Файл: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса кафедра экономики и менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1 Теоретические основы повышения эффективности управления на предприятии

1.1 Сущность и понятия управления деятельностью предприятия

1.2 Основные методы управления

1.3. Показатели эффективности управления деятельностью предприятия

2 Экономический анализ деятельности Владивостокским филиалом АО «Первая Грузовая Компания»

2 1 Организационно-правовая и технико-экономическая характеристика Владивостокского филиала АО «Первая Грузовая Компания»

2.2 Анализ коммерческой деятельности

2.3 Анализ финансового состояния

3 Предложения по повышению эффективности управления Владивостокским филиалом АО «Первая Грузовая Компания», г. Владивосток

3.1 Описание и обоснование предлагаемых направлений по повышению эффективности управления

3.2. Оценка эффективности предложений по повышению эффективности управления предприятием



- АО «Трансконтейнер»;

- АО «Первая грузовая компания»;

- АО «Вагонреммаш» и др.

Некоторые изменения произошли также в структуре рынка железнодорожных перевозок: появились независимые частные операторы, например, ЗАО «Северстальтранс», ООО «ММК-Транс» и др. Однако большинство частных железнодорожных операторов пришли на рынок исключительно с целью обслуживания транспортных потребностей крупных предприятий, функционирующих в сфере металлургической, химической, добывающей промышленности (МК АО «Северсталь», АО «Аммофос», «Новолипецкий МК» и др.).

Что касается других видов перевозок, то в настоящее время данный сегмент рынка обслуживается целиком за счет усилий АО «РЖД». Анализируя рынок перевозок можно сделать вывод, что железнодорожные перевозки являются важным, а в некоторых случаях - ключевым способом перевозки грузов и передвижения пассажиров[26].

В системе железнодорожного транспорта занято 1,30 млн. человек, что составляет более 2 % трудоспособного населения Российской Федерации. При своевременном системном анализе, состояния железнодорожного транспорта в России и тенденций его развития показывают, что, несмотря на его стабильную функцию, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем[27]:

- уровень эффективности железнодорожного транспорта, качество услуг и ассортимент, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям имеющейся в стране экономической ситуации.

- система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна, в частности:

а) система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;

б) существует несколько тарифных центров и тарифных систем;

в) отсутствует механизм предоставления равного доступа к инфраструктуре независимых компаний перевозчиков;

д) регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует (топливо, энергия);

- высокая степень износа основных фондов создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта (износ основных фондов возрос в последнее время до 56 %).

Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих 5 лет, превышает 780 млрд. рублей. Убытки от пассажирских перевозок превышают 35 млрд. рублей в год.


В результате деятельности компании и продаже 100% акций АО «ПГК» компании ООО «НТК» Международное рейтинговое агентство StandardPoors изменило прогноз по рейтингам российского оператора железнодорожных грузоперевозок Дальневосточного филиала ОАО «ПГК» в составе АО «Первая грузовая компания» с «негативного» на «стабильный». Миссия Дальневосточного филиала ОАО «ПГК» – являясь системообразующей инфраструктурой, компания обеспечивает адекватную транспортную основу устойчивого роста экономики и создаем ценности для Акционера, потребителей и общества в целом, посредством предоставления качественных и конкурентоспособных транспортно-логистических услуг по перевозке грузов и услуг магистральной железнодорожной сети.

В таблице 2.8 сделан анализ сильных и слабых сторон Дальневосточного филиала ОАО «ПГК» на основании построенной матрицы SWOT-анализа Дальневосточного филиала ОАО «ПГК».

