Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 86. Решение задач с применением правила деления суммы на число

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить правило деления суммы на число; способствовать формированию умений использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилом деления суммы на число;

научатся применять правило деления суммы на число; использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Метапредметные:

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.


Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Соедините равные величины.

а) 35 дм 8 мм

3580 мм

358 см

35 см 8 мм

3508 мм

358 мм

б) 340 км

34000 м

340000 см

3400 м

340000 дм

340000 м




Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Ответ:

а) 35 дм 8 мм = 3508 мм б) 340 км = 340000 м

358 см = 3580 мм 34000 м = 340000 дм

35 см 8 мм = 358 мм 340000 см = 3400 м



Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Задача.

– Решите задачу.

Миша лег спать в 21 час, а проснулся в 8 часов. Сколько времени он спал?

Решение:

3 + 8 = 11 (ч) – спал Миша.

Рубрика «Знаете ли вы?»

– Знаете ли вы?

 В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100–130 км/ч.

 Летучие рыбы населяют все моря и океаны с температурой воды не ниже 20 °С. В воде рыба увеличивает скорость до 30 км/ч, а у поверхности доводит ее до 60 км/ч.

– Выразите данные скорости в метрах в час.

– На сколько меньше скорость акулы, чем скорость рыбы-меч, если акула плывет со скоростью 30 км/ч?

– Во сколько раз меньше скорость акулы, чем скорость летучей рыбы у поверхности воды?

Решение:

100 км/ч = 100000 м/ч.

130 км/ч = 130000 м/ч.

Решение:

30 км/ч = 30000 м/ч.

60 км/ч = 60000 м/ч.

– На 100 км/ч меньше скорость акулы, чем скорость рыбы-меч.
– В 2 раза меньше скорость акулы, чем скорость летучей рыбы у поверхности воды

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-

нику (с. 54–55).

Задание 5.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Используя правило деления суммы на число, найдите значения выражений.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решение:

(56 + 12) : 2 = 56 : 2 + 12 : 2 = 28 + 6 = 34

(170 + 560) : 10 = 170 : 10 + 560 : 10 = 17 + 56 = 73

(72 + 96) : 12 = 72 : 12 + 96 : 12 = 6 + 8 = 14

(148 + 280) : 4 = 148 : 4 + 280 : 4 = 37 + 70 = 107

(360 + 80) : 40 = 360 : 40 + 80 : 40 = 9 + 2 = 11

(120 + 300) : 60 = 120 : 60 + 300 : 60 = 2 + 5 = 7

(280 + 280) : 70 = 280 : 70 + 280 : 70 = 4 + 4 = 8

(150 + 450) : 50 = 150 : 50 + 450 : 50 = 3 + 9 = 12

Планировать

решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Задание 6.

– Сумму каких двух чисел разделили на данное число?

Решение:

8 : 2 + 6 : 2 = (8 + 6) : 2

15 : 5 + 25 : 5 = (15 + 25) : 5

21 : 7 + 28 : 7 = (21 + 28) : 7

276 : 23 + 184 : 23 = (276 + 184) : 23

15 : 3 + 9 : 3 = (15 + 9) : 3

116 : 29 + 609 : 29 = (116 + 609) : 29

Задание 7

– Верно ли высказывание: «Если одно из двух слагаемых суммы делится на данное число, а другое не делится, то и сумма не разделится на это число»? Приведите примеры

– Истинно.

(15 + 14) : 5 = 29 : 5 15 : 5 + 14 : 5

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 56).

Задание 14.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Сравните пары выражений. Найдите значение первого выражения. Найдите значение второго выражения, используя значение первого.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Решение:

а) 25 · 4 < 25000 · 4 б) 13 · 5 < 130000 · 5



Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Преобразовывать модели

в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 15.

– Найдите значение второго выражения, используя значение первого.

– Какие свойства умножения вы использовали?

Решение:

2 · 360 = 720 (39 · 25) · 4 = 3900

360 · 2 = 720 39 · (25 · 4) = 3900

– Перестановка множителей, сочетательное свойство умножения.

Задание 16.

– Выполните действия, применяя распределительное свойство умножения.

Решение:

(90 + 30) · 4 = 90 · 4 + 30 · 4 = 360 + 120 = 480.

(25 + 50) · 4 = 25 · 4 + 50 · 4 = 100 + 200 = 300.

Задание 17.

– Составьте выражения и найдите их значения.

