Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Солидарное поведение. Виды солидарного поведения. Факторы, влияющие на солидарное поведение. Эффекты сотрудничества и конкуренции.

6. Групповая работа: значение, роль, классификация методов.

Литература: основная [2], [3], [9], [11], [12], [13];

дополнительная [24], [30], [35].

Практические задания:

1. Ситуационная задача «Техникум в Сретенске» [3, С.591-594].

2. Упражнения «Действенность наказания», «Варианты вознаграждения» [14, С.110-111].

3. Упражнение «Что такое группа» [14, С.136].

4. Ситуационная задача «Как можно выполнить план» [3, С.570].

5. Тестовое задание «Групповые роли» [4, С.182-187].

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «группа»? Какие существуют группы?

2. Почему люди объединяются в группы? Как взаимодействуют индивидуум и группа?

3. Какова взаимосвязь между группой и организацией, частью которой эта группа является?

4. Почему надо изучать группы?

5. Перечислите основные типы групп и дайте их характеристику.

6. Вы являетесь членом различных групп. К какому типу групп они относятся?

7. С какими проблемами приходится сталкиваться группам, состоящим из двух-трех человек? Как влияет на эффективность деятельности группы увеличение ее размера?

8. Что следует понимать поп структурой группы? Охарактеризуйте ее основные элементы.

9. Каким образом неформальная группа может влиять на деятельность организации?

10. Проанализируйте факторы, определяющие статус члена группы. Как изменяется статус человека в процессе его карьеры?

11. Сформулируйте понятие «гомогенности группы».

12. Какие факторы влияют на создание групп?

13. Как личные качества людей влияют на создание группы?

14. В каких ситуациях общность интересов и целей способствует формированию группы? Приведите конкретные примеры.

15. Каким образом организация может влиять на формирование групп?
Практическая работа №9. Тема 5.1 Коммуникативное поведение человека в организациях (2 ч.), с использованием метода активного обучения – дискуссия

Вопросы для обсуждения на дискуссии:

1. Характеристика коммуникативного поведения человека в организации. «Коммуникативное пространство» и «коммуникативное поведение» руководителя. Типы коммуникативного поведения.

2. Природа конфликта. Понятие и сущность конфликта. Виды конфликтов. Теория группового конфликта М. Шерифа (РТГК) Основные стадии и механизм конфликта. Различные подходы к оценке конфликта и его влияния на деятельность организации. Оптимальный уровень конфликта. Теория вмешательства в конфликтные ситуации. Причины конфликта и источники его возникновения. Основные этапы процесса конфликта. Типы реакции на конфликт. Стили, методы и типология конфликтного поведения. Роль конфликта в современной организации.


3. Понятие стресса. Источники стресса. Рабочие факторы стресса. Нерабочие факторы стресса. Поведенческие типы А и В. Модель стресса. Характер влияния стресса на человека. Проявления стресса. Защитные стратегии. Управление стрессом. Индивидуальные методы управления стрессом. Роль организации в управлении стрессом.

4. Личностное деловое поведение: саморегуляция, инициативное деловое поведение. Удовлетворенность сотрудников трудовой деятельностью.

Литература: основная [3 ], [7 ], [11 ], [12 ], [18], [20 ];

дополнительная [25], [34], [41], [47].

Практические задания:

1. Упражнение «Какой я коммуникатор» [14, С. 228].

2. Ситуация для анализа «Удовлетворенность работой» [5, С.82-84].

3. Тестовое задание «Характеристика уровня удовлетворенности работой сотрудника фирмы» [5, С. 76].

4. Ситуационная задача «Проблемы компании «Гранит» [3, С.565-569 ].

5. Ситуация для анализа «Конфликты и переговоры» [5, С.181-184].

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое конфликт? Какова его сущность?

2.Какова роль конфликта в современной организации?

3.Можно ли оценить оптимальный уровень конфликта в организации?

4.Какие виды конфликтов вы знаете? Приведите примеры рациональных, иррациональных конфликтов.

5.На чем основывается теория группового конфликта М. Шерифа (РТГК)?

6.Охарактеризуйте основные этапы процесса конфликта.

7.На каком этапе процесса конфликта целесообразно предпринимать меры по его урегулированию?

8.Что может послужить причиной конфликта в организации?

9.Что является необходимым условием для возникновения конфликтного процесса?

10.В чем отличие явного конфликта от осознанного?

11.Какое влияние последствия конфликта могут оказать на участвовавшие в нем стороны?

12.Каким образом индивидуальные характеристики личности или ситуационные факторы могут вызвать возникновение конфликта?

13.Какие структурные факторы могут явиться причиной конфликта? Подтвердите Ваш ответ конкретным примером.

14.Опишите пять типов индивидуальной реакции на конфликт. В каких ситуациях предпочтительным является тот или иной тип реакции?

15. Какой тип реакции на конфликт является наиболее характерным для Вас? Почему?

16.Окажет ли влияние на процесс конфликта национальная принадлежность его участников?

15.Рассмотрите конкретную конфликтную ситуацию, с которой вам приходилось сталкиваться. Охарактеризуйте ее с точки зрения участвующих сторон, их реакции на конфликт, его влияния на окружение и т.д.



