему равно произведение чисел 7 и 9?

б) Найдите частное чисел 72 и 8.

в) Чему равна сумма чисел 72 и 8?

г) Найдите разность чисел 72 и 8.

д) Число 6 увеличьте на 8.

е) Число 36 увеличьте в 2 раза.

2) Вставьте пропущенный делитель:

49000 : = 7000 81000 : = 9000

4800 : = 600 20000 : = 5000

54000 : = 9000 2400 : = 400

2700 : = 300 18000 : = 3000

3) Сравните:

0 · 3 и 3 · 0 0 · 3 и 0 : 3 0 : 3 и 3 – 0

0 + 3 и 0 · 3 0 + 3 и 3 – 0 0 + 3 и 3 · 0

– Из каких чисел составлены эти примеры?

– Какие еще примеры в одно действие вы могли бы составить с этими же числами? Почему?

4) Помогите Волку и Зайцу расставить арифметические знаки:

752 52 = 700 90 4 = 360

360 9 = 40 700 52 = 752

– Назовите в каждом выражении компоненты.

– Какие выражения взаимосвязаны?

– Можете ли вы объяснить, почему?

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
а) 63.

б) 9.

в) 80.

г) 64.

д) 14.

е) 72.

2)

49000 : 7 = 7000 81000 : 9 = 9000

4800 : 8 = 600 20000 : 4 = 5000

54000 : 6 = 9000 2400 : 6 = 400

2700 : 9 = 300 18000 : 6 = 3000

3)

0 · 3 = 3 · 0 0 · 3 = 0 : 3 0 : 3 < 3 – 0

0 + 3 > 0 · 3 0 + 3 = 3 – 0 0 + 3 > 3 · 0

Отвечают на вопросы.

4)

752 – 52 = 700 90 · 4 = 360

360 : 9 = 40 700 + 52 = 752

Отвечают на вопросы

III. Открытие нового знания,

нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 122–123).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.


– Сколько килограммов муки каждого сорта отправили в магазины?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

– Пшеничной муки – 1000 кг, ржаной муки – 100 кг.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Задание 2.

– Верно ли, что 1 тонна содержит 10 центнеров?

1 т = 1000 кг

1 ц = 100 кг

 1 т = 10 ц




Задание 3.

– Выразите величины в килограммах.

– Выразите величины в центнерах.

3 т = 3000 кг

6 т = 6000 кг

14 т = 14000 кг

5 т = 50 ц

12 т = 120 ц

20 т = 200 ц

6 ц = 600 кг

8 ц = 800 кг

15 ц = 1500 кг




Задание 4.

– Во сколько раз 15 т больше 5 ц?
– На сколько 15 т больше 5 ц?

– На сколько 160 кг меньше 2 ц?
– На сколько 4 т больше 4 ц?

– На сколько 500 г меньше 4 кг?

– 15 т = 150 ц, 150 : 5 = 30 (раз). В 30 раз 15 т больше 5 ц.

– 150 – 5 = 145 (ц). На 145 ц 15 т больше 5 ц.

– 2 ц = 200 кг, 200 – 160 = 40 (кг). На 40 кг 160 кг меньше 2 ц.

– 4 т = 40 ц, 40 – 4 = 36 (ц). На 36 ц 4 т больше 4 ц.

– 4 кг = 4000 г, 4000 – 500 = 3500 (г). На 3500 г 500 г меньше 4 кг.

Задание 5.

– Во сколько раз 1 т больше 1 ц?

– Во сколько раз 1 кг меньше 1 ц?

– На сколько 4 т больше 4 кг?

– В 10 раз.

– В 100 раз.

– 4 т = 4000 кг, 4000 – 4 = 3996 (кг). На 3996 кг 4 т больше 4 кг.

Задание 6

– Решите задачу

Решение:

5 · 2 = 10 (т)

10 т = 10000 кг

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее

изученным,

освоенным.

Работа по учебнику

(с. 123–125).

Задание 10.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Запишите наибольшее шестизначное число и три следующих за ним при счете числа.

– Запишите наименьшее семизначное число и три предшествующих ему при счете числа.

– Прочитайте число 1 010 000. Вычтите из него число 1 и запишите результат.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Запись: 999999, 1000000, 1000001, 1000002
Запись: 1000000, 999999, 999998, 999997
1 010 000 – 1 = 1 009 999

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели

в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

Задание 11.

– Какие числа нужно записать в пустых клетках таблицы?

Заполняют таблицу:

а – 100

а

а + 1000

5900

6000

7000

5100

5200

6200

6040

6140

7140




Задание 12.

– Выполните вычисления, записывая сложение и вычитание в столбик.

