Файл: 1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
составлении проекта бюджета свод законов, актов, необходимых для исполнения включённых в реестр обязательств
31.Публичные нормативные обязательства.
Публичные нормативные обязательства -это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (ст. 6 БК РФ).
Примеры Публичные нормативных обязательств (из Перечня публичных нормативных обязательств Российской Федерации):
Публичные нормативные обязательства могут быть связаны с:
Публичные нормативные обязательства подлежат исполнению за счет средств соответствующих бюджетов и обусловлены реестром расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства с указанием оценки объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. (БК РФ)
Так, Публичные нормативные обязательства могут возникать исходя из:
Исполнение Публичных нормативных обязательств может осуществляться и за счет межбюджетных трансфертов. (Пример: Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России, Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка.)
32. Расходы бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, их состав.
Расходы бюджета, согласно БК РФ – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе РФ (ст. 28, 31 БК РФ), органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов.
На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние:
- объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
- особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели);
- социально-экономические задачи;
- функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.
За счет средств федерального бюджета обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местные бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
Основная задача разграничения - закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач.
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
- финансирование общего образования по основным образовательным программам;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.
Кроме перечисленных, существуют виды расходов, финансируемых исключительно из соответствующего бюджета.
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов общенационального уровня:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие НТП;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
- обеспечение миграционной политики;
- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;
- деятельность СМИ;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- прочие расходы.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- содержание мировых судей и судов субъектов РФ;
- организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта;
- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов власти субъекта РФ;
- деятельность СМИ субъекта РФ;
- молодежная политика;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении МСУ;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов МСУ;
- охрана окружающей природной среды на территориях МО;
- реализация целевых программ, принимаемых органами МСУ;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов.
31.Публичные нормативные обязательства.
Публичные нормативные обязательства -это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (ст. 6 БК РФ).
Примеры Публичные нормативных обязательств (из Перечня публичных нормативных обязательств Российской Федерации):
-
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, -
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы.
Публичные нормативные обязательства могут быть связаны с:
-
осуществлением социального обеспечения населения. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, субвенций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
-
или не связаны с социальным обеспечением населения . Например, расходное обязательство Российской Федерации по выплате лицам, ведущим активную, плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей, консолидации общества и получившую широкое общественное признание в России, государственной премии Российской Федерации, установленное Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Публичные нормативные обязательства подлежат исполнению за счет средств соответствующих бюджетов и обусловлены реестром расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства с указанием оценки объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. (БК РФ)
Так, Публичные нормативные обязательства могут возникать исходя из:
-
Федеральных законов ,Постановлений Правительства РФ, указов Президента Российской Федерации -
Законов субъектов РФ и Постановлений Правительств субъектов РФ -
Из законов муниципальных образований
Исполнение Публичных нормативных обязательств может осуществляться и за счет межбюджетных трансфертов. (Пример: Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России, Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка.)
32. Расходы бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, их состав.
Расходы бюджета, согласно БК РФ – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе РФ (ст. 28, 31 БК РФ), органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов.
На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние:
- объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
- особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели);
- социально-экономические задачи;
- функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.
За счет средств федерального бюджета обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Местные бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.
Основная задача разграничения - закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач.
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
- финансирование общего образования по основным образовательным программам;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.
Кроме перечисленных, существуют виды расходов, финансируемых исключительно из соответствующего бюджета.
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов общенационального уровня:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие НТП;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
- обеспечение миграционной политики;
- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;
- деятельность СМИ;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- прочие расходы.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- содержание мировых судей и судов субъектов РФ;
- организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта;
- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов власти субъекта РФ;
- деятельность СМИ субъекта РФ;
- молодежная политика;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении МСУ;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов МСУ;
- охрана окружающей природной среды на территориях МО;
- реализация целевых программ, принимаемых органами МСУ;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов.