Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 86. Решение задач с применением правила деления суммы на число
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: повторить правило деления суммы на число; способствовать формированию умений использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с правилом деления суммы на число; научатся применять правило деления суммы на число; использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Метапредметные: Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Соедините равные величины.
| Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Ответ: а) 35 дм 8 мм = 3508 мм б) 340 км = 340000 м 358 см = 3580 мм 34000 м = 340000 дм 35 см 8 мм = 358 мм 340000 см = 3400 м | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||
Задача. | – Решите задачу. Миша лег спать в 21 час, а проснулся в 8 часов. Сколько времени он спал? | Решение: 3 + 8 = 11 (ч) – спал Миша. | ||||||||
Рубрика «Знаете ли вы?» | – Знаете ли вы? В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100–130 км/ч. Летучие рыбы населяют все моря и океаны с температурой воды не ниже 20 °С. В воде рыба увеличивает скорость до 30 км/ч, а у поверхности доводит ее до 60 км/ч. – Выразите данные скорости в метрах в час. – На сколько меньше скорость акулы, чем скорость рыбы-меч, если акула плывет со скоростью 30 км/ч? – Во сколько раз меньше скорость акулы, чем скорость летучей рыбы у поверхности воды? | Решение: 100 км/ч = 100000 м/ч. 130 км/ч = 130000 м/ч. Решение: 30 км/ч = 30000 м/ч. 60 км/ч = 60000 м/ч. – На 100 км/ч меньше скорость акулы, чем скорость рыбы-меч. – В 2 раза меньше скорость акулы, чем скорость летучей рыбы у поверхности воды | ||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учеб- нику (с. 54–55). Задание 5. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Используя правило деления суммы на число, найдите значения выражений. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: (56 + 12) : 2 = 56 : 2 + 12 : 2 = 28 + 6 = 34 (170 + 560) : 10 = 170 : 10 + 560 : 10 = 17 + 56 = 73 (72 + 96) : 12 = 72 : 12 + 96 : 12 = 6 + 8 = 14 (148 + 280) : 4 = 148 : 4 + 280 : 4 = 37 + 70 = 107 (360 + 80) : 40 = 360 : 40 + 80 : 40 = 9 + 2 = 11 (120 + 300) : 60 = 120 : 60 + 300 : 60 = 2 + 5 = 7 (280 + 280) : 70 = 280 : 70 + 280 : 70 = 4 + 4 = 8 (150 + 450) : 50 = 150 : 50 + 450 : 50 = 3 + 9 = 12 | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |||||||
Задание 6. | – Сумму каких двух чисел разделили на данное число? | Решение: 8 : 2 + 6 : 2 = (8 + 6) : 2 15 : 5 + 25 : 5 = (15 + 25) : 5 21 : 7 + 28 : 7 = (21 + 28) : 7 276 : 23 + 184 : 23 = (276 + 184) : 23 15 : 3 + 9 : 3 = (15 + 9) : 3 116 : 29 + 609 : 29 = (116 + 609) : 29 | ||||||||
Задание 7 | – Верно ли высказывание: «Если одно из двух слагаемых суммы делится на данное число, а другое не делится, то и сумма не разделится на это число»? Приведите примеры | – Истинно. (15 + 14) : 5 = 29 : 5 15 : 5 + 14 : 5 | ||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 56). Задание 14. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Сравните пары выражений. Найдите значение первого выражения. Найдите значение второго выражения, используя значение первого. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: а) 25 · 4 < 25000 · 4 б) 13 · 5 < 130000 · 5 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия | |||||||
Задание 15. | – Найдите значение второго выражения, используя значение первого. – Какие свойства умножения вы использовали? | Решение: 2 · 360 = 720 (39 · 25) · 4 = 3900 360 · 2 = 720 39 · (25 · 4) = 3900 – Перестановка множителей, сочетательное свойство умножения. | ||||||||
Задание 16. | – Выполните действия, применяя распределительное свойство умножения. | Решение: (90 + 30) · 4 = 90 · 4 + 30 · 4 = 360 + 120 = 480. (25 + 50) · 4 = 25 · 4 + 50 · 4 = 100 + 200 = 300. | ||||||||
Задание 17. | – Составьте выражения и найдите их значения. | Решение: (58 + 7) · 11 = 715 309 : 3 – 33 = 70 (87 – 23) : 8 = 8 124 · 70 + 300 = 8980 | ||||||||
Задание 18* | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Объясните, как составлено выражение. – Закончите решение задачи. | Запись:
Решение: 1) 48 : 4 = 12 (км/ч) – первоначальная скорость. 2) 12 + 4 = 16 (км/ч) – скорость на обратном пути. 3) 48 : 16 = 3 (ч) – обратный путь | ||||||||
1 ... 56 57 58 59 60 61 62 63 ... 95
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Заполните пропуски: 3 ц = ... кг 1 т = ... ц 200 кг = ... ц 1 т 5 ц = ... ц 8 ц = ... кг 2 т = ... кг 10 т = ... кг | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Решение: 3 ц = 300 кг 1 т = 10 ц 200 кг = 2 ц 1 т 5 ц = 15 ц 8 ц = 800 кг 2 т =2000 кг 10 т =10000 кг | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||
Задачи. | – Решите задачу: а) В мешке 50 кг картофеля. Сколько мешков потребуется, чтобы положить в них 1 ц картофеля? Выразите 1 ц в килограммах. б) Масса нагруженного автомобиля 1275 кг, а масса самого автомобиля – 1 т. Чему равна масса груза? | Решение: а) 1 ц = 100 кг. 100 : 50 = 2 (м.) – потребуется. б) 1275 кг – 1000 кг = 275 кг – масса груза. | ||||||
Числовые записи | а) Запишите число, в котором 9 единиц первого класса и столько же единиц второго класса. б) Сколько всего сотен в числе 4705; 14803? в) Сколько всего десятков в числе 3007; 52320? г) Запишите все пятизначные числа больше данного числа 99997. д) Уменьшите в три раза сумму чисел 80 и 40. е) Запишите число, которое содержит 26 тысяч и 26 единиц. ж) Сколько метров в 7 км? и) Сколько секунд в 20 минутах? к) Во сколько раз 2 часа больше 10 минут? л) Представьте число 180 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых больше второго в 2 раза | Решение: а) 9009. б) 47 сотен, 148 сотен. в) 300 десятков, 5232 десятка. г) 99999, 99998. д) 40. е) 26026. ж) 7000 м. и) 1200 с. к) 12. л) 120 + 60 | ||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 58–59). Задание 9. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Решите пары примеров и сравните результаты. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: 800 : 400 = 8 : 4 1000 : 50 = 100 : 5 240 : 80 = 24 : 8 | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату | |||||
Задание 10. | – Разделите 1200 на 600. – Разделите 1200 на 100 и 600 на 100. Найдите частное полученных чисел. Какое число получилось? – Сравните это число с частным чисел 1200 и 600. – Сделайте вывод. | Решение: 1200 : 600 = 12 : 6 Вывод. При нахождении частного иногда удобно сначала разделить, если это возможно, делимое и делитель на одно и то же число, а затем найти частное полученных чисел. Результат не изменится. | ||||||
Задание 11. | – На какое наибольшее число можно разделить делимое и делитель? | Решение: 110 : 10 (на 10) 26500 : 100 (на 100) 360 : 120 (на 120) 12800 : 400 (на 400) 840 : 280 (на 280) 2060 : 10 (на 10) 100000 : 5000 (на 5000) 8000 : 2000 (на 2000) 25000 : 500 (на 500) 1000 : 100 (на 100) | ||||||
Задание 12. | – Составьте и запишите равенства по образцу. – Какие математические знания помогли вам выполнить это задание? | Составляют равенства по образцу. 400 : 25 = 80 : 5 175 : 35 = 35 : 7 315 : 45 = 63 : 9 495 : 55 = 99 : 11 | ||||||
Задание 13. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу. – Сколько тонн капусты осталось? | Запись:
Решение: 1) 2 · 7 = 14 (т) – увезли. 2) 25000 кг = 25 т. 25 – 14 = 11 (т) – осталось. | ||||||
Задание 14 | – Может ли человек иметь массу 82000 грамма? – Может ли человек иметь рост 1920 мм? | – Может. 82000 г = 82 кг. – Может. 1920 мм = 1 м 92 см | ||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 62). Задание 21. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Выполните действия. – Проверьте результаты с помощью калькулятора. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают самостоятельно. 309 · 706 = 218154 6385 + 27681 = 34066 255 · 538 = 137190 90000 – 14683 = 75317 470 · 250 = 117500 724008 – 697093 = 26915 504 · 504 = 254016 99999 + 6781 = 106780 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Осуществлять взаимный контроль | |||||
