Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.           Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".           Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.           Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются.

Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:

  • к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

  • продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;

  • продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

  • продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;

  • продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.


33. Назовите основные функции и умения педагога.

Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

1. Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

  • гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;

  • исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;

  • информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;

  • побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

2. Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.

3. Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.


4. Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.

5. Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

6. Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

7. Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.


34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. Целью его является оценка учебного занятия в целом или отдельных его составляющих, что является важным фактором повышения квалификации учителей. В процессе анализа урока учитывают особенности деятельности учите эля и учеников осуществляют его по такой схеме:

1. Цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие), их взаимосвязь и пути реализации

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, обустройство урока, наглядные пособия, технические средства обучения, санитарно-гигиеническое состояние класса и др.

3. Тип урока, его место в системе занятий по предмету. Организационная структура урока: четкость и последовательность этапов, соответствие их характеру познавательной деятельности учащихся

4. Содержание урока: научность, воспитательное и развивающее значение учебного материала, правильность отбора учебного материала по объему, содержанию и доступностью для учащихся, соотношение эмпирического, тео оретичного и практического учебного материала; группировки, классификация учебного материала вокруг ключевых понятий; направленность учебного материала на связь из жизним.

5 методических обеспечение урока: а) использование и особенности сочетания форм обучения, обоснованность их выбора, соответствие принципам обучения; темп урока б) методика проведения различных этапов ур года: постановка познавательных задач перед учащимися; методика проверки домашних заданий методика преподавания новых знаний; методика закрепления учебного материала; методика проверки и оценки с объединений, умений и навыков учащихся, использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся, организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение, применение на уроке проблемно го и элементов программированного обучения, учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществления индивидуализации обучения и дифференцированного подхода к учащимся, организация различных видов самостоятельной работы учащихся, их место на уроке домашнее задание, его объем и своевременность представления, использование на уроке воспитательных возможностей учебного материала, формирование н аукового мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности, культуры учебного труда, выявления и реализация на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразностиі.


6. Поведение учащихся на уроке: а) порядок и дисциплина учащихся б) активность, самостоятельность, интерес к занятиям учеников разного уровня подготовленности, сосредоточенность и устойчивость их внимания на разных этапах уро глазу в) учебно-познавательная деятельность, организованность, аккуратность; отношение к занятию неуспевающих и нарушителей дисциплины, участие в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива г) отношением ния учащихся к учителю и друг к другу (доброжелательность, взаимопомощь).

7. Характеристика деловых качеств учителя: а) уровень научной подготовки и готовности к уроку, знание теории обучения и воспитания, методики преподавания предмета, психологии и гигиены, умение применять. Уват эти знания в процессе обучения в) педагогический такт, стиль, культура труда и поведения, речь г) взаимоотношения с классом и отдельными учениками.

8. Общие итоги урока: а) выполнение плана урока б) достижение образовательной, развивающей и воспитательной цели в) общая оценка, результаты, эффективность и качество г) выводы и предложения по последующей ьшого совершенствования работы, закрепления успехов, преодоления ошибкак.

Объективный анализ урока способствует совершенствованию учителем своих профессиональных знаний, умений и навыков, побуждать к самосовершенствованию

Обобщение предложенных многими исследователями схем психологического анализа урока (на примере урока иностранного языка) позволяет определить общую модель такого анализа на основе деятельностного подхода. В схему включены следующие планы рассмотрения: субъекты деятельности, их деятельность и сотрудничество.

Первый план — психологическая характеристика особенностей овладения учащимися иностранным языком как учебным предметом. Анализ в этом плане проводится учителем как ответ на вопросы: каковы особенности овладения иноязычной речевой деятельностью? каков характер развития входящих в нее речевых действий, языковых (грамматических, лексических, фонетических) средств выражения мысли и способов ее формирования и формулирования? каков путь совершенствования операциональных механизмов этой деятельности? Анализируя урок, учитель учитывает и закономерности усвоения (материала) во всех его звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей учащихся и т.д.

Второй план — психологические особенности личности учителя иностранного языка: общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя и ее проявление на уроке; общепедагогические и специальные (коммуникативные, аналитические и др.) способности учителя иностранного языка и их проявление на уроке; индивидуально-психологические особенности учителя: эмоциональность, тревожность, самооценка и т.д. и их проявление на уроке; особенности его деятельности.