Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Отгадайте загадки о геометрических фигурах

(см. ресурсный материал к уроку).

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
Отгадывают загадки о геометрических фигурах и показывают их на чертеже.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Интеллектуальная разминка

– Какая фигура «лишняя»?

Рассматривают чертеж и называют «лишнюю» фигуру.



III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 68).

Задание 1

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Рассмотрите фигуры. Названия каких фигур вы уже знаете? Назовите эти фигуры.

– Знаете ли вы, как называется фигура под номером пять? Найдите ее название среди слов: конус, шар, цилиндр, куб.

Запишите в тетради два раза слово «цилиндр» и запомните его написание.

џ Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Рассматривают цилиндр.

Записывают в тетради два раза слово «цилиндр».
– Многие окружающие нас предметы по форме похожи на цилиндр: банки, вазы, детали машин, бидоны. В прошлом были в моде мужские шляпы, которые так и назывались – цилиндр

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учеб-нику (с. 69–70).

Задание 5.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Перемножьте устно числа.

99 · 4 39 · 7 199 · 5

69 · 6 49 · 4 79 · 3

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Решение:

99 · 4 = (100 – 1) · 4 = 400 – 4 = 396

69 · 6 = (70 – 1) · 6 = 420 – 6 = 414

39 · 7 = (40 – 1) · 7 = 280 – 7 = 273

49 · 4 = (50 – 1) · 4 = 200 – 4 = 196

199 · 5 = (200 – 1) · 5 = 1000 – 5 = 995

79 · 3 = (80 – 1) · 3 = 240 – 3 = 237

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 6

(по вариантам).

– Решите задачу.

Вариант 1.

В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвертых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть?


Решение:

1) 200 : 4 · 3 = 150 (м) – проплыл пловец.

2) 200 – 150 = 50 (м) – осталось проплыть пловцу.




Вариант 2.

Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошел четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти?

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.


Решение:

1) 25 : 5 · 4 = 20 (км) – прошел лыжник.

2) 25 – 20 = 5 (км) – осталось пройти лыжнику.

Задание 7.

– Вычислите значения выражений.

Решение:

(260 : 40 + 540 : 40) · 6 + 184 = 304

750 : (50 · 3 – 25 · 3) · 30 + 70 = 370

Задание 8*.

– Из 30 учащихся пятерки за контрольную работу по математике получили 5 человек, четверок было поставлено вдвое больше. Какая часть всех учащихся класса получила отличные и хорошие отметки?

Решение:

1) 5 · 2 = 10 (чел.) – получили четверки.

2) 10 + 5 = 15 (чел.) – получили отличные и хорошие отметки.

3) 30 : 15 = 2 (части) ‒ полкласса получили отличные и хорошие отметки.

Задание 9

1) На сколько 96 т больше 96 ц?

2) Какую часть часа составляют 6 мин, 10 мин, 15 мин, 20 мин, 30 мин?

3) Какую часть рубля составляют 1 к., 20 к., 50 к.?
4) Сколько копеек в 50 р., в 100 р.?

5) Сколько метров в 20 км, в 1 000 км?

6) Сколько центнеров в 40 т, в 100 т?

Решение:

1) 960 ц – 96 ц = 864 ц

2) 60 мин : 6 мин = 10-я часть

60 мин : 10 мин = 6-я часть

60 мин : 15 мин = 4-я часть

60 мин : 20 мин = 3-я часть

60 мин : 30 мин = 2-я часть

3) 100 к. : 1 к. = 100-я часть

100 к. : 20 к. = 5-я часть

100 к. : 50 к. = 2-я часть

4) 50 р. = 5000 к. 100 р. – 10000 к.

5) 20 км = 20000 м 1000 км = 1000000 м

6) 40 т = 400 ц 100 т = 1000 ц

V. Работа
в группах.


Организует работу в группах по карточкам.

– Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении.

Работают в группах, готовят сообщения.

Планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Осуществлять управление поведением партнера – контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владеть монологической и диалогической формами речи

Карточка 1.



1-я группа:

Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности.

Радиусом цилиндра называется радиус его основания.

Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований. 

Карточка 2.



2-я группа:

Куб – это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями.

Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются ребрами. У куба 12 ребер, равных по длине.

Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин.

Карточка 3



3-я группа:

Конус – это геометрическое тело. Основание конуса – круг.

Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания.

Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи



Ресурсный материал к уроку

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались, дело в чем?

Как фигуру назовем? (Ромб.)

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это… (круг).

***

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти 

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я… (квадрат).

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность – 

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг… (овал).

***

Треугольник подпилили

И фигуру получили:

Два тупых угла внутри

И два острых – посмотри. 

Не квадрат, не треугольник,

А похож на многоугольник.

(Трапеция.)

Часть от линии возьмем

И фигуру назовем

Не куском – уж слишком резко,

А, наверное, … (отрезком).
В математике она

Пригождается всегда:

Без хвоста от запятой

Всем нам кажется простой.

И в конце, закончив строчку,

Мы поставим, братцы, … (точку).


Урок 93. Цилиндр.

Практическая работа

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; способствовать формированию умений показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры;

научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости

Метапредметные:

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания»
1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   95


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Сумма двух чисел равна 22. Одно из них оканчивается нулём. Если этот нуль отбросить, то получится другое число.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Ответ: 20 и 2.

Выделять существенную информацию из текста задачи.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Интеллектуальная разминка.

Задачи на логику.

Догадайтесь, какие это числа?

– В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по 2 яблока и чтобы 2 яблока осталось в корзине?

– Два ученика договорились сесть в четвёртый вагон электрички. Но один ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой – в четвёртый вагон от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов?


– Один мальчик берёт яблоки вместе с корзиной.


– В соседних.

