Файл: Задание Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 2688
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Монастырь близ древнего города Льгово превращен в лагерную зону, окружённую вышками.
2) На территории бывшего монастыря до сих пор покоится прах Якова Петровича Полонского, и посетители приехали ему поклониться.
3) Монастырские церкви были разобраны на кирпичи в советские времена, а над останками архиерея, обнаруженными в склепе, варварски надругались безбожники.
4) Суеверный Батый – враг Древней Руси – пощадил святыни; потомки же древних русичей оказались хуже варваров-язычников.
5) Теперь памятник Я. П. Полонскому с территории древнего монастыря перевезён в Рязань.
Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7–9 представлено описание.
2) В предложениях 1–5 представлено рассуждение с элементами описания.
3) В предложении 30 содержится вывод, сделанный на основе сообщения, представленного в предложении 29.
4) Предложение 6 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 5.
5) Предложения 13, 14 иллюстрируют суждение, высказанное в предложении 12.
24. Из предложений 17–22 выпишите слово со значением: «Закрытое помещение ниже уровня земли (под церковью или на кладбище), в котором ставили гробы с телами умерших».
25. Среди предложений 16–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Запишите номер(-а) этого
(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Напишите строго последовательно данные цифры без пробелов и запятых.
«Создать правдивый образ жестокой эпохи автору помогают синтаксическое средство (А) (предложения 8, 23–25) и троп (Б) («Освободился, значит…» в предложении 30). С помощью (В) («дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы») беспощадности жизни противопоставлено величие духа. Чтобы передать силу и глубину своих чувств, писатель использует приём – (Г) (предложение 7)».
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) неполные предложения
4) метафора
5) гипербола
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) ирония
9) градация
А Б В Г
Часть 2
Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение тщательно проверьте.
Ответы к 4 варианту
№ Ответ Задание 27
1 2345 Примерный круг проблем Авторская позиция
2 но/однако 1. Проблема пренебрежительного отношения
к историческим
и культурным ценностям. (К чему приводит пренебрежение культурными ценностями?
Как следует относиться к культурным ценностям?) 1. Пренебрежение по отношению к историческим и культурным ценностям приводит к варварству –
разрушению того, что создано на века усилиями множества творцов. Поэтому, чтобы общество не деградировало, государству необходимо проводить политику сохранения памятников культуры.
3 1
4 задолго
5 дипломатичное
6 костюмированным
7 пятьюдесятью
8 95372
9 35
10 23 2. Проблема значения духовности и красоты в жизни человечества.
(Какова роль духовности и красоты в жизни человечества?) 2. Умение ценить красоту и духовность объединяет
и возвышает людей разных эпох и культур.
11 235
12 13
13 непроходимое
14 посредитакже
15 234
16 34
17 145
18 23459
19 2
20 1236
21 146
22 34
23 134
24 склеп
25 2224
26 3846
Пояснения к ответам 4 варианта
1 1) Данные слова являются книжными, но не терминами, поскольку термины
– это названия некоторых понятий какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями, характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Термины однозначны.
2 Предыдущие и последующее предложения содержат противоположную по смыслу информацию (географическое единство противопоставлено социальной разобщённости), поэтому средством связи предложений служит противительный союз НО (ОДНАКО).
3 В двенадцатом предложении речь идет о положении, т.е. внешних или внутренних обстоятельствах существования человечества.
4 задОлго (слово из орфоэпического словника ФИПИ). Запомнить верное ударение помогут стихотворные строчки: «Ударение в “задОлго“ проверяем словом “дОлго“».
5 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – относящийся к дипломатии, дипломату: дипломатический пост, дипломатический протокол, дипломатический иммунитет, дипломатический корпус, дипломатический паспорт, дипломатический ранг, дипломатическая миссия, дипломатическая служба, дипломатическое представительство, дипломатическое право. ДИПЛОМАТИЧНЫЙ – тонко рассчитанный, уклончивый: дипломатичное поведение, дипломатичный подход, дипломатичный разговор, дипломатичный ответ, дипломатичный человек. (Слова из
«Словника паронимов ФИПИ»)
6 Маскарад – это костюмированный бал, поэтому слово
КОСТЮМИРОВАННЫЙ является лишним.