Решение:

(58 + 7) · 11 = 715 309 : 3 – 33 = 70

(87 – 23) : 8 = 8 124 · 70 + 300 = 8980

Задание 18*

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Объясните, как составлено выражение.

– Закончите решение задачи.

Запись:



t

s



4 ч

48 км

? ч

48 км

Решение:

1) 48 : 4 = 12 (км/ч) – первоначальная скорость.

2) 12 + 4 = 16 (км/ч) – скорость на обратном пути.

3) 48 : 16 = 3 (ч) – обратный путь
1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   95



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Заполните пропуски:

3 ц = ... кг 1 т = ... ц

200 кг = ... ц 1 т 5 ц = ... ц

8 ц = ... кг 2 т = ... кг 10 т = ... кг

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Решение:

3 ц = 300 кг 1 т = 10 ц

200 кг = 2 ц 1 т 5 ц = 15 ц

8 ц = 800 кг 2 т =2000 кг 10 т =10000 кг

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Задачи.

– Решите задачу:

а) В мешке 50 кг картофеля. Сколько мешков потребуется, чтобы положить в них 1 ц картофеля? Выразите 1 ц в килограммах.

б) Масса нагруженного автомобиля 1275 кг,

а масса самого автомобиля – 1 т. Чему равна масса груза?

Решение:

а) 1 ц = 100 кг.

100 : 50 = 2 (м.) – потребуется.
б) 1275 кг – 1000 кг = 275 кг – масса груза.

Числовые записи

а) Запишите число, в котором 9 единиц первого класса и столько же единиц второго класса.

б) Сколько всего сотен в числе 4705; 14803?

в) Сколько всего десятков в числе 3007; 52320?

г) Запишите все пятизначные числа больше данного числа 99997.

д) Уменьшите в три раза сумму чисел 80 и 40.

е) Запишите число, которое содержит 26 тысяч и 26 единиц.

ж) Сколько метров в 7 км?

и) Сколько секунд в 20 минутах?

к) Во сколько раз 2 часа больше 10 минут?

л) Представьте число 180 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых больше второго в 2 раза

Решение:

а) 9009.

б) 47 сотен, 148 сотен.

в) 300 десятков, 5232 десятка.

г) 99999, 99998.
д) 40.

е) 26026.
ж) 7000 м.

и) 1200 с.

к) 12.

л) 120 + 60

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 58–59).

Задание 9.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Решите пары примеров и сравните результаты.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решение:

800 : 400 = 8 : 4 1000 : 50 = 100 : 5

240 : 80 = 24 : 8

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 10.

– Разделите 1200 на 600.


– Разделите 1200 на 100 и 600 на 100. Найдите частное полученных чисел. Какое число получилось?

– Сравните это число с частным чисел 1200 и 600.

– Сделайте вывод.

Решение:

1200 : 600 = 12 : 6



Вывод. При нахождении частного иногда удобно сначала разделить, если это возможно, делимое и делитель на одно и то же число, а затем найти частное полученных чисел. Результат не изменится.

Задание 11.

– На какое наибольшее число можно разделить делимое и делитель?

Решение:

110 : 10 (на 10) 26500 : 100 (на 100)

360 : 120 (на 120) 12800 : 400 (на 400)

840 : 280 (на 280) 2060 : 10 (на 10)

100000 : 5000 (на 5000) 8000 : 2000 (на 2000)

25000 : 500 (на 500) 1000 : 100 (на 100)

Задание 12.

– Составьте и запишите равенства по образцу.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

Составляют равенства по образцу.

400 : 25 = 80 : 5 175 : 35 = 35 : 7

315 : 45 = 63 : 9 495 : 55 = 99 : 11

Задание 13.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу.

– Сколько тонн капусты осталось?

Запись:

Было

Увезли

Осталось

25000 кг

? на 7 м. по 2 т

? т

Решение:

1) 2 · 7 = 14 (т) – увезли.

2) 25000 кг = 25 т.

25 – 14 = 11 (т) – осталось.

Задание 14

– Может ли человек иметь массу 82000 грамма?

– Может ли человек иметь рост 1920 мм?

– Может. 82000 г = 82 кг.

– Может. 1920 мм = 1 м 92 см

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 62).

Задание 21.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Выполните действия.

– Проверьте результаты с помощью калькулятора.


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работают самостоятельно.

