ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шейх 'Абду-ль-Кадир сказал своему сыну: «Сынок! Поистине, беда приходит к тебе не для того, чтобы погубить тебя. Она приходит для того, чтобы испытать твоё терпение и твою веру. Сынок! Предопределение подобно хищному зверю, который не ест мертвечину!»

Смысл этого высказывания таков: испытание — это кузнечный мех, с помощью которого удаляется из раба Аллаха окалина, и либо выйдет красное золото, либо весь он окажется окалиной.

Как сказал поэт:

Его мы хотели в дело пустить, серебром посчитав,

А мех кузнечный выявил окалину железа...

Если этот кузнечный мех не принесёт ему пользы в мире этом, то ведь впереди его ждёт куда более великий кузнечный мех. И если раб Аллаха знает, что попасть под кузнечный мех в доменной печи мира этого лучше для него, чем угодить под кузнечный мех и в доменную печь в мире вечном, и что одного из двух кузнечных мехов ему точно не избежать, то пусть он осознает, какая великая милость Всевышнего этот кузнечный мех земной жизни.

Другое лекарство — знать, что если бы не беды и испытания в этом мире, то раба Аллаха постигли бы такие недуги, как высокомерие, самолюбование, нарциссизм и жестокосердие, которые стали бы причиной его гибели в этом мире и в мире вечном. И Всевышний Аллах по милости Своей посылает порой Своему рабу лекарство в виде испытания, дабы оно оберегало его от этих болезней, сохраняло здравие его подчинённости Всевышнему ('убудиййа) и выгоняло из него скверные, губительные элементы. Пречист Тот, Кто милует посредством Своих испытаний и испытывает посредством Своих милостей.

Как говорится:

Бывает, милует Аллах посредством

Испытаний — и порою очень тяжких,

И бывает, что приходит испытанье В виде милости Его к кому-то...

Если бы Всевышний Аллах не лечил рабов Своих лекарством испытаний, они стали бы преступать установленные Им ограничения и стали бы заносчивыми и несправедливыми. И Всевышний Аллах, желая рабу Своему блага, поит его лекарством испытаний в соответствии с его положением, выгоняя из него таким образом губительные недуги. Очистив же его, Он делает его тем самым пригодным для наивысших степеней в мире этом — это подчинённость Ему ('убудиййа), и наивысшей награды в мире вечном — это возможность созерцать Его и близость к Нему. Ещё одно лекарство — знать, что горечь в этом мире обернётся сладостью в мире вечном. Всевышний Аллах осуществит это превращение. А сладость в этом мире обернётся горечью в мире вечном, и лучше для человека перейти от прерываемой изредка чем-то другим горечи к постоянной сладости, чем наоборот. И если ты не осознаёшь этого, то послушай слова правдивого, словам которого надлежит верить: «Рай сокрыт за неприятным, а Огонь сокрыт за страстями» [Муслим, 2823].


В подобном положении проявляются различия разумов творений и человек показывает своё истинное лицо. Большинство людей предпочитает прерывистую сладость сладости постоянной и нескончаемой, и они отказываются потерпеть недолгую горечь ради вечной сладости, недолгое унижение ради вечного величия, недолгое испытание ради вечного благополучия. Потому что настоящее для такого человека — явное, а ожидающее его в будущем — сокрытое. И при этом вера слаба, страсть правит, и результатом становится предпочтение мира этого и отвержение мира вечного. Это положение того, кто смотрит только на поверхностное, очевидное и начальное, тогда как человек проницательный и дальновидный проникает за завесы мира этого и смотрит на цели и завершения, и положение его — совершенно иное.

Расскажи же душе своей о вечном блаженстве, вечном счастье и величайшем преуспеянии, которые приготовил Аллах для Своих приближённых и тех, кто покорен Ему, и о вечном позоре, наказании и горечи, которые Он приготовил для тех, кто не исполнял своих обязанностей перед Ним и не соблюдал установления религии. А потом выбери одно из двух — то, что больше подходит тебе. Каждый делает то, к чему у него есть склонность, и каждый тянется к тому, что привычнее и ближе ему. И пусть не кажется тебе это лечение слишком долгим, ибо потребность в нём поистине огромная, и оно требует длительного взаимодействия между Лекарем и больным. А Аллах — Тот, Кто дарует успех.