7 При склонении сложных количественных числительных изменяются оба окончания. В форме Тв. пад. ед. числа окончание -Ю встречается два раза. Неверно: ПЯТ-И-ДЕСЯТЬ-Ю, правильный ответ – ПЯТЬ-Ю-ДЕСЯТЬ-Ю.
8 А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – 9) СМИ, в том числе и местные газеты, не комментирует (надо: комментиру-Ют) это событие.
Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением – 5) Игра Данилы Козловского в художественном фильме
«Викинге» (надо: «Викинг») произвела неизгладимое впечатление на многих зрителей.
В) Ошибка в построении предложения с однородными членами –
3) Московский столичный регион соседствует с семью областями: Ярославская, Владимирская, Тульская, Смоленская, Рязанская, Калужская, Тверская (надо: ЯрославскОЙ, ВладимирскОЙ, ТульскОЙ, СмоленскОЙ, РязанскОЙ, КалужскОЙ, ТверскОЙ).
Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом – 7) Тотчас же по приезду (надо: по приездЕ) хозяйки дом как будто ожил: засверкал чистотой зеркал, красотой накрахмаленных скатертей.
Д) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
– 2) Применение этой методики анализа к текстам, содержащих (надо: содержащИМ) разные стилистические пласты, неприемлемо.
9 В 3 ряду слова с чередованием в корне ЛАГ – ЛОЖ (значение – «класть»). В 5 ряду слова с чередованием в корнях –
ПЛАВ – ПЛОВ (значение – «плыть») – плОвец (искл.);
ЗОР – ЗАР (значение – «свет в вышине, просветление») – зАрницы;
НИМ – НЯ (семантически неясное значение корня, др.рус. НЯТИ – «брать»)
– снИмать (фильм).
10 В словах 1 ряда – БЕЗЪ-ЯДЕРНЫЙ, ИЗЪЯТИЕ – пропущен разделительный Ъ, который пишется после приставок на согласный (в слове ИЗЪЯТИЕ приставка выделяется этимологически) перед гласными Е, Ё, Ю, Я; в последнем слове -ВЬЮЖ-Н-АЯ – пишется Ь в корне после согласных перед Е, Ё, Ю, Я.).
В словах 2 ряда пишется приставка ПРЕ- со значением «очень», «сверх»,
«над» – ПРЕ-НЕПРИЯТНЫЙ, ПРЕЗРЕННЫЙ (приставка выделяется этимологически), ПРЕВАЛИРОВАТЬ (приставка латинского происхождения). Во всех словах 3 ряда пропущена буква С: ИС-ЦАРАПАТЬ, БЕС-СНЕЖНАЯ (глухой С на конце приставки перед глухим), СГИНУТЬ (приставки З- не бывает).
В словах 4 ряда ВЗ-ЫСКАТЬ, БЕЗ-ЫДЕЙНЫЙ пропущена буква Ы в соответствии с правилом: «После русскоязычных приставок, оканчивающихся на согласный, буква И в начале корня меняется на Ы в соответствии с фонетическим принципом орфографии». В слове ДЕЗ- ИНФОРМАЦИЯ пишется И после иноязычной приставки.
Слова 5 ряда – ОТ-ДЫХ, ПОДЧАС (приставка выделяется этимологически), ПОД-ТОЛКНУТЬ – содержат единообразные приставки ОТ- и ПОД-.
11 В словах 1 ряда пропущены неодинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов имен прилагательных: вермишел- ЕВ-ый (-ЕВ- безударный, -ИВ- ударный), придир-ЧИВ-ый (суффикс -ЧИВ- пишется единообразно).
