Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 553

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Спать необходимо на ортопедическом матрасе, на спине или животе, с небольшой ортопедической подушкой. Основной задачей ортопедического лечения является снижение давления на межпозвонковые хрящи и позвонки на вогнутой стороне искривления, рост которых при сколиозе замедлен из-за значительного сдавления. Это достигается при помощи мероприятий, направленных на разгрузку позвоночника, например, ношение ортопедических корсетов, разгрузочные положения и пр. Ношение корсета рекомендуется при выраженной мобильности позвоночника, его декомпенсации, бурном прогрессировании сколиотической болезни. При ношении корсета происходит разгрузка позвоночника, передача тяжести головы и верхнего плечевого пояса на таз, минуя позвоночник. Корсет иногда позволяет не только снять нагрузку, но и уменьшить степень искривления, которая во многом зависит от несостоятельности мышечно-связочного аппарата. При выраженной торсии позвонков, ребенка укладывают спать в гипсовую кровать, со стороны торсии, выбухания подкладывают ватно-марлевую подушку с деторсионной целью.

Противопоказаниями к назначению кинезотерапии при сколиозе являются нестабильность позвоночника с разницей между углом искривления в положении лежа и стоя (по данным рентгенографии) более 10-15 градусов, злокачественное течение сколиотической болезни, быстро прогрессирующие деформации позвоночника и других структур ОДА на фоне бурного роста ребенка, выраженные дисфункции других органов и систем организма, тяжелая сопутствующая патология.

Двигательные лечебно-охранительные режимы. Поскольку наиболее востребован амбулаторный этап реабилитации, то чаще назначаются щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режим. Режимы, которые назначаются на госпитальном или стационарном этапе реабилитации, показаны при оперативном лечении сколиозов, либо тяжелом, осложненном его течении, например, выраженном болевом синдроме, тяжелой сопутствующей соматической патологии.

Закаливающие факторы природы показаны в большинстве случаев при дефектах осанки и применяются активно для повышения защитных сил организма и его оздоровления, улучшения адаптационных процессов, совершенствования механизмов регуляции и др. и назначаются лечащим врачом в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и пола, физического развития, типа сколиоза, характера и степени имеющихся деформаций и др.


Физические упражнения. Общие лечебные задачи решаются путем подбора общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности ребенка. ОРУ изометрического и изотонического характера, активные, для всех мышечных групп – мелких, средних, крупных, суставов, из различных исходных положений, с помощью партнера, с помощью гимнастических предметов и снарядов, выполняются в различных направлениях, плоскостях, разной степенью мышечного напряжения, скоростью и амплитудой, могут выполняться в различных комбинациях и вариантах. Они способствуют формированию, развитию физических качеств, сознательному управлению движением, соизмерению мышечного усилия и расслабления, точности и четкости выполнения, формируют двигательные навыки и умения и т.п. Пациент развивает важную способность – непринужденное и гармоничное владение своим телом. Желательно использование музыкального сопровождения, создающего настроение, помогающего пациенту, особенно ребенку, концентрироваться на упражнении, чувствовать распределение веса тела, отдельных сегментов ОДА и т.п.

Исправление дефектов осанки, а также решение специальных задач достигается с помощью специальных упражнений, которые подразделяются на три группы – симметричные, асимметричные и деторсионные. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника и т.п. Характерной чертой большинства упражнений является максимальная коррекция позвоночника и осанки перед тренировочной нагрузкой и контроль правильной осанки при выполнении ряда последовательных упражнений. Например, можно использовать, так называемый, пристеночный тест – обучение принятию правильной осанки с помощью активной работы мышц. Ребенок становится спиной к стене (без плинтуса), желательно лицом к зеркалу, к стене прижимаются пятки (стопы устанавливаются параллельно), икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, которые максимально отведены назад, затылочная область головы, обратить внимание на то, чтобы живот был втянут, ноги полностью выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, подбородок опущен.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие исходные положения, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся
исходные положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках, лежа на боку со стороны выпуклости, подложив при этом под бок на уровне вершины искривления валик.

При дефектах осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях, например, при кифосколиозе, валик следует положить под спину на уровне максимального искривления; при выраженном лордозе – валик необходимо подкладывать под живот в исходном положении лежа на животе; при этом используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза – упражнения, способствующие укреплению ягодичных мышц, брюшного пресса. При уменьшении угла наклона таза используют упражнения, способствующие укреплению разгибателей поясничного отдела позвоночника, мышц передней поверхности бедра. Устранению крыловидности лопаток и приведению плечевых суставов способствуют упражнения, укрепляющие нижние и средние фиксаторы лопаток, расслабляющие и растягивающие верхние фиксаторы лопаток, большую и малую грудные мышцы.

Например, для укрепления мышц пресса, оптимальным является ИП лежа на спине. Упражнения могут выполняться с фиксированными ногами или фиксированным туловищем, следует осторожно вводить переходы из положения лежа в положение сидя с прямой спиной. При выполнении данного упражнения положение рук может быть: упор кистями под поясницей, руки на поясе, кисти рук на уровне плеч, отведены в стороны, руки за голову, выше головы и др.

По мере укрепления мускулатуры, в занятия вводятся упражнения в ИП стоя, в ходьбе и др. ИП сидя желательно вводить в последнюю очередь, как одно из самых неблагоприятных положений для структур позвоночника.

При подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой, которая на момент занятия является гипотоничной. Так, при попытке укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона таза, часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. Функцию сгибания нижних конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. В результате такие занятия ведут к увеличению дефекта осанки. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт, подбирать исходные положения, сводящие к минимуму возможность замещения.


При асимметричной осанке наиболее важны симметричные упражнения, которые применяются при всех степенях и типах искривлений, при их выполнении в работу вовлекаются симметричные мышечные группы, особенно постуральная мускулатура. Они способствуют выравниванию дисбаланса силы мышц и устранению дефекта. Исследования показали, что при выполнении таких упражнений ослабленные мышцы на стороне отклонения работают с большей нагрузкой, чем на противоположной стороне. Укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц, бедер, голеней, стоп. Выгоднее использовать ИП лежа, т.к. симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз практически исключают возможность искривления позвоночника и возникновение дополнительных деформаций. Статические усилия чередуют с динамическими гимнастическими упражнениями, регулируя их трудность в соответствии с физиологическими возможностями занимающегося, возрастом, патологическими особенностями. Также это лучшее средство выработки мышечной выносливости.

Применение симметричных упражнений давно получило признание врачей и ученых, а вот применение асимметричных и деторсионных упражнений до сих пор вызывает вопросы у различных специалистов, т.к. выполняются с асимметричным мышечным усилием, способствуют снижению тонуса и растягиванию мышц со стороны вогнутости и повышению тонуса мышцы со стороны дуги искривления, выпуклости. Их вводят в занятия лечебной гимнастикой, начиная со ІІ степени сколиотической деформации. Их применение требует опыта, навыка, разрешения ортопеда, безупречного и точного выполнения с точки зрения биомеханики, индивидуального подбора и жесткого контроля мышечных усилий и последовательности включения в работу тех мышечных групп, которые участвуют в движении. С их помощью достигается активная коррекция деформации. Вид активной коррекции определяется, прежде всего, локализацией искривления. Если в грудном отделе, то коррекция достигается подъемом руки вверх на вогнутой стороне дуги, а со стороны выпуклости – рука может быть отведена в сторону (не выше горизонтального уровня), либо опущена вдоль туловища. Если в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости дуги искривления. Так же применяют упражнения в противосгибании. Например, при сколиозе рекомендуют делать наклон туловища в выпуклую сторону с противоупором руки на уровне вершины выпуклости и подъем руки вверх с вогнутой стороны.

Активная коррекция торсионных изменений достигается путем поворота таза, туловища, заведением конечности в сторону, противоположную развороту позвонков. Торсия позвонков подчиняется определенным законам. При правостороннем сколиозе, позвонки скручиваются по часовой стрелке, при левостороннем – против, независимо от локализации искривления. Это с точки зрения биомеханики движений наиболее сложный вид упражнений, который при неправильном применении может озлокачествлять течение сколиоза.


При проведении курса ЛФК особенно важно обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки, формирование навыка правильной осанки, которое достигается путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений. Также, выработке мышечно-суставного чувства способствует прикосновение спины к опоре (стене, гимнастической стенке), когда при помощи осязания, можно определить и почувствовать расположение различных частей тела. Целесообразно использовать выполнение упражнений перед зеркалом при активной зрительной коррекции взаиморасположения различных частей тела друг относительно друга.

Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на координацию, равновесие и балансирование (удержание различных предметов на голове, ходьба по широкой и узкой плоскости, полувисы, висы, выполнение упражнение на неустойчивой опоре). Очень важны упражнения на координацию движений, позволяющие сознательно придавать голове, туловищу, конечностям правильное, заданное положение, сознательно его видоизменять и удерживать в заданном положении.

После обучения в занятия вводят на растягивание, упражнения в активном расслаблении, сознательном и целенаправленном расслаблении определенных, локальных мышечных групп, а также общее расслабление. Этому всегда помогают дыхательные физические упражнения: статические, динамические, дренажные и часть из них будут асимметричные, т.к. сколиоз часто сопровождается нарушением функции дыхательной системы. Асимметричные упражнения сочетают с корригирующими, например, при грудном сколиозе на вдохе поднимают руку со стороны прогиба позвоночника и производят надавливание на область реберного горба. Для детей младшего возраста использую игровые дыхательные упражнения: «задувание свечи, подуем на перышко», надувание воздушных шариков и др.

Прикладные физические упражнения: ходьба, лазание, ползание, приседания, метание и др. Показаны различные виды ходьбы – обычная лечебная дозированная, может быть разгрузочная, например, в ИП лежа, может быть более усложненная: на носочках, пяточках, с перекатом, перешагивание через препятствия, ходьба по гимнастической скамейке, с изменением направления, скорости движения и т.п. Лазание применяют горизонтальное и вертикальное (например, по шведской стенке и пр.), акцентируя внимание на симметричности движений. Ползание