Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Решите задачу.

Лена сделала уроки за 1 ч 30 мин, Наташа – за 2 ч, а Валя – за 1 ч 45 мин. Кто быстрее всех сделал уроки? Кто дольше всех делал уроки?

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
– Лена быстрее всех сделала уроки. Наташа дольше всех делала уроки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Запишите верные равенства:

3 мин 3 с = с с = 1 ч 6 с

мин = 1 ч 16 мин 2 ч 2 мин = мин

5 ч 2 с = с 5 мин 5 с = с


3 мин 3 с = 183 с 3606 с = 1 ч 6 с

76 мин = 1 ч 16 мин 2 ч 2 мин = 122 мин

5 ч 2 с = 18002 с 5 мин 5 с = 305 с




– Решите задачу на смекалку.

«Вот вам 3 таблетки, – сказал доктор. – Принимайте по одной через каждые 2 часа». Через сколько времени будет принята последняя таблетка?

– Через 4 часа.




– Прочитайте, вставляя пропущенные названия единиц времени.

а) Урок и перемена вместе длились 60 мин, или 1 ...

б) Поезд был в пути 24 ч, или 1 ...

в) Геологи работали в горах 12 месяцев, или 1 ...
г) Спортсмен пробежал дистанцию за 60 с, или 1 ...



а) Урок и перемена вместе длились 60 мин, или 1 час.

б) Поезд был в пути 24 ч, или 1 сутки.

в) Геологи работали в горах 12 месяцев, или 1 год.

г) Спортсмен пробежал дистанцию за 60 с, или 1 минуту

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику

(с. 129).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
– Рассмотрите рисунки. В каких случаях машины движутся в одном направлении? В каких случаях – в противоположных направлениях?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

– На рисунках 2 и 3 машины движутся в одном направлении.

– На рисунках 1, 4, 5 машины движутся в противоположных направлениях.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Осуществлять контроль действий по результату

Задание 2

– Прочитайте задачу. Что нам известно? На какое расстояние от палатки удалился каждый из туристов за 1 час?

– Какое расстояние стало между туристами через час после начала движения?

– На какое расстояние от палатки удалился каждый из туристов за 2 часа?

– Какое расстояние стало между туристами через 2 часа после начала движения?

– На какое расстояние от палатки удалился каждый из туристов за 3 часа?

– Какое расстояние стало между туристами через 3 часа после начала движения?

– Рассмотрите два способа вычисления расстояния от озера до водопада. Объясните, что означает каждая запись

– На расстояние6 км и 4 км от палатки удалился каждый из туристов за 1 час.
– 10 км стало между туристами через час после начала движения.

– На расстояние 12 км и 8 км от палатки удалился каждый из туристов за 2 часа.

– 20 км стало между туристами через 2 часа после начала движения.

– На 18 км и 12 км от палатки удалился каждый из туристов за 3 часа.

– 30 км стало между туристами через 3 часа после начала движения.

Рассматривают разные способы вычисления, выбирают лучший (с их точки зрения)

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 132–134).
Задание 5.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Найдите устно значения выражений.


– Каким свойством умножения вы пользовались?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


286 · 82 + 286 · 18 = 286 · (82 + 18) =

= 286 · 100 = 28600

348 · 67 + 33 · 348 = 348 · (67 + 33) =

= 348 · 100 = 34800

– Мы пользовались распределительным свойством умножения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия

Задание 6.

– Выполните вычисления, используя известные вам свойства умножения.

468 · 2 · 5 =

5 · 19 · 20 =

25 · 34 · 4 =



468 · 2 · 5 = 468 · 10 = 4680

5 · 19 · 20 = 19 · 5 · 20 = 19 · 100 = 1900

25 · 34 · 4 = 34 · 25 · 4 = 34 · 100 = 3400

Задание 7.

– Прочитайте и решите задачу. Какова цена карандаша? Сколько стоит тетрадь?

Решение:

1) 23 – 20 = 3 (р.) – цена карандаша.

2) 20 – 3 = 17 (р.) – стоит тетрадь.

Задание 8.

– Увеличьте на 3 десятка каждое из чисел.

1330 + 30 = 1360 2048 + 30 = 2078

10470 + 30 = 10500 2408 + 30 = 2438

Задание 9.

– Ответьте на вопросы: какая из планет наиболее удалена от Солнца?

– Какая из планет находится ближе всех к Солнцу?

– Какая из планет находится ближе к Солнцу: Сатурн или Марс?

– Какая планета ближе к Солнцу: Земля или Венера?

– Какая ближе к Солнцу: Меркурий или Юпитер?

– Планета Нептун наиболее удалена от Солнца.
– Меркурий находится ближе всех к Солнцу.
– Марс находится ближе к Солнцу, чем Сатурн.
– Венера ближе к Солнцу, чем Земля.
– Меркурий ближе к Солнцу, чем Юпитер.


Задание 10.

– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах.

Работают самостоятельно.

Задание 11.

– Каждое из чисел представьте в виде суммы двух равных слагаемых.

48 = 24 + 24; 104 = 52 + 52; 116 = 58 + 58

Задание 12.

– Каждое из чисел представьте в виде суммы двух слагаемых, разность которых равна 3.

49 = 26 + 23

107 = 55 + 52

Число 116 нельзя представить в виде суммы двух слагаемых, разность которых равна 3.

Задание 13.

– Выполните действия.

820 – 5 · 12 = 820 – 60 = 760

13 · 11 + 77 · 11 = 11 · (13 + 77) = 11 · 90 = 990

(630 + 270 : 9) : 2 = (630 + 30): 2 = 690 : 2 = 345

465102 + 559 – 10299 = 455362

240 : 3 + 150 · 3 = 80 + 450 = 530

3 · 120 – 200 : 5 = 360 – 40 = 320

730 – (170 + 290) = 730 – 460 = 270

1010101 – (782 + 18927) = 990392

Задание 14.

– Сравните значения величин.

9 км 720 м > 972 м 4520 см = 45 м 2 дм

8420 ц > 84 т 2 ц 12 т 250 кг < 12350 кг

180 мин > 2450 мин 306 кг 820 г > 36820 г

Задание 15

– Сравните числа попарно

2870 < 12600 43000 > 34000 403000 > 34000

12600 > 709 43000 < 3040 403000 > 3040

709 < 2870 403000 > 43000 34000 > 3040

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Выполняют упражнение «Волшебная палочка». Продолжают высказывание:

– Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь… (кому? в чем?)

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 48. Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек.

Практическая работа

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: способствовать формированию умения решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, при решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с движением двух тел в противоположных направлениях из двух точек (в случаях, когда тела удаляются друг от друга), с понятием «скорость удаления»;

научатся: вычислять расстояния между движущимися телами через данные промежутки времени; решать задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки, из двух точек

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение

(версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Какие числа пропущены?



– Как найти неизвестный множитель, неизвестное слагаемое?

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.



– Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Восстановите примеры. Найдите «ловушку».















а) 2222 + 1034 = 3256 г) 4502 + 5201 = 9703

б) «ловушка» д) 9999 – 1036 = 8963

в) «ловушка»




‒ Выполните задание на смекалку.

Сколько понадобится различных цифр, чтобы пронумеровать 200 страниц; 1222 страницы? Какие это цифры?Что интересного в этом задании?


Ответ: 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, то есть все цифры

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 131).

Задание 3.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу двумя способами.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


Мальчики



t

s

Антон

100 м /мин

5 мин



Олег

85 м/мин

Решение:

I способ

1) 100 · 5 = 500 (м) – прошел Антон.

2) 85 · 5 = 425 (м) – прошел Олег.

3) 500 + 425 = 925 (м) – расстояние.

II способ

1) 100 + 85 = 185 (м/мин) – скорость удаления.

2) 185 · 5 = 925 (м) – расстояние.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль деятельности по результату

Задание 4

– Составьте задачу по схеме. Ответьте на вопросы:

На сколько километров за 3 ч удалился от села Лесное пешеход, который шел со скоростью 5 км/ч?
– На сколько километров за 3 часа удалился от села Дубки пешеход, который шел со скоростью 6 км/ч?

– Какое расстояние будет между пешеходами через 3 часа?

– Можно ли эту задачу решить другим способом?

– На сколько километров удалятся пешеходы друг от друга за 1 час? за 3 часа?

– Какое расстояние будет между ними через 3 часа?



– 5 · 3 = 15 (км) – на 15 километров за 3 ч удалился от села Лесное пешеход, который шел со скоростью 5 км/ч.

– 6 · 3 = 18 (км) – на 18 километров за 3 часа удалился от села Дубки пешеход, который шел со скоростью 6 км/ч.

– 15 + 18 + 75 = 108 (км) – 108 километров будет между пешеходами через 3 часа.

– Да, эту задачу можно решить другим способом.

– 5 + 6 = 11 (км) – на 11 километров удалятся пешеходы друг от друга за 1 час.

– 11 · 3 = 33 (км) – на 33 километра удалятся пешеходы друг от друга за 3 часа.

– 33 + 75 = 108 (км) – 108 километров будет между ними через 3 часа


III. Включение нового

в активное использование в сочетании

с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 134–137).

Задание 16.


IV. Итог урока. Рефлексия