Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Открытие нового знания, способа действия.
Работа по учебнику (с. 26).
Задание 3.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Разгадайте правило, по которому оставлены схемы, и вставьте числа в «окошки»: | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Решение: | Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||
| – Вставьте числа в «окошки»: 5 · = 55 54 : = 6 : 6 = 12 · 9 = 81 96 : = 16 : 7 = 100 · 8 = 56 5 · = 250 | Решение: 5 · 11 = 55 54 : 9 = 6 72 : 6 = 12 9 · 9 = 81 96 : 6 = 16 700 : 7 = 100 7 · 8 = 56 5 ·50 = 250 | ||||||||
Игра «Распутай клубок» | – Какие числа пропущены?
| Решение: а) 40+ 180 = 220 б) 0 + 1 = 1 в) 26 + 24 =50 220 · 3 = 660 0 + 25 = 25 50 – 32 = 18 900 – 660 = 240 25 : 1 = 25 74 – 24 = 50 | ||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 31). Задание 3. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Даны истинные высказывания. Каждое из этих высказываний замените другим высказыванием так, чтобы оно начиналось словами «неверно, что». Какое высказывание получилось: истинное или ложное? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют высказывания: «Неверно, что орел – птица» – ложное. «Неверно, что в неделе 7 дней» – ложное. «Неверно, что февраль – зимний месяц» – ложное. «Неверно, что слово “нос” – существительное» – ложное. | Планировать решение учебной задачи. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять контроль по результату | |||||||
Задание 4. | – Даны ложные высказывания. Каждое из этих высказываний замените другим высказыванием так, чтобы оно начиналось словами «неверно, что». Какое высказывание получилось: истинное или ложное? | Составляют высказывания: «Неверно, что в любом четырехугольнике три вершины». «Неверно, что тонна – единица длины». «Неверно, что сумма 45 и 10 равна 54». – Это истинные высказывания. | ||||||||
Задание 5 | – Сравните два высказывания. Чем они отличаются? | – Высказывания отличаются истинностью. – В каждой паре одно высказывание истинное, другое – ложное | ||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 32–33). Задание 10. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – С какой скоростью ехала легковая машина? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Запись:
Решение: 1) 60 · 2 = 120 (км) – проехала грузовая машина. 2) 120 + 40 = 160 (км) – проехала легковая машина. 3) 160 : 2 = 80 (км/ч) – скорость легковой машины. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | |||||||
Задание 11. | – Какое число надо записать в окошке, чтобы равенство было верным? | а) 3672 + = 12000 б) 121 : = 11 12000 – 3672 = 8328 121 : 11 = 11 в) · 13 = 260 г) 401 – = 96 260 : 13 = 20 401 – 96 = 305 | ||||||||
Задание 12. | – Какое число задумала Лариса? | 10 · 72 = 720 720 : 6 = 120 120 – 80 = 40 40 · 5 = 200 Ответ: 200. | ||||||||
Задание 13 | – Какое число задумал Саша? | 2 · 90 = 180 180 : 18 = 10 10 · 15 = 150 150 – 60 = 90 Ответ: 90 | ||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Урок 77. Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами
«неверно, что»
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: рассмотреть область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания; способствовать формированию умений решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с понятиями «истинные» и «ложные» высказывания; научатся определять значения высказываний: И (истина), Л (ложь); анализировать образование составного высказывания с помощью логических связок «неверно, что…» и определять его истинность | Метапредметные: Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Расположите величины в порядке возрастания: 2 сут. 15 ч; 49 ч; 3 сут.; 2 сут. 5 ч; 64 ч; 4 сут. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Решение: 49 ч; 2 сут. 5 ч; 2 сут. 15 ч; 64 ч; 3 сут.; 4 сут. | Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | |||||||||