16.Что такое стресс?

17.Как стресс может повлиять на деятельность организации?

18.Охарактеризуйте источники стресса.

19.Что может явиться причиной стресса на рабочем месте?

20.Можно ли сказать, что одни профессии являются более стрессовыми, чем другие?

21.Какова роль конфликта в возникновении стрессовой ситуации?

22.Опишите ключевые элементы модели стресса.

23.Оцените влияние индивидуальных различий на проявление стресса.

24.Какие защитные стратегии использует человек в борьбе со стрессом?

25.Какая существует взаимосвязь между проявлениями стресса и защитной реакцией? Приведите пример Вашей реакции на стрессовую ситуацию.

26.Как стресс влияет на человека?

27.Может ли стресс иметь позитивный эффект?

Практическая работа №10.Итоговое занятие (4 ч. )

Упражнение 1.1. Авторы теорий организации

Автор теории

Название теории (концепции)




Концепция научного управления




Административная теория




Бюрократическая теория организации




Концепция эффективной организации




Теория административного поведения




Универсальная теория формирования организаций




Теория организационного потенциала




Теория институтов и институциональных изменений

Задания:

  • укажите в ниже приведенной таблице фамилии авторов, внесших значительный вклад в развитие теории организации.

  • раскройте содержание каждой из теорий.


Упражнение 1.2. Концепция научного управления



Рис. 1.1. Схема концепции научного управления
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в перечне основных положений концепции научного управления (см. рис. 1.1);

  • дайте краткую характеристику основных положений концепции научного управления.


Упражнение 1.3. Административная теория

Принципы организации управления





Принцип процесса

Принцип единства цели и руководства







Принцип дисциплины

Принцип власти и ответственности







Принцип конечного результата


Задания:

  • укажите в выше приведенной таблице отсутствующие элементы в перечне принципов организации управления;

  • дайте краткую характеристику основных принципов организации управления.


Упражнение 1.4. Бюрократическая теория организации



Рис. 1.2. Схема бюрократической теории организации
Задания:

  • укажите в приведенной схеме (рис. 1.2) отсутствующие элементы в перечне основных положений бюрократической теории организации.

  • дайте краткую характеристику основных положений бюрократической теории организации.


Упражнение 1.5. Факторы эффективной организации



Рис. 1.3. Факторы эффективной организации
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в перечне процессов, составляющих систему четырех факторов эффективной организации (см. рис. 1.3);

  • дайте краткую характеристику данных факторов.



Упражнение 1.6. Модель организационного принятия решений



Рис. 1.4. Модель организационного принятия решений

Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в модели организационного принятия решений, разработанной в рамках теории административного поведения (рис. 1.4);

  • дайте краткую характеристику каждого из элементов.


Упражнение 1.7. Универсальная теория формирования организаций



Рис. 1.5. Модель организации по теории Гласиер

Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в модели организации, предложенной в рамках универсальной теории формирования организаций (рис. 1.5);

  • дайте краткую характеристику каждого из элементов.


Упражнение 1.8. Тенденция развития организационных структур



Рис. 1.6. Схема тенденции развития организационных структур
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы, заполнив пропуски на рис. 1.6;

  • дайте краткую характеристику каждого из элементов.


Упражнение 1.9. Современные подходы к теории организации





- теория и методы перестройки на современной информационной и технологической основе организации производства и управления




- концепция применения закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренней деятельности корпораций




- теория горизонтального объединения организаций для реализации новых рыночных возможностей, которые не могут быть достигнуты отдельной организацией.


Задания:

  • укажите отсутствующие термины, обозначающие современные подходы к теории организации, на основе приведенных определений;

  • дайте краткую характеристику каждого из подходов.


Упражнение 1.10. Теория организационного потенциала



Рис. 1.7. Подходы к развитию организационных структур
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы, заполнив пропуски на рис. 1.7;

  • дайте краткую характеристику каждого из элементов.

Упражнение 1.11. Институциональная система


Рис. 1.8. Схема институциональной системы
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в схеме институциональной системы, предложенной в рамках теории институтов и институциональных изменений (см. рис. 1.8);

  • приведите примеры, иллюстрирующие основные элементы институциональной системы современной экономики России.


Упражнение 1.12. Взаимосвязь институциональных изменений



Рис. 1.9. Схема взаимосвязи институциональных изменений
Задания:

  • укажите отсутствующие элементы в схеме взаимосвязи институциональных изменений, предложенной в рамках теории институтов и институциональных изменений (рис. 1.9);

  • дайте краткую характеристику каждого из элементов.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент»

Программы подготовки: «Стратегический менеджмент», «Маркетинг»,

«Финансовый менеджмент»


г. Владивосток

2012

1. Задание для самостоятельной работы по теме: «Современные подходы к анализу организации»

Общие требования к выполнению задания:

  • презентация в PowerPoint

  • не менее 10 слайдов

  • информация на слайдах должна быть представлена в виде таблиц, схем, рисунков

  • демонстрация презентации должна сопровождаться устным докладом