Задание 22 | – Сколько времени показывают часы? – Сколько минут прошло с того момента, как часы показывали 1 час? – Сколько секунд прошло с того момента, как часы показывали 1 час 20 минут? | – Часы показывают 4 часа 10 минут. – Прошло 3 часа 10 минут или 190 минут. 4 ч 10 мин – 1 ч = 3 ч 10 мин; 3 ч 10 мин = 180 мин + 10 мин = 190 мин. – Прошло 2 часа 50 минут или 10200 секунд. 4 ч 10 мин – 1 ч 20 мин = 2 ч 50 мин; 2 ч 50 мин = 120 мин + 50 мин = 170 мин; 170 мин = 170 · 60 с =10200 с | ||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности |
Урок 89. Тема: Деление на 1000, 10000
Тип урока: комбинированный | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с правилом деления суммы на 1000, 10000, 100000; научатся применять правило деления на 1000, 10000, 100000 | Метапредметные: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе; расширяют познавательные интересы и учебные мотивы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Найдите в каждой строке «лишнюю» величину: а) 4 ч, 3 мин, 4 мм, 4 сут., 4 с; б) 6 кг, 6 т, 6 мин, 6 г, 6 ц; в) 8 см, 8 мм, 8 км, 8 дм, 8 сут. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Ответ: а) 4 мм; б) 6 мин; в) 8 сут. | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||||||||||||||||||||
| – Вставьте пропущенные числа: 1000 г = ... кг 24 ч = ... сут. 60 мин = ... ч 100 кг = ... ц 3600 с = ... ч 1 мин = ... с | Ответ: 1000 г = 1 кг 24 ч = 1 сут. 60 мин = 1 ч 100 кг = 1 ц 3600 с = 1 ч 1 мин = 60 с | ||||||||||||||||||||||||||
Задача. | – Решите задачу. Солнце взошло в 6 ч и зашло в 19 ч. Узнайте продолжительность дня. | Решение: 19 – 6 = 13 (ч) ‒ продолжительность дня. | ||||||||||||||||||||||||||
Задание на смекалку | – Из Чайковского в Пермь самолет летит 1 час 20 мин, а обратно – 80 мин. Чем объяснить такую разницу? | Ответ: 1 ч 20 мин = 80 мин | ||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 60). Задание 15. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Чему равно значение выражения 52000 : а, если а = 10, а = 100, а = 1000? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Если а = 10, то 52000 : 10 = 5200. Если а = 100, то 52000 : 100 = 520. Если а = 1000, то 52000 : 1000 = 52. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор | |||||||||||||||||||||||||
Задание 16. | – Чему равно частное? Как проверить результат с помощью умножения? | – Надо частное умножить на делитель. | ||||||||||||||||||||||||||
Задание 17. | – Почему нельзя делить на 0? Объясните. | Ответ: 1) 12 : 0. Частное – это число, при умножении которого на 0 должно получиться 12. такого числа нет. 2) 0 : 0. Частное – любое число. Какое бы число мы ни взяли, при умножении его на 0 получится 0. | ||||||||||||||||||||||||||
Задание 18 | – Оцените (верно, неверно) утверждение: «Частное нуля и любого числа равно 0». – Как надо исправить его, чтобы оно стало верным? | – Утверждение неверно. џ Частное нуля и любого другого числа равно 0 | ||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 62–63). Задание 23. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Какие фигуры вы видите на рисунке? – Заполните таблицу. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – На рисунке изображены окружности, треугольники, квадраты, пятиугольник.
| Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | |||||||||||||||||||||||||
Задание 24 | – Рассмотрите диаграмму. Перенесите данные из диаграммы в таблицу. | Запись:
| ||||||||||||||||||||||||||
| – Каких деревьев больше: дубов или сосен, елей или рябин? – Каких деревьев поровну? Каких меньше всего? – На сколько берез больше, чем елей? Берез больше, чем сосен? – Сколько всего хвойных деревьев? Сколько всего лиственных деревьев? | – Больше дубов, чем сосен. Больше рябин, чем елей. – Рябин и дубов поровну. Сосен меньше всего. – На 150 берез больше, чем елей. На 175 берез больше, чем сосен. – 175 хвойных деревьев. 600 всего лиственных деревьев | ||||||||||||||||||||||||||
1 ... 58 59 60 61 62 63 64 65 ... 95