Работают самостоятельно.

Задание 13.

– Найдите значения выражения х · 42 + y · 107, если х = 14, y = 8.

– Найдите значения выражения а · m + х,

если х = 360, а = 60, m = 9.

Запись:

14 · 42 + 8 · 107 = 588 + 856 = 1444
60 · 9 + 360 = 540 + 360 = 900

Задание 14.

– Проверьте равенство

64 · 7 + 1692 = 64 · 8 + 1692, не выполняя вычислений.

– Равенство неверно. Так как в обеих его частях первое слагаемое представлено произведениями, где 64 · 7 меньше чем 64 · 8, то и вся левая часть равенства меньше, чем правая.

Задание 15.

– Выполните вычисления. Какие математические правила вы использовали?

Работают самостоятельно.

Задание 16.

– Запишите данные числа в порядке убывания.

Запись: 13954380, 13954270, 1522448, 1385361, 1325337

Задания 17, 18

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу 17 двумя способами.

– Каким способом быстрее получается результат?


См. Ресурсный материал к уроку

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите единицы массы.

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я…



Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности



Ресурсный материал к уроку

Задание 17.

Расход

на 1 изд.

Кол-во

изделий

Общий расход

?, одинак.

2 п.

3 м

? п.

6 м

Решение:

I способ

1) 300 : 2 = 150 (см) – расход на одно изделие.

2) 600 : 150 = 4 (п.) – можно сшить из 6 метров.

II способ

1) 6 : 3 = 2 (раза) – больше ткани.

2) 2 · 2 = 4 (п.) – можно сшить из 6 метров.

Задание 18.




Расход

на 1 наволочку

Кол-во

наволочек

Общий

расход

1-я швея




6 нав.

? м



2-я швея

?, одинаков.

10 нав.

? м

3-я швея




8 нав.

? м

Решение:

1) 6 + 10 + 8 = 24 (нав.) – всего сшили.

2) 72 : 24 = 3 (м) – идет на 1 наволочку.

3) 3 · 6 = 18 (м) – израсходовала 1-я швея.

4) 3 · 10 = 30 (м) – израсходовала 2-я швея.

5) 3 · 8 = 24 (м) – израсходовала 3-я швея.


Урок 46. Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Метапредметные:

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы.

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Личностные: имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Вставьте пропущенный делитель.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

440 : = 44 330 : = 3

4400 : = 44 33000 : = 33

44000 : = 440 330000 : = 330

440000 : = 440 3300000 : = 330

4400000 : = 440 33000000 : = 330

440 : 10 = 44 330 : 10 = 3

4400 : 100 = 44 33000 : 1000 = 33

44000 : 100 = 440 330000 : 1000 = 330

440000 : 1000 = 440 3300000 : 10000 = 330

4400000 : 10000 = 440 33000000 : 100000 = 330

– Расположите числа в порядке убывания.

а) 3751, 3571, 3157, 1573

б) 1375, 1753, 5713, 7513


а) 3751, 3571, 3157, 1573

б) 7513, 5713, 1753, 1375

– Даны числа: 21, 30, 19, 2, 25, 15, 16, 27.  Выберите из них три числа, сумма которых равна: а) 50; б) 70; в) 60

а) 15 + 16 + 19 = 50; 21 + 27 + 2 = 50

б) 25 + 15 + 30 = 70; 21 + 19 + 30 = 70

в) 25 + 16 + 19 = 60

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 123).

Задание 7.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.


– Сколько всего центнеров картофеля привезли?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

3 т · 3 = 9 т, 9 т = 90 ц.

Планировать

решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Осуществлять контроль действий по результату

Задание 8.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись: Было – 4 т.

1-й магазин – 1265 кг

2-й магазин – ? на 375 кг б.

Осталось – ? кг.



Решение:





3) 4 т = 4000 кг

4000 – 2905 = 1095 (кг) – осталось.

Задание 9

– Составьте по рисунку задачу и решите ее

Запись: Было – 10 т.

Отгрузили – 35 ц и 4280 кг.

Осталось – ?

Решение:

1) 35 ц = 3500 кг

3500 + 4280 = 7780 (кг) – отгрузили.

2) 10 т = 10000 кг

10000 – 7780 = 2220 (кг) – осталось

III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 125–128).

Задание 19.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Назовите координаты центра каждой из окружностей.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


– Центр синей окружности имеет координаты (4; 4). Центр красной окружности имеет координаты

(7; 4).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

Задание 20.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

См. Ресурсный материал к уроку.

Задание 21.

– Изобразите в тетради такие многогранники.

‒ Как называется каждый из них?

Выполняют практическую работу.

