Файл: 1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
составлении проекта бюджета свод законов, актов, необходимых для исполнения включённых в реестр обязательств


31.Публичные нормативные обязательства.
Публичные нормативные обязательства -это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (ст. 6 БК РФ).
Примеры Публичные нормативных обязательств (из Перечня публичных нормативных обязательств Российской Федерации):

  • Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий,

  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы.

Публичные нормативные обязательства могут быть связаны с:

  • осуществлением социального обеспечения населения. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, субвенций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

  • или не связаны с социальным обеспечением населения . Например, расходное обязательство Российской Федерации по выплате лицам, ведущим активную, плодотворную просветительскую и миротворческую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей, консолидации общества и получившую широкое общественное признание в России, государственной премии Российской Федерации, установленное Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 233 "О Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Публичные нормативные обязательства подлежат исполнению за счет средств соответствующих бюджетов и обусловлены реестром расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства с указанием оценки объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. (БК РФ)


Так, Публичные нормативные обязательства могут возникать исходя из:

    • Федеральных законов ,Постановлений Правительства РФ, указов Президента Российской Федерации

    • Законов субъектов РФ и Постановлений Правительств субъектов РФ

    • Из законов муниципальных образований

Исполнение Публичных нормативных обязательств может осуществляться и за счет межбюджетных трансфертов. (Пример: Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России, Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка.)



32. Расходы бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, их состав.


Расходы бюджета, согласно БК РФ – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе РФ (ст. 28, 31 БК РФ), ор­ганы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние:

- объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

- особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходи­мость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляе­мых на военные цели);

- социально-экономические задачи;

- функции, выполняемые орга­нами государственной власти и местного самоуправления.

За счет средств федерального бюджета обеспечивается реали­зация полномочий органов государственной власти РФ по пред­метам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий ор­ганов государственной власти субъектов РФ вне пределов веде­ния Российской Федерации и полномочий Российской Федера­ции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.


Местные бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению воп­росов местного значения.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного само­управления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, ле­жат в основе разграничения расходных полномочий между уров­нями власти в Российской Федерации.

Основная задача разграничения - закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и за­дач.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяй­ства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метро­политена;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- научно-исследо­вательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспе­чивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

- финансирование общего образования по основным образовательным программам;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- разви­тие рыночной инфраструктуры;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.

Кроме перечисленных, существуют виды расходов, финансируемых исключительно из соответствующего бюджета.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов общенационального уровня:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполни­тельной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосудар­ственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
;

- функцио­нирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализа­ции межгосударственных соглашений и соглашений с международными финан­совыми организациями, международного культурного, научного и информаци­онного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных от­раслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие НТП;

- государственная поддержка железнодорожно­го, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космиче­ского пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной соб­ственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

- обеспечение миграционной политики;

- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;

- деятельность СМИ;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драго­ценных металлов и драгоценных камней, государственного материального ре­зерва;

- финансовая поддержка субъектов РФ;

- прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

- обеспече­ние функционирования органов законодательной (представительной) и испол­нительной власти субъектов РФ;

- содержание мировых судей и судов субъектов РФ;

- организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта;

- деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов власти субъекта РФ;

- деятельность СМИ субъекта РФ;

- молодежная политика;

- обслуживание и погашение государствен­ного долга субъектов РФ;


- обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;

- осу­ществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находя­щихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к уве­личению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организа­ция, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культу­ры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учре­ждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны обще­ственного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение террито­рий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание мест захоро­нения, находящихся в ведении МСУ;

- организация транс­портного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов МСУ;

- охрана окру­жающей природной среды на территориях МО;

- реа­лизация целевых программ, принимаемых органами МСУ;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование на­селения;

- содержание муниципальных архивов.