Файл: Задание Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 2691
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 1
Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой, в данном тексте использованы термины
(единство, сообщество, человечество).
2) Включение в текст метафоры («приглянувшиеся (камешки-записи) в собственную душу сложит») и сравнения («тщательно отбирая в неё, как в ладонь, лучшие») – свидетельство образности и выразительности речи автора.
3) Выразительность текста обеспечивается и синтаксическими средствами, среди которых – инверсия, парцелляция, неполные и односоставные предложения.
4) Последнее предложение содержит открытое обращение к читателю и является свидетельством диалогичности рассуждения.
5) Функциональный стиль данного текста – публицистический, поскольку он характеризуется оценочностью, стремлением непосредственно воздействовать на читателя.
Задание 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в двенадцатом предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тринадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОСТОЯНИЕ, -я, ср.
1) Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто-что- н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя.
2) Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжелом состоянии. Обморочное с. Находиться в состоянии восторга.
3) Звание, социальное положение (устар.). Купеческое с. Лишение прав состояния.
4) Имущество, собственность. Ваша библиотека – целое с. Нажить с. Человек с состоянием.
5) В состоянии (с неопр. формой глагола) – о возможности делать что-н. Сейчас я не в состоянии читать.
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
зАдолго красИвее щавЕль
блокИровать нефтепровОд
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Этот ПАМЯТНЫЙ для меня разговор состоялся в декабре прошлого года. Береснев был вполне УДАЧЛИВЫМ охотником.
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ поведение дает возможность герою поддерживать хорошие отношения с недоброжелателями.
В детстве на него НАДЕВАЛИ панаму в солнечную погоду, и он так привык к этому, что всегда покрывал голову летом.
АБОНЕНТЫ телефонной сети могут воспользоваться льготами при покупке акций компании.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Новый год отметили костюмированным маскарадом, в котором приняли участие не только молодые сотрудники, но и пожилые дамы из администрации предприятия.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ ПЯТЕРО друзей
ПЯТИДЕСЯТЬЮ страницами
более ВЫСОКО
окна завешены ТЮЛЕМ
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
В) ошибка
в построении предложения
с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Выехав из дому около полудня, мы поняли, что не успеем в назначенный срок добраться
до лесничества.
2) Применение этой методики анализа к текстам, содержащих разные стилистические пласты, неприемлемо.
3) Московский столичный регион соседствует с семью областями: Ярославская, Владимирская, Тульская, Смоленская, Рязанская, Калужская, Тверская.
4) Если лежит на полу открытая газета «Известия», значит, дед заснул во время чтения.
5) Игра Данилы Козловского в художественном фильме
«Викинге» произвела неизгладимое впечатление на многих зрителей.
6) Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
7) Тотчас же по приезду хозяйки дом как будто ожил: засверкал чистотой зеркал, красотой накрахмаленных скатертей.
8) Те, кто успел оплатить кредиты вовремя, оказались
в выигрышном положении по отношению к должникам.
9) СМИ, в том числе и местные газеты, не комментирует это событие.
А Б В Г Д
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) равнина, блистательный, костровище
2) замереть, вымереть, вымерять
3) заложить (мину), слагаемое, полагать
4) бередить (раны), берёт (с собой), бережливый
5) пловец, зарницы, снимать (фильм)
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..ядерный, из..ятие, в..южная (ночь)
2) пр..неприятный, пр..зренный, пр..валировать
3) и..царапать, ..гинуть, бе..снежная (зима)
4) дез..нформация, вз..скать, без..дейный
5) о..дых, по..час, по..толкнуть
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вермишел..вый, придирч..вый,
2) зашпакл..вать, плеч..вой (сустав)
3) разговорч..вый, привередл..вый
4) эсмин..ц, коромысл..це
5) наде..ться, леле..ть
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) взлеле..нный, взлеле..вший
2) ка..щийся, мол..щийся
3) незыбл..мый, приемл..мо
4) (они) взыщ..т (налог), (они) стащ..т
5) выровн..нные (грядки), выкач..нная (вода)
Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)ПРОСОХШАЯ после дождя земля источала жирный, плотный запах прели.
(НЕ)ПРОХОДИМОЕ болото значилось на карте в двадцати километрах от маршрута следования туристов.
Тальберг, а (НЕ)КТО ИНОЙ, арестовал знаменитого генерала Петрова. Бим, как по команде, лег, (НЕ)СПУСКАЯ взора с птицы...
Мальчик смотрел (НЕ)ПО-ДЕТСКИ сурово.
Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Многому предстояло научиться, ЧТО(БЫ) чувствовать себя в операционной ТАК(ЖЕ) уверенно, как Суханов.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа споры не смолкали: коллеги обсуждали аврал, вызванный не проблемами производства, а пришедшими (ИЗ)ВНЕ – от поставщиков сырья. (ПО)СРЕДИ поляны рос огромный дуб, а ТАК(ЖЕ) высокие и крепкие, под стать ему, берёзы.
(В)НАЧАЛЕ певец пытался держать (В)ТАЙНЕ от близких тот факт, что он разучивает партию Бориса Годунова.
Следует иметь (В)ВИДУ, что многие наши убеждения (В)ПОСЛЕДСТВИИ оказываются иллюзиями.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В музыкальных этюдах исполнительская техника усложне(1)а: это пьесы, основа(2)ые на применении определё(3)ого технического приема игры и предназначе(4)ые для усовершенствования мастерства исполнителя.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там сверкали ярким огнём стены занесённых снегом прекрасных дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
2) Синцов нажал на спуск и широко и твердо повел пулемет за рукояти справа налево и снова направо.
3) И там и сям зажглись фонари и слабый свет их на фоне ещё совсем нетёмного неба вдруг сообщил городу сказочный вид.
4) Работа оказалась хотя и несложная но трудоемкая и потребует много времени для своего выполнения.
5) Цветы лучше собирать утром или под вечер.
Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Берёза за окном (1) раскачиваясь под ветром (2) и (3) издавая тягучий скрип (4) ударяла по окнам своей листвой (5) мокрой и липнущей к стеклу.
Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Теперь (1) прощай (2) столица (3)
Прощай (4) весна моя (5) Уже по мне томится Корельская* земля...
...И (6) все-таки (7) сегодня На тихом склоне дня
Уйду. Страна (8) господня (9) Прими к себе (10) меня!
(Анна Ахматова, *сохранена авторская орфография)
Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вчера я сидел у реки (1) и думал (2) какой большой редкостью стали для людей моего делового круга (3) такие вот прогулки в одиночестве (4) и (5) насколько (6) чужда нам созерцательная работа души.
Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он сел на лошадь (1) чтобы следовать за мной (2) но (3) так (4) как я опередил его
(5) на пять часов (6) ему невозможно было догнать меня.
Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Гелиостанции – самый новый из всех способов получения солнечной энергии. (2)В 2014 году была введена в эксплуатацию Кош-Агачская СЭС – одна из первых наиболее мощных (10 МВт) солнечных электростанций в России. (3)Она расположена на Алтае, в 63 – 65 км от границы с Монголией, в селе Кош-Агач. (4)Выбор географии строительства не случаен: Кош-Агачский район Республики Алтай — одно из самых солнечных мест в России. (5)Безоблачное небо здесь можно наблюдать в течение 300 дней в году, и только в оставшиеся – непогода. (6)Стоимость строительства – 570 миллионов рублей, окупаемость затрат – 100 процентов.
(1) Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй
облюбовывали ‒ красоту. (2)Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братних ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский. (3)Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять верст на такой же крути — колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова.
(4) Оба их пощадил суеверный Батый.
(5) Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. (6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы.
(7)Но ‒ нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью ‒ вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые... (8)В воротах монастырских ‒ вахта. (9)Плакат: «За мир между народами!» — русский рабочий держит на руках африканёнка.
(10)Мы ‒ будто ничего не понимаем. (11)И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:
– (12)Монастырь тут был, в мире второй. (13)Первый в Риме, кажется. (14)А в Москве ‒ уже третий. (15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они ж не разбираются, все стены изгадили, иконы побили. (16)А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей ‒ на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. (17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за половинку. (18)Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом. (19)Под церковью склеп открылся, архиерей лежал, сам ‒ череп, а мантия цела. (20)Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не могли...
– (21)А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. (22)Где она?
– (23)К Полонскому нельзя. (24)Он ‒ в зоне. (25)Нельзя к нему. (26)Да чо там смотреть? (27)Памятник ободранный? (28)Хотя постой, ‒ надзиратель поворачивается к жене. ‒ Полонского-то вроде выкопали?
– (29)Ну. В Рязань увезли, ‒ кивает жена с крылечка, щёлкая семечки.
(30)Надзирателю самому смешно: «Освободился, значит...»
(По А. И. Солженицыну, текст адаптирован А.Д. Баландиной*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) ‒ русский писатель, публицист, общественный и политический деятель.