– Это куб и параллелепипед.

Задание 22.

– Составьте задачи и решите их.

См. Ресурсный материал к уроку.

Задание 23.

– Рассмотрите многогранник. Назовите невидимые ребра нижней грани; задней грани.

– Какие грани видимые и какие невидимые?


– Невидимые ребра нижней грани – АВ, BC. Невидимые ребра задней грани – KB, ВС.

– Видимые грани: передняя AMED, верхняя MKOE и правая боковая EOCD. Невидимые грани: нижняя ABCD, задняя BKOC и левая боковая AMKB.

Рубрика «Путешествие в прошлое».

Решите старинную задачу. Какие нитки обошлись Марфе дороже и на сколько?

Решение:

1) 2 + 1 = 3 (к.) – столько катушек черных ниток.

2) 3 руб. 50 коп. – 50 коп. = 3 (р.) – стоит 1 катушка черных ниток.

3) 2 · 350 = 700 (коп.) = 7 (р.) – стоят красные нитки.

4) 3 · 300 = 900 (коп.) = 9 (р.) – стоят все черные нитки.

5) 9 р. – 7 р. = 2 р.

Ответ: черные обошлись дороже на 2 рубля.

Задание 24.

– Вычислите площадь четырехугольника АВСD.

См. Ресурсный материал к уроку.

Задание 25.

– Как должна выглядеть новая надпись на этикетке?

Решение:

1) 1350 – 900 = 450 (г) – масса банки.

2) 650 + 450 = 1100 (г) – брутто.

Новая надпись: НЕТТО – 650 г

БРУТТО – 1100 г.

Задание 26.

– На сколько меньше попаданий было у Петрова, чем у Васильева, если при каждом броске мяч попадал в корзину?

Решение:

1) 24 : 2 = 12 (п.) – у Петрова.

2) 36 : 2 = 18 (п.) – у Васильева.

3) 18 – 12 = 6 (п.) – на столько меньше.

Задание 27.

– Выполните построение (см. Ресурсный материал к уроку).




Задание 28.

– Начертите в тетради прямоугольник. Сколькими способами можно разделить построенный прямоугольник отрезком на два равных прямоугольника?

– Вычислите периметр каждого прямоугольника. Сколько решений имеет задача?

Выполняют построение.

– Это можно сделать двумя способами.

Решение при первом способе деления:

Р = (3 + 2) · 2 = 10 (см)

Решение при втором способе деления:

Р = (6 + 1) · 2 = 14 (см)

Задание 29

– В питомник для посадки привезли 480 кустов ягодных кустарников. На круговой диаграмме показано, какую часть числа всех кустов занимает каждый из этих видов кустарников. Подсчитайте число кустов смородины, малины, крыжовника и голубики, используя диаграмму

Запись: Всего – 480 к.

Смородины – ?, одна вторая

Крыжовник – ?, одна восьмая

Малина – ?, одна четвертая

Голубика – ?, одна восьмая

Решение:

480 : 8 = 60 (к.) – по стольку кустов голубики и крыжовника.

480 : 4 = 120 (к.) – кустов малины.

480 : 2 = 240 (к.) – кустов смородины

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Сколько килограмм в 1 тонне?

– Сколько килограмм в 1 центнере?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности



Ресурсный материал к уроку

Задание 20.

Движение



t

s

По течению



5 ч

150 км

Против течения

3 ч

? км

Решение:

1) 150 : 5 = 30 (км/ч) – скорость по течению.

2) 30 – 12 = 18 (км/ч) – скорость против течения.

3) 18 · 3 = 54 (км) – путь против течения.

Задание 22.

а)



t

s

24 км/ч

5 ч

? км

Решение: 24 · 5 = 120 (км)

б)



t

s

60 км/ч

? ч

120 км

Решение: 120 : 60 = 2 (ч)

в)



t

s

? км/ч

5 ч

180 км

Решение: 180 : 5 = 36 (км/ч)

Задание 24.

АВ = СЕ = 2 см

АЕ = ВС = 4 см

SСЕD = 6 см2

SАВСD – ?



Решение:

SАВСЕ = 2 · 4 = 8 (см2)

SАВСD = SАВСЕ + SСЕD

SАВСD = 8 + 6 = 14 (см2)

Задание 27.

1) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был треугольник.



2) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был четырехугольник.



3) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был пятиугольник.



4) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был шестиугольник.





Урок 47. Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: способствовать формированию умений решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, при решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с движением двух тел в противоположных направлениях из одной точки, с понятием «скорость удаления»;

научатся: вычислять расстояния между движущимися телами через данные промежутки времени; решать задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания»; имеют мотивацию к учению