Геометрический материал

– Утром проснулась белочка, позавтракать решила она. На березке – грибочки, на сосне – шишки. Собрала запасы, вернулась в дупло.

– Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 15 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели – 20 м.– Как называется фигура?

– Докажите, что это треугольник.

– Что нужно найти?

– Как по-другому сказать, что нужно найти?

– Что такое периметр?

– У треугольника 3 угла, 3 стороны.

– Весь путь белочки – это периметр треугольника.

– Периметр – сумма длин всех сторон.

Р = 15 + 4 + 20 = 39 (м).

Ответ: Р = 39 м.



III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 69).

Задание 2.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Какие предметы или их части имеют форму цилиндра?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


– Бревно, стакан, ведро, бидон, консервная банка имеют форму цилиндра.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 3.

– Возьмите модель цилиндра и рассмотрите её основания, боковую поверхность. Какую фигуру представляет каждое из двух оснований цилиндра?

– Каждое из двух оснований цилиндра представляет круг.

Задание 4

– Возьмите стакан, в основании которого круг (см. задание 2), и налейте в него воду. Какую форму принимает вода в стакане?

– Развёртка конуса состоит из круга (основание конуса) и сектора (боковая поверхность). Длина окружности и длина дуги сектора равны. Выкройка модели конуса дополняется выступами для склейки.

Развёртка цилиндра состоит из двух кругов

(основания цилиндра) и прямоугольника (боковая поверхность). Длины окружностей равны длине прямоугольника. Выкройка модели цилиндра дополняется выступами для склейки

– Форму стакана (цилиндра) принимает вода в стакане.
Выполняют модель цилиндра и конуса.

Конус



Цилиндр



IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 71–72).

Задание 10.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Масса курантов, установленных на Спас-ской башне Московского Кремля, равна 25000000 г, диаметр каждого из четырех циферблатов – 6120 мм, длина часовой стрелки – 2970 мм, а минутной – 3280 мм.

Выразите массу в тоннах, а длины – в метрах и сантиметрах.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Решение:

25 000 000 г = 25 т

6120 мм = 612 см = 6 м 12 см

2 970 мм = 297 см = 2 м 97 см

3 280 мм = 328 см = 3 м 28 см

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным дейст вием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 11.

– Найдите и объясните ошибки, которые допустил Миша при умножении чисел.

– В первом произведении Миша допустил ошибки в переходе через разряд, в третьем – при записи третьего неполного произведения.

Задание 12.

– Какие из утверждений неверны?

– Неверно утверждение «Это не конус».

Задание 13.

– Запишите в таблицу значения данных выражений, подставляя вместо буквы t числа: 10, 20, 30, 60, 150.

t

300 + t

300 – t

300 · t

300 : t

10













20













30













60













150
















Заполняют таблицу:



t

300 + t

300 – t

300 · t

300 : t

10

310

290

3000

30

20

320

280

6000

15

30

330

270

9000

10

60

360

240

18000

5

150

450

150

46000

2




Задание 14.

– Изобразите от руки кривые линии.

Чертят кривые линии от руки.

Задание 15

– Определите и назовите координаты центра окружности и точек А, С, М.

– В какой точке окружность касается оси х? Назовите координаты этой точки

– Точка К (3; 2); точка А (1; 2); точка С (3; 4); точка М

(5; 2).

– В точке В окружность касается оси х. Точка В имеет координаты (3; 0)

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 94. Деление на однозначное число. Алгоритм деления

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для уточнения способов проверки правильности вычислений; способствовать формированию умений выполнять деление многозначных чисел на однозначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с письменным алгоритмом деления многозначного числа на однозначное;

научатся выполнять письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Запишите величины в порядке их возрастания.

6000 г, 4 кг, 5 кг 20 г, 5 кг 2 г; 5 кг 200 г, 28000 г, 39 кг.

– Увеличьте каждую величину на 15 кг.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания устного счета.

Запись:

4 кг, 5 кг 2 г; 5 кг 20 г, 5 кг 200 г, 6000 г, 28000 г, 39 кг.

19 кг, 20 кг 2 г, 20 кг 20 г, 20 кг 200 г, 21 кг, 43 кг, 54 кг.

Выделять существенную информацию из текста задачи.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




– Лыжные соревнования проводятся на дистанциях в 3 км; 5 км; 10 км. Вырази эти расстояния в метрах.

Запись:

3 км = 3000 м 5 км = 5000 м 10 км = 10000 м




– Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

Животные

Длина

Масса

Синий кит

33 м

150 т

Дельфин

3 м 60 см

? на 1400 кг меньше, чем у моржа

Морж

? на 1 м 10 см больше,чем

у тюленя

? а 6 раз больше, чем у тюленя

Тюлень–

монах

? в 11 раз меньше, чем у синего кита

300 кг




Заполняют таблицу:

Животные

Длина

Масса

Синий кит

33 м

150 т

Дельфин

3 м 60 см

400 кг

Морж

4 м 10 см

1800 кг

Тюлень–монах

3 м

300 кг




III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 73–74).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Составьте алгоритм деления столбиком многозначного числа на однозначное.



Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное число:

1. Нахожу первое неполное делимое.

2. Определяю первую цифру частного.

3. Нахожу второе неполное делимое.

4. Определяю вторую цифру частного…

5. Проверяю, правильно ли найдено частное

(умножением).

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату

Задание 2

– Выполните деление столбиком.

– Проверьте результаты с помощью калькулятора

Решение:

62785 : 5 = 12557 52278 : 3 = 17426

236270 : 5 = 47254 638145 : 9 = 70905

16971 : 3 = 5657 123716 : 4 = 30929

22936 : 8 = 2867 229327 : 7 = 32761


IV. Включение нового в активное использо-

вание в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 76).

Задание 11.