В словах 2 ряда пропущена Е в соответствии с правилами правописания суффиксов глаголов в слове зашпаклЕВА-ть (соотносится с формой ЗАШПАКЛЮЮ, поэтому пишется Е) и прилагательных в слове плеч-ЕВ-ой (-ЕВ- безударный, -ИВ- ударный).
В словах 3 ряда пропущены одинаковые буквы: разговор-ЧИВ-ый приверед- ЛИВ-ый (суффиксы прилагательного -ЧИВ- и –ЛИВ- пишутся единообразно). В словах 4 ряда пропущены неодинаковые буквы в соответствии с правилами правописания суффиксов существительных муж. рода – эсмин- ЕЦ (ЕЦ – суффикс существительных мужского рода), и ср. рода – коромысл- ИЦ-е (в заударном слоге пишется суффикс -ИЦ-, а в предударном - ЕЦ).
В 5 ряду пропущены одинаковые буквы в инфинитивах наде-Я-ть-ся и леле-
Я-ть, их следует запомнить.
12 В 1 ряду в причастиях прошедшего времени пропущены одинаковые буквы: взлеле-Я-нн-ый, взлеле-Я-вш-ий (от взлеле-Я-ть).
Во 2 ряду в причастиях настоящего времени пропущены неодинаковые буквы: ка-ЮЩ-ийся (1 спр.), мол-ЯЩ-ийся (2 спр.)
В 3 ряду в страдательных причастиях настоящего времени 1 спр. – незыбл- ЕМ-ый (зыбить), приемл-ЕМ-о (принимать) – пропущены одинаковые буквы. В словах 4 ряда пропущены неодинаковые буквы: (они) взыщ-УТ (1 спряжение – взыскать), (они) стащ-АТ (2 спряжение – стащить).
В словах 5 ряда пропущены неодинаковые буквы: выровн-Е-НН-ые (от выровн-Я-ть, исключение), выкач-АНН-ая (от выкач-А-ть, инфинитив заканчивается на АТЬ - ЯТЬ).
13 НЕПРОХОДИМОЕ – слово не употребляется без НЕ-, поэтому пишется с НЕ- слитно.
14 ПОСРЕДИ – производный предлог, его написание следует запомнить,
ТАКЖЕ – союз в значении «И», поэтому пишется слитно.
15 ОСНОВ-А-НН-ЫЕ - причастие сов. вида, имеет зависимые слова, пишется с НН в суффиксе.
ОПРЕДЕЛ-ЁНН-ОГО – отглагольное прилаг., образовано от причастия сов. вида, поэтому в суффиксе НН.
ПРЕДНАЗНАЧ-ЕНН-АЯ – причастие сов. вида, имеет приставку, зависимые слова, пишется с НН в суффиксе.
16 3) [И там и сям зажглись фонари], и [слабый свет их на фоне ещё совсем нетёмного неба вдруг сообщил городу сказочный вид] (ССП, союз И соединяет два простых предложения в его составе, перед союзом И ставится запятая).
4) Работа оказалась хотя и несложная, но трудоемкая и потребует много времени для своего выполнения (простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом И (запятая перед ним не ставится), а также однородными именными частями первого сказуемого, разделёнными двойным союзом ХОТЯ И..., НО... (между частями которого следует поставить запятую).
Обратите внимание! В первом предложении определения выражены причастным оборотом и прилагательным: «…занесённых снегом прекрасных дворцов». В такой последовательности определения не являются однородными.
17 Берёза за окном, раскачиваясь под ветром и издавая тягучий скрип, ударяла по окнам своей листвой, мокрой и липнущей к стеклу.
Обособлена группа однородных деепричастных оборотов, соединённых союзом И, и группа однородных определений после определяемого слова, одно из который выражено прилагательным, а второе – причастным оборотом. Однородные определения также соединены союзом И.
18 Обращения, которые следует обособить: СТОЛИЦА, ВЕСНА МОЯ, СТРАНА ГОСПОДНЯ (в форме им. падежа, не являются членами предложения). Слово ВСЁ-ТАКИ не является вводным словом.
Теперь прощай, столица,