Задание 22. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой, в данном тексте использованы термины
(единство, сообщество, человечество).
2) Включение в текст метафоры («приглянувшиеся (камешки-записи) в собственную душу сложит») и сравнения («тщательно отбирая в неё, как в ладонь, лучшие») – свидетельство образности и выразительности речи автора.
3) Выразительность текста обеспечивается и синтаксическими средствами, среди которых – инверсия, парцелляция, неполные и односоставные предложения.
4) Последнее предложение содержит открытое обращение к читателю и является свидетельством диалогичности рассуждения.
5) Функциональный стиль данного текста – публицистический, поскольку он характеризуется оценочностью, стремлением непосредственно воздействовать на читателя.
Задание 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в двенадцатом предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тринадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОСТОЯНИЕ, -я, ср.
1) Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто-что- н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя.
2) Физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Больной в тяжелом состоянии. Обморочное с. Находиться в состоянии восторга.
3) Звание, социальное положение (устар.). Купеческое с. Лишение прав состояния.
4) Имущество, собственность. Ваша библиотека – целое с. Нажить с. Человек с состоянием.
5) В состоянии (с неопр. формой глагола) – о возможности делать что-н. Сейчас я не в состоянии читать.
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
зАдолго красИвее щавЕль
блокИровать нефтепровОд
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Этот ПАМЯТНЫЙ для меня разговор состоялся в декабре прошлого года. Береснев был вполне УДАЧЛИВЫМ охотником.
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ поведение дает возможность герою поддерживать хорошие отношения с недоброжелателями.
В детстве на него НАДЕВАЛИ панаму в солнечную погоду, и он так привык к этому, что всегда покрывал голову летом.
АБОНЕНТЫ телефонной сети могут воспользоваться льготами при покупке акций компании.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Новый год отметили костюмированным маскарадом, в котором приняли участие не только молодые сотрудники, но и пожилые дамы из администрации предприятия.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ ПЯТЕРО друзей
ПЯТИДЕСЯТЬЮ страницами
более ВЫСОКО
окна завешены ТЮЛЕМ
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
В) ошибка
в построении предложения
с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Выехав из дому около полудня, мы поняли, что не успеем в назначенный срок добраться
до лесничества.
2) Применение этой методики анализа к текстам, содержащих разные стилистические пласты, неприемлемо.
3) Московский столичный регион соседствует с семью областями: Ярославская, Владимирская, Тульская, Смоленская, Рязанская, Калужская, Тверская.
4) Если лежит на полу открытая газета «Известия», значит, дед заснул во время чтения.
5) Игра Данилы Козловского в художественном фильме
«Викинге» произвела неизгладимое впечатление на многих зрителей.
6) Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
7) Тотчас же по приезду хозяйки дом как будто ожил: засверкал чистотой зеркал, красотой накрахмаленных скатертей.
8) Те, кто успел оплатить кредиты вовремя, оказались
в выигрышном положении по отношению к должникам.
9) СМИ, в том числе и местные газеты, не комментирует это событие.
А Б В Г Д
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) равнина, блистательный, костровище
2) замереть, вымереть, вымерять
3) заложить (мину), слагаемое, полагать
4) бередить (раны), берёт (с собой), бережливый
5) пловец, зарницы, снимать (фильм)
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..ядерный, из..ятие, в..южная (ночь)
2) пр..неприятный, пр..зренный, пр..валировать
3) и..царапать, ..гинуть, бе..снежная (зима)
4) дез..нформация, вз..скать, без..дейный
5) о..дых, по..час, по..толкнуть
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вермишел..вый, придирч..вый,
2) зашпакл..вать, плеч..вой (сустав)
3) разговорч..вый, привередл..вый
4) эсмин..ц, коромысл..це
5) наде..ться, леле..ть
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) взлеле..нный, взлеле..вший
2) ка..щийся, мол..щийся
3) незыбл..мый, приемл..мо
4) (они) взыщ..т (налог), (они) стащ..т
5) выровн..нные (грядки), выкач..нная (вода)
Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)ПРОСОХШАЯ после дождя земля источала жирный, плотный запах прели.
(НЕ)ПРОХОДИМОЕ болото значилось на карте в двадцати километрах от маршрута следования туристов.
Тальберг, а (НЕ)КТО ИНОЙ, арестовал знаменитого генерала Петрова. Бим, как по команде, лег, (НЕ)СПУСКАЯ взора с птицы...
Мальчик смотрел (НЕ)ПО-ДЕТСКИ сурово.
Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Многому предстояло научиться, ЧТО(БЫ) чувствовать себя в операционной ТАК(ЖЕ) уверенно, как Суханов.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа споры не смолкали: коллеги обсуждали аврал, вызванный не проблемами производства, а пришедшими (ИЗ)ВНЕ – от поставщиков сырья. (ПО)СРЕДИ поляны рос огромный дуб, а ТАК(ЖЕ) высокие и крепкие, под стать ему, берёзы.
(В)НАЧАЛЕ певец пытался держать (В)ТАЙНЕ от близких тот факт, что он разучивает партию Бориса Годунова.
Следует иметь (В)ВИДУ, что многие наши убеждения (В)ПОСЛЕДСТВИИ оказываются иллюзиями.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В музыкальных этюдах исполнительская техника усложне(1)а: это пьесы, основа(2)ые на применении определё(3)ого технического приема игры и предназначе(4)ые для усовершенствования мастерства исполнителя.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там сверкали ярким огнём стены занесённых снегом прекрасных дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
2) Синцов нажал на спуск и широко и твердо повел пулемет за рукояти справа налево и снова направо.
3) И там и сям зажглись фонари и слабый свет их на фоне ещё совсем нетёмного неба вдруг сообщил городу сказочный вид.
4) Работа оказалась хотя и несложная но трудоемкая и потребует много времени для своего выполнения.
5) Цветы лучше собирать утром или под вечер.
Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Берёза за окном (1) раскачиваясь под ветром (2) и (3) издавая тягучий скрип (4) ударяла по окнам своей листвой (5) мокрой и липнущей к стеклу.
Задание 18. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Теперь (1) прощай (2) столица (3)
Прощай (4) весна моя (5) Уже по мне томится Корельская* земля...
...И (6) все-таки (7) сегодня На тихом склоне дня
Уйду. Страна (8) господня (9) Прими к себе (10) меня!
(Анна Ахматова, *сохранена авторская орфография)
Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вчера я сидел у реки (1) и думал (2) какой большой редкостью стали для людей моего делового круга (3) такие вот прогулки в одиночестве (4) и (5) насколько (6) чужда нам созерцательная работа души.
Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он сел на лошадь (1) чтобы следовать за мной (2) но (3) так (4) как я опередил его
(5) на пять часов (6) ему невозможно было догнать меня.
Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Гелиостанции – самый новый из всех способов получения солнечной энергии. (2)В 2014 году была введена в эксплуатацию Кош-Агачская СЭС – одна из первых наиболее мощных (10 МВт) солнечных электростанций в России. (3)Она расположена на Алтае, в 63 – 65 км от границы с Монголией, в селе Кош-Агач. (4)Выбор географии строительства не случаен: Кош-Агачский район Республики Алтай — одно из самых солнечных мест в России. (5)Безоблачное небо здесь можно наблюдать в течение 300 дней в году, и только в оставшиеся – непогода. (6)Стоимость строительства – 570 миллионов рублей, окупаемость затрат – 100 процентов.
(1) Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй
облюбовывали ‒ красоту. (2)Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братних ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский. (3)Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять верст на такой же крути — колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова.
(4) Оба их пощадил суеверный Батый.
(5) Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. (6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы.
(7)Но ‒ нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью ‒ вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые... (8)В воротах монастырских ‒ вахта. (9)Плакат: «За мир между народами!» — русский рабочий держит на руках африканёнка.
(10)Мы ‒ будто ничего не понимаем. (11)И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:
– (12)Монастырь тут был, в мире второй. (13)Первый в Риме, кажется. (14)А в Москве ‒ уже третий. (15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они ж не разбираются, все стены изгадили, иконы побили. (16)А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей ‒ на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. (17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за половинку. (18)Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом. (19)Под церковью склеп открылся, архиерей лежал, сам ‒ череп, а мантия цела. (20)Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не могли...
– (21)А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. (22)Где она?
– (23)К Полонскому нельзя. (24)Он ‒ в зоне. (25)Нельзя к нему. (26)Да чо там смотреть? (27)Памятник ободранный? (28)Хотя постой, ‒ надзиратель поворачивается к жене. ‒ Полонского-то вроде выкопали?
– (29)Ну. В Рязань увезли, ‒ кивает жена с крылечка, щёлкая семечки.
(30)Надзирателю самому смешно: «Освободился, значит...»
(По А. И. Солженицыну, текст адаптирован А.Д. Баландиной*)
*Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) ‒ русский писатель, публицист, общественный и политический деятель.
Задание 22. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.