309 · 706 = 218154 6385 + 27681 = 34066

255 · 538 = 137190 90000 – 14683 = 75317

470 · 250 = 117500 724008 – 697093 = 26915

504 · 504 = 254016 99999 + 6781 = 106780

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Осуществлять взаимный контроль

Задание 22

– Сколько времени показывают часы?

– Сколько минут прошло с того момента, как часы показывали 1 час?
– Сколько секунд прошло с того момента, как часы показывали 1 час 20 минут?

– Часы показывают 4 часа 10 минут.

– Прошло 3 часа 10 минут или 190 минут.

4 ч 10 мин – 1 ч = 3 ч 10 мин;

3 ч 10 мин = 180 мин + 10 мин = 190 мин.

– Прошло 2 часа 50 минут или 10200 секунд.

4 ч 10 мин – 1 ч 20 мин = 2 ч 50 мин;

2 ч 50 мин = 120 мин + 50 мин = 170 мин;

170 мин = 170 · 60 с =10200 с

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности



Урок 89. Тема: Деление на 1000, 10000

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилом деления суммы на 1000, 10000, 100000;

научатся применять правило деления на 1000, 10000, 100000

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе; расширяют познавательные интересы и учебные мотивы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Найдите в каждой строке «лишнюю» величину:

а) 4 ч, 3 мин, 4 мм, 4 сут., 4 с;

б) 6 кг, 6 т, 6 мин, 6 г, 6 ц;

в) 8 см, 8 мм, 8 км, 8 дм, 8 сут.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Ответ:

а) 4 мм;

б) 6 мин;

в) 8 сут.

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Вставьте пропущенные числа:

1000 г = ... кг 24 ч = ... сут. 60 мин = ... ч

100 кг = ... ц 3600 с = ... ч 1 мин = ... с

Ответ:

1000 г = 1 кг 24 ч = 1 сут. 60 мин = 1 ч

100 кг = 1 ц 3600 с = 1 ч 1 мин = 60 с

Задача.

– Решите задачу.

Солнце взошло в 6 ч и зашло в 19 ч. Узнайте продолжительность дня.

Решение:

19 – 6 = 13 (ч) ‒ продолжительность дня.

Задание на смекалку

– Из Чайковского в Пермь самолет летит 1 час 20 мин, а обратно – 80 мин. Чем объяснить такую разницу?

Ответ: 1 ч 20 мин = 80 мин

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 60).

Задание 15.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Чему равно значение выражения 52000 : а, если а = 10, а = 100, а = 1000?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Если а = 10, то 52000 : 10 = 5200.

Если а = 100, то 52000 : 100 = 520.

Если а = 1000, то 52000 : 1000 = 52.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор

Задание 16.

– Чему равно частное? Как проверить результат с помощью умножения?

– Надо частное умножить на делитель.

Задание 17.

– Почему нельзя делить на 0? Объясните.

Ответ:

1) 12 : 0. Частное – это число, при умножении которого на 0 должно получиться 12. такого числа нет.

2) 0 : 0. Частное – любое число. Какое бы число мы ни взяли, при умножении его на 0 получится 0.

Задание 18

– Оцените (верно, неверно) утверждение: «Частное нуля и любого числа равно 0».

– Как надо исправить его, чтобы оно стало верным?

– Утверждение неверно.
џ Частное нуля и любого другого числа равно 0

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 62–63).

Задание 23.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Какие фигуры вы видите на рисунке?

– Заполните таблицу.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– На рисунке изображены окружности, треугольники, квадраты, пятиугольник.


Номер

рисунка

Окружность

Квадрат

Треугольник

Пяти-угольник

1

+

+

+

+

2





+

+

3

+

+

+



4

+



+






Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели

в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 24

– Рассмотрите диаграмму. Перенесите данные из диаграммы в таблицу.

Запись:

Порода дерева

Число деревьев

Ель

100

Дуб

175

Сосна

75

Береза

250

Рябина

175







– Каких деревьев больше: дубов или сосен, елей или рябин?

– Каких деревьев поровну? Каких меньше всего?

– На сколько берез больше, чем елей? Берез больше, чем сосен?

– Сколько всего хвойных деревьев? Сколько всего лиственных деревьев?

– Больше дубов, чем сосен. Больше рябин, чем елей.

– Рябин и дубов поровну. Сосен меньше всего.

– На 150 берез больше, чем елей. На 175 берез больше, чем сосен.

– 175 хвойных деревьев. 600 всего лиственных деревьев
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   ...   95