Файл: 1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


22. Особенности формирования доходов бюджетов муниципальных образований различного вида.
К неналоговым доходам местных бюджетов относится и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ.

- государственная пошлина, за исключением той, что в федеральный бюджет идет;

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, которые устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут в рамках прав, предоставленных федеральным законодательством, вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, а также предоставлять льготы по их уплате.

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с БК РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) Содержание органов местного самоуправления; проведение мун. выборов;

2) Формирование муниципальной собственности и управление ею;

3) Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ и др.;

4) Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

5)Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

6)Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
23. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, их состав, особенности формирования.


Единый социальный налог (ЕСН) -- федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды -- Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации -- и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Основным источником пополнения государственных социальных внебюджетных фондов являются страховые взносы.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

бюджет Пенсионного фонда РФ;

бюджет Фонда социального страхования РФ;

бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходы Фонда социального страхования РФ (ФСС) формируются за счет следующих источников:

· за счет страховых взносов субъектов хозяйствования;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

· добровольных взносов граждан и ю.л., поступление иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

· прочих доходов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:

· страховых взносов;

· добровольных взносов юридических и физических лиц;

· доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Территориальные фонды ОМС формируются за счет:

· страховых взносов;

· поступлений из теттиториальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;

· поступление из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;

· поступление средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС;

· доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

24. Нормативные правовые акты, регулирующие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Основными нормативными актами, регулирующими бюджетные правоотношения, являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о бюджете на соответствующий год и на плановый период. В ст. 72 Конституции РФ определена компетенция органов власти в области бюджета (доходов и расходов государства) на федеральном, региональном и местном уровнях; а в ст. 101– 104, 106, 114 – установлен порядок рассмотрения и утверждения бюджета. В ст. 2 и 3 Бюджетного кодекса определены бюджетные правоотношения и законодательство, состоящее из законов РФ и ее субъектов о соответствующих бюджетах на определенный год, а также отражено, что бюджет государства финансирует социально-экономическое развитие всей страны, поэтому он утверждается ежегодно в форме федерального закона и ему придается высшая юридическая сила. К числу подзаконных актов, также регулирующих бюджетные отношения, относятся указы Президента РФ (ст. 3 БК РФ). Однако Президент не вправе определять круг доходов, поступающих на образование бюджетов разных уровней, или утверждать федеральный бюджет, т.к. разрешение данных вопросов входит в компетенцию Федерального Собрания РФ (ст. 105, 106, 114 Конституции РФ).

25. Расходы бюджетов, их виды и формы.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; и др.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:


  • ассигнований на содержание бюджетный учреждений;

  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; и др

виды расходов:

а) содержание органов местного самоуправления;

б) формирование муниципальной собственности и управление ею.

в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

д) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; и др

26. Бюджетные ассигнования, их состав.
БК РФ Статья 69. Бюджетные ассигнования

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

предоставление межбюджетных трансфертов;


предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
27. Понятие расходных обязательств публично-правовых образований. Связь расходных обязательств публично-правовых образований и расходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
БК РФ Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

3. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном