Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка


Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Запишите ответ выражением, найдите его значение.

а) За один прыжок кенгуру продвигается на 12 м. На сколько метров продвигается кенгуру за 3 прыжка?

б) Масса булочки 75 г, масса куска сыра 25 г. Какова масса бутерброда?

в) Длина тела кита 26 м, а тюленя – 2 м. Во сколько раз тюлень короче кита?

г) От Москвы до нашей станции по шоссе 400 км, а по железной дороге на 30 км меньше. Сколько километров от Москвы до нашей станции по железной дороге?

д) Синица может пролететь за день 100 км, а скворец – 75 км. На сколько километров больше может пролететь синица, чем скворец?

е) Электропоезд из Москвы отправляется в 18 ч 4 мин и прибывает во Владимир в 20 ч 34 мин, не делая ни одной остановки. Сколько времени электропоезд находится в пути?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.
а) 12 · 3 = 36 (м)

б) 75 + 25 = 100 (г)
в) 26 : 2 = 13 (раз)
г) 400 – 30 = 370 (км)


д) 100 – 75 = 25 (км)

е) 20 ч 34 мин – 18 ч 4 мин = 2 ч 30 мин

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Выполните задание на смекалку.

Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый из них?



Ответ: 40 минут.




– Проверьте, верны ли равенства:

7 км 080 м = 70800 м 4 ч 30 мин = 430 мин

10 т 300 кг = 10300 г 8 мин 20 с = 500 с


7 км 080 м = 70800 м – неверно

4 ч 30 мин = 430 мин – неверно

10 т 300 кг = 10300 г – верно

8 мин 20 с = 500 с – верно

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 145).

Задание 4

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Прочитайте задачу. Рассмотрите схему движения поездов. Решите задачу.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.



t

s

50 км/ч

? ч



40 км/ч

Решение:

1) 50 + 40 = 90 (км/ч) – скорость сближения.

2) 720 : 90 = 8 (ч) – через столько времени встретятся

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 148–150).

Задание 14.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Решение:

1) 9 · 5 = 45 (шт.) – шаров.

2) 45 · 2 = 90 (шт.) – колокольчиков.

3) 90 : 6 = 15 (шт.) – колокольчиков в 1 коробке.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели

в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять взаимный контроль действий, планировать способы взаимодействия

Задание 15.

– Чему равна масса портфеля?

Решение: 20 кг – 10 кг 250 г – 6кг 130 г =

= 3 кг 620 г

Задание 16.

– Докажите, что прямая АВ не является осью симметрии семиугольника.

– Точки удалены на разное расстояние относительно прямой АВ, поэтому она не является осью симметрии.

Задание 17.

– Назовите два четырехугольника, у которых общей является вершина А.

– Назовите два четырехугольника, у которых общей является сторона МО.

– Назовите два четырехугольника, у которых общей является сторона СD.

– Два четырехугольника,у которых общей является вершина А, это АВСD и ABOM.

– Два четырехугольника,у которых общей является сторона МО, это ABOM и OMСD.

– Два четырехугольника,у которых общей является сторона СD,это АВСD и OMСD.

Задание 18.

– Вычислите периметр фигуры.

Р = 3 · 2 + 6 · 2 = 18 (см)



Задание 19.

– Масса бублика 80 г. Ватрушка на 40 г тяжелее бублика. Какова масса пяти ватрушек?

Решение:

80 + 40 = 120 (г) – масса 1 ватрушки.

120 · 5 = 600 (г) – масса 5 ватрушек.

Задание 20.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.



Решение:

1) 750 – 250 = 500 (г) – маленький пакет.

2) 500 · 10 = 5000 (г) = 5 кг – в 10 маленьких пакетах.

Задание 21

– Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: в какое время катер отошел от пристани?

– Вычислите, с какой скоростью он шел.

– На каком расстоянии от пристани катер был в 13 часов; в 14 часов; в 11 часов 30 минут;

в 13 часов 30 минут?

– В какое время катер находился от пристани на расстоянии 30 км; 45 км; 105 км?


– В 11 часов катер отошел от пристани.

– Скорость катера 30 км/ч.

– На расстоянии 60 км от пристани катер был в 13 часов; в 14 часов – 90 км; в 11 часов 30 минут – 15 км; в 13 часов 30 минут – 75 км.

– В 12 часов катер находился от пристани на рас-стоянии 30 км; в 12 часов 30 минут – 45 км;

в 14 часов 30 минут – 105 км

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик; те, у кого некоторые вопросы вызвали затруднения, – синий.

