Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Отгадайте загадки о геометрических фигурах (см. ресурсный материал к уроку). | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Отгадывают загадки о геометрических фигурах и показывают их на чертеже. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Интеллектуальная разминка | – Какая фигура «лишняя»? | Рассматривают чертеж и называют «лишнюю» фигуру. | |
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учеб-нику (с. 68). Задание 1 | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Рассмотрите фигуры. Названия каких фигур вы уже знаете? Назовите эти фигуры. – Знаете ли вы, как называется фигура под номером пять? Найдите ее название среди слов: конус, шар, цилиндр, куб. Запишите в тетради два раза слово «цилиндр» и запомните его написание. џ Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Рассматривают цилиндр. Записывают в тетради два раза слово «цилиндр». – Многие окружающие нас предметы по форме похожи на цилиндр: банки, вазы, детали машин, бидоны. В прошлом были в моде мужские шляпы, которые так и назывались – цилиндр | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учеб-нику (с. 69–70). Задание 5. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Перемножьте устно числа. 99 · 4 39 · 7 199 · 5 69 · 6 49 · 4 79 · 3 | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: 99 · 4 = (100 – 1) · 4 = 400 – 4 = 396 69 · 6 = (70 – 1) · 6 = 420 – 6 = 414 39 · 7 = (40 – 1) · 7 = 280 – 7 = 273 49 · 4 = (50 – 1) · 4 = 200 – 4 = 196 199 · 5 = (200 – 1) · 5 = 1000 – 5 = 995 79 · 3 = (80 – 1) · 3 = 240 – 3 = 237 | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
Задание 6 (по вариантам). | – Решите задачу. Вариант 1. В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвертых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть? | Решение: 1) 200 : 4 · 3 = 150 (м) – проплыл пловец. 2) 200 – 150 = 50 (м) – осталось проплыть пловцу. | |
| Вариант 2. Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошел четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти? – Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. | Решение: 1) 25 : 5 · 4 = 20 (км) – прошел лыжник. 2) 25 – 20 = 5 (км) – осталось пройти лыжнику. | |
Задание 7. | – Вычислите значения выражений. | Решение: (260 : 40 + 540 : 40) · 6 + 184 = 304 750 : (50 · 3 – 25 · 3) · 30 + 70 = 370 | |
Задание 8*. | – Из 30 учащихся пятерки за контрольную работу по математике получили 5 человек, четверок было поставлено вдвое больше. Какая часть всех учащихся класса получила отличные и хорошие отметки? | Решение: 1) 5 · 2 = 10 (чел.) – получили четверки. 2) 10 + 5 = 15 (чел.) – получили отличные и хорошие отметки. 3) 30 : 15 = 2 (части) ‒ полкласса получили отличные и хорошие отметки. | |
Задание 9 | 1) На сколько 96 т больше 96 ц? 2) Какую часть часа составляют 6 мин, 10 мин, 15 мин, 20 мин, 30 мин? 3) Какую часть рубля составляют 1 к., 20 к., 50 к.? 4) Сколько копеек в 50 р., в 100 р.? 5) Сколько метров в 20 км, в 1 000 км? 6) Сколько центнеров в 40 т, в 100 т? | Решение: 1) 960 ц – 96 ц = 864 ц 2) 60 мин : 6 мин = 10-я часть 60 мин : 10 мин = 6-я часть 60 мин : 15 мин = 4-я часть 60 мин : 20 мин = 3-я часть 60 мин : 30 мин = 2-я часть 3) 100 к. : 1 к. = 100-я часть 100 к. : 20 к. = 5-я часть 100 к. : 50 к. = 2-я часть 4) 50 р. = 5000 к. 100 р. – 10000 к. 5) 20 км = 20000 м 1000 км = 1000000 м 6) 40 т = 400 ц 100 т = 1000 ц | |
V. Работа в группах. | Организует работу в группах по карточкам. – Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении. | Работают в группах, готовят сообщения. | Планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Осуществлять управление поведением партнера – контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи |
Карточка 1. | | 1-я группа: Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Радиусом цилиндра называется радиус его основания. Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований. | |
Карточка 2. | | 2-я группа: Куб – это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями. Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются ребрами. У куба 12 ребер, равных по длине. Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин. | |
Карточка 3 | | 3-я группа: Конус – это геометрическое тело. Основание конуса – круг. Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания. Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса | |
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи |
Ресурсный материал к уроку
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались, дело в чем? Как фигуру назовем? (Ромб.) Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это… (круг). *** На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник). | Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я… (квадрат). Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность – Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал). *** Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник. (Трапеция.) | Часть от линии возьмем И фигуру назовем Не куском – уж слишком резко, А, наверное, … (отрезком). В математике она Пригождается всегда: Без хвоста от запятой Всем нам кажется простой. И в конце, закончив строчку, Мы поставим, братцы, … (точку). |
Урок 93. Цилиндр.
