ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В предании говорится: «Когда о том, кого постигло испытание, говорят: “О Аллах, помилуй его! — Всевышний Аллах говорит: “Как же помилую Я его посредством избавления от того, чем Я милую его?”» А в другом предании говорится: «Когда Аллах любит раба Своего, Он оберегает его от мира этого, его благ и страстей, подобно тому, как любой из вас оберегает своего больного [от того, что может повредить ему]». Это великое проявление Его милости к нему, а не скупости. Да и как же иначе, ведь Он — Щедрый, Славный, Которому принадлежит вся щедрость, и щедрость всех творений по сравнению с Его щедростью — будто пылинка по сравнению с горами и пустынями мира этого!
К проявлениям милости Всевышнего к Его рабам относится и то, что Он испытывает их посредством велений и запретов. Это милость и оберегание. Он не нуждается в том, чтобы они делали то, что Он повелел им, ведь Он — Самодостаточный, Достойный хвалы, и Он запрещает им то, что запрещает, вовсе не из скупости, ибо Он — Щедрый, Великодушный. К проявлениям Его милости относится и то, что Он омрачает рабам Своим жизнь в этом мире, дабы они не привязывались к нему и не становились беспечными, а стремились к вечному блаженству в Его обители, при Нём. Он ведёт их к этому блаженству с помощью бича испытаний, и Он лишает их, чтобы даровать, и подвергает их испытанию ради их же благополучия, и умерщвляет их, чтобы даровать им жизнь.
К проявлениям Его милости к Его рабам относится и то, что Он предостерегает их от Самого Себя, дабы они не обольщались и не относились к Нему неподобающим образом.
Так, Всевышний Аллах сказал: «Аллах предостерегает вас от Самого Себя. И Аллах сострадателен к Своим рабам» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 30).
От нескольких наших праведных предшественников передаются такие слова: «К проявлениям Его заботы о рабах Его относится то, что Он предостерёг их от Самого Себя, дабы они не обольщались в отношении Него»
См. [Игасат аль-ляхфан]
БЕГИТЕ ЖЕ К АЛЛАХУ!..
Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?..
Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.
См. [Фаваид]
ПРЕДАННОСТЬ АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ
Если Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) — в одной стороне, то остерегайся оказаться в другой, потому что это приведёт к противоречию и противостоянию. Такова основа двух понятий. Мушакка — это когда ты находишься в одной стороне, а противоречащий тебе — в другой, а мухадда, это когда ты находишься с одной стороны от черты, а он — с другой.
Не думай, что это нечто незначительное, ибо начальные проявления этого влекут человека к конечному пределу его, и ничтожные его проявления влекут за собой серьёзные. Будь в той стороне, в которой Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), даже если все люди окажутся в противоположной стороне, ибо, поистине, это приведёт к самым благим и прекрасным последствиям, и нет ничего более полезного для раба в мире этом прежде мира вечного. Большинство людей находятся в противоположной стороне, особенно когда усиливаются стремление и страх: после этого трудно найти тех, кто остался в той же стороне, что и Аллах и Его Посланник. Более того, такого человека люди считают чуть ли не слабоумным, сделавшим для себя скверный выбор, а могут дойти и до того, что назовут его умалишённым. Это наследие врагов посланников: в своё время они считали самих посланников умалишёнными, потому что они были в одной стороне, тогда как большинство людей — в другой. Однако тот, кто приучает к этому душу свою, нуждается в глубоком знании того, что принёс Посланник да благословит его Аллах и приветствует, — таком, которое рождает твёрдую убеждённость в истинности этого и отсутствие сомнений в этом, а также в совершенном терпении, которое придётся проявить в ответ на враждебность одних и порицания других. А достичь этого можно только с помощью сильного стремления к Аллаху и миру вечному, так, чтобы мир вечный он любил больше мира этого, и предпочитал мир вечный миру этому, и любил Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) больше всего остального. Для человека нет ничего более сложного вначале, потому что душа его, страсти, натура, шайтан и его братья, и те, с кем человек общается, находящиеся в противоположной стороне, призывают его предпочесть жизнь ближнюю, и если он противоречит им, они поднимаются, чтобы бороться с ним. И если он проявит терпение и стойкость, то к нему придёт помощь от Аллаха, и тогда трудное станет для него лёгким, а на смену боли придёт наслаждение.
Ведь, поистине, Господь — Благодарный, и Он непременно даст ему вкусить блаженство, которое поможет ему приблизиться к Аллаху и Его Посланнику и покажет ему почёт, приносимый пребыванием в этой стороне.
И тогда радость его усилится, и сердце его преисполнится радостью и обретёт силу и отраду, а те, кто боролся с ним прежде, будут либо испытывать благоговейный страх перед ним, либо поспешат заключить с ним мирный договор, станут помогать ему или оставят его в покое. Воинство его обретёт силу, тогда как воинство его врага ослабеет. Не считай трудным противоречие людям и пребывание в той стороне, где Аллах и Его Посланник, даже если ты один, ибо, поистине, Аллах — с тобой, и Ты — под Его надзором, и Он заботится о тебе и оберегает тебя, и Он лишь испытывает силу твоей убеждённости и терпения.
И лучший помощник в этом деле после помощи Аллаха — освобождение от алчного стремления [к мирским благам] и страха [потерять их]. И когда ты освобождаешься от них, то тебе легко будет пребывать в той стороне, в которой Аллах и Его Посланник, и ты постоянно будешь пребывать в этой стороне. А если тебя одолевает это стремление и сожаление, то даже не думай об этом. Ты можешь спросить: что поможет мне освободиться от этого стремления и от этого страха? Я отвечу: единобожие, упование на Аллаха, надежда на Него, знание того, что никто не приносит благие дела, кроме Него, и никто не стирает скверные дела, кроме Него, и что распоряжение целиком принадлежит Аллаху, и никто не может ничего сделать против воли Его.
См. [Фаваид]
ИСПЫТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ РАДОСТЬ
Один из наших праведных предшественников сказал: «Испытание терпит верующий и неверующий, а благополучие способны вытерпеть только самые искренние».
А ‘Абду-р-Рахман ибн 'Ауф (да помилует его) сказал: «Мы были испытаны тем, что причиняет вред, и вытерпели это, а потом мы были испытаны тем, что доставляет радость, и не сумели проявить терпение» [Тирмизи, 2464].
Поэтому Аллах предостерёг рабов Своих от искушения имуществом, жёнами и детьми.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха» (сура 63 «Лицемеры», аят 9).
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14).
Это не та вражда, которую представляют себе многие, то есть не вражда ненависти и гнева — о нет! Это вражда любви, которая отвращает родителей от переселения (хиджра) и сражения на пути Аллаха, приобретения знаний и милостыни, и от других предписаний религии и дел благочестия.
Когда один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) об аяте: «О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14), тот ответил: «Речь идёт о некоторых мекканцах, которые приняли ислам и хотели отправиться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Однако их жёны и дети помешали им отправиться к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И когда они пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и увидели, что другие люди уже успели обрести понимание религии, то они хотели наказать своих близких. И тогда Аллах ниспослал: “О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам”» [Тирмизи, 3317].
Ат-Тирмизи сказал, что это хороший достоверный (хасан-сахих) хадис. Как часто упускает раб Аллаха что-то из совершенства и преуспеяния из-за своей жены и детей! Недаром в хадисе говорится: «Ребенок может сделать человека скупым и трусливым» [Ибн Маджа, 3666]. ‘Абдуллах ибн Бурайда передаёт: «Я слышал, как мой отец говорил: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил проповедь, и в это время пришли, спотыкаясь, аль-Хасан и аль-Хусейн в красных рубахах, и он спустился, взял их на руки и, поднявшись на минбар вместе с ними, сказал: <Истину сказал Аллах: 'Поистине, ваше имущество и ваши дети — искушение! Я увидел этих двоих мальчиков, которые шли и спотыкались, и не утерпел — прервал свою речь и поднял их...”» [Ахмад, 3774].
Это свидетельство совершенства милосердия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его доброго отношения к маленьким и жалости к ним. И поступок его был призван научить его общину милосердию, жалости и доброму отношению к маленьким. Поистине, проявлять терпение, когда речь идёт о том, что доставляет радость, очень трудно, потому что сопряжено с возможностью [обрести или осуществить желаемое]. Так, голодному легче проявить терпение, когда еды нет, чем когда она есть. И испытывающему вожделение легче проявлять терпение, когда женщины нет, чем когда она присутствует.
См. [‘Уддат ас-сабирин]
ЗАВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ БЛАГ
Некоторые впавшие в обольщение, видя милости Аллаха, приходящие к ним в этом мире, начинают думать, что Аллах не станет наказывать их за грехи, и что это проявления любви Аллаха к ним, и что в мире вечном Аллах одарит их чем-то ещё лучшим. Это обольщение.
‘Укба ибн ‘Амир передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если увидишь, что Всевышний Аллах дарует рабу Своему, несмотря на его ослушание, то, что он любит, то это всего лишь завлечение». Затем он прочитал слова Всевышнего Аллаха:
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (сура 6 «Скот», аят 44).
Один из наших праведных предшественников сказал: «Если ты видишь, что милости Аллаха приходят к тебе одна за другой, хотя ты упорствуешь в ослушании Его, то остерегайся, ибо это лишь завлечение. Ведь Всевышний Аллах сказал: "Если бы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались, а также серебряные двери и ложа в их домах, на которых они бы лежали, прислонившись, а также украшения. Всё это — всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твоего Господа уготована для богобоязненных” (43:33-35).
И Всевышний Аллах ответил тем, кто думал так: “Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: <Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: <Господь мой унизил меня!> Вовсе нет!” (89:15-17).
То есть не всем, кого Я одаряю Своими милостями и кому Я посылаю щедрый удел, Я оказываю почёт таким образом. И не каждого, кого Я подвергаю испытаниям и делаю его удел скудным, Я унижаю таким образом. Бывает, что Я испытываю одного посредством милостей и оказываю почёт другому посредством испытаний». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах дарует мирские блага тем, кого любит, и тем, кого не любит, а веру Он не дарует никому, кроме тех, кого любит» [Ахмад].
Один из наших праведных предшественников сказал: «Бывает, что Аллах, посылая человеку милости, просто завлекает его, а тот не понимает этого, и бывает, что человек обольщается тем, что Аллах покрывает грехи его, и он не осознаёт, [что это всего лишь отсрочка наказания], и бывает, что человек обольщается людскими похвалами и не осознаёт, [что это всего лишь отсрочка наказания]»