См. [Зад аль-ма'ад]

"БЫТЬ МОЖЕТ, ВАМ НЕПРИЯТНО ТО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БЛАГОМ ДЛЯ ВАС, И БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ ЛЮБИТЕ ТО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ ДЛЯ ВАС"

"...Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете". (Сура 2 "Корова", аят 216)

Человек, как и описал его Творец, — несправедливый и невежественный, и он не должен превращать собственные склонности или отвращение и ненависть в критерий оценки вредного и полезного. Правильный критерий — тот, который избрал Аллах посредством Своих велений и запретов. И самое полезное для раба Аллаха — покорность Своему Господу, внешняя и внутренняя. И нет ничего вредоноснее для него, чем ослушание Аллаха, внешнее и внутреннее. И если он демонстрирует покорность Ему и поклоняется Ему со всей искренностью, то всё то неприятное, что случается с ним, становится благом для него. А если он отказывается от покорности и поклонения Ему, то всё то приятное, что случается с ним, оборачивается для него злом.



Тот, кто правильно познал Господа и знает о Его именах и качествах, твёрдо убеждён, что всё то неприятное, что постигает его, и все те испытания, которые ниспосылаются ему, в действительности несут в себе разного рода блага и пользу, которую он не в состоянии охватить своим знанием и мышлением. Более того, неприятное приносит рабу Аллаха даже большую пользу, чем приятное, и большая часть того, что приносит пользу душе, вызывает у неё отвращение, тогда как большинство причин её гибели относится как раз к категории любимого ею.

Посмотри на занимающегося садоводством, который уже набрался опыта: он сажает деревья в своём саду и заботится о них, поливая их и ухаживая за ними, чтобы деревья эти принесли плоды. И он обрезает лишние ветки, прореживая крону, потому что знает, что если оставить деревья как есть, то плоды не будут хорошими.

И он прививает ветки деревьев, приносящих благие плоды. И когда привитые ветки приживаются и срастаются с деревом и приносят плоды, он начинает обрезать слабые ветки, которые забирают у дерева силу, и заставляет деревья претерпевать боль, причиняемую железом, ради их же блага и совершенства, чтобы деревья эти приносили плоды, достойные царского стола.

Кроме того, он не предоставляет эти деревья самим себе, позволяя им пить корнями воду постоянно, как им хочется, но на какое-то время заставляет их испытывать жажду, поливая их не постоянно, а время от времени, хотя, поступай он так, листья деревьев были бы свежее и они росли бы быстрее.

И он подходит к украшению деревьев — их кронам — и освобождает их от множества листьев, потому что листья эти мешают плодам наливаться и созревать как следует — именно так всё происходит с виноградом и некоторыми другими растениями. Он отрезает части дерева железом и снимает с него немалую часть его украшений, и всё это — ради блага самого дерева. И обладай дерево сознанием и восприятием, подобным сознанию живого существа, оно, наверное, решило бы, что ему причиняют вред таким образом, хотя на самом деле всё это делается ради его же блага.

Так   же  и  сердобольный  отец,  знающий,  что  приносит  пользу  его чаду:  если  он  видит,  что  ребёнку  требуется  выпустить испорченную кровь,  то  он  надрезает  ему  кожу  и  открывает  сосуд, причиняя  ему ощутимую  боль.  И  если  он  видит,  что для  спасения его  жизни необходимо  отнять  ему  какую-то  часть  тела, он  делает это.  И  всё это  он  делает  из милосердия  к  нему, заботясь о нём. И если он видит пользу для него в лишении его  своего  даяния,  он так  и поступает, расходуя  на  него  лишь  немного, потому что знает, что, расходуя на него много, может испортить и погубить его65. Таким образом, отец лишает его многого из того, чего он желает, чтобы защитить его, то есть ради его же блага, а вовсе не из скупости по отношению к нему.


И когда Наимудрейший и Самый Милостивый и Самый Знающий, Который более милосерден к Своим рабам, чем их собственные отцы и матери, ниспосылает им то, что неприятно для них, это лучше для них, чем если бы Он не ниспослал им это, потому что в этом выражается Его забота о них, Его благодеяние и доброта по отношению к ним. А если бы им самим была предоставлена возможность сделать выбор, то они не смогли бы выбрать лучшее для себя из знаний, стремлений и деяний. А Всевышний Аллах распоряжается их делами в соответствии со Своим знанием, мудростью и милостью, нравится им это или нет. Аюди, верящие в Его имена и качества, понимают это и ни в чём не обвиняют Его и не подвергают критике установленные Им законы. Однако невежественные люди, не обладающие знанием о Нём и Его именах и качествах, не понимают этого и пытаются оспаривать у Него это управление и распоряжение, критикуют установленные Им законы и не подчиняются им. Они противопоставляют Его законам свои несостоятельные утверждения, ложные мнения и несправедливые постановления. Таким образом, они не знают Господа своего и не делают того, в чём благо для них. А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.

