Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 26).

Задание 3.



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.


Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Разгадайте правило, по которому оставлены схемы, и вставьте числа в «окошки»:



Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
Решение:


Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Вставьте числа в «окошки»:

5 · = 55 54 : = 6

: 6 = 12 · 9 = 81

96 : = 16 : 7 = 100

· 8 = 56 5 · = 250

Решение:

5 · 11 = 55 54 : 9 = 6

72 : 6 = 12 9 · 9 = 81

96 : 6 = 16 700 : 7 = 100

7 · 8 = 56 5 ·50 = 250

Игра «Распутай клубок»

– Какие числа пропущены?










Решение:

а) 40+ 180 = 220 б) 0 + 1 = 1 в) 26 + 24 =50

220 · 3 = 660 0 + 25 = 25 50 – 32 = 18 900 – 660 = 240 25 : 1 = 25 74 – 24 = 50

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 31).

Задание 3.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Даны истинные высказывания. Каждое из этих высказываний замените другим высказыванием так, чтобы оно начиналось словами «неверно, что». Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют высказывания:

«Неверно, что орел – птица» – ложное.

«Неверно, что в неделе 7 дней» – ложное.

«Неверно, что февраль – зимний месяц» – ложное.

«Неверно, что слово “нос” – существительное» – ложное.

Планировать решение учебной задачи.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять контроль по результату

Задание 4.

– Даны ложные высказывания. Каждое из этих высказываний замените другим высказыванием так, чтобы оно начиналось словами «неверно, что». Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

Составляют высказывания:

«Неверно, что в любом четырехугольнике три вершины».

«Неверно, что тонна – единица длины».

«Неверно, что сумма 45 и 10 равна 54».

– Это истинные высказывания.

Задание 5

– Сравните два высказывания. Чем они отличаются?

– Высказывания отличаются истинностью.

– В каждой паре одно высказывание истинное, другое – ложное

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 32–33).

Задание 10.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– С какой скоростью ехала легковая машина?


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Запись:



t

s

60 км/ч





? км/ч

Решение:

1) 60 · 2 = 120 (км) – проехала грузовая машина.

2) 120 + 40 = 160 (км) – проехала легковая машина.

3) 160 : 2 = 80 (км/ч) – скорость легковой машины.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 11.

– Какое число надо записать в окошке, чтобы равенство было верным?

а) 3672 + = 12000 б) 121 : = 11

12000 – 3672 = 8328 121 : 11 = 11

в) · 13 = 260 г) 401 –  = 96

260 : 13 = 20 401 – 96 = 305

Задание 12.

– Какое число задумала Лариса?




10 · 72 = 720

720 : 6 = 120

120 – 80 = 40

40 · 5 = 200

Ответ: 200.

Задание 13

– Какое число задумал Саша?



2 · 90 = 180

180 : 18 = 10

10 · 15 = 150

150 – 60 = 90

Ответ: 90

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 77. Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами

«неверно, что»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: рассмотреть область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями «истинные» и «ложные» высказывания;

научатся определять значения высказываний: И (истина),

Л (ложь); анализировать образование составного высказывания с помощью логических связок «неверно, что…» и определять его истинность

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Расположите величины в порядке возрастания:

2 сут. 15 ч; 49 ч; 3 сут.; 2 сут. 5 ч; 64 ч; 4 сут.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
Решение:

49 ч; 2 сут. 5 ч; 2 сут. 15 ч; 64 ч; 3 сут.; 4 сут.

Выделять существенную информацию из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Задача.

– Решите задачу.

а) Один велосипедист прошел дистанцию за 89 мин, а другой – за 1 ч 30 мин. Кто из них раньше пришел к финишу и на сколько минут опередил соперника?

б) Урок закончился в 9 ч 50 мин. Когда начался урок, если он длился 40 минут?

Решение:

а) 1 ч 30 мин = 90 мин;

90 мин – 89 мин = 1 мин.

б) 9 ч 50 мин – 40 мин = 9 ч 10 мин.

Задания на смекалку

– Учащиеся измерили отрезок, данный в учебнике. Учительница записала правильный ответ: 1 дм 5 см 3 мм. У Светы получилось 1 дм 53 мм, у Коли – 15 см 3 мм, у Тани – 153 мм. Ошиблись эти ученики или нет?

– Учащиеся не ошиблись.




– В каких мерах удобнее выразить записанные на доске данные: а) длина реки – 30520 м; б) масса арбуза – 4830 г; в) возраст девочки – 49 месяцев; г) продолжительность каникул – 168 ч?

Ответы:

а) длина реки – 30 км 520 м; б) масса арбуза – 4 кг 830 г; в) возраст девочки – 2 года 1 месяц; г) продолжительность каникул –7 дней

III. Открытие нового знания, способа действия.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Один мальчик говорит другому:

1. «Я такой сильный, что могу поднять живого слона».

2. «Самое большое животное на Земле – кит».

3. «Заяц съел на обед целого волка».

4. «Яблоки растут на деревьях».

5. «Банан – травянистое растение».

– Какие из высказываний мальчика истинные? Какие ложные?

– Под высказыванием понимают любое утверждение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно.

Решение большинства задач этой темы основано на том простом факте, что каждое высказывание или истинно, или ложно; одновременно быть истинным и ложным высказывание не может.

Примеры высказываний:

1. Минск – столичный город.

2. 33 – четное число.

3. Миша на большой перемене съел настоящего льва.

4. 25 умножить на 3 равно 75.

Но, например, утверждения «х > 0» и «у него в кошельке нет денег» высказываниями не являются, так как судить об их истинности или ложности невозможно. 

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Определяют истинные и ложные высказывания.

– Высказывания 1 и 4 – истинны, 2 и 3 – ложны.


Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять контроль по результату

Задача 


Решите задачу. В велогонках приняли участие пятеро школьников. После гонок пятеро болельщиков заявили:

«Коля занял 1-е место, а Ваня – 4-е».

«Сережа занял 2-е место, а Ваня – 4-е».

«Сережа занял 2-е место, а Коля – 3-е».

«Толя занял 1-е место, а Надя – 2-е».

«Надя заняла 3-е место, а Толя – 5-е».

Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное, найдите правильное распределение мест

Составляют таблицу, отражающую высказывания всех болельщиков:

Решение.

Коля – 1  

Ваня – 4

Сережа – 2  

Ваня – 4

Сережа – 2

Коля – 3

Толя – 1

Надя – 2

Надя – 3

Толя – 5

Фиксируют любую строку таблицы, например первую. Дальнейшие рассуждения будут основаны на том, что в каждой строке одно из высказываний – верное, а другое – нет. Допустим, что в выбранной 1–й строке высказывание «Коля – 1» – верное. Тогда по условию «Ваня – 4» – неверное высказывание. 

Например, поскольку «Коля – 1» – истинное предположение, то «Толя – 1» уже не может быть истинным высказыванием, значит, истинным будет «Надя – 2». Но тогда «Надя – 3» – неверное, а потому «Толя – 5» – верное высказывание. В итоге замечаем, что 2-е место заняли 2 человека – Сережа и Надя, что невозможно. Значит, первоначальное допущение оказалось неверным.

Поэтому в той же 1-й строке делаем другое предположение «Ва-ня – 4», считая теперь высказывание «Ваня – 4» – истинным. Рассмотрев первые 3 строки, замечаем, что высказывания «Коля – 3» и «Надя – 3» не могут быть истинными одновременно. Поэтому «Надя – 3» – ложь. Тогда «Толя – 5» – истинно, «Надя – 2» – истинно, «Толя – 1» – ложно. При этом замечаем, что никаких противоречий со сделанным во второй раз допущением нет.

Поэтому ответ будет следующим: Надя – 2, Коля – 3, Ваня – 4, Толя – 5, тогда Сережа – 1-е место


IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 33–35).

Задание 14.