Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 552

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процедуры лечебной гимнастики могут быть дополнены эрготерапией и трудотерапией. Для восстановления функций верхней конечности и утраченных двигательных навыков чаще применяют рисование, шитье, вязание, плетение, склейку, вырезание, лепку, работу с компьютером, элементы цветоводства, садоводства, навыки бытового самообслуживания, связанного с приготовлением и приемом пищи, гигиеническими процедурами, уборкой, уходом за одеждой и пр. Для восстановления функций нижней конечности применяют, прежде всего, движения, которые помогают освоить, восстановить или улучшить процесс передвижения, а также бытовые виды деятельности, например, работу в саду, езду на велосипеде и др.

Массаж применяют различные методики, техники и приемы массажа, в том числе используя самомассаж, аппаратный массаж, точечный и др. По показаниям возможно сочетание нескольких техник.

Формы ЛФК. Лечебная гимнастика (от 30 до 45 минут 1-2 раза в день), самостоятельные занятия (15 минут 2-4 раз в день), утренняя гигиеническая гимнастика (15 минут 1 раз в день), аэробные циклические нагрузки (от 20 до 60 минут и более 2 раза в день), в том числе терренкур, прогулки, пробежки, процедуры гидрокинезотерапии (25-35 минут 1 раз в день или через день), механотерапия (от 15 до 45 минут 1-2 раза в день), трудотерапия (20-30 минут в день), несостязательные спортивные игры (15-30 минут 1 раз в день). Способы проведения занятий: малогрупповой или групповой, при наличии тяжелых осложнений возможен индивидуальный. Занятия проводят в зале ЛФК, а также на свежем воздухе, в лечебном бассейне.

Пример назначения методики ЛФК при переломе лучевой кости в типичном месте на амбулаторном этапе реабилитации, иммобилизационный период. Проведена стабильная фиксация тыльной гипсовой шиной от основания пальцев до верхней трети предплечья (перелом без смещения, разгибательный). Двигательный режим – щадящий.

Средства ЛФК: ФУ, естественные факторы природы, массаж.

Формы ЛФК: ЛГ, УГГ, дозированная ходьба, ИЗ, прогулки, терренкур.

Методика ЛФК. 2-4 раза в день применяется возвышенное положение конечности, смена положения поврежденной руки (подъем руки выше горизонтального уровня, затем исходное физиологичное положение).ОРУ преимущественно изотонического, в меньшей степени изометрического характера для всех неповрежденных структур ОДА, с акцентом на периартикулярные мышцы симметричных суставов – плечевого, локтевого, лучезапястного, межфаланговых, пястно-фаланговых, т.е. мышечных групп здоровой руки; ФУ для тренировки баланса и равновесия. Амплитуда движений полная, темп средний.


Специальные ФУ для пальцев кисти, мышц предплечья, изометрические кратковременные по 2-5 с напряжения в течение 15-20 с 2-3 раза в день, изотонические ФУ с помощью здоровой руки, активные для мышц плеча, мышц, стабилизирующих лопатку, ФУ на расслабление, корригирующие, темп медленный и средний, амплитуда клиническая. Дыхательные ФУ в соотношении с др. ФУ 1:2-1:3 – статические (различные типы локализованного дыхания), в большей степени – динамические, амплитуда движений полная. Продолжительность процедуры от 15 до 35 минут в зависимости от сроков иммобилизации, от 1 до 2 раз в день.

ФИЗИОТЕРАПИЯ

Выбор физических факторов определяется теми лечебными задачами, которые решаются в данный период: анальгезия, купирование воспаления, улучшение трофики и метаболизма в зоне повреждения, качественное формирование костной мозоли, стимуляция остеогенеза, профилактика осложнений.

Противовоспалительные методы: УВЧ–терапия, низкочастотная магнитотерапия. Их применение не ограничивает наличие фиксирующей гипсовой повязки, обычно начинают со 2-4 суток. При назначении УВЧ-терапии в зависимости от локализации повреждения методики местные, поперечные или продольные, в начале курса лечения атермические или олиготермические дозировки, от 8-12 минут, ежедневно, курс 5-10 процедур. Низкочастотную магнитотерапию можно рекомендовать и при наличии в зоне воздействия фактора металлических спиц и др. Воздействуют местно, на область перелома, используют магнитное поле частотой 50 Гц, индукцией 35 мТл, в течение 15—20 мин, ежедневно; курс 8—12 процедур.

Анальгетические физические методы: ДДТ, СМТ, СУФ-облучение эритемными дозами, электрофорез анальгетиков. Применяют следующие методики: при наличии иммобилизации методики чаще сегментарные, после снятия гипса – местные. Диадинамотерапия сегментарно, паравертебрально, либо на область повреждения, по схеме ДН, ДП, КП, ДВ по 2-3 минуты, ежедневно, курс 5-10 процедур. СМТ невыпрямленный режим, ІІІ–ІV рр по 4-5 минут, с частотой модуляции 100 Гц, глубина модуляции 25-50%, ежедневно, курс 5-10. При наличии противопоказаний к применению импульсных токов рекомендуют в качестве обезболивающей процедуры – СУФ-облучение, при наличии иммобилизации облучают симметричную перелому область, после снятии гипса – на очаг поражения, начинают с 2-3 биодоз со 2-3-го дня, увеличивая на 1 биодозу, через день; курс 3-5 процедур.


Трофостимулирующие методы. СУФ-облучение в субэритемных дозах на симметричные области при наличии гипсовой повязки или местно после ее снятия, ежедневно, курс 10-12 раз; электрофорез кальция хлорида на область перелома, методика местная, продольная или поперечная, 20 минут, ежедневно, курс 10-15 раз; массаж области повреждения, методика может быть отточная, время зависит от области воздействия, курс обычно 10-12 раз.

Методы коррекции локомоторной дисфункции: ультразвуковая терапия, фонофорез гидрокортизона, парафино-озокеритотерапия, электрофорез йода, лидазы, витаминов, массаж и пр. Улътрафонофорез 1% гидрокортизоновой мази на область перелома, методика лабильная, режим непрерывный или импульсный с длительностью импульса 4 мс (на более ранних сроках воздействия), интенсивность 0,4-0,6 Вт/см2, ежедневно; курс 10-12 процедур; парафиново-озокеритовые аппликации на область перелома (после снятия фиксирующей повязки) 42°С, ежедневно, курс 8-10 процедур.

Репаративно-регенеративные методы: Инфракрасная лазеротерапия (см. физиотерапевтический рецепт), гелиотерапия.

Пример физиотерапевтического назначения

  1. Rp: Электрофорез калия йодида 2-5% на область перелома поперечно 20 минут, ежедневно, № 10.

  2. Rp: ИКВ на область перелома 2 ст мощности, 20 минут, ежедневно, №6

9.3.2. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

СКОЛИОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Сколиоз, точнее сколиотическая болезнь – сложное, тяжелое заболевание всего организма, которое характеризуется прогрессирующим, боковым искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, наличием торсии позвонков, деформациями костно-мышечного аппарата, которые приводят к дисфункции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Необходимо подчеркнуть, что сколиоз – это заболевание, которое формируется и прогрессирует постепенно, с нарастающей симптоматикой. Сколиоз – это болезнь роста, с окончанием роста ребенка, обычно заканчивается прогрессирование и развитие заболевания. Нарушения осанки бывают функциональными и фиксированными. При функциональном нарушении ребенок может принять положение правильной осанки по заданию, либо в положении лежа после расслабления мышц, при фиксированном – не может.


Актуальность проблемы. Сегодня деформации позвоночника – наиболее частые заболевания опорно-двигательного аппарата подрастающего поколения. Например, по данным научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных старшеклассников было выявлено нарушение осанки, требующее лечения. В России количество детей с идиопатическим сколиозом в популяции составляет более 20% (Садовая Т. Н., 2009). За рубежом же деформация позвоночного столба менее 10° в большинстве случаев неучитывается при постановке диагноза, и заболеваемость идиопатическим сколиозом остается на уровне 2-4% от всего детского населения. Многие специалисты не согласны с данной точкой зрения. Практический опыт говорит о том, что идиопатический сколиоз любой тяжести, даже до 5-10°, но имеющий все признаки трехплоскостной деформации, следует считать состоявшимся сколиозом. Он требует самого пристального внимания врачей и родителей ребенка, их систематического, жесткого контроля и совместных усилий, направленных на противодействие дальнейшему развитию заболевания.