Практическая работа
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; способствовать формированию умений показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости | Метапредметные: Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания» |
1 ... 60 61 62 63 64 65 66 67 ... 95
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Сумма двух чисел равна 22. Одно из них оканчивается нулём. Если этот нуль отбросить, то получится другое число. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Ответ: 20 и 2. | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интеллектуальная разминка. Задачи на логику. | Догадайтесь, какие это числа? – В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по 2 яблока и чтобы 2 яблока осталось в корзине? – Два ученика договорились сесть в четвёртый вагон электрички. Но один ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой – в четвёртый вагон от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов? | – Один мальчик берёт яблоки вместе с корзиной. – В соседних. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геометрический материал | – Утром проснулась белочка, позавтракать решила она. На березке – грибочки, на сосне – шишки. Собрала запасы, вернулась в дупло. – Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 15 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели – 20 м.– Как называется фигура? – Докажите, что это треугольник. – Что нужно найти? – Как по-другому сказать, что нужно найти? – Что такое периметр? | – У треугольника 3 угла, 3 стороны. – Весь путь белочки – это периметр треугольника. – Периметр – сумма длин всех сторон. Р = 15 + 4 + 20 = 39 (м). Ответ: Р = 39 м. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 69). Задание 2. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Какие предметы или их части имеют форму цилиндра? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Бревно, стакан, ведро, бидон, консервная банка имеют форму цилиндра. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3. | – Возьмите модель цилиндра и рассмотрите её основания, боковую поверхность. Какую фигуру представляет каждое из двух оснований цилиндра? | – Каждое из двух оснований цилиндра представляет круг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4 | – Возьмите стакан, в основании которого круг (см. задание 2), и налейте в него воду. Какую форму принимает вода в стакане? – Развёртка конуса состоит из круга (основание конуса) и сектора (боковая поверхность). Длина окружности и длина дуги сектора равны. Выкройка модели конуса дополняется выступами для склейки. Развёртка цилиндра состоит из двух кругов (основания цилиндра) и прямоугольника (боковая поверхность). Длины окружностей равны длине прямоугольника. Выкройка модели цилиндра дополняется выступами для склейки | – Форму стакана (цилиндра) принимает вода в стакане. Выполняют модель цилиндра и конуса. Конус Цилиндр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 71–72). Задание 10. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Масса курантов, установленных на Спас-ской башне Московского Кремля, равна 25000000 г, диаметр каждого из четырех циферблатов – 6120 мм, длина часовой стрелки – 2970 мм, а минутной – 3280 мм. Выразите массу в тоннах, а длины – в метрах и сантиметрах. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: 25 000 000 г = 25 т 6120 мм = 612 см = 6 м 12 см 2 970 мм = 297 см = 2 м 97 см 3 280 мм = 328 см = 3 м 28 см | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным дейст вием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 11. | – Найдите и объясните ошибки, которые допустил Миша при умножении чисел. | – В первом произведении Миша допустил ошибки в переходе через разряд, в третьем – при записи третьего неполного произведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 12. | – Какие из утверждений неверны? | – Неверно утверждение «Это не конус». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 13. | – Запишите в таблицу значения данных выражений, подставляя вместо буквы t числа: 10, 20, 30, 60, 150.
| Заполняют таблицу:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 14. | – Изобразите от руки кривые линии. | Чертят кривые линии от руки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 15 | – Определите и назовите координаты центра окружности и точек А, С, М. – В какой точке окружность касается оси х? Назовите координаты этой точки | – Точка К (3; 2); точка А (1; 2); точка С (3; 4); точка М (5; 2). – В точке В окружность касается оси х. Точка В имеет координаты (3; 0) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Урок 94. Деление на однозначное число. Алгоритм деления
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для уточнения способов проверки правильности вычислений; способствовать формированию умений выполнять деление многозначных чисел на однозначное число | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с письменным алгоритмом деления многозначного числа на однозначное; научатся выполнять письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное | Метапредметные: Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи | Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Запишите величины в порядке их возрастания. 6000 г, 4 кг, 5 кг 20 г, 5 кг 2 г; 5 кг 200 г, 28000 г, 39 кг. – Увеличьте каждую величину на 15 кг. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Запись: 4 кг, 5 кг 2 г; 5 кг 20 г, 5 кг 200 г, 6000 г, 28000 г, 39 кг. 19 кг, 20 кг 2 г, 20 кг 20 г, 20 кг 200 г, 21 кг, 43 кг, 54 кг. | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||||||||||||||||||||||||||
| – Лыжные соревнования проводятся на дистанциях в 3 км; 5 км; 10 км. Вырази эти расстояния в метрах. | Запись: 3 км = 3000 м 5 км = 5000 м 10 км = 10000 м | ||||||||||||||||||||||||||||||
| – Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.
| Заполняют таблицу:
| ||||||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учеб-нику (с. 73–74). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Составьте алгоритм деления столбиком многозначного числа на однозначное. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Алгоритм деления многозначного числа на однозначное число: 1. Нахожу первое неполное делимое. 2. Определяю первую цифру частного. 3. Нахожу второе неполное делимое. 4. Определяю вторую цифру частного… 5. Проверяю, правильно ли найдено частное (умножением). | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять контроль по результату | |||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2 | – Выполните деление столбиком. – Проверьте результаты с помощью калькулятора | Решение: 62785 : 5 = 12557 52278 : 3 = 17426 236270 : 5 = 47254 638145 : 9 = 70905 16971 : 3 = 5657 123716 : 4 = 30929 22936 : 8 = 2867 229327 : 7 = 32761 | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в активное использо-
вание в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Работа по учебнику (с. 76).
Задание 11.