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Прием «Светофор».

Учащимся в начале урока раздают по три кружочка: красный, желтый и зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу об этом уроке: красный – нет (что не понравилось, какие были ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось)

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)



Урок 54. Умножение многозначного числа на однозначное

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное; способствовать формированию умений выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами; содействовать развитию умения выполнять проверку с помощью калькулятора

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное;

научатся: применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное; выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Личностные: формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Найдите ошибки, которые допустил ученик, составляя ряды чисел:

а) 640, 660, 680, 720, 740, ...

б) 987, 876, 765, 655, 543, ...

в) 111, 222, 333, 455, 444, 555, ...

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.
а) 640, 660, 680, 700, 720, 740, ...

б) 987, 876, 765, 654, 543, ...

в) 111, 222, 333, 455, 444, 555, ...

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять высказанные мнения




– Вычислите:

700 · 3 37500 · 26 – 37500 · 25

8000 · 3 90 · 4

83 · 61 + 83 · 39 76800 · 6 + 76800 · 4

578 · 193 + 578 · 807 80 · 70


700 · 3 =2100

37500 · 26 – 37500 · 25 = 37500

8000 · 3 = 24000

90 · 4 = 360

83 · 61 + 83 · 39 = 8300

76800 · 6 + 76800 · 4 =768000

578 · 193 + 578 · 807 = 578000

80 · 70 = 5600




Задача. Дети вырезали на уроках труда геометрические фигуры. Их оказалось 32000. Сколько нужно пакетиков, если в каждый положить по одному десятку фигур; по одной сотне; по одной тысяче?


Ответ: 3200; 320; 32 пакетика

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику

(с. 151–152).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Составьте алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль действий по результату

Задание 2.

– Выполните умножение.

126 · 4 = 504 596 · 4 = 2384

205 · 9 = 1845 480 · 9 = 4320

675 · 9 = 6075 706 · 8 = 5648

608 · 5 = 3040 903 · 8 = 7224

284 · 5 = 1420 404 · 7 = 2828

290 · 7 = 3040 560 · 8 = 4480

338 · 7 = 2366 208 · 4 = 832

210 · 4 = 840 408 · 2 = 816

Задание 3.

– Верно ли высказывание: «Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю»? Приведите примеры.

– Сформулируйте правило об умножении любого числа на число 0.

Запись:

а · 1 = а, 1 · а = а

Приводят примеры.
а · 0 = 0, 0 · а = 0

Задание 4.

– Заполните таблицу.

х

1

385

1

0

999

y

250

1

1

1264

0

х · y

250

385

1

0

0




Задание 5.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.







Было

Увезли

Осталось

1-й склад

6080 кг



? кг

2-й склад

0 кг

Решение:

1) 820 · 4 = 3280 (кг) – увезли со 2-го склада.

2) 3280 + 820 = 4100 (кг) – увезли всего.

3) 6080 – 4100 = 1980 (кг) – осталось на 1-м складе.

Задание 6.

– Выполните задание в парах.

Работают в парах.

Задание 7

– Найдите значение выражения 630 · х + 125 · у

а) Если х = 3, у = 5, то 630 · 3 + 125 · 5 =

= 1890 + 625 = 2515

б) если х = 5, у = 3, то 630 · 5 + 125 · 3 =

= 3150 + 375 = 3525

в) если х = 4, у = 4, то 630 · 4 + 125 · 4 =

= 4 · (630 + 125) = 4 · 755 = 3020
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   95


III. Включение нового

в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 155–156).

Задание 19.


IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось вам больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию



Оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку


Ресурсный материал к уроку

Задание 26.




Производительность

Время

работы

Объем
работы

1-й станок

40 дет./мин

7 мин

? одинаков.

2-й станок

? дет./мин

10 мин

Решение:

1) 40 · 7 = 280 (дет.) – объем работы.

2) 280 : 10 = 28 (дет./мин) – производительность 2-го станка.

Задание 27.



Решение:

1) 240 : 3 = 80 (км/ч) – скорость 1-го катера.

3) 80 : 4 = 20 (км/ч) – скорость 2-го катера.

2) 80 : 20 = 4 (раза) – во столько раз скорость 1-го

катера больше.


Урок 56. Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное; способствовать формированию умений выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами, делать проверку с помощью калькулятора

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное;

научатся: применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное; выполнять устные и письменные вычисления

с натуральными числами

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничествос учителем и сверстниками: определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Подберите такой второй множитель, чтобы выполнялись следующие условия:









Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.











Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного

опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу




– Используя данные равенства, найдите значения произведений.

327 · 5 = 1635 3007 · 4 = 12028

327 · 4 = 3008 · 4 =

327 · 6 = 3007 · 3 =



327 · 5 = 1635 3007 · 4 = 12028

327 · 4 = 1308 3008 · 4 = 12032

327 · 6 = 1962 3007 · 3 = 9021




– Подумайте: >, < или = ?

97 · 9 … 97 · 90 970 · 90 … 9700 · 90

56 · 8 … 506 · 8 5060 · 8 … 5060 · 80


97 · 9 < 97 · 90 970 · 90 < 9700 · 90

56 · 8 < 506 · 8 5060 · 8 < 5060 · 80

II. Открытие

нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 153–154).

Задание 12.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
– Выполните умножение.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
1700 · 8 = 13600 303800 · 2 = 607600

4050 · 5 = 20250 180400 · 8 = 1443200

20300 · 6 = 121800 345090 · 5 = 1725450

44500 · 3 = 133500 810000 · 9 = 7290000

12100 · 4 = 48400 1000200 · 5 = 5001000

25040 · 7 = 175280 2120000 · 4 = 8480000

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль деятельности по результату

Задание 13.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

См. ресурсный материал к уроку.

Задание 14.

– Длина каждой стороны девятиугольника 12 дм 8 см. Вычислите его периметр.

12 дм 8 см = 128 см

128 · 9 = 1152 (см) = 11 м 52 см ‒ периметр девятиугольника.

Задание 15.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.



t

s

75 км/ч

4 ч



82 км/ч

Решение:

1) 75 + 82 = 157 (км/ч) – скорость сближения.

2) 157 · 4 = 628 (км) – расстояние.

Задание 16.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу двумя способами.

См. ресурсный материал к уроку.

Задание 17.

– Прочитайте и решите задачу.




Цена

Кол-во

Стоимость

Конфеты

124 р. 50 к.

8 кг

? р.

Пряники

96 р.

8 кг

Решение:

1) 124 р. 50 к. + 96 р. = 220 р. 50 к. – стоит 1 кг конфет и 1 кг пряников.

2) 220 р. 50 к. · 8 = 1764 р. – стоимость покупки.

Задание 18

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу






t

s

1-й самолет

850 км/ч

3 ч



2-й самолет

850 км/ч

Решение:

1) 850 + 850 = 1700 (км/ч) – скорость удаления друг от друга.

2) 1700 · 3 = 5100 (км) – расстояние через 3 часа

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 157–158).

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу двумя способами.



Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Запись:




Масса

Вес одного ящика

Кол-во ящиков

Сорт «Богатырь»

144 кг

12 кг

? ящ.

Сорт «Мельба»

348 кг

12 кг

? ящ.




Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

Задание 32.




Решение:

I способ

1) 444 : 12 = 37 (ящ.)

2) 348 : 12 = 29 (ящ.)


II способ

1) 444 + 348 = 792 (кг) – всего.

2) 792 : 12 = 66 (ящ.) – потребуется

3) 37 + 29 = 66 (ящ.) – потребуется

Задание 33.

– Вычислите периметр двадцатиугольника, длина каждой стороны которого равна

3 см 5 мм. Выразите результат в сантиметрах.

Решение:

3 см 5 мм · 20 = 70 см ‒ периметр двадцатиугольника.

Задание 34.

– Начертите отрезок АВ в масштабе 5 : 1.

Чертят отрезок длиной 10 см.

Задание 35.

– Прочитайте и решите задачу.

Решение:

1) 60 : 12 = 5 (раз) – во столько раз меньше.

2) 35 : 5 = 7 (км) – за 12 мин.

Задание 36.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись:



Решение:

1) 1 т = 1000 кг

1000 : 15 = 200 (кг) – отходы.

2) 1000 – 200 = 800 (кг) – пшено.

3) 800 : 50 = 16 (меш.) – пшена.

Задание  37.

– Решите задачу на движение в противоположных направлениях.






t

s

1-й самолет

950 км/ч

30 мин



2-й самолет

850 км/ч

Решение:

1) 950 + 850 = 1800 (км/ч) – скорость удаления.

2) 60 : 30 = 2 (раза).

3) 1800 : 2 = 900 (км) – будет между ними через 30 минут.

Задание 38

– Как быстрее доехать на метро от станции «Дмитровская» до станции «Автозаводская»?

Работают со схемой метро