Когда раб Аллаха обретает это знание, его жизнь становится райской уже в этом мире прежде мира вечного и он испытывает блаженство, сравнимое разве что с блаженством Рая, который в мире вечном. Он постоянно доволен Господом, а довольство — рай мира этого и отдохновение для знающих. Ведь это положительное отношение ко всему, что происходит с ним по предопределению Аллаха, Который выбрал это для него, и спокойное принятие установленных Им религиозных норм. А это и есть довольство Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как посланником. И не почувствует вкус веры тот, у кого не было этого. Это довольство пропорционально знанию о справедливости Аллаха, Его мудрости, милости и благе Его выбора: чем лучше человек знает об этом, тем больше его довольство.

Приговор  Всевышнего  Господа  Своему  рабу  лежит  в  области, ограниченной  справедливостью,  благом,  мудростью  и  милостью никогда  не  выходит  за  границы  этой  области.  Как  сказал  Пророк    в  известной  мольбе:  «Если  тот,  кого  постигла  печаль  или тревога, скажет:  "О  Аллах,  поистине,  я  —  раб  Твой,  и  сын  раба Твоего,  и сын  рабы  Твоей.  Я  подвластен  Тебе,  решения Твои обязательны для  меня,  а  приговор,  вынесенный  Тобой  мне, справедлив.  Я заклинаю  Тебя  каждым  из  Твоих  имён,  которыми  Ты назвал  Себя Сам,  или  которые  ниспослал  в  Книге Твоей, или открыл кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил скрытыми ото всех, кроме Себя, сделать Коран благодатным дождём для моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей  горести  и прекращения моего беспокойства.", то Аллах непременно избавит его от


печалей и забот и заменит ему их радостью». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Не следует ли нам выучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Да, тому, кто услышал их, необходимо выучить их». 

Под словами «а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив» подразумевается всё, что предопределяет Аллах Своему рабу, будь то наказание или боль или их причины. Он — Тот, Кто предопределяет причину и следствие, и Он справедлив в Своём предопределении. Это предопределение — благо для верующего. Как сказал Пророк«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что бы ни предопределил Аллах верующему, это непременно становится благом для него, и не даровано это никому, кроме верующего» [Муслим].

Я спросил как-то нашего шейха: «Входит ли в это предопределение грех?» Он ответил: «Да, с его последствиями».

Сказав «последствия», он подразумевал последствия, любимые Аллахом — покаяние, смирение, сожаление о содеянном, подчинение, самопринижение, плач и так далее.

См. [Фаваид]

ИСТИННОЕ МИЛОСЕРДИЕ

Необходимо знать, что милосердие — качество, предполагающее доведение пользы и блага до человека, даже если ему самому это ненавистно и даже если это тяжко для него. Это и есть истинная милость, и наиболее милостивый по отношению к тебе человек — тот, кто заботится о благе твоём и оберегает тебя от вреда так, что тебе становится тяжко от этого.

К проявлениям милосердия родителя по отношению к своему ребёнку относится и то, что он принуждает его быть воспитанным через приобретение знаний и [правильные] действия. И при этом он делает то, что тяжко для него — например, ударяет его или делает что-то подобное, и мешает ему следовать тем его влечениям, которые способны причинить ему вред. И если родитель не делает всего этого для своего отпрыска, то это свидетельствует о том, что его милость к нему чрезвычайно мала, даже если при этом родитель считает, что милостив к ребёнку, и делает всё, чтобы тот чувствовал себя привольно и комфортно. Это милосердие, сопряжённое с невежеством, и таким часто бывает милосердие матери.

Поэтому к величайшим проявлениям милости Милостивейшего относится то, что Он посылает рабу Своему разные виды испытаний, ибо Он лучше знает, в чём польза для него. То, что Он подвергает его испытаниям и лишает его многих удовольствий, относится к проявлениям Его милости по отношению к нему, однако раб Аллаха в силу присущих ему невежества и несправедливости винит Господа своего в том, что Он подвергает его испытаниям, и не понимает, что Он оказывает ему благодеяние, подвергая его этим испытаниям.