В одной из общепринятых классификаций сколиозов было введено понятие типов сколиотического искривления, которое остается основой и современных систем классификаций: шейно-грудной, грудной, грудопоясничный, поясничный, комбинированный, имеющий две первичные дуги.

Классификация сколиозов В.Д. Чаклина по этиологии:

1. Врожденный;

2. Приобретенный:

2.1.Диспластический;

2.2.Дистрофический;

2.3. Идиопатический

2.4. Сколиозы от разных причин.

Классификация В. Д. Чаклина по углу искривления позвоночника, сколиоз имеет несколько степеней:

1.От 5 до 10 градусов – характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника и начальной степенью торсии позвонков, которое выявляется рентгенологически.

2. От 11 до 30 градусов – определяется значительное отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, выраженная торсия позвонков и наличие компенсаторных дуг. Рентгенологически выявляется деформация тел позвонков на уровне вершины искривления, при осмотре определяется мышечный валик из-за торсии позвонков и реберный горб. Нарушения функции нервной систем и др. систем организма.

3. От 31 до 50 градусов – характеризуется стойкими и выраженными деформациями ОДА. Рентгенографически на вершине дуги и прилегающих участков выявляются позвонки клиновидной формы. Межпозвонковые диски с вогнутой стороны прослеживаются трудно. Клинически проявляются нарушения функций других органов и систем.


4. Более 50 градусов – сопровождается тяжелыми деформациями ОДА, изменением центра тяжести тела, отклонением туловища от центральной оси, скованностью движений в позвоночнике, стойкой деформацией грудной клетки, наличием заднего и переднего реберных горбов, множественными дисфункциями других органов и систем. Рентгенологически выявляется выраженная клиновидная деформация тел грудных позвонков, деформирующий спондилоартроз и спондилез в грудном и поясничном отделах позвоночника, обызвествление связочного аппарата.

Реабилитационный процесс сколиотической болезни должен быть комплексным, систематическим и непрерывным до окончания роста ребенка. В реабилитационную программу обычно включают: общеукрепляющее лечение, соблюдение ортопедического режима и режима статических нагрузок, индивидуальную программу кинезотерапии, массаж, физиотерапевтическое воздействие, плавание и упражнения в воде, по показаниям ношение корсета и мануальную терапию, рефлексотерапию, психотерапию и др.

ЦЕЛЬЮ реабилитации является формирование правильной осанки и исправление дефектов ОДА, если они уже есть.

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ:

  • мобилизация искривленного отдела позвоночника, направленная коррекция имеющихся деформаций ОДА, стабилизация позвоночника в состоянии достигнутой коррекции, создание биомеханических условий для восстановления функций структур позвоночного столба;

  • активизация общих и локальных обменных процессов, улучшение кровообращения и лимфообращения;

  • формирование мышечного корсета, выработка силовой и общей выносливости мышц, уменьшение мышечного дисбаланса;

  • тренировка равновесия, баланса, улучшение координации движений;

  • снижение осевой нагрузки на позвоночник;

  • восстановление физиологического дыхательного стереотипа;

  • восстановление или формирование правильного паттерна ходьбы;

  • нормализация психо-эмоционального состояния;

  • обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки, сохранение ее во всех исходных положениях, в статике и динамике;

  • укрепление сводов стоп, нормализация ее функций;

  • улучшение и гармонизация физического развития.



ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Режим статических нагрузок подразумевает правильное, разумное сочетание, чередование трудовой деятельности и отдыха ребенка, нельзя допускать длительного сидения, стояния, ребенку необходим дополнительный отдых, в исходном положении лежа, в дневное время, после длительных осевых нагрузок на позвоночник. По возможности, даже приготовление уроков, например, устных, должно быть в облегченных положениях – стоя на коленях с упором на локти, лежа на животе с опорой верхней половины туловища на локти или специальную подставку. Между занятиями должны проводиться физкультминутки. Необходим ежедневный контроль правильной осанки ребенка.