Задача. | – Решите задачу. а) Один велосипедист прошел дистанцию за 89 мин, а другой – за 1 ч 30 мин. Кто из них раньше пришел к финишу и на сколько минут опередил соперника? б) Урок закончился в 9 ч 50 мин. Когда начался урок, если он длился 40 минут? | Решение: а) 1 ч 30 мин = 90 мин; 90 мин – 89 мин = 1 мин. б) 9 ч 50 мин – 40 мин = 9 ч 10 мин. | ||||||||||
Задания на смекалку | – Учащиеся измерили отрезок, данный в учебнике. Учительница записала правильный ответ: 1 дм 5 см 3 мм. У Светы получилось 1 дм 53 мм, у Коли – 15 см 3 мм, у Тани – 153 мм. Ошиблись эти ученики или нет? | – Учащиеся не ошиблись. | ||||||||||
| – В каких мерах удобнее выразить записанные на доске данные: а) длина реки – 30520 м; б) масса арбуза – 4830 г; в) возраст девочки – 49 месяцев; г) продолжительность каникул – 168 ч? | Ответы: а) длина реки – 30 км 520 м; б) масса арбуза – 4 кг 830 г; в) возраст девочки – 2 года 1 месяц; г) продолжительность каникул –7 дней | ||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Один мальчик говорит другому: 1. «Я такой сильный, что могу поднять живого слона». 2. «Самое большое животное на Земле – кит». 3. «Заяц съел на обед целого волка». 4. «Яблоки растут на деревьях». 5. «Банан – травянистое растение». – Какие из высказываний мальчика истинные? Какие ложные? – Под высказыванием понимают любое утверждение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно. Решение большинства задач этой темы основано на том простом факте, что каждое высказывание или истинно, или ложно; одновременно быть истинным и ложным высказывание не может. Примеры высказываний: 1. Минск – столичный город. 2. 33 – четное число. 3. Миша на большой перемене съел настоящего льва. 4. 25 умножить на 3 равно 75. Но, например, утверждения «х > 0» и «у него в кошельке нет денег» высказываниями не являются, так как судить об их истинности или ложности невозможно. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Определяют истинные и ложные высказывания. – Высказывания 1 и 4 – истинны, 2 и 3 – ложны. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату | |||||||||
Задача | Решите задачу. В велогонках приняли участие пятеро школьников. После гонок пятеро болельщиков заявили: «Коля занял 1-е место, а Ваня – 4-е». «Сережа занял 2-е место, а Ваня – 4-е». «Сережа занял 2-е место, а Коля – 3-е». «Толя занял 1-е место, а Надя – 2-е». «Надя заняла 3-е место, а Толя – 5-е». Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное, найдите правильное распределение мест | Составляют таблицу, отражающую высказывания всех болельщиков: Решение.
Фиксируют любую строку таблицы, например первую. Дальнейшие рассуждения будут основаны на том, что в каждой строке одно из высказываний – верное, а другое – нет. Допустим, что в выбранной 1–й строке высказывание «Коля – 1» – верное. Тогда по условию «Ваня – 4» – неверное высказывание. Например, поскольку «Коля – 1» – истинное предположение, то «Толя – 1» уже не может быть истинным высказыванием, значит, истинным будет «Надя – 2». Но тогда «Надя – 3» – неверное, а потому «Толя – 5» – верное высказывание. В итоге замечаем, что 2-е место заняли 2 человека – Сережа и Надя, что невозможно. Значит, первоначальное допущение оказалось неверным. Поэтому в той же 1-й строке делаем другое предположение «Ва-ня – 4», считая теперь высказывание «Ваня – 4» – истинным. Рассмотрев первые 3 строки, замечаем, что высказывания «Коля – 3» и «Надя – 3» не могут быть истинными одновременно. Поэтому «Надя – 3» – ложь. Тогда «Толя – 5» – истинно, «Надя – 2» – истинно, «Толя – 1» – ложно. При этом замечаем, что никаких противоречий со сделанным во второй раз допущением нет. Поэтому ответ будет следующим: Надя – 2, Коля – 3, Ваня – 4, Толя – 5, тогда Сережа – 1-е место | ||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Работа по учебнику (с. 33–35).
Задание 14.