Файл: Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических ЗАНЯТИЙ
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины/профессионального модуля в соответствии с учебным планом) ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
для специальности 43.02.10 «Туризм» |
(код, наименование специальности/профессии)
Томск
2021 год
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией «Сфера услуг» Председатель А.В. Мешкова Протокол № ___ от « ___ » _____20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР Л.В. Сидакова « ___ » _____20___ г. |
| |
Автор:
Федорова Лариса Геннадьевна, преподаватель высшей категории ОГБПОУ «Томский индустриальный техникум»
Рецензент:
_________________________________________________
Подпись, Ф.И.О., должность, ученая степень, звание, квалификационная категория
Оглавление
Введение 4
Практическое занятие №1 7
Практическое занятие №2 10
Практическое занятие №3 12
Практическое занятие №4 14
Практическое занятие №5 16
Практическое занятие №6 18
Практическое занятие №7 20
Практическое занятие №8 22
Практическое занятие №9 25
Практическое занятие №10 27
1.ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования 27
ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования 27
ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования 27
Практическое занятие №11 29
Приложения 31
Информационное обеспечение 50
Введение
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Экскурсионная деятельность»предназначены для студентов 3 курса по специальности 43.02.10 «Туризм».
Практические работы выполняются обучающимися в аудитории под руководством преподавателя при соблюдении требований охраны труда.
Цель практических занятий – проверить уровень овладения студентами материалом, закрепить полученные знания и умения, провести связь между теоретическими положениями и их практическим применением, выработать новые практические умения, сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самообучения. На практическом занятии обучающиеся вовлекаются в активный творческий и прикладной процесс. Методические рекомендации определяют планирование, организацию и проведение практических занятий по учебной дисциплине «Экскурсионная деятельность».
Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Выполнение обучающимся практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические рекомендации разработаны с целью единого подхода к организации и проведению практических занятий. В предлагаемых материалах даны понятия практическим занятиям, рассмотрены их основные цели, формируемые умения и навыки, содержание. Раскрыта структура проведения практического занятия.
По результатам выполненной работы составляется отчет в соответствии с правилами оформления письменных работ студентов ОГБПОУ «ТомИнТех», включающий в себя порядковый номер практической работы, название практической работы, цель работы, ход работы, схемы, графики, диаграммы и др. (при наличии), таблицы с результатами измерения и вычислений, расчетную часть, вывод и ответы на контрольные вопросы.
По результатам выполнения отчета выставляется оценка и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающихся. В случае неудовлетворительной оценки «2» студент устраняет ошибки и недочеты и сдает работу на повторную проверку.
В результате освоения учебной дисциплины «Экскурсионная деятельность»
обучающийся должен уметь:
− использовать информационные источники (справочную литературу, исторические документы, научную литературу, электронные средства массовой информации);
− использовать методические разработки форм и видов проведения экскурсий, методические приемы показа экскурсионных объектов, составлять «Портфель экскурсовода» и маршрута экскурсии:
− определять цели, задачи и тему экскурсии, определять ключевые позиции программы экскурсии;
− согласовывать место встречи экскурсионной группы и организовывать встречу и организовывать протокольные мероприятия при встрече туристов, в начале и завершении экскурсии, контролировать наличие туристов;
− определять особые потребности тургруппы или индивидуального экскурсанта, соблюдать правила протокола и этикета;
− проводить инструктаж о правилах поведения в группе, на конкретном виде транспорта и об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
− обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации, выявлять и предусматривать возникновение потребности во взаимодействии с конкретными организациями для обеспечения проведения экскурсии;
− заключать договоры на обслуживание экскурсантов силами сторонних организаций, проверять наличие необходимых документов (билетов, путевок, ваучеров), вести отчеты по установленной форме.
В результате освоения учебной дисциплины «Экскурсионная деятельность»
обучающийся должен знать:
− экскурсионную теорию, технику и методику подготовки и проведения экскурсии;
− объекты экскурсионного показа и критерии отбора объектов экскурсионного показа, методические приемы показа экскурсионных объектов;
− достопримечательности в контексте истории, географии и культуры, отечественную историю и культуру;
− методики работы с библиографическими материалами, техники поиска информационных материалов в сети Интернет;
− музейные организации по программе экскурсии, регламент и правила обслуживания в конкретных музейных организациях;
− правила делового протокола и этикета, основы психологии и физиологии человека, техники ведения переговоров,
публичных выступлений, экскурсионного рассказа, ответов на вопросы;
− правила обслуживания на транспорте и правила поведения на конкретном виде транспорта, характеристики транспортных средств, необходимых на маршруте экскурсии, транспортные организации, которые могут предоставить услуги, необходимые при проведении экскурсии;
− организация питания по маршруту экскурсии, правила оказания первой медицинской помощи, контактные телефоны соответствующих служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации;
− перечень необходимых документов (билеты, путевки, ваучеры), формы установленной отчетности и правила их ведения, инструкция и правила техники безопасности.
В результате освоения учебной дисциплины «Экскурсионная деятельность»
обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Практическое занятие №1
Тема: Роль экскурсовода в XXI в.
Цель: Определить роль экскурсовода в проведении экскурсии.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Исходные данные:
-
Н.А. Добрина «Экскурсоведение» стр. 78-117
https://rucont.ru/file.ashx?guid=fb6962fb-c941-4811-9b48-f35a4721c20a
-
ГОСТ Р 57807-2017 Требования к экскурсоводам (гидам) -
Конспект Лекций.
Порядок выполнения работы:
1. Прочитать предложенную литературу.
2. Ответить на контрольные вопросы и сделать вывод.
Контрольные вопросы и задания:
-
На какую экскурсию вы бы посоветовали отправиться своему другу, зная, что его социально-психологический тип (Приложение № 1):
-
любитель спокойного (малоактивного) отдыха; -
любитель удовольствий (шика); -
любитель активного отдыха; -
любитель спортивного отдыха; -
любитель познавать новое; -
любитель приключений.
Придумайте примеры экскурсий, которые могли бы заинтересовать и увлечь людей, традиционно предпочитающих пассивный отдых (солнце, море, пляж).
Как можно воспользоваться следующим логическим переходом (Приложение № 2):
«Труд на благо Родины является важной чертой духовного облика россиян»? Для экскурсий какого типа такое суждение будет характерно? (Подсказка: вспомните классификацию экскурсий.)
-
Придумайте примеры логических переходов, о которых идет речь в Приложении 2. Можно воспользоваться указанным содержанием перехода или придумать свой вариант. -
Прокомментируйте следующее высказывание об экскурсиях по Санкт-Петербургу:
«Сегодня роль экскурсовода особенно важна. Он выступает посредником между жителями Петербурга и теми, кто ведет колоссальную работу по современной “реконструкции” города. Экскурсовод помогает слушателям знакомиться с целым рядом вопросов, связанных с новыми градостроительными решениями, установленными памятниками. Он служит необходимым “проводником” и пропагандистом