Таблица 2.8 - Матрица SWOT стратегий предприятия




Возможности

Угрозы

Сильные стороны


Стратегия роста и увеличения доли рынка


Стратегия удержания доли рынка и инвестировани я средств в развитие новых технологий

Слабые стороны

Стратегия удержания доли рынка

Стратегия «сбора урожая», т.е. получения краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах даже за счет сокращения доли рынка

Наряду с совершенствованием бизнес процессов АО «ПГК происходит трансформация корпоративной культуры от ориентированной на потребителей и увеличение прибыли. Все действия АО «ПГК» в стратегическом и краткосрочном периодах нацелены на максимизацию совокупного акционерного капитала за счет роста рентабельности (чистой прибыли). Чтобы быть конкурентоспособным предприятию привлекает как можно больше потребителей. В первую очередь, для привлекательности для потребителей фирма имеет развитый благоприятный имидж, репутацию, находится на слуху, востребована[28].

Чтобы быть востребованным Дальневосточный филиал ОАО «ПГК» предлагает потребителям продукт, который их интересует, больше, чем похожий продукт фирм-конкурентов. Проведя выше финансовый анализ Дальневосточного филиала ОАО «ПГК», можно сказать, что предприятие является лидером на рынке грузовых, железнодорожных перевозок. Высокие значения коэффициентов, говорят о том, что с одной стороны, у компании высокая ликвидность, а с другой – об излишке оборотных средств, омертвленных в запасах (запасные части), НДС (предъявленный поставщикам, относящийся к реализации услуг по ставке НДС 0%) и денежных средствах. Для дальнейшего успешного развития компании АО «ПГК» реализует стратегии инновационного развития. Для разработки программы инновационного развития требуется адекватная оценка существующего технологического уровня компании в сравнении с конкурентами в России и за рубежом[29].



Бизнес-стратегия развития компании содействует решению общих задач расширения рыночного потенциала Владивостокского филиала АО «ПГК», роста его конкурентоспособности, повышения доходности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности, в том числе с учетом негативных макроэкономических условий. Для эффективного достижения своей главной цели Владивостокский филиал АО «ПГК» планомерно действует по следующим четырем стратегическим направлениям:

-повышение эффективности производственно- экономической деятельности ;

- сохранение лидирующих позиций на рынке грузовых перевозок;

- формирование эффективной структуры портфельных и производственных активов;

- повышение управляемости деятельности.

Для каждой из этих стратегических направлении сформулированы цели, достижение которых позволит осуществить вышеуказанные стратегические намерения Владивостокского филиала АО «ПГК». Так, для обеспечения роста совокупного акционерного капитала Владивостокский филиал АО «ПГК» осуществляет переход от затратоориентированной корпоративной культуры к культуре, нацеленной на максимизацию эффективности задействованных ресурсов и процессов. Увеличение доходов осуществляться за счет увеличения объема перевозок и применения гибкой системы тарифов. Консервативный прогноз грузооборота до 2023 года показывает положительную динамику с ежегодным ростом 2-3%. При этом в соответствии с активной маркетинговой политикой по привлечению дополнительных объемов и увеличению клиентской базы, Владивостокский филиал АО «ПГК» прогнозирует более высокий рост грузооборота. Также для обеспечения текущей операционной устойчивости, а также повышения конкурентоспособности оказываемых услуг, в Владивостокском филиале АО «ПГК» осуществляются мероприятия по снижению производственных и административных издержек.

Внутренний стратегический анализ деятельности предприятия показывает, что погрузка грузов на железнодорожном транспорте в 2016 г. выполнена в объеме 134,42 млн. тонн, это на 3,38 млн. тонн, или 2,6%, больше, чем в 2015 г. При этом грузооборот ОАО «ПГК» вырос с 214,80 млрд. т-км в 2015 г. до 231,26 млрд. т-км в 2016 г. Это означает, что в отчетном году Компания увеличила грузооборот на 7,7%. В 2015 г. грузооборот составил чуть больше 2 трлн. т-км. Доходы от грузовых перевозок в Компании по итогам 2015 г. получены в сумме 75,49 млрд. руб., с ростом к 2016 г. на 9,69 млрд. руб., или 14,7%. При этом удельный вес каждого груза в структуре перевозок по годам значительно не меняется при общем росте объема грузовых перевозок по Росси. Структура грузоперевозок по России представлена на рисунке 2.11.




Рисунок 2.11 – Структура грузоперевозок по России

Как следует из рисунка 2.11 в товарной структуре железнодорожных грузовых перевозок на уголь приходится 21,2%, нефть и нефтепродукты – 16,4%, руду железную и марганцевую – 8,4%, черные металлы – 6,7%, лесные грузы – 4,6%, минерально-строительные грузы – 23,1%, удобрения – 3,1%.

Проводя стратегический анализ компании Владивостокского филиала АО «ПГК» необходимо рассмотреть наиболее сильные направления железнодорожных перевозок, приносящих основную часть прибыли компании. Для этого проведем исследование с помощью построения матрицы БКГ[30].

Критерии и портфели:

- доля рынка – имеет центральное значение для максимизации прибыли, возврата инвестиций (ROI) выручки;

- рост рынка - здесь действует эффект опыта: чем выше рост рынка и чем больше доля рынка, тем выше рентабельность.

Исходя из этих показателей, Boston Consulting Group разработала портфель «рост рынка – доля рынка», этот портфель называется матрицей БКГ (рисунок 2.12).



Рисунок 2.12 Матрица БКГ

Звезды (уголь) – новые бизнес – области, занимающие относительно большую долю рынка при растущем рынке. Они приносят предприятию значительную прибыль, однако требуют инвестиций. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, звезды обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Но они также сами генерируют значительный приток наличности ввиду низкого уровня издержек за счет экономии на масштабах производства и накопленного производственного опыта. Главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность последних.

Коровы (нефть и нефтепродукты) – бизнес–области, которые являются лидерами на медленно растущем рынке. Обычно, «дойные коровы» – это «звезды» в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, поскольку инвестиций в такую бизнес-область требуется только необходимый минимум. Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения.. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов[30].


Собаки (услуги малым предприятиям) – бизнес – области занимающие низкую долю медленно растущего рынка, приток денег не значительный. Любой шаг предприятия в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Чем ниже и левее собака находится в матрице БКГ, тем очевиднее, что она связывает активы предприятия, которые можно было бы разместить более выгодно. Слабеющие собаки зачастую неспособны зарабатывать значительные средства в долгосрочной перспективе. Следовательно, за исключением особых случаев к слабеющим собакам рекомендует применять стратегию сбора урожая, сокращения или ликвидации, в зависимости от того, какой вариант может принести наибольшие выгоды[31].

Знак вопроса (лесные грузы) – бизнес-области, конкурирующие в растущих отраслях, но занимающие относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Высокие темпы роста рынка требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту. Однако эти бизнес - области с большим трудом генерируют доход организации из-за своей небольшой доли на рынке. В отношении этих бизнес - областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без значительных дополнительных инвестиций эти бизнес- области скорее скатятся до позиций «собаки».

Еще одной целью Владивостокскому филиалу Первой Грузовой Компании необходимо продолжение экспансии на перспективные рынки, прежде всего страны - партнеры по Евразийский экономический союз. Реализации этих целей в 2017 году АО «ПГК» открыть дочернюю компанию в республике Корея , обеспечившую к 2020 году дополнительную грузовую базу и рост объемов перевозок в странах Азии .

Следуя за меняющимися условиями рынка, Дальневосточный филиал АО «ПГК» не останавливаясь на пути развития и используя в своей практике лучшие методы корпоративного управления и контроля, должен оптимизировать производственные процессы, поиск новых эффективных технологий перевозок и расширения сервисов. В этом случае будет обеспечен долгосрочный устойчивый рост стоимости бизнеса АО «ПГК .Применение предприятием стратегии усиления позиций на рынке является верной, поскольку на данный момент ему необходимо повышать свою конкурентоспособность за счет производства различных видов услуг грузоперевозок железнодорожным транспортом и тем самым укреплять рыночные позиции. Таким образом, стратегия на предприятии в основном реализуется по всем направлениям, однако следует обратить внимание на стратегию инновационного развития, которая не реализуется на предприятии и товарно–рыночную стратегию, направить свои усилия на формирование и реализацию этих стратегий[32].