ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте
4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:
23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?
24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?
25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.
Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):
27. Дайте понятие педагогической деятельности.
30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?
31. Что такое профессиональное самосознание педагога?
33. Назовите основные функции и умения педагога.
34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?
36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?
37. Что такое педагогическое общение?
38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.
39. Охарактеризуйте педагогические конфликты
40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?
41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?
Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»
42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?
43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.
Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера
Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой, А.Я. Никоновой. Как отмечают эти авторы, в основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.
-
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном — сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
-
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
-
РАССУЖДАЮЩЕ-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
-
РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность».
То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.
Согласно определению Е. А. Климова стиль деятельности в собственно психологическом смысле – это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». Это определение особо подчеркивает, что наилучшее выполнение деятельности достигается благодаря индивидуальному своеобразному сочетанию ее приемов и способов.
Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, на момент осуществления этого выбора является уже во многом сформировавшейся личностью со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальные качества педагога в любом случае должны отвечать общим психологическим требованиям к данной профессии.
Кроме того, в педагогической деятельности, относящейся к типу профессий «человек– человек», в обязательном порядке необходимо учитывать психологические особенности другой стороны – учащихся. Например, стиль работы и общения с учениками учителя начальных классов как непосредственно на уроке, так и вне его будет заметно отличаться от стиля общения, допустим, учителя химии, работающего исключительно со старшими подростками и юношами.
В свою очередь, преподаватель вуза по стилю деятельности будет значительно отличаться от школьного учителя, в том числе и преподающего ту же самую дисциплину.
Таким образом, на формирующийся индивидуальный стиль педагогической деятельности влияют по меньшей мере три основных фактора:
-
индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидно-типологические, личностные и поведенческие;
-
психологические особенности самой деятельности;
-
особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т. д.).
Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:
-
темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
-
характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;
-
выбор методов обучения;
-
выбор средств воспитания;
-
стиль педагогического общения;
-
применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний.
30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?
Стиль педагогической деятельности – это система методик, обусловленная типологическими особенностями, формирующаяся у человека, стремящегося к качественному выполнению деятельности. Система носит индивидуальный характер, выражающийся в использовании конкретных, для данного индивидуума, механизмов, к которым происходит сознательное или стихийное обращение.
В определении сознательно подчеркнута индивидуальность сочетаемых приемов и способов выполнения деятельности. Однако, существует набор компонентов, из которых и формируется вышеуказанный индивидуальный стиль:
-
Индивидуально-психологические, типологические, личностные, поведенческие особенности субъекта деятельности.
-
Психологические особенности деятельности как таковой.
-
Особенности обучающихся, включая пол, возраст, уровень интеллектуальной подготовки.
Проявление индивидуального стиля деятельности педагога чаще всего определяется несколькими областями:
-
Особенностью темперамента.
-
Характером ответной реакции на определенные ситуации, действия, поступки.
-
Выбором методик воспитания.
-
Стилистикой профессионального общения.
-
Применением средств психолого-педагогического влияния на обучающихся.
Типология стилей преподавательской деятельности
Разделение стилей деятельности педагога может происходить на нескольких основаниях. Базовыми критериями для классификации по характеру осуществления деятельности могут послужить:
-
Содержательные характеристики.
-
Уровень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде.
-
Динамические характеристики.
-
Результативность.
На основании вышеизложенных компонентов можно выделить индивидуальные стили педагогической деятельности учителя.
Группы стилей |
Эмоциональные |
Рассуждающие |
Импровизационные |
Эмоционально-импрвизационный стиль |
Рассуждающе-имровизационный стиль |
Методичные |
Эмоционально-методичный стиль |
Рассуждающе-методичный стиль |
Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль деятельности – это ориентация на процесс обучения.
Педагог выстраивает ознакомление с новым материалом логично и интересно. Иногда, увлеченность настолько сильна, что теряется элемент обратной связи. Учитель выражает мысль, не делая уточнений и не прерываясь, что нередко ведет к плохому пониманию информации учениками. В процессе опроса педагог часто обращается за ответом к наиболее сильным, в понимании предмета, ученикам, ведет опрос в быстром темпе и не проявляет терпения в случае длительных, самостоятельных рассуждений учащегося.
Эмоционально-методичный индивидуальный стиль характерен ориентацией на процесс обучения и достижение результата в равной степени.
В случае применения данного стиля, планирование учебного процесса происходит адекватно, для него свойственна поэтапная проработка учебного материала, как для сильных, так и для более слабых учеников. Педагоги, придерживающиеся такого стиля деятельности, отличаются высоким уровнем оперативности, частой сменой видов работ на уроке, использованием коллективного обсуждения.
Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль учителя отличается ориентированностью на результат обучения.
-
РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность».
Педагог адекватно выполняет анализ и планирование образовательно-воспитательного процесса. В отборе средств и методик педагогической деятельности превалирует консерватизм, на первое место выносится воспроизведение изученного материала, набор техник обучения применяется минимальный, индивидуальные творческие знания и коллективные рассуждения практически не используются в процессе освоения материала.